Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22» Рассмотрено на заседании Педагогического совета протокол № 8 от 15.06.2020 Утверждено приказом директора школы № 324 от 15.07.2020 МАОУ "СОШ № 22" 2021.06.22 10:35: 17+05'00' Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» (далее – Положение) является документом, регламентирующим порядок организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» (далее – Школа). 1.2. Положение разработано в соответствии с: − Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.05.2020) «Трудовой кодекс Российской Федерации»; − Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями и дополнениями); − Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; − Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; − Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 26.06.2017) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; − Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 1.3. Настоящее положение определяет основные цели, правила построения, порядок осуществления профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. 1.4. Положение призвано обеспечить упорядочение и развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических 1 работников, положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников школы и деятельности Школы в целом. 1.5. В Положении приняты следующие понятия: Дополнительное профессиональное образование – освоение программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.1 Профессиональная переподготовка – это отдельный вид дополнительного профессионального образования, направленный на глубокое комплексное изучение предмета для ведения нового вида деятельности. Она организуется для освоения работниками, уже имеющими профессию, новых профессий с учетом потребностей ОО и для получения дополнительной квалификации. Повышение педагогической квалификации – это целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями (идеями и концепциями, способствующими эффективному осуществлению педагогического процесса) и технологиями, включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в практику образования различных инноваций. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации Таким образом, в результате подготовки и переподготовки работник получает новую профессию или квалификацию, а в случае повышения квалификации – совершенствует свое мастерство по уже имеющейся специальности. 2. Цели и задачи профессиональной переподготовки и повышения квалификации 2.1. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «Педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень». 2.2. Профессиональная компетентность педагогических работников является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательного учреждения, что, в конечном счете, определяет качество образования детей как основной параметр государственно – общественного заказа учреждению. 2.3. Основной целью профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения является развитие их профессиональной компетентности, формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов, формирование Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 76. Дополнительное профессиональное образование. 1 2 структурной целостности педагогической деятельности каждого работника, что в совокупности обеспечит выполнение требований по достижению современного качества образования. Повышение квалификации – один из видов дополнительного профессионального образования. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения задач, стоящих перед Школой в современных условиях, подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности. 2.4.Задачами профессиональной переподготовки и повышения квалификации являются: - изучение и анализ новых нормативно-правовых документов; - формирование педагога инновационного типа, совершенствование педагогического мастерства через внедрение современных информационных, педагогических технологий и передовых методик; - поддержка и совершенствование профессионального мастерства всех педагогических работников с учетом новейших достижений науки и практики; - создание условий профессиональной деятельности; - максимальное переподготовку; - для развития удовлетворение индивидуальных запросов педагогов способностей на к курсовую организация мониторинга профессионального роста педагогов; - апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм подготовки и повышения управленческих и педагогических кадров; - переориентация целевых установок при планировании и реализации повышения квалификации с совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков на развитие профессиональной компетентности; - предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов; - удовлетворение потребностей в поиске и освоении педагогического опыта, педагогических инноваций и научных достижений; передового - освоение всеми педагогическими работниками ИКТ до уровня свободного самостоятельного использования их в качестве, как современного средства информационного обмена, так и эффективного педагогического средства; - оказание помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке к аттестации и внедрение инноваций в учебный процесс - изучение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. 3 3. Организация профессиональной квалификации педагогических работников 3.1. Дополнительное профессиональное переподготовки образование и (далее повышения - ДПО)2 осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП): программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки3. 3.2. Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (пункт 9 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ). Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение ДПО педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций осуществляется посредством доведения необходимых средств до соответствующих организаций в структуре нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования. 3.3. К освоению ДПП допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (пункт 3 Порядка организации ДПО). 3.4. Создание условий и организация ДПО работников отнесена к компетенции ОО (пункт 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ), фактически - к компетенции работодателя. 