Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»

МАОУ "СОШ № 22"
2021.07.08 13:38:37+05'00'

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
городской округ Первоуральск

Является приложением к ООП НОО,
утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом
директора от 30.08.2019 г. № 487)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Учусь создавать проект»
(социальное направление)
для обучающихся 1-4 классов

Составители:
учителя начальных классов

Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности, подпрограмма – курс «Учусь
создавать проект» для 1 – 4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной
основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы
обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф.
Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша
новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное,
прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов,
потребностей и склонностей каждого школьника. На изучение курса по внеурочной
деятельности «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша
новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно
использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем
самым, вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким
технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников,
занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И. Сизовой и Р.Ф.
Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере
образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих
способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и
мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь
создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают
решить
задачу формирования
самостоятельности
ребёнка,
способности
к
самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть минипроблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового
общения в процессе работы над проектом.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием
новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать
и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых
умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих
основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и
интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к
обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет
успешно решать проектная деятельность. Метод проекта – это одна из личностноориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной
школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия
взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка
требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться
успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать
конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого
необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Цель программы: Создание условий для активизации личностного потенциала
учащихся через проектную деятельность..
Задачи:
1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать,
сравнивать, обобщать собранный материал.
2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их
применением в собственном исследовании.

3. Обучить основам оформления работ.
4. Познакомить с основами применения информационных технологий в
исследовательской деятельности.
5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать
формированию культуры речи.
Актуальность проектной деятельности
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих
занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного
проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с
правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить
кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются
следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать
о своем сверстнике, который создавал свой проект ранее. Эти минутки
поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют
ребенка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и
знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо
проектом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а
часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении, сложившихся
проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами
рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и
позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику,
любознательность, память и способность к восприятию.
Курс включает 138 часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1-м классе и 35
занятий–во 2 и 3 классах и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина».
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических
условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и
эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей,
существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной
деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Учусь создавать проект»,
базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей
познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихсяв рамках реализации данной программы направлена не
только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и
развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего
значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной
деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы
личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые
возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному
творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской
практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на
самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым

предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и
формирования ценностного отношения к процессу познания.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс)
Второй уровень результатов (2-3 класс)
Третий уровень результатов (4 класс)
В ходе освоения программы «Учусь создавать проект» целенаправленно
формируются универсальные учебные действия (УУД):
Предметные
• Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности,
прогнозирование последствий деятельности.
• Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей,
поиск нескольких вариантов решения проблемы.
• Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по
библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых
(учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение
главного.
• Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в
решении общих задач, поиск компромиссного решения.
Метапредметные
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать
практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и
навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
• добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
коммуникативные
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию; понимать относительность других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его
участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
личностные
• положительное отношение к проектной деятельности;
• адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
• внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к
нравственному содержанию поступков;
• эмоционального отношения к собственным переживаниям и переживаниям
других людей.
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
В целях обобщения работы учащихся может быть представлено портфолио
младшего
школьника
как
индивидуального
"портфеля”
образовательных
индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой,
социальной, коммуникативной деятельности.
Тематическое планирование для 1 класса
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема

Кол.
часов
Кто я? Моя семья
1
Чем я люблю заниматься. Хобби
1
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта
1
Как собирать материал? Твои помощники
1
Проблема.
1
Проблема. Решение проблемы
1
Гипотеза. Предположение
1
Гипотеза. Играем в предположения
1
Цель проекта
1
Задача проекта
1
Выбор нужной информации
1
Выбор нужной информации
1
Интересные люди – твои помощники
1
Продукт проекта
1
Виды продукта. Макет
1
Визитка
1
Как правильно составить визитку к проекту
1
Как правильно составить визитку к проекту
1
Мини-сообщение.
1
Выступление перед знакомой аудиторией
1
Выступление перед знакомой аудиторией
1
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это 1
интересно
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по 1
теме проекта
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией
1
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией
1
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно
1

27
28
29
30
31
32
33

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. 1
Это интересно
Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно
1
Тест «Чему я научился?»
1
Памятка для учащегося-проектанта
1
Памятка для учащегося-проектанта
1
Твои впечатления от работы над проектами
1
Ярмарка достижений
1
Тематическое планирование для 2 класса

