Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пластилиновая живопись»

МАОУ "СОШ № 22"
2021.07.08 13:40:23+05'00'

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
городской округ Первоуральск

Является приложением к ООП НОО,
утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом
директора от 30.08.2019 г. № 487)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Пластилиновая живопись»
(общекультурное направление)
для обучающихся 1-4 классов

Составители:
учителя начальных классов

Пояснительная записка
Программа курса «Пластилиновая живопись» составлена на основании следующих
нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29 декабря
2012года.
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г.
3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.,
«Просвещение», 2010г.
4. Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./
(В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского. –
М.:Просвещение,2011г. (Стандарты второго поколения).
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого –
изобразительная деятельность ребенка.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для
развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое
способствует формированию эстетического отношения к действительности. При этом особое
значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно
творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность
ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
Сегодня задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости
поиска инновационных способов художественного выражения. Одним из таких способов
является техника рисования пластилином - пластилиновая живопись. Каждое новое
творческое начинание для ребенка – это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ
развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг». Пластилиновая
живопись - это своеобразный синтез рисования и лепки. Техника предусматривает
предварительный набросок рисунка карандашом и дальнейшую работу с пластилином
(нанесение пальчиками или стекой, тонкого слоя пластилина в соответствии с задуманным
рисунком).
Учитываются принципы последовательности и системности в формировании знаний,
умений и навыков; краеведческого принципа, принципа связи всех видов искусств, связи
сезонных изменений в природе, общественных событий, традиций.
Цель курса:
- развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения;
– развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой
индивидуальности;
– формирование у ребёнка устойчивых систематических потребностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории,
культуры, традиций.
Задачи:
Основными задачами данного курса обучения школьников технике рисования
пластилином являются:
1. Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру, воспитание духовно
богатой личности:
- развитие художественно - творческих способностей, фантазии, воображения;
-.развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.

2. Приобщение детей к деятельности в области искусства, обучение их первоначальным
художественным знаниям, практическим умениям:
- обучение способам рисования пластилином и формирование умений и навыков в
технике пластилиновой живописи,
- общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук.
3. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления):
- развитие воображения, пространственное мышления,;
- повышение сенсорной чувствительности, т.е. способствовать тонкому восприятию
фактуры, цвета, пластики.
4. Воспитание интереса к изобразительной деятельности и художественного вкуса.
5. Формирование умения планировать работу по реализации замысла, умения предвидеть
результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный
замысел.
Планируемые результата освоения курса
Личностные результаты освоения:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками пластилинографии;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты освоения курса:
Метапредметные
результаты
освоения
курса
обеспечиваются
познавательными,
регулятивными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными
связями с технологией, музыкой, изобразительным искусством. Поскольку художественнотворческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением
действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это
довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно
включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является формирование
перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться работать по предложенному плану;
•учиться совместно с преподавателем и другими учащимися давать эмоциональную оценку
своей деятельности на занятии;
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
преподавателя;
• делать предварительный отбор необходимой информации из различных источников
(рисунок, таблица, видеофрагмент, репродукция);
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего коллектива;

• сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным
средствам, жанрам и т.д.);
Коммуникативные УУД.
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения .
Предполагаемые результаты:
1. Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания
оригинальных изделий из пластилина.
2. Участие в выставках детского творчества.
3. Изготовление подарков своими руками.
4. Распространение технологии за пределами школы.
5. Приобщение детей к искусству.
Учащиеся научатся:
1. Свободно владеть лепным материалом.
2. Применять исходные формы (приемы) и умение выполнять их любых размеров и
пропорций.
3. Правильно использовать приемы доработки исходных форм.
4. Использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм.
5. Пользоваться схемами с условными обозначениями, технологической картой в своей
работе.
6. Получат возможность укрепить мелкую моторику пальцев рук.
7. Видеть пропорции и объем.
8. Фантазировать и развивать объемное мышление.
Содержание курса
1 класс (33 часа)
Введение. История возникновения пластилина. Материал для занятий. Вспомогательные
инструменты и приспособления для занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Выполнение элементов пластилинографии: «шар», «конус», «жгут», «валик». Знакомство с
техникой «мазки» и эффектами «рельефность», «мраморность», «пушистость». Создание
несложных картин на темы: «Незабудки» (цветы), « Ветка рябины» (ягоды и листья), «Живые
яблочки на ветках» (птицы), « Осенние деревья».
Аппликация из пластилина. Барельеф. Дополнительный материал для украшения.
Оформление картин в рамки. Создание более сложных картин с использованием всех
изученных приемов, элементов, эффектов на темы:
а) Мир птиц : «Петушок с семьей», «Пингвины на льдине», «Совушка – сова», «Павлин».
б) Обитатели морей : «Мир моря», «Осьминог», «Кашалотик – кашалот».
в) Мир животных : « Три поросенка», «Панда», «Разные коты», «Жираф», «Мишка
косолапый».
Выставка детских работ.
2 класс (35 часов)
Материал для занятий. Вспомогательные инструменты и приспособления для занятий.
Инструктаж по технике безопасности.

