Программа внеурочной деятельности. Функциональная грамотность. Математическая 6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
городской округ Первоуральск

Является приложением к ООП ООО,
утвержденной приказом директора школы от 31.08.2022год №570

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Учимся для жизни»
Функциональная грамотность. Математическая грамотность.
Направление: общеинтеллектуальное
Классы: 6
Уровень образования: основное общее
Срок реализации: 1год (34часа)

Составитель:

Жигангирова Э.Ф,
учитель математики

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние десятилетия в России проводятся многочисленные исследования качества
образования, в том числе математического.
Исследование PISA-2021 проверит математическую грамотность российских
школьников.
В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее определение:
Математическая грамотность – это способность человека мыслить
математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для
решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия,
процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания
явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать
конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».
Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные
в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Задания, для развития математической грамотности, включает три структурных
компонента:
− контекст, в котором представлена проблема;
− содержание математического образования, которое используется в заданиях;
− мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в
котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её
решения.
Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в
исследованиях, направленных на оценку математической грамотности
Дети будут учиться использовать знания, полученные на уроках в школе, в ситуациях,
которые могут встретиться им в жизни. Это ситуации взаимодействия с друзьями,
ситуации, связанные со здоровьем, финансами, проверкой достоверности информации и
многие другие.
Чтобы понять, как применять математические знания, детям надо будет внимательно
читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и
анализировать её. Для этого необходимо рассуждать, стоить гипотезы, делать выводы и
умозаключения, распознавать неверные утверждения, находить ошибку в решении,
подвергать сомнению высказанное суждение, достоверность информации.
Этот курс будет состоять из трёх модулей, включающих разные виды заданий.
В третьем модуле ученикам предлагаются задания из «ОГЭ 2020. Математика. 14
вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» под
редакцией И.В. Ященко. Задачи о дачном участке.
Использование материалов итоговой аттестации в работе со школьниками 6 класса
снимет беспокойство обучающихся при знакомстве с тестами ОГЭ в 9 классе, а процесс
подготовки к ОГЭ будет восприниматься ими как продолжение уже привычной учебной
деятельности. Такой подход к обучению может способствовать разрушению
психологических барьеров учеников перед экзаменом, формируя их чувство уверенности
в своих силах.
Новизна данного курса состоит в том, что задания программы «Учимся для жизни»
o
Предназначены для формирования и оценки всех аспектов функциональной
грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA.
o
Содержат задания, охватывающие все содержательные и компетентностные
аспекты оценки математической грамотности. Представляют комплекс задач для
самостоятельного или коллективного выполнения. Все задания построены на основе
реальных жизненных ситуаций. К заданиям приводятся комментарии, предполагаемые
ответы и критерии оценивания.

Оригинальность программы состоит в том, что
o
Решение практико-ориентированных задач будет способствовать развитию
математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии.
На занятиях используются материалы следующих изданий:
«Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая грамотность.
Сборник эталонных заданий». Учебное пособие для общеобразовательных организаций.
Часть 2. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. Москва. Санкт-Петербург.
«Просвещение» 2020.
«ОГЭ 2020. Математика. 14 вариантов (50 вариантов). Типовые варианты
экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» под редакцией И.В. Ященко. – М.:
Издательство «Экзамен», 2020.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Основной целью программы является формирование математической грамотности
обучающихся 6 класса, при решении практико-ориентированных задач, как индикатора
качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами,
развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и
лучших традиций национальной культуры.
Задачи:
1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые
могут быть решены средствами математики;
2) формулировать эти проблемы на языке математики;
3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4) анализировать использованные методы решения;
5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа рассчитана 1 год, реализуется из части учебного плана, формируемого
участниками образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу математической грамотности.
Объем учебной нагрузки составляет:
- 34 часа по 1 часу в неделю для 6 классов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Широкий социально-экономический контекст заданий создаёт базу для
формирования универсальных учебных действий:
- познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение
средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию;
- коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и
оценки;
- личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им
деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной

жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей.
- метапредметных: применяет математические знания для решения разного рода
проблем (Уровень понимания и применения).
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ
ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы проведения занятий: - практические занятия с элементами игр,
дидактических и раздаточных материалов; - самостоятельная работа (индивидуальная,
парная и групповая).
В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит
небольшой текст, описывающий эту ситуацию, и нескольку вопросов. Чтобы успешно
ответить на эти вопросы, надо, прежде всего, внимательно прочитать текст, рассмотреть
таблицы, диаграммы, графики и фотоиллюстрации. Не следует пренебрегать
информацией справочного характера – это могут быть пояснения к незнакомому термину
из текста, новому понятию или формулы, которые ребята изучали, но могли забыть. Всё
это пригодится, чтобы погрузиться в ситуацию.
Обращайте внимание на то, в какой форме требуется дать ответ: могут встретиться
задания:
- с выбором одного верного ответа из нескольких предложенных или с выбором
нескольких ответов:
- с кратким ответом, здесь требуется вписать лишь результат выполнения задания;
- с развёрнутым ответом, здесь необходимо не просто дать ответ, но и записать
решение, иногда объяснение своего ответа, используя при этом математические
аргументы.
Выполняя стартовые задания, детям нужно объяснить, что они должны стараться
фиксировать время, которое потребуется на их выполнение (уложиться в 20 минут).
«Обучающие задания» связаны с рассмотренными ранее ситуациями и разделены
на рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания,
обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему
это произошло. Возможно, дети были недостаточно внимательны при чтении текста,
упустили важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина
ошибки в том, что они не освоили необходимое математическое действие, допустили
вычислительную ошибку.
В «Итоговых заданиях» ученики снова встретитесь с уже хорошо им знакомыми
ситуациями и смогут проверить, насколько успешно они с ними справляются после
выполнения обучающего блока.
Результаты каждого раздела ребятам можно будет проверять самостоятельно
(каждое задание по приведённым критериям) и выставлять себе соответствующие баллы.
Это даст им возможность самим осознавать и контролировать прогресс в решении
предложенных задач. Это важно, для само- и взаимоконтроля.
В разделе «Составьте свою задачу» обучающиеся попробуют составить задания
самостоятельно. Можно решить задачи самому, но будет интереснее, если они
обменяются ими со своими одноклассниками.

Занятие 1 - 2.
1. Вводная беседа.
Дорогие ребята!
Мы продолжаем с вами изучать курс «Учимся для жизни».

Перед вами книжка, которая называется «Функциональная грамотность. Учимся для
жизни. Математическая грамотность». Часть 2.
Мы продолжим учиться находить верные решения в сложных ситуациях, в которых
вы можете оказаться в реальной жизни; учиться ориентироваться в таких ситуациях,
находить и сравнивать варианты решения возникающих проблем и их последствия. Если
некоторые задания покажутся вам трудными – не отступайте, хорошенько подумайте.
Используйте не только школьные знания, но и свой жизненный опыт, здравый смысл, а
так же находчивость и воображение.
2. Стартовые задания. Поступление в предпрофильный класс. Новая квартира. стр. 6
– 9.
3. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 10 - 11.
Занятие 3.
1. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». Знаете
ли вы? Верно или неверно? стр. 12 - 13.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18.
Занятие 4.
1. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». Пример
и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 14 - 15.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18.
Занятие 5.
1.
Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный
класс». Разные решения. Найдите ошибку. стр. 16 - 17.
2.
Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18 - 19.
Занятие 6.
1.
Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Знаете ли вы? Верно
или неверно? стр. 20 - 21.
2.
Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24.
Занятие 7.
1.
Обучающие задания к ситуации «Новая квартира».
контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 21 - 22.
2.
Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24.