3.5. С целью создания условий для непрерывного профессионального образования педагогических работников в следующем календарном году заместителем директора по УР ежегодно до конца второго квартала текущего года формируется банк данных о количестве работников ОО, нуждающихся в повышении квалификации. 3.6. Корректировка плана повышения квалификации производится в случаях: временной нетрудоспособности работника (иного уважительного случая, препятствующего участию работника в мероприятиях по повышению квалификации); отмены курсов, реализуемых организацией, осуществляющей повышение квалификации; 3.7. Основаниями для направления педагогических работников ОО на повышение квалификации являются: − наступление очередного срока повышения квалификации; − рекомендация аттестационной комиссии Министерства образования и молодежной политики Свердловской области; − назначение работника ОО на вышестоящую должность, иную должность; − инициатива работника; − появление изменений в условиях, формах, методах работы педагога. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование установлено статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации. 3Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 76, часть 2 «Дополнительное профессиональное образование». 2 4 3.8. Основаниями для направления педагогических работников на повышение квалификации в виде профессиональной переподготовки является несоответствие квалификации занимаемой должности. Целью профессиональной переподготовки педагогических работников Школы является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, необходимым для выполнения нового вида профессиональной педагогической деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки педагогические работники получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. 3.9. При направлении работодателем педагогического работника на профессиональное обучение или ДПО с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или ДПО с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (согласно статье 187 Трудового Кодекса РФ)4. 3.10. При выполнении работодателем условий договора, связанного с ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы. 3.11. Отказ педагогического работника от прохождения ДПО в таких случаях будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 Трудового Кодекса РФ. 3.12. В случае если педагогический работник, обучающийся по программе повышения квалификации, не проходит итоговую аттестацию без уважительной причины и не получает документ о соответствующем образовании, повторное обучение такого работника за счет средств бюджета ОО не осуществляется. 3.13. Повышение квалификации в Школе проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года в течение всей трудовой деятельности учителей. Периодичность прохождения учителями повышения квалификации устанавливается администрацией Школы. 3.14. Плановое повышение квалификации и профессиональной переподготовки считается пройденным, если педагогический работник успешно освоил программу курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки и подтвердил удостоверением (дипломом) о пройденном обучении. 3.15. Директор Школы назначает из числа администрации лицо, ответственное за организацию и координацию работы по повышению квалификации педагогических работников, которое: Письмо Минобрнауки России № 08-415 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование». 4 5 - доводит до сведения педагогических работников перечень предлагаемых курсов; - извещает педагогических работников о перспективном и текущем плане повышения квалификации; - проводит анализ целесообразности предлагаемых и выбранных педагогами курсов для их использования в накопительной системе повышения квалификации, реализации Образовательной программы Школы; - оказывает методическую помощь педагогу по выбору курсов, учитывая его образовательные потребности, проблемы, и с учетом реализации Образовательной программы и Программы развития школы; - согласовывает индивидуальный образовательный маршрут повышения квалификации и профессиональной переподготовке педагога; - осуществляет деятельность по реализации перспективного плана повышения квалификации и профессиональной переподготовке; - является ответственным за информационный обмен в Комплексной автоматизированной информационной системе ИРО (КАИС). 4. Формы профессиональной переподготовки и повышения квалификации 4.1. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. 4.2. Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно, в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании. 4.3. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных законодательством РФ, а также полностью или частично в форме стажировки. 4.4. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. 4.5. Профессиональная переподготовка работников проводится в ОО на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. 4.6. Повышение квалификации работников может проводится в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации работников образования, имеющих лицензию на данный вид деятельности, а также в форме самообучения и внутреннего обучения. 4.6.1. Для реализации педагогом возможностей непрерывного образования, самостоятельного конструирования индивидуального образовательного маршрута с учетом своих профессиональных потребностей, согласованных с потребностями ОО, и 6 выбора наиболее приемлемых для себя сроков его прохождения работник может использовать ресурсы системы повышения квалификации. 4.6.2. Самостоятельная подготовка (самообучение/самообразование), как форма непрерывного, систематического пополнения и углубления знаний, закрепления практических умений и навыков, является обязательной и проводится по индивидуальному плану, который рассматривается и утверждается на заседании методического объединения. 4.6.3. Внутреннее обучение (повышение квалификации без получения итоговых аттестационных документов) может включать: лекции, семинары, конференции, круглые столы, деятельностные игры, адаптационное обучение для вновь принятых работников, интерактивное обучение, взаимообучение, тренинги, демонстрации опыта и другие. Групповое обучение предполагает объединение педагогических работников в специальные группы и обучение в этих группах. При данной форме обучения итоговый результат может быть получен группой. Форма может использоваться для получения, в результате обучения группы, проекта или программы по какому-либо направлению деятельности. 