МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО На педагогическом совете МАОУ СОШ №22 Приказом директора МАОУ СОШ № 22 От 30.08.2023 № 658 Протокол № 1 от 30.08.2023 Является приложением к ООП ООО, утвержденным приказом директора школы от 31.08.2023 № 658 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информационные технологии» для обучающихся 5-6 классов ГО Первоуральск, 2023 1 Пояснительная записка Изучение «Основ информационных технологий» в 5-6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая: формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного мировоззрения; формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе; формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации. Учебный предмет «Основы информационных технологий» в основном общем образовании отражает: сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении основ информационных технологий, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть, ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Учебный предмет «Основы информационных технологий» в основном 2 общем образовании интегрирует в себе: цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов; теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся спредметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах; информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета «Основы информационных технологий» в виде следующих четырёх тематических разделов: цифровая грамотность; теоретические основы информатики; алгоритмы и программирование; информационные технологии. Учебный предмет «Основы информационных технологий» в 5-6 классах изучается за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа учебного предмета «Основы информационных технологий» для 5-6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе. При проведении практических работ класс делится на группы. Содержание обучения 5 класс Цифровая грамотность Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога). Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб- странице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с 3 помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг. Индивидуальный проект. Алгоритм работы по созданию индивидуального проекта Теоретические основы информатики Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные – записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека. Алгоритмизация и основы программирования Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде текстового программирования. Информационные технологии Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. 5 класс Цифровая грамотность Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы длязащиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем. Теоретические основы информатики Информационные процессы. Получение,хранение, обработка и передачаинформации (данных). 4 Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Алгоритмизация и основы программирования Среда текстового программирования. Управление исполнителем. Циклические алгоритмы. Ветвление. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. Информационные технологии Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора. Добавление векторных рисунков в документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета. В результате изучения предмета «Основы информационных технологий» науровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества; духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете; гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение 5 правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; ценностей научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации,информационных процессах и информационных технологиях, соответствующихсовременному уровню развития науки и общественной практики исоставляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровняобучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий; адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных 6 ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественногоповедения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числесуществующих в виртуальном пространстве. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачии заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителемили сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия 7 Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требую щиерешения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений(индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть 8 при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. Предметные результаты5 класс Цифровая грамотность: – соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете; – искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации. Теоретические основы информатики: – называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильныхустройств, объяснять их назначение; – понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл»; – запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу; – создавать индивидуальный проект по одному из направлений теоретической информатики («Компьютерная графика и её применение»). Информационные технологии: – создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений; – объяснять различие между растровой и векторной графикой; – создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения; – создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию. Алгоритмизация и основы программирования: – пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», 9 «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»; – составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов. 6 класс Цифровая грамотность: – ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу); – работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов; – защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты; – пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации». Теоретические основы информатики: – иметь представление об основных единицах измерения информационногообъёма данных; – сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов. Информационные технологии: – создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрациисоздаваемых документов; – создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы; – создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации. Алгоритмизация и основы программирования: – разбивать задачи на подзадачи; – составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов, ветвлений и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами. 10 Тематическое планирование 5 класс № Тема п/п 1. Информация вокруг нас (1 ч) 1 Цели изучения курса информатики. ТБ. Информация вокруг нас 2. Информационные технологии (3 ч) 2 Компьютер – универсальная машина для работы с информацией 3 Ввод информации в память компьютера. Клавиатура 4 Управление компьютером, приемы управления компьютером 3. Информация вокруг нас (6 ч) 5 Хранение информации 6 Передача информации 7 Электронная почта 8 В мире кодов. Способы кодирования информации 9 Метод координат 10 Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов 4. Информационные технологии (4 ч) 11 Основные объекты текстового документа. Ввод текста 12 Редактирование текста 13 Работа с фрагментами текста 14 Форматирование текста 5. Информационное моделирование (2 ч) Представление информации в форме таблиц. Структура 15 таблиц. Создание простых таблиц 16 Табличное решение логических задач 6. Информация вокруг нас (1 ч) 17 Разнообразие наглядных форм представления информации 7. Информационное моделирование (1 ч) 18 Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере 8. Информационные технологии (3 ч) Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Компьютерная графика. Инструменты графического редактора 20 Преобразование графических изображений 21 Создание графических изображений 9. Информация вокруг нас (8 ч) 22 Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации 23 Списки – способ упорядочения информации 24 Поиск информации. 25 Кодирование как изменение формы представления информации 26 Преобразование информации по заданным правилам 27 Преобразование информации путем рассуждений 28 Разработка плана действий. Задачи о переправах 29 Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях 10. Информационные технологии (3 ч) 30 Создание движущихся изображений 31 Создание анимации по собственному замыслу 32 Выполнение итогового мини-проекта 11. Итоговое повторение (2 ч) 33 Итоговое тестирование 34 Резерв учебного времени 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 -35 12 6 класс № Тема п/п 1. Объекты окружающего мира (1 ч) 1 Цели изучения курса информатики. ТБ. Объекты окружающего мира 2. Компьютерные объекты (2 ч) 2 Объекты операционной системы Пр.р. Работа с основными объектами ОС 3 Файлы и папки. Размер файла Пр.р. Работа с объектами файловой системы 3. Отношения объектов и их множеств (2 ч) Разнообразие отношений объектов и их множеств 4 Пр.р. Повторение возможностей графического редактора Отношение «входит в состав» 5 Пр.р. Повторение возможностей графического редактора 4. Разновидности объектов и их классификации (2 ч) 6 Разновидности объектов и их классификация 7 Классификация компьютерных объектов. Пр.р. Повторение возможностей текстового процессора 5. Системы объектов (2 ч) 8 Системы объектов. Состав и структура системы. Пр.р. Знакомство с графическими возможностями текстового процессора 9 Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Пр.р. Знакомство с графическими возможностями текстового процессора 6. Персональный компьютер как система (1 ч) Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 Персональный компьютер как система. Пр.р. Знакомство с графическими возможностями текстового процессора 7. Как мы познаем окружающий мир (1 ч) 11 Способы познания окружающего мира. Пр.р. Создание компьютерных документов 8. Понятие как форма мышления (2 ч) 12 Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Пр.р. Конструируем и исследуем графические объекты 13 Определение понятия. Пр.р. Конструирование и исследование графических объектов 9. Информационное моделирование (7 ч) 14 Информационное моделирование как метод познания. Пр.р. Создание графических моделей 15 Знаковые информационные модели. Словесные описания. Пр.р. Создание словесной модели 16 Математические модели. Многоуровневые списки. Пр.р. Создание многоуровневых списков 17 Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Пр.р. Создание табличных моделей 18 Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Пр.р. Создание вычислительной таблицы в текстовомпроцессоре 19 Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Пр.р. Создание информационной модели 20 Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини проекта «Диаграммы вокруг нас» 10. Схемы (2 ч) 21 Многообразие схем и сферы их применения. Пр.р. Создание информационных моделей – схем, граф, деревьев 22 Информационные модели на графах. Использование графовпри решении задач. Пр.р. Создание информационных моделей 11. Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас (8 ч) 23 Что такое алгоритм 24 Исполнители вокруг нас 25 Формы записи алгоритмов 26 Линейные алгоритмы. Пр.р. Создание линейной презентации 27 Алгоритм с ветвлением. Пр.р. Создание презентации с гиперссылками 28 Алгоритмы с повторением. Пр.р. Создание циклической презентации 29 Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником 30 Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертежник 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 1. Итоговое повторение (2 ч) 31 Выполнение итогового проекта 2 -32 33 34 -35 Защита итогового проекта Резерв учебного времени 1 2