Пример и

Занятие 8.
1.
Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Разные решения.
Найдите ошибку. стр. 22 - 23.
2.
Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24 - 25.
Занятие 9.
1. Итоговые задания. «Поступление в предпрофильный класс». стр.26 – 28.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 30.
Занятие 10.
1. Итоговые задания. «Новая квартира». стр.28 – 29.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 30 - 31.
Занятие 11 -13.
1. Составьте своё задание к ситуации «Поступление в предпрофильный класс».
стр.32 – 34. Индивидуальная работа

2. Обмен заданиями в парах сменного состава
Занятие 14 -16.
1. Составьте своё задание к ситуации «Новая квартира». стр.35 – 38. Индивидуальная
работа
2. Обмен заданиями в парах сменного состава
Занятие 17.
1. Стартовые задания. Вязаные вещи. Новое дорожное покрытие. стр. 39 – 43.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 44 - 45.
Занятие 18.
1. Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Знаете ли вы? Верно или
неверно? стр. 46 - 48.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 52.
Занятие 19.
1. Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Пример и контрпример. Всегда –
Никогда – Иногда. стр. 48 - 49.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 52.
Занятие 20.
1.
Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Разные решения.
Найдите ошибку. стр. 50 - 51.
2.
Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 53.
Занятие 21.
1. Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Знаете ли вы? Верно
или неверно? стр. 54 - 57.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 62.
Занятие 22.
1. Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Пример и
контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 58 - 59.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 63 - 64.
Занятие 23.
1.
Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Разные
решения. Найдите ошибку. стр. 50 - 51.
2.
Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 64.
Занятие 24.
1. Итоговые задания. «Вязаные вещи». стр. 65 – 66.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 70.
Занятие 25.
1. Итоговые задания. «Новое дорожное покрытие». стр.66 – 69.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 70 - 71.
Занятие 26 - 27.
1. Составьте своё задание к ситуации «Вязаные вещи». стр.72 – 74. Индивидуальная
работа

2. Обмен заданиями в парах сменного состава
Занятие 28 -30.
1. Составьте своё задание к ситуации «Новое дорожное покрытие». стр.75 – 77.
Индивидуальная работа
2. Обмен заданиями в парах сменного состава
Занятие 31 -32.
1.
Задачи о дачном участке.
Ященко И. В. Работа в группах.

Математика ОГЭ 2020 под редакцией

Задача о дачном участке
Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1 - 5.

Задание 1

Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на
плане. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность четырех цифр
без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Объекты

бак

кустарники

жилой дом

баня

Цифры
Решение: По ходу прочтения описания плана выясняется, что
1 - жилой дом;
4 - баня;
3 - теплица;
2 - цветник;
5 - бак с водой;
7 - плодово-ягодные кустарники;
8 - огород для овощей.
Ответ: 5714
Задание 2
Плиты для садовых дорожек продаются в упаковке по 5 штук. сколько упаковок плит
понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку вокруг дома?
Решение:
Количество черных квадратиков на плане, обозначающих плитку, равно 120.
Т.к. в упаковке лежит 5 плит, то количество упаковок равно 120 : 5 = 24.
Ответ: 24.
Задание 3
Найдите площадь цветника с теплицей. Ответ дайте в квадратных метрах.
Решение:
Цветник с теплицей занимают 20 клеток. Площадь одной клетки равна 4 м² (т.к.
сторона клетки 2 м). Значит, площадь цветника и теплицы равна
20 · 4 = 80 м².
Ответ: 80.
Задание 4
Найдите суммарную площадь плитки, которой выложены дорожки. Ответ дайте в
квадратных метрах.
Решение:
Снова считаем (или вспоминаем), сколько черных клеточек в дорожках, уже без
площадки вокруг дома.
Таких плит 30. Площадь одной плитки 1 м², значит, всего дорожки занимают 30 м².
Ответ: 30.
Задание 5
Хозяин участка планирует установить в жилом доме систему отопления. Он
рассматривает два варианта: электрическое или газовое отопление. Цены на оборудование
и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимости даны в
таблице.

