Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
городской округ Первоуральск

Является приложением к ООП ООО,
утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом
директора от 30.08.2019 г. № 487)

МАОУ "СОШ № 22"
2021.06.18 11:05:09+05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Учимся для жизни».
Функциональная грамотность. Математическая грамотность"
(общеинтеллектуальное направление)
для обучающихся 6 классов

Составитель: Жигангирова Э.Ф.,
учитель математики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние десятилетия в России проводятся многочисленные исследования
качества образования, в том числе математического.
Исследование PISA-2021

проверит

математическую

грамотность

российских

школьников.
В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее определение:
Математическая

грамотность

–

это

способность

человека

мыслить

математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для
решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя
понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и
предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны
принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».
Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные
в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Задания, для развития математической грамотности, включает три структурных
компонента:
− контекст, в котором представлена проблема;
− содержание математического образования, которое используется в заданиях;
− мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в
котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её
решения.
Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в
исследованиях, направленных на оценку математической грамотности
Дети будут учиться использовать знания, полученные на уроках в школе, в
ситуациях, которые могут встретиться им в жизни. Это ситуации взаимодействия с
друзьями, ситуации, связанные со здоровьем, финансами, проверкой достоверности
информации и многие другие.
Чтобы понять, как применять математические знания, детям надо будет внимательно
читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и
анализировать её. Для этого необходимо рассуждать, стоить гипотезы, делать выводы и
умозаключения, распознавать неверные утверждения, находить ошибку в решении,
подвергать сомнению высказанное суждение, достоверность информации.
Этот курс будет состоять из трёх модулей, включающих разные виды заданий.

В третьем модуле ученикам предлагаются задания из «ОГЭ 2020. Математика. 14
вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» под
редакцией И.В. Ященко. Задачи о дачном участке.
Использование материалов итоговой аттестации в работе со школьниками 6 класса
снимет беспокойство обучающихся при знакомстве с тестами ОГЭ в 9 классе, а процесс
подготовки к ОГЭ будет восприниматься ими как продолжение уже привычной учебной
деятельности.

Такой

подход

к

обучению

может

способствовать

разрушению

психологических барьеров учеников перед экзаменом, формируя их чувство уверенности
в своих силах.
Новизна данного курса состоит в том, что задания программы «Учимся для жизни»
Предназначены

o

для

формирования

и

оценки

всех

аспектов

функциональной грамотности, которые изучаются в международном сравнительном
исследовании PISA.
Содержат задания, охватывающие все содержательные и компетентностые

o

аспекты оценки математической грамотности. Представляют комплекс задач для
самостоятельного или коллективного выполнения. Все задания построены на основе
реальных жизненных ситуаций. К заданиям приводятся комментарии, предполагаемые
ответы и критерии оценивания.
Оригинальность программы состоит в том, что
o Решение практико-ориентированных задач будет способствовать развитию
математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Основной целью программы является формирование математической грамотности
обучающихся 6 класса, при решении практико-ориентированных задач, как индикатора
качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами,
развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и
лучших традиций национальной культуры.
Задачи:
1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые
могут быть решены средствами математики;
2) формулировать эти проблемы на языке математики;
3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4) анализировать использованные методы решения;
5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа рассчитана 1 год, реализуется из части учебного плана, формируемого
участниками образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу математической грамотности.
Объем учебной нагрузки составляет:
- 35 часов по 1 часу в неделю для 6 классов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Широкий

социально-экономический

контекст

заданий

создаёт

базу

для

формирования универсальных учебных действий:
- познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение
средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию;
- коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и
оценки;
- личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им
деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей.
- метапредметных: применяет математические знания для решения разного рода
проблем (Уровень понимания и применения).
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ
ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы проведения занятий: - практические занятия с элементами игр,
дидактических и раздаточных материалов; - самостоятельная работа (индивидуальная,
парная и групповая).
В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит
небольшой текст, описывающий эту ситуацию, и нескольку вопросов. Чтобы успешно
ответить на эти вопросы, надо, прежде всего, внимательно прочитать текст, рассмотреть
таблицы,

диаграммы,

графики

и

фотоиллюстрации.

