Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Памятные даты в истории Урала»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
городской округ Первоуральск

Является приложением к ООП ООО,
утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом
директора от 30.08.2019 г. № 487)
МАОУ "СОШ № 22"
2021.06.18 11:07:
18+05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Памятные даты в истории Урала»
(духовно-нравственное направление)
для обучающихся 7 классов

Составитель: Ефимов И.Т.,
учитель ОБЖ

Пояснительная записка.
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной программе «Памятные
даты в истории Урала»для учащихся 7 классов разработана на основании приказа
Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Концепции развития дополнительного образования
детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября
2014 г. № 1726-р.
Актуальность программы очевидна. Обязательно необходимо обратить внимание
обучающихся на наиболее значимые и интересные даты из истории, общественнополитической, экономической и научной деятельности, на выдающиеся имена и события,
а также факты из жизни видных деятелей литературы, науки и техники
Урала.Постепеннооткрываядля себянеизвестныестраницы истории Урала, Свердловской
области, культивируявсебе интерес к историческому поиску, учащийсяформирует
целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов,
частных событийиразвитиястраны, о жизненных ценностях народов Урала. Данная
программа может рассматриваться как один из этапов освоения культурного
пространства региона. Данный предмет обеспечивает образовательные потребности и
интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.Изучение региональной культуры
направлено на воспитание человека, знающего свой край, его историю и культуру и
умеющего
ориентироваться
в
современном
социокультурном
пространстве,
формирование
положительной идентичности и успешной социализации молодого
человека в современных социокультурных условиях.
Место курса во внеурочной деятельности.Настоящая программа рассчитана на 1 год
обучения и предназначена для работы с обучающимися 7 класса. Занятия проводятся из
расчета 1 час в неделю, 35 часов в год.
Цель изучения программы «Памятные даты в истории Урала»: образование,
развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического
опыта и культурно-историческогосвоеобразияУрала, воспитание патриота малой родины,
знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и
культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Достижение
цели
изучения
программы
«ПамятныедатывисторииУрала»:
обеспечивается решением следующих задач:
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего края;
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнокультурной
самоидентификации в окружающем мире;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своей малой родине, в
соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и
народами;
воспитание учащихся в духе уважения к прошлому и к традициям жителей Урала;
формирование умений выявлять и характеризовать наиболее яркие личности и их роль в
культуре Урала;
знакомство учащихся с наиболее примечательными событиями истории края;
формирование представления о музейных коллекциях Среднего Урала;
знакомство с архитектурными памятниками г. Екатеринбурга, г. Первоуральска, п.
Билимбай и отдельных городов Урала;
формирование представления о музыкальной и театральной культуре Урала;
развитие потребности в самостоятельном изучении истории и культуры родного края.

Приёмы и методы, этапы обучения.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы
обучения, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала. В основе
построения целостной системы изучения региональной культуры лежит представления об
Урале как уникальном геокультурном образовании. При изучении на практике
реализуется возможность диалога «прошлое настоящее», «национальное –региональное»,
«уральское –российское», формируя ценностно-ориентационную систему для жителей
края и положительную идентичность.
Программа «Памятные датыв истории Урала» призвана дать представление об
особенностях жизни людей в данной геокультурной среде, связать жизнь конкретного
человека ивозможности его творческой самореализации. Экскурсионно-поисковая
деятельность позволяет не только осязаемо представить социокультурное
пространство, расширяя его до границ области, но и создает реальные предпосылки для
освоения региона как целостного историко-культурного образования.
При изучениипрограммы в 7-м классе предполагается аудиторная работа,
экскурсии (в том числе виртуальные), музейный практикум, музыкальные и поэтические
вечера.
Занятия учащихся проводятся один раз в неделю. В случае необходимости занятия
проводятся во внеаудиторном режиме (осмотр достопримечательностей, посещение
музеев, экскурсии и т. д.).
Специфика изучаемого материала: интегрированный курс –тесная связь с уроками
литературы, изобразительного искусства, музыки, истории. В основе курса лежит
представление о региональной культуре как о составной части культуры
общенациональной.
Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, парные,
индивидуальные.
Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные,
интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо,
поиск информации, дискуссии.
Планируемые результаты освоенияпрограммы«ПамятныедатывисторииУрала»:
Предметные:
- иметь целостное представление об историческом развитии культуры народов Урала;
-систематизировать информацию различных исторических и современных источников,
раскрывая ее познавательную ценность;
-применять знания для выявления и сохранение культурных памятников;
-давать характеристику и описание памятников культуры малой родины, рассказывать о
важнейших культурных событиях родного края, используя различные источники
информации;
-понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
-классифицировать изученные объекты и явления культуры, структурировать изученный
материал, информацию, полученную из различных источников;
-осознавать ценность и место искусства родного края, проявлять устойчивый интерес
к художественным и культурным традициям народов Урала;
-владеть культурой устной и письменной речи;
-описывать явления культуры и искусства с использованием специальной терминологии;
-относиться с уважением к культурномунаследию народов Урала;
-различать в публицистическом тексте факты, сопоставлять их аргументацию,
формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам.
Личностные:

