МАОУ "СОШ № 22" 2021.07.28 12:57:54+05'00' Пояснительная записка Актуальность. Ведущими задачами школы являются идеи гуманизация образования и развития ребенка, формирование у него духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческого и ответственного отношения к жизни. Кружок «Палитра»– одна из форм углубления интересов учащихся по теории изобразительного искусства, а также развития навыков в практической деятельности художественного изображения. В число этих навыков входят наблюдение, художественно-образное восприятие и оценка окружающей действительности, решение учебно-творческих задач в художественных материалах с использованием композиции, рисунка, цвета и тд. Кружок « Палитра» способствует творческому развитию учащихся, которое является результатом осуществления цельного учебно-воспитательного процесса со всем комплексом учебновоспитательных задач. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Новизна: Программа включает интеграцию трех основных видов художественной деятельности: композиционной, изобразительной, декоративной деятельности. Каждое задание по рисунку и живописи обязательно присутствуют элементы композиционной деятельности, а композиционное решение выполняется как средствами рисунка, так и живописи. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, ритм группируются вокруг общих закономерностей, художественно-образных языков изобразительных , декоративных, конструктивных искусств. Программа построена на широком использовании информационных образовательных, способствующих систематическому формированию и поддержанию у мотивации к творчеству. Так участие в мероприятиях школы, оформление выставок, участие в конкурсах и олимпиадах стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником. Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности. Цель программы: - воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, архитектуры и овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); Задачи: Обучающие: 1. ознакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области; научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования научить наблюдать и сопоставлять объекты и явления окружающего мира 2. овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки; 3. овладение различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Развивающие: развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления; развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе; развить интерес к творческой деятельности; развить стремление к самопознанию и самоопределению и др. Воспитательные: воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации, самооценку собственного «Я», чувство коллективизма; воспитать уважительное отношение к истории и культуре как источнику жизненного опыта. Ожидаемые результаты: • Овладение первоначальными знаниями в предметной деятельности. • Знание основных терминов, понятий, определений, знаков и символов, составляющих содержание предметной области. • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки; • овладение различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; Возраст обучающихся. Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов - 36 часа. Возраст обучающихся: 8-9 лет Наполняемость учебной группы – 15 человек. Режим занятий. Занятия учебных групп проводятся один раз в неделю по 1 часу. Способы определения результативности. • участия в мероприятиях (конкурсы, олимпиады), решение задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях. • педагогическое наблюдение; Срок реализации программы: 1 год Формы и режим занятий. Для реализации программы используются несколько форм занятий: Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения). Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру. Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память. Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей. Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей. Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии. Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач. Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Способы проверки результатов В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся); • промежуточные • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется: • Тестирование • Отчётные просмотры законченных работ. • Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. Учебный план № Название темы количество часов всего Теор. Прак т 1 Блок 1. Рисунок - основа изобразительного творчества 2 Блок 2. Цвет и его возможности. Пастель. 