ДООП Волшебный карандаш

МАОУ "СОШ № 22"
2021.07.28 12:57:54+05'00'

Пояснительная записка
Актуальность. Ведущими задачами школы являются идеи гуманизация образования и
развития ребенка, формирование у него духовно-нравственных ценностей, эмоциональной
отзывчивости, творческого и ответственного отношения к жизни. Кружок «Палитра»–
одна из форм углубления интересов учащихся по теории изобразительного искусства, а
также развития навыков в практической деятельности художественного изображения. В
число этих навыков входят наблюдение, художественно-образное восприятие и оценка
окружающей действительности, решение учебно-творческих задач в художественных
материалах с использованием композиции, рисунка, цвета и тд. Кружок « Палитра»
способствует творческому развитию учащихся, которое является результатом
осуществления цельного учебно-воспитательного процесса со всем комплексом учебновоспитательных задач.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития
у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в
себя», осознания своих внутренних переживаний.
Новизна:
Программа включает интеграцию трех основных видов художественной
деятельности: композиционной, изобразительной, декоративной деятельности. Каждое
задание по рисунку и живописи обязательно присутствуют элементы композиционной
деятельности, а композиционное решение выполняется как средствами рисунка, так и
живописи. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, ритм
группируются вокруг общих закономерностей, художественно-образных языков
изобразительных , декоративных, конструктивных искусств.
Программа построена на широком использовании информационных
образовательных, способствующих систематическому формированию и поддержанию у
мотивации к творчеству. Так участие в мероприятиях школы, оформление выставок,
участие в конкурсах и олимпиадах стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в
результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя
волшебником, творцом, художником.
Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые
примеры из окружающей действительности.
Цель программы:
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, архитектуры и
овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными
формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению,
воображению);
Задачи:
Обучающие:
1. ознакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной
области; научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования
научить наблюдать и сопоставлять объекты и явления окружающего мира
2. овладение средствами художественного изображения как способом развития
умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию
визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
3. овладение различными художественными материалами и инструментами для
эстетической
организации
и
оформления
школьной,
бытовой
и
производственной среды.
Развивающие: развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные
представления; развить коммуникативные навыки психологической совместимости и

адаптации в коллективе; развить интерес к творческой деятельности; развить стремление к
самопознанию и самоопределению и др.
Воспитательные: воспитать потребность в самообразовании и творческой
реализации, самооценку собственного «Я», чувство коллективизма; воспитать
уважительное отношение к истории и культуре как источнику жизненного опыта.
Ожидаемые результаты:
• Овладение первоначальными знаниями в предметной деятельности.
• Знание основных терминов, понятий, определений, знаков и
символов, составляющих содержание предметной области.
• овладение средствами художественного изображения как способом развития
умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию
визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
• овладение различными художественными материалами и инструментами для
эстетической
организации
и
оформления
школьной,
бытовой
и
производственной среды.
• формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла
визуально-пространственной формы;
Возраст обучающихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей.
Полный объем учебных часов - 36 часа.
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Наполняемость учебной группы – 15 человек.
Режим занятий. Занятия учебных групп проводятся один раз в неделю по 1 часу.
Способы определения результативности.
• участия в мероприятиях (конкурсы, олимпиады), решение задач поискового
характера, активности обучающихся на занятиях.
• педагогическое наблюдение;
Срок реализации программы: 1 год
Формы и режим занятий.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на
текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся
(особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в
тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают
преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность
изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в
работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к
сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого
воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу
в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные
занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью
у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной
темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь
педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для
стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим
обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год.
Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их
отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
•
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
•
промежуточные
•
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению
программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
• Тестирование
• Отчётные просмотры законченных работ.
• Отслеживание личностного развития детей осуществляется
методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Учебный план
№

Название темы

количество часов
всего Теор. Прак
т

1

Блок 1. Рисунок - основа изобразительного
творчества

2

Блок 2. Цвет и его возможности. Пастель.

3

Форма
контроля,

аттестация

Выставка
14

4

10

11

2

14

11

3

8

36

9

32

Выставка
Выставка

Блок 3. Живопись. Гуашь.
Итого

Календарно-учебный график

Дата

ТЕМА

№

1

Блок 1. Рисунок - основа
изобразительного творчества
Вводное занятие. Правила ТБ

всего

теор

прак

36

9

32

14
1

4
0,5

10
0,5

Форма
контроля,
аттестация

Тест

Виды изобразительного искусства и
основы их образного языка.
Виды графики: линейный рисунок
Виды графики: монотипия
Книжная графика
Стилизация в графике
Композиция "Декоративный
натюрморт" («Декоративный пейзаж»)
Портрет в графике

2
3
4
5
6
7
8

1
2
3
4
5
6
7

2
2
2
2

1
0,5
0,5
0,5

1
1,5
1,5
1,5

2

0.5

1,5

0.5

Подготовка к выставке, конкурсу.

