Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» городской округ Первоуральск Является приложением к ООП СОО, утвержденной приказом директора школы от 03.08.2020г. № 351 МАОУ "СОШ № 22" 2021.06.18 15:07: 00+05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Трудные вопросы по русскому языку» (общекультурное направление) для обучающихся 10 класса Составитель: Васильева Н.В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Трудные вопросы по русскому языку» для учащихся 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку: элективные курсы (5-11 классы). – М., 2011. Цель курса: повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену. Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена». Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык». Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом. Кроме того, курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Курс позволит усовершенствовать навыки составления своего текста, будет способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные операции, - все эти умения позволят выпускнику эффективно учиться и профессионально развиваться в дальнейшем. Основное внимание при этом уделяется; ‒ формированию устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач. ‒ совершенствованию языковой грамотности; ‒ совершенствованию письменной речи; ‒ освоению норм русского литературного языка; ‒ развитию логического мышления Задачи курса: 1. обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы; 2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки; 3. развивать владение нормами русского языка и языковую культуру; 4. развивать умение составлять алгоритм к задаче; 5. сформировать умение использовать разные виды чтения; 6. развивать умение анализировать текст; 7. сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать; 8. сформировать навыки составления собственного текста; 9. сформировать умение искать и обрабатывать информацию; 10. практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации. 1. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане: Данная программа рассчитана на 35 ч, предусмотренных в образовательном учебном плане школы : Изучение русского языка осуществляется согласно учебному плану в объёме: 10 класс - 35 часов, 2. Результаты освоения курса. В результате изучения курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы по русскому языку » ученик должен знать/понимать: основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Уметь: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; извлекать необходимую информацию из различных источников; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи; формулировать основную мысль ( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения. анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка. соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты. Тематическое распределение часов № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Разделы, темы Лексика. Фразеология. Лексикография. Орфография Орфография как система правил правописания Правописание морфем Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов Правописание окончаний Слитные, дефисные и раздельные написания Итого Количество часов 4 3 2 7 6 3 6 3 1 34 Календарно-тематическое планирование (10 класс) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23-24 25 26 27 28 29 30-31 32 33 34 Тема Особенности письменного общения Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Особенности письменной речи Орфография как система правил правописания Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Разделы русской орфографии Правописание морфем Правописание корней. Правописание гласных корня Фонетический принцип написания Группы корней с чередованием гласных Обозначение на письме согласных корня Правописание иноязычных словообразовательных элементов Правописание приставок. Приставки пре и при Правописание суффиксов. Типичные суффиксы прилагательных и их написание Типичные суффиксы глагола и их написание Образование причастий с помощью специальных суффиксов Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий. Правописание окончаний. Различения морфем, в составе которых находится орфограмма Правописание согласных на стыке морфем Орфографический анализ морфемно- словообразовательных моделей слов. Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи Написания не с различными частями речи Различение приставки ни и слова ни(частицы, союза) Слитные, дефисные и раздельные написания Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога. Особенности написания производных предлогов. Образование и написание сложных слов Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарём «Слитно или раздельно?» Орфоэпические нормы Трудные случаи постановки ударения. Орфоэпические нормы. Обобщающий урок. Все правила русского языка в таблицах. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 34