3 Форма контроля, аттестация Выставка 14 4 10 11 2 14 11 3 8 36 9 32 Выставка Выставка Блок 3. Живопись. Гуашь. Итого Календарно-учебный график Дата ТЕМА № 1 Блок 1. Рисунок - основа изобразительного творчества Вводное занятие. Правила ТБ всего теор прак 36 9 32 14 1 4 0,5 10 0,5 Форма контроля, аттестация Тест Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. Виды графики: линейный рисунок Виды графики: монотипия Книжная графика Стилизация в графике Композиция "Декоративный натюрморт" («Декоративный пейзаж») Портрет в графике 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 2 2 2 2 1 0,5 0,5 0,5 1 1,5 1,5 1,5 2 0.5 1,5 0.5 Подготовка к выставке, конкурсу. 2 1 1,.5 1 Блок 2. Цвет и его возможности. Пастель. Деревенский пейзаж. Пастель. Пленер. Городской пейзаж. Пастель. Творческая композиция «Натюрморт» Наброски лица человека с натуры Портрет с натуры. Подготовка к выставке, конкурсу Блок 3. Живопись. Гуашь. 11 2 1 2 2 2 1 1 11 2 0,5 Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок 0,5 0.5 0,5 3 Выставка 14 2,5 1 2,5 2,5 2,5 2,5 1 8 Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Выставка Тест 1 2 3 4 5 6 7 Жанры в живописи Пейзаж-настроение. Стили живописи. Натюрморт реалистичный (академический). Натюрморт в стиле кубизм. Гуашь. Натюрморт в стиле импрессионизм. Гуашь. Подготовка к конкурсу-выставке Итого 1 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 0,5 2 2 0.5 0,5 1.5 1,5 2 1 0,5 1,5 1 36 9 Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Выставка 32 Содержание учебного плана Тема 1. Вводный урок. Цели и задачи обучения, правила техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. Тестирование по проверки приобретенных знаний. Блок 1. Рисунок - основа изобразительного творчества.(14 ч). Теория: объяснение значимости изучения теоретических основ и практических навыков изображении различных объектов и явлений окружающего мира; знакомство с программой по рисунку. Знакомство с понятием «линия», материалами по рисунку, методами и способами работы с карандашом (точка, штрих, перспективная линия), с его техническими возможностями. Беседа о видах графики. Язык графики. Линейный рисунок. Монотипия. Знакомство с книжной графикой. Способы стилизации в графике. Портрет в графике. Практические занятия: Просмотр презентации о видах графики, тестирование. Выполнение линейных упражнений, штриховок. Знакомство с техникой монотипии. Выполнение творческой работы в технике монотипия. Обзор современной иллюстрации книг. Выполнение буквицы в графике. Знакомство со способами стилизации в графике и выполнение упражнений по стилизации животных в графике. Композиция "Декоративный натюрморт", («Декоративный пейзаж»). Работа над творческой работой портрет. Подготовка к выставке, конкурсу (отбор работ, оформление). Экскурсия на выставку. Блок 2. Цвет и его возможности. Пастель. (11 ч) Теория: Техника рисования пастелью. Приемы, знакомство с материалом. Линейная перспектива в пейзаже. Пленэрная живопись. Композиция в натюрморте. Законы композиции. Рисунок с натуры лица человека, особенности техники. Практическая работа: Выполнение пейзажа. Выход на пленэр, рисование городского пейзажа. Выполнение творческой работы натюрморт. Выполнение набросков лица человека, зарисовки. Выполнение портрета с натуры. Выполнение творческой работы портрет-образ ( Весна, Зима, Осень, Лето, Музыка и др.). Подготовка работ к выставке, анализ работ, оформление. Блок 3. Живопись. Гуашь. (11 ч.) Теория: знакомство с жанрами живописи. Законы линейной и воздушной перспективы. Знакомство со стилями живописи. Реалистический натюрморт и его особенности. Особенности построения натюрморта в стиле кубизм. Знакомство со стилем импрессионизма в живописи. Техника работы над портретом гуашевыми красками. Практическая работа: тестирование по теме Стили живописи, Рисование пейзажа – настроение. Построение и рисование гуашью реалистичного натюрморта из предметов художника. Рисование кубистического натюрморта на свободную тему. Рисование портрета с натуры. Рисование портрета в свободном стиле (подражание стилю). Создание творческой работы Портрет-Образ ( Море, Ветер, Солнце, Дождь). Подготовка к