«Воспоминание о лете»: «»Желтоглазые ромашки», «Подсолнух».
Расписной пластилин, полученный методом разрезания: «Бабочки».
Пластилиновые фигурки животных: « Пчела на цветке», «Трудолюбивые муравьи», «Паук
плетёт паутину».
Смешивание цветов.Объёмные фигурки. «Подводный мир» - «Ёрш», «Щука», «Рак», «Акула»,
«Осьминог».
«Птичье царство» - «В гнезде», «Цапля на болоте», «Снегири на заснеженной ветке»,
«Синичкина семья», «Дятел на сосне».
Коллективная работа «Рисунок на память».
Картинная галерея. Выставка работ.
3 класс (35 часов)
Панно «Полевые цветы». Нанесение фона. Смешивание цвета. Вырезание плоских деталей.
Объемные формы: валик, жгут.
«Фламинго». Нанесение фона. Смешивание цвета. Изображение растительности: трава(форма
жгут),трава (форма плоская лента). Водоём .Объёмное изображение птицы.
«Медведь в берлоге». Нанесение фона. Снег. Эффект теней для следов на снегу. Объёмное
изображение берлоги и животного.
«Ворона в сквере». Нанесение фона размазыванием пластилина.Объёмное изображение
деревьев (форма цилиндр). Тропинка (форма пластина). Изображение скамейки, вороны.
«Лягушка на болоте». Нанесение фона мазками. Смешивание цвета. Изображение
растительности: камыши, осока, мох(форма валик, жгут, лента). Объёмное изображение
лягушки.
«Аист на крыше». Нанесение фона. Изображение крыши (форма плоская лента), гнездо(форма
жгут). Объёмное изображение аиста.
Панно «Синицы». Нанесение фона мазками. Смешивание цвета. Ветки сосны. Объёмное
изображение синиц.
Панно «Зимний лес». Нанесение фона размазыванием пластилина. Эффект теней..
Смешивание цвета.Объёмное изображение сосны, ели (форма цилиндр, метод соскабливания).
«Ёж». Нанесение фона.Объёмное изображение леса (форма конус, цилиндр). Объёмное
изображение ежа(форма шар, конус).
«Расписная посуда». Нанесение фона.Украшение элементами растительности.
«Жираф». Нанесение фона. Изображение растительности (форма цилиндр, сплюснутый шар).
Объёмное изображение жирафа.
Творческая работа по выбору учащихся.
Итоговое занятие. Выставка работ «Наша галерея».
4 класс (35 часов)
Нанесение фона. Смешивание цветов. Полуобъёмные детали деревьев. Панно «Осенний лес».
«Чудо Хохлома».Элементы хохломской росписи. Натюрморт из посуды.
«Удивительная Дымка». Барыня-водовозка.
Элементы городецкой росписи. Украшение разделочной доски.
«Матрешка». Оформление силуэта. Украшение одежды.
«Замок доброго волшебника».Оформление сказочного пейзажа. Объёмные детали для
украшения. Разноцветный пластилин методом разрезания.
«Снегурочка». Оформление сказочного сюжета декоративными элементами.
Объёмные фигуры. Забавные человечки.
Комбинированная работа «Филин»-нанесение фона, смешивание цветов, объёмные фигурки.

«Птичья столовая». Оформление зимнего пейзажа.
Оформление интерьера помещения.
Панно «Маки». Объемные детали. Оформление композиции деталями в изученной технике
лепки.
Творческая работа по выбору учащихся.
Выставка работ «Наша галерея».

