Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» городской округ Первоуральск Является приложением к ООП ООО, утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом директора от 30.08.2019 г. № 487) МАОУ "СОШ № 22" 2021.06.18 11:05:09+05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Учимся для жизни». Функциональная грамотность. Математическая грамотность" (общеинтеллектуальное направление) для обучающихся 6 классов Составитель: Жигангирова Э.Ф., учитель математики ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В последние десятилетия в России проводятся многочисленные исследования качества образования, в том числе математического. Исследование PISA-2021 проверит математическую грамотность российских школьников. В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее определение: Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке». Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. Задания, для развития математической грамотности, включает три структурных компонента: − контекст, в котором представлена проблема; − содержание математического образования, которое используется в заданиях; − мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения. Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности Дети будут учиться использовать знания, полученные на уроках в школе, в ситуациях, которые могут встретиться им в жизни. Это ситуации взаимодействия с друзьями, ситуации, связанные со здоровьем, финансами, проверкой достоверности информации и многие другие. Чтобы понять, как применять математические знания, детям надо будет внимательно читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и анализировать её. Для этого необходимо рассуждать, стоить гипотезы, делать выводы и умозаключения, распознавать неверные утверждения, находить ошибку в решении, подвергать сомнению высказанное суждение, достоверность информации. Этот курс будет состоять из трёх модулей, включающих разные виды заданий. В третьем модуле ученикам предлагаются задания из «ОГЭ 2020. Математика. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» под редакцией И.В. Ященко. Задачи о дачном участке. Использование материалов итоговой аттестации в работе со школьниками 6 класса снимет беспокойство обучающихся при знакомстве с тестами ОГЭ в 9 классе, а процесс подготовки к ОГЭ будет восприниматься ими как продолжение уже привычной учебной деятельности. Такой подход к обучению может способствовать разрушению психологических барьеров учеников перед экзаменом, формируя их чувство уверенности в своих силах. Новизна данного курса состоит в том, что задания программы «Учимся для жизни» Предназначены o для формирования и оценки всех аспектов функциональной грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA. Содержат задания, охватывающие все содержательные и компетентностые o аспекты оценки математической грамотности. Представляют комплекс задач для самостоятельного или коллективного выполнения. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций. К заданиям приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии оценивания. Оригинальность программы состоит в том, что o Решение практико-ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: Основной целью программы является формирование математической грамотности обучающихся 6 класса, при решении практико-ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Задачи: 1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; 2) формулировать эти проблемы на языке математики; 3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы; 4) анализировать использованные методы решения; 5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Программа рассчитана 1 год, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности. Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности. Объем учебной нагрузки составляет: - 35 часов по 1 часу в неделю для 6 классов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Широкий социально-экономический контекст заданий создаёт базу для формирования универсальных учебных действий: - познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию; - коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки; - личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей. - метапредметных: применяет математические знания для решения разного рода проблем (Уровень понимания и применения). СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формы проведения занятий: - практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов; - самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая). В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит небольшой текст, описывающий эту ситуацию, и нескольку вопросов. Чтобы успешно ответить на эти вопросы, надо, прежде всего, внимательно прочитать текст, рассмотреть таблицы, диаграммы, графики и фотоиллюстрации. Не следует пренебрегать информацией справочного характера – это могут быть пояснения к незнакомому термину из текста, новому понятию или формулы, которые ребята изучали, но могли забыть. Всё это пригодится, чтобы погрузиться в ситуацию. Обращайте внимание на то, в какой форме требуется дать ответ: могут встретиться задания: - с выбором одного верного ответа из нескольких предложенных или с выбором нескольких ответов: - с кратким ответом, здесь требуется вписать лишь результат выполнения задания; - с развёрнутым ответом, здесь необходимо не просто дать ответ, но и записать решение, иногда объяснение своего ответа, используя при этом математические аргументы. Выполняя стартовые задания, детям нужно объяснить, что они должны стараться фиксировать время, которое потребуется на их выполнение (уложиться в 20 минут). «Обучающие задания» связаны с рассмотренными ранее ситуациями и разделены на рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания, обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему это произошло. Возможно, дети были недостаточно внимательны при чтении текста, упустили важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина ошибки в том, что они не освоили необходимое математическое действие, допустили вычислительную ошибку. В «Итоговых заданиях» ученики снова встретитесь с уже хорошо им знакомыми ситуациями и смогут проверить, насколько успешно они с ними справляются после выполнения обучающего блока. Результаты каждого раздела ребятам можно будет проверять самостоятельно (каждое задание по приведённым критериям) и выставлять себе соответствующие баллы. Это даст им возможность самим осознавать и контролировать прогресс в решении предложенных задач. Это важно, для само- и взаимоконтроля. В разделе «Составьте свою задачу» обучающиеся попробуют составить задания самостоятельно. Можно решить задачи самому, но будет интереснее, если они обменяются ими со своими одноклассниками. Занятие 1 - 2. 