4.6.4. Школа осуществляет внутреннее обучение собственными обучающими ресурсами или с помощью привлекаемых специалистов. 4.7. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации осуществляется по дневной, вечерней формам обучения, с отрывом, с частичным отрывом, без отрыва от работы с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий, путем сочетания этих форм. 5. Периодичность и продолжительность профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников 5.1. Сроки обучения по образовательным программам подготовки и переподготовки устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе нормативов продолжительности образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке в объеме не менее 250 часов. 5.2. Повышение квалификации в соответствии с п. 12 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 года № 499, не может быть менее 16 часов (минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации). 5.2.1. Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (согласно п. 23 ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 31.12.2015) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования). 7 5.2.2. Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. (согласно п. 22 ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования). 5.2.3. Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу среднего общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (согласно п. 22 ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования). 5.3. Педагогические работники ОО имеют право на ДПО сверх установленной нормы часов, указанной в пункте 5.2, за счет собственных средств или по направлению образовательных учреждений за счет дополнительных финансовых средств, привлеченных образовательным учреждением. 5.4. Повышение квалификации педагогических работников является непрерывным процессом и осуществляется в течение всего периода работы педагогических работников в Школе. 6. Отчётность о повышении квалификации и профессиональной переподготовки 6.1. Слушатели, успешно прошедшие курс обучения по профессиональной переподготовке и повышению квалификации, предоставляют документы государственного образца: – удостоверение (свидетельство) о повышении квалификации; – диплом о профессиональной переподготовке. 6.2. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей предоставляются педагогическим работником не позднее, чем через 5 дней после прохождения обучения. 6.3. Педагоги, участвующие в краткосрочном обучении, в работе тематических и проблемных семинаров, вебинаров, предоставляют сертификат об участии в данных мероприятиях. 6.4. Результаты работы во временных творческих группах, педагогических советах, методических объединениях, других методических мероприятиях предоставляются в виде письменных материалов о проделанной работе (план работы, материалы заседаний, публикации, аналитические отчеты, реферирование литературы, методические материалы и др.). 6.5. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки (копии документов) педагогические работники предоставляют 8 ответственному за организацию и координацию работы по повышению квалификации педагогических работников и отдел кадров Школы. 6.6. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, краткосрочного обучения, о результатах работы в тематических и проблемных семинарах, вебинарах, во временных творческих группах, педагогических советах, методических объединениях своевременно заносятся педагогами в «Методический паспорт педагога». 7. Права и обязанности работодателя 7.1. Работодатель имеет право: − определять необходимость профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для нужд ОО; − предлагать формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников с учетом возможностей повышения квалификации на базе ГАОУ ДПО Свердловской области «ИРО» или других учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования; 7.2. Работодатель обязан: − при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы сохранять за ним место; − выплачивать педагогическому работнику среднюю заработную плату по основному месту работы в течение всего времени повышения квалификации; − создать необходимые условия педагогическим работникам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, для совмещения работы с обучением, обеспечить замену; − планировать повышение квалификации работника не реже 1 раза в 3 года; − разработать график профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических работников и довести до сведения работников приказом по Школе. 8. Права и обязанности педагогических работников 8.1. В отношении педагогических работников право на ДПО конкретизировано Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года с сохранением заработной платы в течение всего периода обучения (пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ). 8.2. В соответствии со статьей 187 Трудового Кодекса РФ работник имеет право на повышение квалификации по личному желанию в сроки и на условиях, согласованных с администрацией Школы. 8.3. Работник обязан эффективно использовать время, предоставленное работнику для повышения его профессионального роста и предоставить предоставляют ответственному за организацию и координацию работы по повышению квалификации педагогических работников и отдел кадров Школы копию документа, подтверждающего повышение профессиональной квалификации, переподготовку. 8.4. Систематическое повышение своего профессионального уровня – это обязанность педагогических работников, зафиксированная в статье 48 Федерального 9 закона № 273-ФЗ. 9. Документация 9.1. В Школе ведется следующая документация: − база данных о работниках ОО, включающая сведения о курсовой переподготовке; − копии документов о прохождении курсовой переподготовки; − перспективный план прохождения курсов повышения квалификации педагогических работников. 9.2. Документация, перечисленная в п. 9.1. находится у заместителя директора по УР и обновляется на начало учебного года. 10. Заключительная часть Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения. При принятии Положения учитывается мнение Педагогического коллектива. Дополнения и изменения к Положению утверждаются приказом директора Школы после обсуждения с педагогами школы. 10