МАОУ "СОШ № 22" 2021.07.08 13:38:37+05'00' Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» городской округ Первоуральск Является приложением к ООП НОО, утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом директора от 30.08.2019 г. № 487) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Учусь создавать проект» (социальное направление) для обучающихся 1-4 классов Составители: учителя начальных классов Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности, подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1 – 4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./. Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым, вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть минипроблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проекта – это одна из личностноориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Цель программы: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.. Задачи: 1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал. 2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании. 3. Обучить основам оформления работ. 4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности. 5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи. Актуальность проектной деятельности Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта. Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики: 1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о своем сверстнике, который создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребенка на начало своего исследования. 2. Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо проектом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения. 3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении, сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой. 4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта. 5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, любознательность, память и способность к восприятию. Курс включает 138 часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1-м классе и 35 занятий–во 2 и 3 классах и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина». Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Учусь создавать проект», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей. Деятельность обучающихсяв рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. 2. Требования к уровню подготовки обучающихся. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов (1 класс) Второй уровень результатов (2-3 класс) Третий уровень результатов (4 класс) В ходе освоения программы «Учусь создавать проект» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД): Предметные • Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. • Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. • Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. • Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. Метапредметные регулятивные • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; коммуникативные • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; личностные • положительное отношение к проектной деятельности; • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем. • внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступков; • эмоционального отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей. • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. В целях обобщения работы учащихся может быть представлено портфолио младшего школьника как индивидуального "портфеля” образовательных индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности. Тематическое планирование для 1 класса № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Тема Кол. часов Кто я? Моя семья 1 Чем я люблю заниматься. Хобби 1 О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта 1 Как собирать материал? Твои помощники 1 Проблема. 1 Проблема. Решение проблемы 1 Гипотеза. Предположение 1 Гипотеза. Играем в предположения 1 Цель проекта 1 Задача проекта 1 Выбор нужной информации 1 Выбор нужной информации 1 Интересные люди – твои помощники 1 Продукт проекта 1 Виды продукта. Макет 1 Визитка 1 Как правильно составить визитку к проекту 1 Как правильно составить визитку к проекту 1 Мини-сообщение. 1 Выступление перед знакомой аудиторией 1 Выступление перед знакомой аудиторией 1 Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это 1 интересно Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по 1 теме проекта Пробные выступления перед незнакомой аудиторией 1 Пробные выступления перед незнакомой аудиторией 1 Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно 1 27 28 29 30 31 32 33 Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. 1 Это интересно Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно 1 Тест «Чему я научился?» 1 Памятка для учащегося-проектанта 1 Памятка для учащегося-проектанта 1 Твои впечатления от работы над проектами 1 Ярмарка достижений 1 Тематическое планирование для 2 класса № заняти я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Тема Кол. часов Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями Выбор помощников в работе над проектом Этапы работы над проектом Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» Проблема. Решение проблемы Выработка гипотезы-предположения Цель проекта Задачи проекта Сбор информации для проекта Знакомство с интересными людьми. Интервью Обработка информации. Отбор значимой информации Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» Играем в ученых. Это интересно Тест «Чему ты научился?» Отбор информации для семиминутного выступления. (Минисообщение) Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием Значимость компьютера в создании проектов. Презентация Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР Программа МРР Совмещение текста выступления с показом презентации Совмещение текста выступления с показом презентации Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта Тест «Советы проектанту» Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» Играем в ученых. Это интересно Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности Памятка жюри конкурсов Пробное выступление перед незнакомой аудиторией 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 33 34 35 Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией Играем в ученых. Это интересно Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта Советы на лето от Мудрого дельфина 1 1 1 1 Тематическое планирование для 3 класса № занятия 1 2 3 4 5-6 7-8 9 10 11-12 13-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-25 26-28 29-30 31 32 33 34 35 Тема Кол. часов Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над 1 проектом Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. 1 Проблема. Решение проблемы Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. 1 Решение задачи. Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над 1 проектом. Сбор информации Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта 2 Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование 2 Памятки. Составление памяток по теме проекта 1 Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения 1 материала на постере Практическая работа. Создание мини-постера 2 Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка 3 фотографий, рисунков, фигур, диаграмм Программа МРР. Анимации. Настройка анимации 2 Программа МРР. Дизайн 2 Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями 2 Требования к компьютерной презентации. 2 Закрепление полученных умений, навыков в работе с 2 программой МРР Практическое занятие. Составление первой презентации по 3 заданному тексту Подготовка проектной документации к выступлению на 2 конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия 1 Твои впечатления работы над проектом 1 Пожелания будущим проектантам 1 Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. 1 Советы на лето от Мудрого дельфина 1 Тематическое планирование для 4 класса № занятия Тема 1-2 3-4 5-6 7 8 9-10 Наблюдение и экспериментирование Методы исследования Наблюдение и наблюдательность Совершенствование техники экспериментирования Интуиция и создание гипотез Правильное мышление и логика Кол. часов 2 2 2 1 1 2 11-12 13 14 15 16-18 19-20 21-27 28 29-30 31-32 33-34 35 Искусство делать сообщения Искусство задавать вопросы и отвечать на них Семинар «Как готовиться к защите» Определение проблемы и выбор темы собственного исследования Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований Коллективная игра-расследование Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований Семинар Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся Подготовка собственных работ к защите Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов Советы на лето от Мудрого дельфина 2 1 1 1 3 2 7 1 2 2 2 1 Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса. Обучающийся будет знать: • основы проведения исследовательской работы; • что такое мини – проект и творческий проект; • методы исследования: наблюдение, опыт; • способы поиска необходимой для исследования информации; • правила сотрудничества в процессе исследования; • основные логические операции, их отличительные особенности; • правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь: • определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; • подбирать материал, необходимый для исследования; • оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; • сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе. Способы проверки результатов освоения программы. В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: • выставки творческих работ учащихся; • мини – конференции по защите исследовательских проектов; Ожидаемые результаты освоения программы 2-3 класса. Обучающийся будет знать: • основные особенности проведения исследовательской работы; • что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; • методы исследования: эксперимент, интервьюирование; • правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; • правила осуществления самоконтроля; • правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь: • выбирать пути решения задачи исследования ; • классифицировать предметы, явления и события; • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; • осуществлять сотрудничество со взрослыми; • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; Способы проверки результатов освоения программы. В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: • выставки творческих работ учащихся; • мини – конференции по защите исследовательских проектов; Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса. Обучающийся будет знать: • основные особенности проведения исследовательской работы; • метод исследования: анкетирование, моделирование; • основы работы с компьютером; • что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; • способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе; Обучающийся будет уметь: • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; • пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; • осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками; • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; Способы проверки результатов освоения программы. В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: • выставки творческих работ учащихся; • мини – конференции по защите исследовательских проектов. Учебно – методическое и информационное обеспечение курса Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ Дополнительная литература для учителя: 1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. 2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с. 3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с. 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с. 5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7 Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ Дополнительная литература для обучающихся: 1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с. 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC Электронные ресурсы: 1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks. com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11) 2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11) 3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11) 4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)__