Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» городской округ Первоуральск Является приложением к ООП ООО, утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом директора от 30.08.2019 г. № 487) МАОУ "СОШ № 22" 2021.06.18 11:11:34+05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Тайны русского языка" (общеинтеллектуальное направление) Составитель: Рябкова О.А. учитель русского языка и литературы Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для обучающихся 5-6 классов составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленных на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании. В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативноэстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую. Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач: 1. познакомить с основными этапами в развитии языка; 2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового; 3. пробудить потребность у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи; 4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; 5. способствовать развитию смекалки и сообразительности. 6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Предметные: знать/ понимать/ уметь · владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство); · моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; · расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; · совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; · работать над расширением словарного запаса; · применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм. Содержание курса Из истории русского языка (5часов) Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители словенские. Славянская азбука. Азбучный имяслов. История буквы ЯТЬ. Падение редуцированных и последствия этого процесса. «Вначале было слово…» (13 часов) О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. «Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов) К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Маме. Качества хорошей речи (7часов) Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания. Трудно ли говорить по-русски? «Наш дар бессмертный – речь». Итоговое занятие. Тематическое планирование (5-6 классы) № занятия 1. 2. Название темы Основные виды деятельности Колво часов Из истории русского языка (5 ч.) Вводное занятие. Русский язык Лекционное занятие – наше национальное богатство 2 Первоучители словенские. Славянская азбука 2 Подготовка сообщений, практические задания Дата проведения 3. Азбучный имяслов Индивидуальная и групповая работа: чтение названий букв кириллицы, отличие ее от глаголицы Сбор материала и анализ 2 4. История буквы ЯТЬ 5. 2 6. Падение редуцированных и Сбор материала и последствия этого процесса в анализ истории языка «Вначале было слово…»(13 часов) О чём рассказывает устное Просмотр сказки. народное творчество? Сказка Индивидуальная и П.П. Ершова «Конёк-горбунок» групповая поисковая - литературный памятник работа живому русскому языку XIX века 7. Историзмы, архаизмы, неологизмы Сбор материала и анализ 2 8. Литературный язык и местные говоры Заочное путешествие. 2 9. Лексические диалектные различия и их типы Сбор материала по тематическим группам лексики 2 10. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба» Работа с тестом 2 11. Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие 2 12. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие 2 13. Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов Создание самодельных книжек сказок или выпуск сборника сказок 2 2 2 14. Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика Индивидуальная и групповая поисковая работа 2 15. Молодёжный сленг и отношение к нему 2 16. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения, Сбор материала по истории личных имен, отчеств 17. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? Сбор материала по истории личных фамилий 2 18. Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ Сбор материала и обработка 2 2 19. «Слово – понятие, слово – творчество»(10 часов) К истокам слова. Почему мы Составление 2 так говорим? «биографии» слова 20. Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем Элементы игровых технологий 2 21. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь Составление «паспорта» слова 2 22. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных Наблюдение за языком 2 23. Как правильно употреблять слова Сбор материала и анализ 2 24. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках Анализ произведений УНТ, создание своих загадок 2 25. Богатство русского языка (синонимы, антонимы) Работа со словарями 2 26. Текст как речевое Работа с текстами 2 произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова 27. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Составление памятки «Как написать письмо» 2 28. Напиши письмо Маме Создание творческих работ 2 29. Качества хорошей речи (7 часов) Разговор как искусство устной Лекционное занятие речи. Основные нормы современного литературного произношения. 2 30. Ударение в словах Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций 2 31. Орфоэпические нормы русского языка Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие 2 32. История современных знаков препинания Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие 2 33. Трудно ли говорить по-русски? Практическое занятие 2 34 Диалектные слова 1 35. «Наш дар бессмертный - речь» Итоговое занятие Индивидуальная и групповая работа Защита проекта Подведение итогов 2