1. Вводная беседа. Дорогие ребята! Мы продолжаем с вами изучать курс «Учимся для жизни». Перед вами книжка, которая называется «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая грамотность». Часть 2. Мы продолжим учиться находить верные решения в сложных ситуациях, в которых вы можете оказаться в реальной жизни; учиться ориентироваться в таких ситуациях, находить и сравнивать варианты решения возникающих проблем и их последствия. Если некоторые задания покажутся вам трудными – не отступайте, хорошенько подумайте. Используйте не только школьные знания, но и свой жизненный опыт, здравый смысл, а так же находчивость и воображение. 2. Стартовые задания. Поступление в предпрофильный класс. Новая квартира. стр. 6 – 9. 3. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 10 - 11. Занятие 3. 1. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». Знаете ли вы? Верно или неверно? стр. 12 - 13. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18. Занятие 4. 1. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 14 - 15. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18. Занятие 5. 1. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». Разные решения. Найдите ошибку. стр. 16 - 17. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18 - 19. Занятие 6. 1. Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Знаете ли вы? Верно или неверно? стр. 20 - 21. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24. Занятие 7. 1. Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 21 - 22. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24. Занятие 8. 1. Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Разные решения. Найдите ошибку. стр. 22 - 23. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24 - 25. Занятие 9. 1. Итоговые задания. «Поступление в предпрофильный класс». стр.26 – 28. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 30. Занятие 10. 1. Итоговые задания. «Новая квартира». стр.28 – 29. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 30 - 31. Занятие 11 -13. 1. Составьте своё задание к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». стр.32 – 34. Индивидуальная работа 2. Обмен заданиями в парах сменного состава Занятие 14 -16. 1. Составьте своё задание к ситуации «Новая квартира». стр.35 – 38. Индивидуальная работа 2. Обмен заданиями в парах сменного состава Занятие 17. 1. Стартовые задания. Вязаные вещи. Новое дорожное покрытие. стр. 39 – 43. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 44 - 45. Занятие 18. 1. Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Знаете ли вы? Верно или неверно? стр. 46 - 48. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 52. Занятие 19. 1. Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 48 - 49. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 52. Занятие 20. 1. Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Разные решения. Найдите ошибку. стр. 50 - 51. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 53. Занятие 21. 1. Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Знаете ли вы? Верно или неверно? стр. 54 - 57. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 62. Занятие 22. 1. Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 58 - 59. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 63 - 64. Занятие 23. 1. Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Разные решения. Найдите ошибку. стр. 50 - 51. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 64. Занятие 24. 1. Итоговые задания. «Вязаные вещи». стр. 65 – 66. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 70. Занятие 25. 1. Итоговые задания. «Новое дорожное покрытие». стр.66 – 69. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 70 - 71. Занятие 26 - 27. 1. Составьте своё задание к ситуации «Вязаные вещи». стр.72 – 74. Индивидуальная работа 2. Обмен заданиями в парах сменного состава Занятие 28 -30. 1. Составьте своё задание к ситуации «Новое дорожное покрытие». стр.75 – 77. Индивидуальная работа 2. Обмен заданиями в парах сменного состав Занятие 31 -32. 1. Задачи о дачном участке. Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко И. В. Работа в группах. Занятие 33-34. 1. Проведение рубежной аттестации. Диагностическая работа. Занятие 35. 1. Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе. Календарно-тематическое планирование 6 класс № п/п Раздел, тема занятия Количество часов 1. Вводная беседа. 1 Стартовые задания. Поступление в предпрофильный класс. Новая квартира. стр. 6 – 9. 2. Стартовые задания. Поступление в предпрофильный класс. Новая квартира. 1 стр. 6 – 9. 3. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». Знаете ли вы? Верно или неверно? стр. 12 - 13. 1 4. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 14 - 15. 1 5 Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». Разные решения. Найдите ошибку. стр. 16 - 17. 1 6 Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Знаете ли вы? Верно или 1 неверно? стр. 20 - 21. 7 Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Пример и контрпример. 1 Всегда – Никогда – Иногда. стр. 21 - 22. 8 Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Разные решения. Найдите ошибку. стр. 22 - 23. 1 9 Итоговые задания. «Поступление в предпрофильный класс». стр.26 – 28. 1 10 Итоговые задания. «Новая квартира». стр.28 – 29. 1 11 Составьте своё задание к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». стр.32 – 34. 1 12 Составьте своё задание к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». стр.32 – 34. 1 13 Составьте своё задание к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». стр.32 – 34. 1 14 Составьте своё задание к ситуации «Новая квартира». стр.35 – 38. работа 1 15 Составьте своё задание к ситуации «Новая квартира». стр.35 – 38. 1 16 Составьте своё задание к ситуации «Новая квартира». стр.35 – 38. 1 17 Стартовые задания. Вязаные вещи. Новое дорожное покрытие. стр. 39 – 43. 1 18 Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Знаете ли вы? Верно или 1 неверно? стр. 46 - 48. 19 Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 48 - 49. 1 20 Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Разные решения. Найдите ошибку. стр. 50 - 51. 1 21 Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Знаете ли вы? Верно или неверно? стр. 54 - 57. 1 22 Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 58 - 59. 1 23 Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Разные решения. Найдите ошибку. стр. 50 - 51. 1 24 Итоговые задания. «Вязаные вещи». стр. 65 – 66. 1 25 Итоговые задания. «Новое дорожное покрытие». стр.66 – 69. 1 26 Составьте своё задание к ситуации «Вязаные вещи». стр.72 – 74. 1 27 Составьте своё задание к ситуации «Вязаные вещи». стр.72 – 74. 1 28 Составьте своё задание к ситуации «Новое дорожное покрытие». стр.75 – 77. 1 29 Составьте своё задание к ситуации «Новое дорожное покрытие». стр.75 – 77. 1 30 Составьте своё задание к ситуации «Новое дорожное покрытие». стр.75 – 1 77. 31 Задача о дачном участке. Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко И. В. 1 32 Задача о дачном участке. Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко И. В. 1 33-34 Проведение рубежной аттестации. 35 Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе 2 1