Обдумав оба варианта, хозяин решил установить газовое оборудование. Через
сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо
электричества компенсирует разницу в стоимости установки газового и электрического
оборудования?
Решение:
Чтобы установить газовое отопление нужно потратить 21 000 + 15 269 = 36 269
рублей.
Для установки электрического отопления надо потратить 15 000 + 11 000 = 26 000
рублей.
Разница между стоимостью установки равна 36 269 - 26 000 = 10 269 рублей.
Ориентируясь на средний расход, посчитаем, сколько стоит час обогрева газом и
электричеством.
Газ: 1,5 · 4,3 = 6,45 руб./ч
Электричество: 4,8 · 4,4 = 21,12 руб./ч
Посчитаем, за сколько рублей в час хозяин сэкономит, установив газовое
оборудование: 21,12 - 6,45 = 14,67 руб./ч.
Осталось посчитать через сколько часов ЭКОНОМИЯ компенсирует РАЗНОСТЬ, т.е.
10269 : 14,67 = 700 часов.
Ответ: 700.
Занятие 33.
1. Проведение рубежной аттестации. Диагностическая работа.
Занятие 34.
1. Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование, 6 класс

№
п/п

Раздел, тема занятия

Количество
часов

1.

Вводная беседа.
1
Стартовые задания. Поступление в предпрофильный класс. Новая квартира.
стр. 6 – 9.

2.

Стартовые задания. Поступление в предпрофильный класс. Новая квартира. 1
стр. 6 – 9.

3.

Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс».
Знаете ли вы? Верно или неверно? стр. 12 - 13.

1

4.

Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс».
Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 14 - 15.

1

5

Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс».
Разные решения. Найдите ошибку. стр. 16 - 17.

1

6

Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Знаете ли вы? Верно или 1
неверно? стр. 20 - 21.

7

Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Пример и контрпример. 1
Всегда – Никогда – Иногда. стр. 21 - 22.

8

Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Разные решения.
Найдите ошибку. стр. 22 - 23.

1

9

Итоговые задания. «Поступление в предпрофильный класс». стр.26 – 28.

1

10

Итоговые задания. «Новая квартира». стр.28 – 29.

1

11

Составьте своё задание к ситуации «Поступление в предпрофильный
класс». стр.32 – 34.

1

12

Составьте своё задание к ситуации «Поступление в предпрофильный
класс». стр.32 – 34.

1

13

Составьте своё задание к ситуации «Поступление в предпрофильный
класс». стр.32 – 34.

1

14

Составьте своё задание к ситуации «Новая квартира». стр.35 – 38. работа

1

15

Составьте своё задание к ситуации «Новая квартира». стр.35 – 38.

1

16

Составьте своё задание к ситуации «Новая квартира». стр.35 – 38.

1

17

Стартовые задания. Вязаные вещи. Новое дорожное покрытие. стр. 39 – 43. 1

18

Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Знаете ли вы? Верно или 1
неверно? стр. 46 - 48.

19

Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Пример и контрпример.
Всегда – Никогда – Иногда. стр. 48 - 49.

1

20

Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Разные решения.
Найдите ошибку. стр. 50 - 51.

1

21

Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Знаете ли
вы? Верно или неверно? стр. 54 - 57.

1

22

Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Пример и
контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 58 - 59.

1

23

Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Разные
решения. Найдите ошибку. стр. 50 - 51.

1

24

Итоговые задания. «Вязаные вещи». стр. 65 – 66.

1

25

Итоговые задания. «Новое дорожное покрытие». стр.66 – 69.

1

26

Составьте своё задание к ситуации «Вязаные вещи». стр.72 – 74.

1

27

Составьте своё задание к ситуации «Вязаные вещи». стр.72 – 74.

1

28

Составьте своё задание к ситуации «Новое дорожное покрытие». стр.75 –
77.

1

29

Составьте своё задание к ситуации «Новое дорожное покрытие». стр.75 –
77.

1

30

Составьте своё задание к ситуации «Новое дорожное покрытие». стр.75 –
77.

1

31

Задача о дачном участке.
Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко И. В.

1

32

Задача о дачном участке.
Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко И. В.

1

33

Проведение рубежной аттестации.

1

34

Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».