2
1

1,.5
1

Блок 2. Цвет и его возможности.
Пастель.
Деревенский пейзаж. Пастель.
Пленер.
Городской пейзаж. Пастель.
Творческая композиция «Натюрморт»
Наброски лица человека с натуры
Портрет с натуры.
Подготовка к выставке, конкурсу
Блок 3. Живопись. Гуашь.

11
2
1
2
2
2
1
1
11

2
0,5

Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок

0,5
0.5
0,5
3

Выставка

14

2,5
1
2,5
2,5
2,5
2,5
1
8

Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Выставка
Тест

1
2
3
4
5
6

7

Жанры в живописи
Пейзаж-настроение.
Стили живописи.
Натюрморт реалистичный
(академический).
Натюрморт в стиле кубизм. Гуашь.
Натюрморт в стиле импрессионизм.
Гуашь.
Подготовка к конкурсу-выставке
Итого

1
2
1

0,5
0,5
0,5

0,5
1,5
0,5

2
2

0.5
0,5

1.5
1,5

2
1

0,5

1,5
1

36

9

Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Выставка

32

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводный урок. Цели и задачи обучения, правила техники безопасности
и личной гигиены. Организация рабочего места. Виды изобразительного
искусства и основы их образного языка. Тестирование по проверки
приобретенных знаний.
Блок 1. Рисунок - основа изобразительного творчества.(14 ч).
Теория: объяснение значимости изучения теоретических основ и практических
навыков
изображении различных объектов и явлений окружающего мира;
знакомство с программой по рисунку.
Знакомство с понятием «линия», материалами по рисунку, методами и
способами работы с карандашом (точка, штрих, перспективная линия), с его
техническими возможностями.

Беседа о видах графики. Язык графики. Линейный рисунок. Монотипия. Знакомство
с книжной графикой. Способы стилизации в графике. Портрет в графике.
Практические занятия: Просмотр презентации о видах графики, тестирование.
Выполнение линейных упражнений, штриховок. Знакомство с техникой монотипии.
Выполнение творческой работы в технике монотипия. Обзор современной
иллюстрации книг. Выполнение буквицы в графике. Знакомство со способами
стилизации в графике и выполнение упражнений по стилизации животных в
графике. Композиция "Декоративный натюрморт", («Декоративный пейзаж»).
Работа над творческой работой портрет. Подготовка к выставке, конкурсу (отбор
работ, оформление). Экскурсия на выставку.
Блок 2. Цвет и его возможности. Пастель. (11 ч)
Теория: Техника рисования пастелью. Приемы, знакомство с материалом.
Линейная перспектива в пейзаже. Пленэрная живопись. Композиция в
натюрморте. Законы композиции. Рисунок с натуры лица человека,
особенности техники.
Практическая работа: Выполнение пейзажа. Выход на пленэр, рисование
городского пейзажа. Выполнение творческой работы натюрморт. Выполнение
набросков лица человека, зарисовки. Выполнение портрета с натуры.
Выполнение творческой работы портрет-образ ( Весна, Зима, Осень, Лето,
Музыка и др.). Подготовка работ к выставке, анализ работ, оформление.
Блок 3. Живопись. Гуашь. (11 ч.)
Теория: знакомство с жанрами живописи. Законы линейной и воздушной
перспективы. Знакомство со стилями живописи. Реалистический натюрморт и его
особенности. Особенности построения натюрморта в стиле кубизм. Знакомство со
стилем импрессионизма в живописи. Техника работы над портретом гуашевыми
красками. Практическая работа: тестирование по теме Стили живописи,
Рисование пейзажа – настроение. Построение и рисование гуашью реалистичного
натюрморта из предметов художника. Рисование кубистического натюрморта на
свободную тему. Рисование портрета с натуры. Рисование портрета в свободном
стиле (подражание стилю). Создание творческой работы Портрет-Образ ( Море,
Ветер, Солнце, Дождь). Подготовка к конкурсу-выставке творческих и учебных
работ. Оформление.
•
•
•
•
•
•

Методическое обеспечение
Репродукции картин художников.
Муляжи для рисования
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Тела геометрические
Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические
вазы и др.).
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проходят в кабинете начальных классов, который полностью оснащен
необходимой мебелью, доской, набором художественными альбомами и
литературой по искусству.. Условия для занятий соответствуют санитарно –
гигиеническим нормам. Кабинет оснащен компьютером, проектором, интерактивной
доской, что позволяет использовать для занятий видеофильмы, презентации,
различные компьютерные программы.
1. Оборудование:
- Доска - 1шт.

