ДООП Дружина юных пожарных

МАОУ "СОШ № 22"
2021.07.28 12:48:
47+05'00'

Пояснительная записка
Данная программа разработана для детей - членов Дружины юных пожарных
образовательного учреждения по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии
с программой курса ОБЖ общеобразовательной школы, рекомендованной Министерством
образования РФ.
Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской
шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при
пожаре - это гибель детей.
Актуальность данной программы показывает, что причиной пожаров становятся
незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с
огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником
загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для
формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним
обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае
возникновения огненной беды.
Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с
огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Запреты тут не
помогут. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при
возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными
предметами.
В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного
поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной
жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего.
Новизна программы. Программа является одной из форм обучения детей школьного
возраста мерам пожарной безопасности является движение Дружины юных пожарных (ДЮП).
Дружина юных пожарных - детское объединение, которое создаётся в целях
совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их
профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных
задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Цель программы: повышение эффективности обучения школьников основам
пожарной безопасности; привлечение школьников к пожарно-профилактической
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить распознавать и оценивать различные ситуации и владеть приёмами защиты от
них;
- обучить и познакомить с достижениями науки и техники в области предупреждения и
тушения пожаров.
Развивающие:
- создать условия для развития индивидуальных творческих способности детей;
- пробуждать интерес учащихся к пожарному делу и профессии пожарного.
Воспитательные:

- воспитать и привлечь к реализации данной программы различные структуры пожарной
охраны и другие заинтересованные организации.
Формы и методы проведения занятий различные - викторины, игры, КВНы, тесты, деловые
игры, экскурсии и т.д. Лучше всего занятия проводить в интерактивной форме, где
тренируются сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное,
внимание и многие другие качества ребёнка.
Сроки реализации:
Программа рассчитана на детей с 4-6 классов. Режим обучения - 1 часа в неделю. Учебная
нагрузка 35 часа.
К проведению занятий привлекаются работники или ветераны пожарной охраны,
добровольного пожарного общества, медицинские работники, тренеры

по пожарно-

спасательному спорту.
Для отслеживания результатов обучения воспитанников после каждой темы проводится
контрольное тестирование, по окончании первого полугодия - промежуточная диагностика,
по окончании учебного года - итоговая диагностика.
Учебный план
№
п/п

Количество часов
Тема

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

1

2

Анкетирование

1

1

2

Беседа

2

1

3

Опрос

4.

Основные причины
пожаров и меры их
предосторожности в
окружающей среде.

3

1

4

Тестирование

5.

Противопожарный
режим в детском
учреждении.

1

2

3

Наблюдение

6.

Пожарная техника и
костюм пожарного.

1

3

4

Практические задания

1.

2.

3.

ДЮП: цели и задачи.
Начальная диагностика.
Историческая справка о
развитии пожарной
охраны в России.
Причины возникновения
пожаров в жилье и
общественных зданиях.

7.

Огнетушители и их
предназначение.

1

2

3

Тестирование

8.

Знаки пожарной
безопасности.

1

1

2

Конкурсные задания

9.

Основы медицинских
знаний.

4

2

6

Практические задания

10.

Строевая подготовка и
пожарно-прикладной
спорт. Итоговая
диагностика.

2

4

6

Конкурсные задания

17

18

Итого:

35

Содержание учебного плана
Раздел 1. ДЮП: цели и задачи - 2ч.
1. Положение о ДЮП, выбор актива, распределение обязанностей, планирование
работы на учебный год (1 ч)
2. Экскурсия в пожарную часть, встреча с работниками (1 ч)
Раздел 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России-2ч.
1. Пожарная охрана - её история и традиции. История пожарной охраны Нижегородской
области (1ч.).
2. Экскурсии в пожарные части, музей пожарной охраны, (1 ч.).
Раздел 3. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях - 3ч.
1. Особенности современного жилья. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и
вредных факторов современного жилища. Причины возникновения бытовых
пожаров. Условия возникновения пожара. Поражающие факторы пожаров
(температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня
подручными средствами. Меры пожарной безопасности при эксплуатации
электробытовых приборов. Человек как проводник электрического тока. Действие
электрического тока на организм человека (1 ч.).
2. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и
изделий в аэрозольных упаковках. Меры пожарной безопасности при эксплуатации
газовых приборов, отопительных печей. Основные правила поведения при
возникновении пожара. Способы эвакуации из горящего здания (в том числе
высотного) (1ч.).
3. Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения правил пожарной
безопасности (1 ч.).
Раздел 4. Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде -4ч.
1. Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила поведения
пассажиров городского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное
такси). Правила поведения пассажиров на междугородном транспорте (воздушном,
железнодорожном, водном) (1ч.).
2. Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей.
Способы разведения костра (1ч.).
3. Основные причины пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды,
бенгальские огни, хлопушки) (1 ч.).

4. Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией. Принцип громоотвода
(1ч.).
Раздел 5. Противопожарный режим в детском учреждени3ч.
1. Противопожарные требования к территории и помещениям детского учреждения.
План эвакуации. Практическое изучение плана эвакуации. Общие требования к
содержанию путей эвакуации, эвакуационным выходам (1 ч.).
2. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны,
щиты с набором пожарного инвентаря). Места их установки, правила содержания и
порядок применения на пожаре (1 ч.).
3. Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, дискотек, массовых
мероприятий (1ч.).
Раздел 6. Пожарная техника и костюм пожарного -4ч.
1. Виды пожарной техники (Пожарные автомобили, самолёты и вертолёты, суда,
поезда), их назначение .Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них
пожарного оборудования (1ч.).
2. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Виды
пожарных костюмов, область применения, материалы, применяемые для изготовления
(1 ч.).
3. Изготовление пожарных машин из бумаги, картона или рисование. Моделирование
пожарной каланчи или пожарной части (2 ч.).
Раздел 7. Огнетушители и их предназначение -3ч.
1. Назначение, устройство, принцип действия и порядок применения ручных
огнетушителей (1ч.).
2. Экскурсия в зарядный цех ВДПО (2 ч.).
Раздел 8. Знаки пожарной безопасности-2ч.
1.3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные,
предписывающие. Примеры их применения и места установки (1 ч.).
2. Укомплектование здания школы знаками пожарной безопасности, изготовленными
своими руками (1ч.).
Раздел 9. Основы медицинских знаний-6ч.
1. Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека.
Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах
повреждений. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека
(2ч.).
2. Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов. Правильное оказание
помощи при ожоге (1 ч.).
3. Опасности переохлаждения организма. Правила оказания помощи при
переохлаждении. Характеристика обморожений. Недопустимые действия при
оказании помощи пострадавшему от воздействия низких температур (1ч.).
4. Оказание помощи человеку при поражении электрическим током (1 ч.).
5. Практическая отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему (2 ч.)
Раздел 10. Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт 6ч.
1. Строевая подготовка (1 ч.).
2. Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развёртывание (1 ч.).
3. Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения (1ч.).
4. Общие сведения о соревнованиях по ППС, виды и характер соревнований, оценка
результатов. Знакомство со спортивным оборудованием (1 ч.).
5. Практические занятия по ППС (2ч.).

Год обучения

Календарный учебный график
Дата начала
Дата
Всего учебных
обучения по
окончания
недель

Количество
учебных часов

программе
2020-2021

10 сентября
2020

обучения по
программе
31 мая 2021

1 час

35

Учебно-тематический план
№

Содержание занятий

Кол-во
часов

1

Положение о ДЮП, выбор актива, распределение
обязанностей, планирование работы на учебный год

1

2

Пожарная охрана - её история и традиции. История
пожарной охраны Нижегородской области

1

3

Экскурсия в пожарную часть, встреча с работниками

1

4

Особенности современного жилья. Причины
возникновения бытовых пожаров. Меры пожарной
безопасности при эксплуатации электробытовых
приборов.

