Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» городской округ Первоуральск Является приложением к ООП ООО, утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом директора от 30.08.2019 г. № 487) МАОУ "СОШ № 22" 2021.06.18 11:13:54+05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Юный чемпион" (спортивно-оздоровительное направление) для обучающихся 6 классов Составитель: Закирова Н.А., учитель физической культуры Пояснительная записка Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая школы создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно школа призвана вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности. Программа курса включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Занятия проводятся с целью: укрепления здоровья, достижения всестороннего развития, формирование моральных и волевых качеств гражданина. Задачи: 1. Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности. 2.Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой. 3. Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям. 4. Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся. 5. Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки . 6. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. 7. Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках. 8. Воспитание нравственных и волевых качеств. 9. Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Универсальными компетенциями обучающихся по программе внеурочной деятельности « Юный чемпион» являются: 1. умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; 2. умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; 3. умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения обучающимися содержания курса программы являются следующие умения: 1. активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; 2. проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; 3. проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; 4. оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы внеурочной деятельности « Юный чемпион» являются следующие умения: 1. характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; 2. находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; 3. общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; 4. обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; 5. организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; 6. планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; 7. анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; 8. видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; 9. оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; 10. управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; 11. технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения обучающимися содержания внеурочной деятельности « Юный чемпион» являются следующие умения: программы 1. представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; 2. оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; 3. организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; 4. бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; 5. организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью 6. взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; 7. в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; 8. находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; 9. выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ. Игра, беседа, комплексное занятие, эстафеты, соревнования, зачёт. Содержание курса Физическая культура и спорт. Возникновение и история физической культуры. Достижения российских, мордовских спортсменов. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Личная гигиена. Двигательный режим школьников. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) и физических упражнений. Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий физической культурой и спортом. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. Правила соревнований по легкой атлетике, спортивным играм. Легкая атлетика. Медленный бег; кросс 300-500 м; бег короткие дистанции до 60 м. Ходьба обычная с различными положениями рук, с изменением темпа движения. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. Высокий старт. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину, в высоту, с высоты. Метание. Броски и ловля мяча, метание мяча в цель и на дальность. Подвижные игры: «Мяч - капитану», «Не давай мячу в воду упасть», «Летучий мяч», «Перестрелка», «Борьба за мяч», т.д, эстафеты. ОФП: упражнения на развитие гибкости; упражнения на координацию движений; силовые упражнения; движения, направленные на укрепления мышечного корсета спины по программе «Здоровый позвоночник»; дыхательную гимнастику; расслабление (метод релаксации). Гимнастика: строевые упражнения; построения и перестроения Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами ( мячами, скакалками, гимнастическими палками), на гимнастических снарядах (стенках, скамейках). Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперёд. Стойка на лопатках. Лазание, перелезание, висы, упоры, равновесие, преодоление полосы препятствий. Тематическое планирование (6 класс) № п/п Содержание занятия Кол-во часов 1. Физическая культура и спорт. 2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, 1 1 оказание первой помощи 3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. 1 "Подвижные игры" 4. Т.Б. на занятиях подвижных игр Игры «Лошадки», «Лиса в курятнике». 5. Игра "Гонка мячей по кругу".Эстафеты с лазаньем и перемещением. 6. Игра "Охотники и утки", «Волки во рву», "Перестрелки", «Чехарда» 7. Игра "Гонки мячей по кругу", «Два мороза»Игры « У медведя во бору». 8. Игра "Мяч в воздухе", «Наперегонки парами». 9. Игры «12 палочек», «Заря». 10. Игры «Горелочки», «Звери» 11. Игры « Мяч об пол», «Мышеловка». 12. Игры « Мяч соседу»,Эстафеты с предметами. 13. Игры « Белые медведи», «Совушка» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 "Гимнастика" 14. Упражнения с гимнастической палкой. Лазание по гимн.стенке. 15. Упражнения на гимнастическом мате. Лазания 16. Упражнения с гимнастическими обручами. Лазания. 17. Упражнения на гимнастическом мате. Перекаты,"мост". 18. Упражнения на гимнастическом мате. «Берёзка», «лодочка» 19. Перекаты вперед и назад. Перелезания, висы стоя Ходьба по скамейке. 20. Лазания по канату. Подтягивания, лежа. 21. Лазания по канату. Повторение акробатических элементов. ОФП 1 1 1 1 1 1 1 1 22. Прыжки через скакалку. Эстафеты. 23. Метание набивного мяча. Отжимания .Ведение мяча 1 рукой. Пресс 1 24. Ловля мяча 2 руками. Игра « Поймай мяч» 1 1 25. Бросок мяча снизу в щит. Эстафеты. 26. Передача мяча на месте. Игра «Передал - садись» 27. Бросок мяча снизу в щит. Передача мяча на месте 28. Бросок мяча снизу в щит. Передача мяча на месте 29. Эстафеты с мячами. 1 1 1 1 30. Эстафеты с мячами. 1 «Лёгкая атлетика» 31. Прыжки на 1-2 ногах. Прыжок в длину с места. 1 32. Понятие «Высокий старт».Бег в медленном темпе до 4. 1 33. Разновидности ходьбы и бега. 34. Метание маленького мяча на дальность 35 Резерв 1 1 1