№
п/п
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11

12

13

14

15

16

17

Дата

Тематическое планирование
1 класс
Всего 33 часа (33 учебные недели, из расчета 1 час в неделю)
Тема занятия
Введение ( 2ч)
Вводное занятие. История возникновения пластилина. Правила работы с
пластилином.
Материал, вспомогательные предметы для работы.
Первый раздел ( 8ч).
Прием «мазки». Изготовление фона для картины способом смешивания цветов (
эффект «мраморности»).
«Незабудки». Элемент «шар».
«Незабудки». Элемент «жгут» (раскатывание, скручивание).Змейка в незабудках.
«Ветка рябины». Элемент «жгут» .Изготовление фона картины и контура веток.
«Ветка рябины». Элементы «шар», «валик». Изготовление листьев и ягод.
«Живые яблочки на ветках». Прием скатывания, расплющивания.
«Живые яблочки на ветках». Прием деления на части с помощью стека. Эффект
«рельефности».
«Осенние деревья». Эффекты «пушистости» и «мраморности».
Второй раздел (23 ч)
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина.
«Петушок с семьей».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина. Оформление картины в рамку.
«Петушок с семьей».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина.
«Пингвины на льдине».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина. Оформление картины в рамку.
«Пингвины на льдине».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина.
«Мир моря».
Использование различных приемов, эффектов и дополнительного материала
(бисера) для украшения картин из пластилина. Оформление картины в рамку.
«Мир моря».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из

18

19

20

21

22

23

24

25
26

27

28

29

30

31

32

33

пластилина.
«Три поросенка».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина. Оформление картины в рамку.
«Три поросенка».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина.
«Кашалотик – кашалот».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина. Оформление картины в рамку.
«Кашалотик – кашалот».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина.
«Панда».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина. Оформление картины в рамку.
«Панда».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина.
«Совушка - сова»
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина. Оформление картины в рамку.
«Совушка – сова».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина.
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина.
«Разные коты».
Использование различных приемов , эффектов и дополнительного материала
(бисер, бусинки)при создании картин из пластилина. Оформление картины в
рамку.
«Разные коты».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина.
«Павлин».
Использование различных приемов ,эффектов и дополнительного материала (
бисер, перья) при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.
«Павлин».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина. Коллективная творческая работа.
«Мишка косолапый»
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина. Коллективная творческая работа.
«Осьминог».
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из
пластилина. Коллективная творческая работа.
«В зоопарке»
Картинная галерея. Выставка работ учащихся.

Тематическое планирование
2 класс
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
3435

Дата

Тема занятия
Вводное занятие. Правила работы с пластилином.
Материал, вспомогательные предметы для работы. Упражнения в
изготовлении базовых форм.
«На лугу. Желтоглазые ромашки».
«Подсолнух». Вырезание лепестков и листьев.
«Подсолнух». Семечки. Форма «шар».
«Бабочки». Расписной пластилин, полученный методом разрезания.
«Бабочки». Крылья, туловище. Вырезание по шаблону.
«Стрекоза». Расписной пластилин, полученный методом разрезания.
«Стрекоза». Нанесение фона, элементы пейзажа.
Коллективное панно «У воды».
«Пчела на цветке». Нанесение фона. Смешивание цветов.
«Пчела на цветке». Пластилиновые фигурки животных.
«Трудолюбивые муравьи». Муравейник.
«Трудолюбивые муравьи». Объемные фигурки муравьёв..
«Паук плетет паутину». Паутина. Форма «жгут».
«Паук плетет паутину». Объёмные фигурки пауков..
«Ёрш». Нанесение фона – изображение воды. Смешивание цветов.
«Ёрш». Водная растительность. Изображение рыбы.
«Щука». Объемное изображение рыбы. Водоросли.
«Щука».Вырезание по шаблону плавников, полос на спинку щуки.
«Рак». Объёмное изображение туловища.
«Рак». Объемное изображение клешней.
«Осьминог». Объёмное изображение осьминога.
Коллективное панно «Подводный мир»
«В гнезде». Нанесение фона. Крыша. Форма пластина.
«В гнезде». Объёмное изображение птицы.
«Цапля на болоте». Нанесение фона. Прибрежная растительность.
«Цапля на болоте». Объёмное изображение птицы.
«Снегири на заснеженной ветке». Иней на ветке.
«Снегири на заснеженной ветке». Вырезание птицы по шаблону.
«Синичкина семья». Нанесение фона. Переход цвета от темного к
светлому.
«Синичкина семья». Объемное изображение птицы. Смешивание цветов.
«Дятел на сосне». Нанесение фона. Ствол сосны.
«Дятел на сосне». Объемное изображение птицы.
Картинная галерея. Выставка работ учащихся

Тематическое планирование
3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Дата
пл. факт