конкурсу-выставке творческих и учебных работ. Оформление. • • • • • • Методическое обеспечение Репродукции картин художников. Муляжи для рисования Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Тела геометрические Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.). Детские работы как примеры выполнения творческих заданий. Материально-техническое обеспечение программы Занятия проходят в кабинете начальных классов, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской, набором художественными альбомами и литературой по искусству.. Условия для занятий соответствуют санитарно – гигиеническим нормам. Кабинет оснащен компьютером, проектором, интерактивной доской, что позволяет использовать для занятий видеофильмы, презентации, различные компьютерные программы. 1. Оборудование: - Доска - 1шт. - Стол для учителя - 1 шт. - Стул для учителя- 1 шт. - Стол для учащегося - 15 шт. - Стул для учащегося - 15 шт. - Стенка - 5 секций - Компьютер - 1 шт. - Интерактивная доска - 1 шт. - Подиум для натурных постановок - 3 - Натурный столик -1 Список использованной литературы 1. Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедевой. —М.: Владос, 2008 г. 2. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. — М.: 3. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1973. 4. Соколова Г.М. Воспитание чувств. — Ставрополь, 1992. 5. Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. — М.: Просвещение, 2011. 6. Максимова М., Кузмина М. Вышивка. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. 7. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М. :Просвещение, 2011 8. Сокольникова И.М. Основы композиции. — М.: Дрофа, 2009. Дополнительные пособия для учителя: 1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 2010 г. 2. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусства в школе. И. П. Волков. Художественная студия в школе 3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с. 4. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение,2006 5. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства. 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: 7. Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990. 8. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981. 9. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998. 10. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил.. 11. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992. 12. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997 Информационные ресурсы: 1. Великие города: Лондон / Документальный / Научно-популярный / Discovery ttps://vk.com/life2hack?z=video- 36047336_456248443%2Faf3c4e26680178ccb7%2Fpl_wall_-36047336 . Образовательный журнал со вкусом https://vk.com/albums-36047336 2. 3. Видeo yрoки риcoвaния. 4. Кaк прaвильнo риcoвaть дeрeвья; 5. Кaк рeaлиcтичнo нaриcoвaть рoт кaрaндaшoм; 6. Кaк прaвильнo риcoвaть вoдy; 7. Кaк прaвильнo риcoвaть глaз; 8. Кaк прaвильнo риcoвaть мycкyлы нa тeлe; 9. Кaк прaвильнo риcoвaть гyбы; 10. Кaк прaвильнo риcoвaть лec; 11. Кaк прaвильнo риcoвaть рaccлaблeннyю рyкy; 12. Урoк экcпрecc-риcoвaния; 13. Учимcя риcoвaть oблaкa. 14. Крaткиe биoгрaфии извecтныx xyдoжникoв https://vk.com/life2hack?w=wall36047336_95338 15. 10 древнейших городов России и все столицы Руси https://vk.com/life2hack?w=wall36047336_95281 16. Моделирование http://www.school.ort.spb.ru/library/exam_help/models.. 17. http://www.infosgs.narod.ru/ 18. http://markbook.chat.ru/alg/model.htm 19. Искусственный отбор. 20. Цикл программ посвящен художникам различных эпох и направлений, чье творчество и личная жизнь стали уникальным примером противостояния нормам эпохи. https://vk.com/life2hack?w=wall-36047336_95276 Иcтoрия рyccкoгo иcкyccтвa в 22 тoмax. Издaтeльcкий прoeкт Гocyдaрcтвeннoгo инcтитyтa иcкyccтвoзнaния, призвaнный прийти нa cмeнy coвeтcкoмy издaнию 1950-x гoдoв. https://vk.com/life2hack?w=wall36047336_95252 22.Тoм 1. Иcкyccтвo Киeвcкoй Рycи. IX - пeрвaя чeтвeрть XII вeкa. М., 2007. Тoм 2. Чacть 1. Иcкyccтвo 20-60-x гoдoв XII вeкa. М., 2012. Тoм 2. Чacть 2. Иcкyccтвo втoрoй пoлoвины XII вeкa. М., 2015. Тoм 14. Иcкyccтвo пeрвoй трeти XIX в. М., 2011. Тoм 17. Иcкyccтвo 1880-1890-x гг. М., 2014. 23. Спасённые шедевры России. Игорь Грабарь | History Lab 24. Спасённые шедевры России. Графика | History Lab 25. Спасённые шедевры России. Масляная живопись | History Lab