№
заняти
я
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тема

Кол.
часов

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения
Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант
Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями
Выбор помощников в работе над проектом
Этапы работы над проектом
Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием
«актуальность»
Проблема. Решение проблемы
Выработка гипотезы-предположения
Цель проекта
Задачи проекта
Сбор информации для проекта
Знакомство с интересными людьми. Интервью
Обработка информации. Отбор значимой информации
Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет»,
«поделка»
Играем в ученых. Это интересно
Тест «Чему ты научился?»
Отбор информации для семиминутного выступления. (Минисообщение)
Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация
Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР
Программа МРР
Совмещение текста выступления с показом презентации
Совмещение текста выступления с показом презентации
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме
проекта
Тест «Советы проектанту»
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа
визитки
Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»
Играем в ученых. Это интересно
Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности
Памятка жюри конкурсов
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33
34
35

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед
незнакомой аудиторией
Играем в ученых. Это интересно
Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта
Советы на лето от Мудрого дельфина

1
1
1
1

Тематическое планирование для 3 класса
№
занятия
1
2
3
4
5-6
7-8
9
10
11-12
13-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-28
29-30
31
32
33
34
35

Тема

Кол.
часов
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над 1
проектом
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. 1
Проблема. Решение проблемы
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. 1
Решение задачи.
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над 1
проектом. Сбор информации
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта
2
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование
2
Памятки. Составление памяток по теме проекта
1
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения 1
материала на постере
Практическая работа. Создание мини-постера
2
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка 3
фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
Программа МРР. Анимации. Настройка анимации
2
Программа МРР. Дизайн
2
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
2
Требования к компьютерной презентации.
2
Закрепление полученных умений, навыков в работе с 2
программой МРР
Практическое занятие. Составление первой презентации по 3
заданному тексту
Подготовка проектной документации к выступлению на 2
конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
1
Твои впечатления работы над проектом
1
Пожелания будущим проектантам
1
Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.
1
Советы на лето от Мудрого дельфина
1
Тематическое планирование для 4 класса

№
занятия

Тема

1-2
3-4
5-6
7
8
9-10

Наблюдение и экспериментирование
Методы исследования
Наблюдение и наблюдательность
Совершенствование техники экспериментирования
Интуиция и создание гипотез
Правильное мышление и логика

Кол.
часов
2
2
2
1
1
2

11-12
13
14
15
16-18
19-20
21-27
28
29-30

31-32
33-34
35

Искусство делать сообщения
Искусство задавать вопросы и отвечать на них
Семинар «Как готовиться к защите»
Определение проблемы и выбор темы собственного
исследования
Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований
Коллективная игра-расследование
Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований
Семинар
Участие в защитах исследовательских работ и творческих
проектов
учащихся
Подготовка собственных работ к защите
Собственная защита исследовательских работ и творческих
проектов
Советы на лето от Мудрого дельфина

2
1
1
1
3
2
7
1
2

2
2
1

Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать:
• основы проведения исследовательской работы;
• что такое мини – проект и творческий проект;
• методы исследования: наблюдение, опыт;
• способы поиска необходимой для исследования информации;
• правила сотрудничества в процессе исследования;
• основные логические операции, их отличительные особенности;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской
работы;
• подбирать материал, необходимый для исследования;
• оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
• сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам
и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою
роль в коллективной работе.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут
быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Ожидаемые результаты освоения программы 2-3 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;
• методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
• правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;
• правила осуществления самоконтроля;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• выбирать пути решения задачи исследования ;

• классифицировать предметы, явления и события;
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении
исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной
деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут
быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• метод исследования: анкетирование, моделирование;
• основы работы с компьютером;
• что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
• способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов,
обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении
исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором,
секундомером, рулеткой;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной
деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут
быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Учебно – методическое и информационное обеспечение курса
Для учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3,
4
класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,
доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная
деятельность
школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /
Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к

мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под
ред. А.Г.
Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное
образование». - 2000, №7
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4
класса. –
М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,
доказываем,
проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» /
«Хорошая
погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.
com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального
общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]
http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова
[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)__


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».