Тема занятия
Панно «Полевые цветы».Нанесение фона. Смешивание цвета.
Панно «Полевые цветы». Ромашки. Вырезание плоских деталей.
Панно «Полевые цветы». Васильки. Вырезание плоских деталей.
Панно «Полевые цветы». Колоски злаков. Объемные формы: валик, жгут.
«Фламинго». Нанесение фона. Смешивание цвета.
«Фламинго».Изображение растительности: трава(форма жгут),трава (форма
плоская лента).Водоём.
«Фламинго».Объёмное изображение фламинго.
«Медведь в берлоге». Нанесение фона. Снег.
«Медведь в берлоге». Следы на снегу. Объёмное изображение берлоги.
«Медведь в берлоге». Объёмное изображение медведя.
«Ворона в сквере». Нанесение фона.
«Ворона в сквере».Объёмное изображение деревьев (форма
цилиндр).Тропинка (форма пластина).
«Ворона в сквере». Изображение скамейки, вороны.
«Лягушка на болоте». Нанесение фона. Смешивание цвета.
«Лягушка на болоте». Изображение растительности: камыши, осока,
мох(форма валик, жгут, лента).
«Лягушка на болоте». Объёмное изображение лягушки.
«Аист на крыше».Нанесение фона.
«Аист на крыше».Изображение крыши (форма плоская лента),
гнездо(форма жгут).
«Аист на крыше». Объёмное изображение аиста.
Панно «Синицы». Нанесение фона. Смешивание цвета.
Панно «Синицы». Ветки сосны.
Панно «Синицы». Объёмное изображение синиц.
Панно «Зимний лес». Нанесение фона. Смешивание цвета.
Панно «Зимний лес».Объёмное изображение сосны, ели (форма цилиндр,
метод соскабливания).
«Ёж». Нанесение фона.
«Ёж». Объёмное изображение леса (форма конус, цилиндр).
«Ёж». Объёмное изображение ежа(форма шар, конус).
«Расписная посуда». Нанесение фона.
«Расписная посуда». Украшение элементами хохломской росписи».
«Жираф». Нанесение фона.
«Жираф».Изображение растительности (форма цилиндр, сплюснутый шар).
«Жираф». Объёмное изображение жирафа.
Творческая работа по выбору учащихся.

Итоговое занятие. Выставка работ «Наша галерея».

34 35

Тематическое планирование
4 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Дата
пл. факт

Тема занятия
Панно «Осенний лес».Нанесение фона. Смешивание цвета.
Панно «Осенний лес». Стволы деревьев. Смешивание цветов.
Панно «Осенний лес». Рябины. Листья. Кисти ягод.
Панно «Осенний лес». Ель.
Панно «Осенний лес». Дуб. Вырезание плоских листьев по шаблону.
«Чудо-хохлома». Элементы хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток,
листья.
Натюрморт из посуды, украшенной хохломской росписью.
«Удивительная Дымка».Элементы узоров дымковской росписи.
«Удивительная Дымка». Барыня-водовозка.
«Городец-удалец». Разделочная доска. Нанесение фона..
«Городец-удалец». Украшение доски элементами городецкой росписи.
«Матрешка». Оформление лица матрешки, силуэт сарафана.
«Матрешка». Украшение сарафана.
«Замок доброго волшебника».Оформление силуэта замка.
«Замок доброго волшебника». Украшение сказочного здания башенками,
зарешеченными окошками.
«Замок доброго волшебника».Оформление сказочного пейзажа
декоративными элементами.
«Снегурочка». Оформление силуэта Снегурочки. Украшение одежды.
«Снегурочка». Оформление сказочного пейзажа декоративными
элементами.
«Забавные человечки». Объёмные фигурки. Весёлый гном.
«Забавные человечки». Объёмные фигурки. Одноглазый пират.
«Забавные человечки». Объёмные фигурки. Повар.
«Филин». Нанесение фона.
«Филин». Оформление деревьев.
«Филин». Объёмное изображение филина.
«Птичья столовая». Оформление зимнего пейзажа, кормушки.
«Птичья столовая». Объемное изображение птиц-снегиря, синицы, воробьёв
по выбору учащихся.
«Кот». Нанесение фона. Оформление интерьера помещения.
«Кот». Объёмное изображение кота.
Панно «Маки». Нанесение фона.
Панно «Маки». Объемные лепестки цветов.
Панно «Маки». Объемные листья, коробочки плодов.

32
33
3435

Панно «Маки». Оформление композиции.
Творческая работа по выбору учащихся.
Итоговое занятие. Выставка работ «Наша галерея».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».