Не

следует

пренебрегать

информацией справочного характера – это могут быть пояснения к незнакомому
термину из текста, новому понятию или формулы, которые ребята изучали, но могли
забыть. Всё это пригодится, чтобы погрузиться в ситуацию.
Обращайте внимание на то, в какой форме требуется дать ответ: могут встретиться
задания:

- с выбором одного верного ответа из нескольких предложенных или с выбором
нескольких ответов:
- с кратким ответом, здесь требуется вписать лишь результат выполнения задания;
- с развёрнутым ответом, здесь необходимо не просто дать ответ, но и записать
решение, иногда объяснение своего ответа, используя при этом математические
аргументы.
Выполняя стартовые задания, детям нужно объяснить, что они должны стараться
фиксировать время, которое потребуется на их выполнение (уложиться в 20 минут).
«Обучающие задания» связаны с рассмотренными ранее ситуациями и разделены
на рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти
задания, обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе,
и почему это произошло. Возможно, дети были недостаточно внимательны при чтении
текста, упустили важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или
причина ошибки в том, что они не освоили необходимое математическое действие,
допустили вычислительную ошибку.
В «Итоговых заданиях» ученики снова встретитесь с уже хорошо им знакомыми
ситуациями и смогут проверить, насколько успешно они с ними справляются после
выполнения обучающего блока.
Результаты каждого раздела ребятам можно будет проверять самостоятельно
(каждое задание по приведённым критериям) и выставлять себе соответствующие баллы.
Это даст им

возможность самим осознавать и контролировать прогресс в решении

предложенных задач. Это важно, для само- и взаимоконтроля.
В разделе «Составьте свою задачу» обучающиеся попробуют составить задания
самостоятельно. Можно решить задачи самому, но будет интереснее, если они
обменяются ими со своими одноклассниками.
Занятие 1 - 2.
1. Вводная беседа.
Дорогие ребята!
Мы продолжаем с вами изучать курс «Учимся для жизни».
Перед вами книжка, которая называется «Функциональная грамотность. Учимся
для жизни. Математическая грамотность». Часть 2.
Мы продолжим учиться находить верные решения в сложных ситуациях, в которых
вы можете оказаться в реальной жизни; учиться ориентироваться в таких ситуациях,
находить и сравнивать варианты решения возникающих проблем и их последствия. Если
некоторые задания покажутся вам трудными – не отступайте, хорошенько подумайте.

Используйте не только школьные знания, но и свой жизненный опыт, здравый смысл, а
так же находчивость и воображение.
2. Стартовые задания. Поступление в предпрофильный класс. Новая квартира. стр.
6 – 9.
3. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 10 - 11.
Занятие 3.
1. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». Знаете
ли вы? Верно или неверно? стр. 12 - 13.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18.
Занятие 4.
1. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс».
Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 14 - 15.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18.
Занятие 5.
1.

Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс».

Разные решения. Найдите ошибку. стр. 16 - 17.
2.

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18 - 19.

Занятие 6.
1.

Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Знаете ли вы? Верно или

неверно? стр. 20 - 21.
2.

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24.

Занятие 7.
1.

Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Пример и контрпример.

Всегда – Никогда – Иногда. стр. 21 - 22.
2.

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24.

Занятие 8.
1.

Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Разные решения.

Найдите ошибку. стр. 22 - 23.
2.

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24 - 25.

Занятие 9.
1. Итоговые задания. «Поступление в предпрофильный класс». стр.26 – 28.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 30.
Занятие 10.
1. Итоговые задания. «Новая квартира». стр.28 – 29.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 30 - 31.
Занятие 11 -13.

1. Составьте своё задание к ситуации «Поступление в предпрофильный класс».
стр.32 – 34. Индивидуальная работа
2. Обмен заданиями в парах сменного состава
Занятие 14 -16.
1. Составьте своё задание к ситуации «Новая квартира». стр.35 – 38.
Индивидуальная работа
2. Обмен заданиями в парах сменного состава
Занятие 17.
1. Стартовые задания. Вязаные вещи. Новое дорожное покрытие. стр. 39 – 43.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 44 - 45.
Занятие 18.
1. Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Знаете ли вы? Верно или
неверно? стр. 46 - 48.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 52.
Занятие 19.
1. Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Пример и контрпример. Всегда
– Никогда – Иногда. стр. 48 - 49.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 52.
Занятие 20.
1.

Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Разные решения. Найдите

ошибку. стр. 50 - 51.
2.

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 53.

Занятие 21.
1. Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Знаете ли вы?
Верно или неверно? стр. 54 - 57.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 62.
Занятие 22.
1. Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Пример и
контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 58 - 59.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 63 - 64.
Занятие 23.
1.

Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Разные

решения. Найдите ошибку. стр. 50 - 51.
2.

Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 64.

Занятие 24.
1. Итоговые задания. «Вязаные вещи». стр. 65 – 66.

2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 70.
Занятие 25.
1. Итоговые задания. «Новое дорожное покрытие». стр.66 – 69.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 70 - 71.
Занятие 26 - 27.
1. Составьте своё задание к ситуации «Вязаные вещи». стр.72 – 74. Индивидуальная
работа
2. Обмен заданиями в парах сменного состава
Занятие 28 -30.
1. Составьте своё задание к ситуации «Новое дорожное покрытие». стр.75 – 77.
Индивидуальная работа
2. Обмен заданиями в парах сменного состав
Занятие 31 -32.
1.

Задачи о дачном участке. Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко

И. В. Работа в группах.
Занятие 33-34.
1. Проведение рубежной аттестации. Диагностическая работа.
Занятие 35.
1. Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе.
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№
п/п

Раздел, тема занятия

Количество
часов

1.

Вводная беседа.
1
Стартовые задания. Поступление в предпрофильный класс. Новая квартира.
стр. 6 – 9.

2.

Стартовые задания. Поступление в предпрофильный класс. Новая квартира. 1
стр. 6 – 9.

3.

Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс».
Знаете ли вы? Верно или неверно? стр. 12 - 13.

1

4.

Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс».
Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 14 - 15.

1

5

Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс».
Разные решения. Найдите ошибку. стр. 16 - 17.

1

6

Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Знаете ли вы? Верно или 1
неверно? стр. 20 - 21.

7

Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Пример и контрпример. 1
Всегда – Никогда – Иногда. стр. 21 - 22.

8

Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Разные решения.
Найдите ошибку. стр. 22 - 23.

1

9

Итоговые задания. «Поступление в предпрофильный класс». стр.26 – 28.

1

10

Итоговые задания. «Новая квартира». стр.28 – 29.

1

11

Составьте своё задание к ситуации «Поступление в предпрофильный
класс». стр.32 – 34.

1

12

Составьте своё задание к ситуации «Поступление в предпрофильный
класс». стр.32 – 34.

1

13

Составьте своё задание к ситуации «Поступление в предпрофильный
класс». стр.32 – 34.

1

14

Составьте своё задание к ситуации «Новая квартира». стр.35 – 38. работа

1

15

Составьте своё задание к ситуации «Новая квартира». стр.35 – 38.

1

16

Составьте своё задание к ситуации «Новая квартира». стр.35 – 38.

1

17

Стартовые задания. Вязаные вещи. Новое дорожное покрытие. стр. 39 – 43. 1

18

Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Знаете ли вы? Верно или 1
неверно? стр. 46 - 48.

19

Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Пример и контрпример.
Всегда – Никогда – Иногда. стр. 48 - 49.

1

20

Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Разные решения.
Найдите ошибку. стр. 50 - 51.

1

21

Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Знаете ли
вы? Верно или неверно? стр. 54 - 57.

1

22

Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Пример и
контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 58 - 59.

1

23

Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Разные
решения. Найдите ошибку. стр. 50 - 51.

1

24

Итоговые задания. «Вязаные вещи». стр. 65 – 66.

1

25

Итоговые задания. «Новое дорожное покрытие». стр.66 – 69.

1

26

Составьте своё задание к ситуации «Вязаные вещи». стр.72 – 74.

1

27

Составьте своё задание к ситуации «Вязаные вещи». стр.72 – 74.

1

28

Составьте своё задание к ситуации «Новое дорожное покрытие». стр.75 –
77.

1

29

Составьте своё задание к ситуации «Новое дорожное покрытие». стр.75 –
77.

1

30

Составьте своё задание к ситуации «Новое дорожное покрытие». стр.75 –

1

77.
31

Задача о дачном участке.
Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко И. В.

1

32

Задача о дачном участке.
Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко И. В.

1

33-34 Проведение рубежной аттестации.
35

Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе

2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».