- Стол для учителя - 1 шт.
- Стул для учителя- 1 шт.
- Стол для учащегося - 15 шт.
- Стул для учащегося - 15 шт.
- Стенка - 5 секций
- Компьютер - 1 шт.
- Интерактивная доска - 1 шт.
- Подиум для натурных постановок - 3
- Натурный столик -1
Список использованной литературы
1. Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедевой. —М.:
Владос, 2008 г.
2. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. — М.:
3. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М.: Просвещение,
1973.
4. Соколова Г.М. Воспитание чувств. — Ставрополь, 1992.
5. Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление
образовательными системами. — М.: Просвещение, 2011.
6. Максимова М., Кузмина М. Вышивка. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2009.
7. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М. :Просвещение,
2011
8. Сокольникова И.М. Основы композиции. — М.: Дрофа, 2009.
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 2010 г.
2. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусства в школе. И. П. Волков.
Художественная студия в школе
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для
учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
4. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
5. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на
уроках искусства.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
7. Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
8. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
9. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. 3-е изд. М., 1998.
10. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл
изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература,
1998. – 208 с.: ил..
11. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и
цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в
Испании, январь 1992.
12. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник»,
Москва 1997
Информационные ресурсы:
1. Великие города: Лондон / Документальный / Научно-популярный /
Discovery ttps://vk.com/life2hack?z=video-

36047336_456248443%2Faf3c4e26680178ccb7%2Fpl_wall_-36047336 .
Образовательный журнал со вкусом https://vk.com/albums-36047336
2.
3. Видeo yрoки риcoвaния.
4. Кaк прaвильнo риcoвaть дeрeвья;
5. Кaк рeaлиcтичнo нaриcoвaть рoт кaрaндaшoм;
6. Кaк прaвильнo риcoвaть вoдy;
7. Кaк прaвильнo риcoвaть глaз;
8. Кaк прaвильнo риcoвaть мycкyлы нa тeлe;
9. Кaк прaвильнo риcoвaть гyбы;
10. Кaк прaвильнo риcoвaть лec;
11. Кaк прaвильнo риcoвaть рaccлaблeннyю рyкy;
12. Урoк экcпрecc-риcoвaния;
13. Учимcя риcoвaть oблaкa.
14. Крaткиe биoгрaфии извecтныx xyдoжникoв https://vk.com/life2hack?w=wall36047336_95338
15. 10 древнейших городов России и все столицы
Руси https://vk.com/life2hack?w=wall36047336_95281
16. Моделирование http://www.school.ort.spb.ru/library/exam_help/models..
17. http://www.infosgs.narod.ru/
18. http://markbook.chat.ru/alg/model.htm
19. Искусственный отбор.
20. Цикл программ посвящен художникам различных эпох и направлений, чье
творчество и личная жизнь стали уникальным примером противостояния
нормам эпохи. https://vk.com/life2hack?w=wall-36047336_95276
Иcтoрия рyccкoгo иcкyccтвa в 22 тoмax. Издaтeльcкий прoeкт
Гocyдaрcтвeннoгo инcтитyтa иcкyccтвoзнaния, призвaнный прийти нa
cмeнy coвeтcкoмy издaнию 1950-x гoдoв. https://vk.com/life2hack?w=wall36047336_95252
22.Тoм 1. Иcкyccтвo Киeвcкoй Рycи. IX - пeрвaя чeтвeрть XII вeкa. М., 2007.
Тoм 2. Чacть 1. Иcкyccтвo 20-60-x гoдoв XII вeкa. М., 2012.
Тoм 2. Чacть 2. Иcкyccтвo втoрoй пoлoвины XII вeкa. М., 2015.
Тoм 14. Иcкyccтвo пeрвoй трeти XIX в. М., 2011.
Тoм 17. Иcкyccтвo 1880-1890-x гг. М., 2014.
23. Спасённые шедевры России. Игорь Грабарь | History Lab
24. Спасённые шедевры России. Графика | History Lab
25. Спасённые шедевры России. Масляная живопись | History Lab


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».