-осознание своей культурной, этнической идентичности как члена региональной
общности;
-понимание культурного многообразия родного края, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность;
-формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности
-гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности
принятие мультикультурной картины мира.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель УД;
-выбирать средства достижения цели из предложенных и/или искать их самостоятельно;
-составлять план решения проблемы;
-уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
-владение основами самоконтроля, самооценки.
Познавательные УУД:
-владение расширенным поиском информации с использованием ресурсов библиотек и
интернета;
- критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения;
-формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений.
Коммуникативные умения:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
-работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;
-аргументировать и отстаивать свое мнение;
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
-владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Тематическое планирование
(7 класс)
№
п/п
1
2

3

4

Памятные даты (темы занятий)

Виды и формы
деятельности

09.09.1830 родился краевед и просветитель А.Н. аудиторная работа
Зырянов
12.09.1729 пущен Уткинский завод А.Н. осмотр
Демидова
достопримечательностей
поселков Н-Утка и Старая
Утка
19.09.1724 родился владелец нижнетагильских аудиторная
работа с
заводов Н.А. Демидов
просмотром отрывков из
фильма «Демидовы»
28.09.1920 родился кинорежиссер Я.Л. Лапшин
аудиторная
работа с
просмотром отрывков из

Коли
честв
о
часов

1
1

1

1

5
6
7

8
9
10

11
12

13
14

15
16

17
18
19

20
21
22

23
24

25
26

фильмов «Угрюм-река»,
«Приваловские
миллионы», «Демидовы»
02.10.1930 исполняется 90 лет Свердловскому Виртуальная экскурсия в
государственному академическому театру драмы драмтеатр
07.10.1824 в Екатеринбург прибыл император
Беседа
Александр I
19.10.1920 основан Уральский государственный
Встреча
с
университет
преподавателями
и
студентами УрФУ
23.10.1945 отметит 75 лет Первоуральский Экскурсия в ПМК
металлургический колледж
29.10.1999 открылся природный парк «Оленьи Экскурсия
вприродный
ручьи»
парк «Оленьи ручьи»
03.11.1934
открылась
Свердловская Прослушивание в записи
государственная консерватория
концерта
классической
музыки
06.11.1955
начал
работать
Свердловский Экскурсия в студию ПТВ
телецентр
10.11.1919 родился конструктор стрелкового Беседа, соревнования по
оружия М.Т. Калашников
сборке-разборке автомата
АК-74
18.11.1880 в Екатеринбурге открылся 1 съезд музейный практикум
горнозаводчиков Урала
14.12.1749 произведен раздел приуральских Экскурсия
в
музей
соляных
промыслов
между
братьями Строгоновых
в
п.
Строгоновыми
Билимбай
19.12.1915 родилась поэтесса Л.К. Татьяничева
Поэтический вечер
Январь 1750. Через Екатеринбург проследовал на Виртуальная экскурсия в
каторгу писатель Ф.М. Достоевский
музей Ф.М. Достоевского
в С-Петербурге
12.01.1950
родилась
лыжница,
3-кратная Лыжная эстафета
чемпионка мира З.С. Амосова
07.02.1870 в Перми родился политический Беседа
деятель, философ и экономист П.Б. Струве
09.02.1600 основан туринский острог (дом-музей Виртуальная экскурсия в
декабристов в Туринске)
дом-музей декабристов в
Туринске
10.02.1885 образована Екатеринбургская Епархия Встреча с настоятелем
храма в п. Билимбай
16.02.1925 родился уральский композитор Е.П. Музыкальный вечер
Родыгин
23.02.1930 родился художник С.С. Киприн, аудиторная
работа с
иллюстратор сказов П.П. Бажова
последующим
оформлением выставки с
собственными
иллюстрациями
сказов
П.П. Бажова
19.03.1930 родился оперный певец Б.Т. Штоколов Музыкальный вечер
23.03.1835 в Уктусском заводе родился художник Беседа с презентацией
А.И. Корзухин
работ художника А.И.
Корзухина
30.03.1930 открылся театр юного зрителя - ТЮЗ
Поездка в театр
02.04.1910 родился летчик А.К. Серов
музейный практикум

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

1
1

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

27

28
29
30
31
32
33
34
35

09.04.1925 родился скульптор Э.И. Неизвестный

Беседа с презентацией
работскульптора
Э.И.
Неизвестного
25.04.1990 началась поездка по Среднему Уралу Беседа
«Исторические
Президента СССР М.С. Горбачева
коллизии»
01.05.1924 родился писатель В.П. Астафьев
Литературная гостиная
07.05.1840 в Воткинском заводе родился Музыкальный вечер
композитор П.И. Чайковский
09.05.1945 в Свердловске впервые праздновался музейный практикум
День Победы в ВОВ
10.05.1890 в Екатеринбург прибыл писатель А.П. Литературная гостиная
Чехов
10.05.1930 открылся Свердловский зоопарк
Экскурсия в зоопарк
14.05.1920 основан Ильменский заповедник
Виртуальная
экскурсия
вИльменский заповедник
21.05.1934 родился кинорежиссёр Г.А. Панфилов аудиторная
работа с
просмотром отрывков из
фильмов «В огне брода
нет», «Тема»
ИТОГО

1

1
1
1
1
1
1
1
1

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».