1

5

Меры пожарной безопасности при использовании
предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных
упаковках. Меры пожарной безопасности при
эксплуатации газовых приборов, отопительных печей

1

6

Основные правила поведения при возникновении
пожара. Способы эвакуации из горящего здания (в
том числе высотного)

1

7

Организация и проведения рейда в школе по проверке
выполнения правил пожарной безопасности

1

8

Пожары на транспорте. Причины транспортных
пожаров. Правила поведения пассажиров городского
транспорта (автобус, трамвай, троллейбус,
маршрутное такси). Правила поведения пассажиров
на междугородном транспорте (воздушном,
железнодорожном, водном)

1

9

Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у
водоёма, в зоне отдыха людей. Способы разведения
костра

1

Основные причины пожаров при праздновании
10 Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские огни,
хлопушки)
11

Молниезащита. Меры предосторожности от
поражения молнией. Принцип громоотвода

1

1

Дата по
плану

Противопожарные требования к территории и
помещениям детского учреждения.
План
12 эвакуации. Практическое изучение плана эвакуации.
Общие требования к содержанию путей эвакуации,
эвакуационным выходам

1

Правила пожарной безопасности при проведении
вечеров, дискотек, массовых мероприятий

1

Первичные средства пожаротушения (огнетушители,
внутренние пожарные краны, щиты с набором
14
пожарного инвентаря). Места их установки, правила
содержания и порядок применения на пожаре

1

Виды пожарной техники (Пожарные автомобили,
самолёты и вертолёты, суда, поезда), их назначение.
15
Общее устройство пожарных автомобилей,
размещение на них пожарного оборудования

1

Боевая одежда, снаряжение и средства защиты
органов дыхания пожарного. Виды пожарных
16
костюмов, область применения, материалы,
применяемые для изготовления

1

Изготовление пожарных машин из бумаги, картона
17 или рисование. Моделирование пожарной каланчи
или пожарной части

2

13

18

Назначение, устройство, принцип действия и порядок
применения ручных огнетушителей

1

19 Экскурсия в зарядный цех ВДПО

2

3наки пожарной безопасности: запрещающие,
20 предупреждающие, указательные, предписывающие.
Примеры их применения и места установки

1

21

Укомплектование здания школы знаками пожарной
безопасности, изготовленными своими руками

1

Общая характеристика повреждений и их последствий
для здоровья человека. Основные правила оказания
22 первой медицинской помощи при различных видах
повреждений. Признаки, с помощью которых можно
определить состояние человека

2

Ожоги. Характеристика и причины термических
ожогов. Правильное оказание помощи при ожоге

1

23

Опасности переохлаждения организма. Правила
оказания помощи при переохлаждении.
24 Характеристика обморожений. Недопустимые
действия при оказании помощи пострадавшему от
воздействия низких температур

1

25

Оказание помощи человеку при поражении
электрическим током

1

26

Практическая отработка по оказанию медицинской
помощи пострадавшему

2

27 Строевая подготовка
28

1

Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое
развёртывание

1

29 Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения

1

Общие сведения о соревнованиях по ППС, виды и
30 характер соревнований, оценка результатов.
Знакомство со спортивным оборудованием

1

31 Практические занятия по ППС

2
Итого: 35 часов

Результаты освоения программы
По окончании курса первого года обучения, предусмотренного программой,
учащиеся должны ЗНАТЬ:
* основные правила пожарной безопасности;
* причины возникновения пожаров;
* первичные средства пожаротушения;
* виды огнетушителей и область их применения;
* знаки пожарной безопасности и места их размещения;
* меры предосторожности при обращении с огнём,
* правила поведения в экстремальных ситуациях;
* правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при
отравлении угарным газом и поражении электрическим током;
* главные исторические события становления пожарной охраны России, Нижегородской
УМЕТЬ:
* выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
* пользоваться огнетушителями;
* работать пожарным инвентарём;
* различать знаки пожарной безопасности;
* оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы пожарно-прикладного
спорта.
Список литературы:
1. Верховский Е.И. ОБЖ. 5-8 классы. Учебное пособие. – М., Просвещение, 2009.
2. Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
3. Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург,
Учебная книга, 2006.

4 Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно – методические
материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
5. Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
6. Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен, 2006.
7. Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11
классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
8. Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007.
9. Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 1 – 4 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
10 Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград, Учитель, 2005.
11. Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».