Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22» городской округ Первоуральск Является приложением к ООП НОО, утвержденной приказом директора школы от 31.08.2022год №570 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Функциональная грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для обучающихся 1-4 классов Составители: учителя начальных классов 1 Содержание рабочей программы Пояснительная записка ...................................................................................................... 3 Длядостиженияэтойцелипредполагаетсярешениеследующихзадач: ...................................... 3 Местокурсавучебномплане. ...................................................................................................... 4 Результатыосвоениякурсавнеурочнойдеятельности ...................................................... 5 Содержаниекурсавнеурочнойдеятельностисуказаниемформорганизацииивидов деятельности ......................................................................................................................... 7 Видыдеятельности. ....................................................................................................................... 7 Содержание рабочей программы....................................................................................... 8 1-4класс ................................................................................................................................ 10 Тематическое планирование ............................................................................................ 12 1 класс .................................................................................................................................. 12 2 класс .................................................................................................................................. 13 3 класс .................................................................................................................................. 14 4 класс .................................................................................................................................. 15 2 Пояснительная записка Формированиефункциональнограмотныхлюдей– однаизважнейшихзадачсовременнойшколы.Сущностьфункциональнойграмотностисостоитвс пособностиличностисамостоятельноосуществлятьучебнуюдеятельностьиприменятьприобрет енныезнания,уменияинавыкидлярешенияжизненныхзадачвразличныхсферахчеловеческойдея тельности, общенияисоциальныхотношений. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, гдеидет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму,говорениюи слушанию. Ценностьпрограммызаключаетсявтом,чтообучающиесяполучаютвозможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, уменияи навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различныхсферахчеловеческойдеятельности,общенияисоциальныхотношений,максимальноб ыстроадаптироватьсявконкретнойкультурнойсреде.Функциональнаяграмотностьстала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,политическую,экономическуюграмотностьит.д. Втакомконтекстефункциональнаяграмотностьвыступаеткакспособсоциальнойориентациилич ности,интегрирующейсвязьобразования(впервуюочередьобщего)смногоплановойчеловеческ ойдеятельностью. Вкачествеосновныхсоставляющихфункциональнойграмотностивыделяют:математиче скуюграмотность,читательскуюграмотность,естественнонаучнуюграмотность,финансовуюграмотность. Основныепринципыреализациипрограммы–научность,доступность,добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность,результативность,партнерство. Направлениепрограммы–общеинтеллектуальное Цель. Формирование знаний и умений, необходимых для полноценногофункционированиячеловекавсовременномобществе. Длядостиженияэтойцелипредполагаетсярешениеследующихзадач: – формировать умениечитатьтекстысиспользованиемтрёхэтаповработыстекстом; – совершенствоватькультуручтения,интересимотивациюкчтениюкниг; – учитьнаходитьиизвлекатьинформациюизразличныхтекстов; – учитьприменятьизвлеченнуюизтекстаинформациюдлярешенияразногородапро блем; – развиватьудетейспособностьсамостоятельногомышлениявпроцессеобсуждения прочитанного; – обеспечитьусвоениеряда понятийтехнологии:«прогнозирование»,«диалогс автором», «комментированноечтение»идр.; – воспитыватьвдетяхлюбовькдобру,кблагородным,бескорыстнымпоступкам,кпр ироде,наукеи искусству; – учитьдетейуважатьвсякийчестныйтруд,талант,гений; – поселитьвдетяхсознаниесолидарностикаждогоотдельногочеловекасродиной,че ловечествомижеланиебытьимполезным. Особенностьюданнойпрограммыявляетсяреализацияпедагогическойидеиформирован ияумладшихшкольниковуменияучиться–самостоятельнодобыватьисистематизировать новыезнания. Принципыпрограммы: непрерывностьдополнительногообразованиякакмеханизмаполнотыицелостност иобразованиявцелом; развитияиндивидуальностикаждогоребенкавпроцессе социального 3 самоопределениявсистемевнеурочной деятельности; системностьорганизацииучебно-воспитательногопроцесса; раскрытиеспособностейиподдержкаодаренности детей. Местокурсавучебномплане. Программа«Развиваемфункциональнуюграмотность»создананаосновефедерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Всоответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №22»напрограммув14классахотводится1часвнеделю.Программарассчитанана139ч:1класс—34ч(34 учебныенедели),2,3и 4классы—по 35ч(35учебныенедели). 4 Результатыосвоениякурсавнеурочнойдеятельности Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных, предметных результатов. Личностнымирезультатамиявляетсяформированиеследующихумений: – оцениватьсвоювежливость; – определятьстепеньвежливостиприобщениилюдей(вежливо –невежливо–грубо); – осознаватьважностьсоблюденияправилречевогоэтикетадляуспешногообщения, установлениядобрых,уважительныхвзаимоотношений; – осознаватьсвоюответственностьзапроизнесённоеилинаписанноеслово; – пониматьнеобходимостьдобрыхдел,подтверждающихдобрыеслова; овладениеначальныминавыкамиадаптациивмирефинансовыхотношений. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующихуниверсальныхучебныхдействий: – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя изимеющихсякритериев; – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач привзаимодействии; – осознаватьразнообразиетекстов(жанров),продуцируемыхлюдьмидлярешенияко ммуникативныхзадач; – учитьсяподчинятьсвоёвысказываниезадачевзаимодействия; – анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,иллюстрацияидр.),извлекатьнеобходимыедлярешениякоммуникативныхзадачсведения; – перерабатыватьинформацию:осуществлятьподробный,краткийивыборочныйпе ресказтекста; – осуществлятьинформационнуюпереработку научноучебноготекста:составлятьегоплан; – анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,правомерность выводов; – аргументироватьсвоюточкузрения,используявкачестведоказательстваправила,ц итаты; – продуцироватьрассуждение,соблюдаяегоструктуру:тезис,аргументы,вывод; – знатьосновныеприёмыподготовкиустноговыступления– учитыватькомпонентыречевойситуации,записыватьключевыеслова,план;представлятьрисуно к,схему;репетировать выступлениеи т.д.; – пользоватьсяприёмамиподготовкиустноговыступления,выступатьсграфически м(возможно,аудио-, видео-) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,выбиратьуместные, эффективныеречевые средства. Предметнымирезультатамиизучениякурсаявляетсяформированиеследующихумени й: – отличатьподготовленнуюинеподготовленнуюречь; – знатьособенностинеподготовленнойречи; – осознаватьважностьсоблюдениянорм(орфоэпических,лексических,грамматичес ких)дляуспешного общения; – знатьособенностиэтикетныхжанровкомплимента,поздравления; – реализовыватьжанрыкомплимента,поздравлениясучётомкоммуникативнойситу ации; – знатьосновныеприёмыподготовкиустноговыступления– учитыватькомпонентыречевойситуации,записыватьключевыеслова,план;представлятьрисуно к,схему;репетировать выступлениеи т.д.; – пользоваться приёмами подготовкиустного выступления, выступать с 5 графическим(возможно,аудио-, видео-) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,выбиратьуместные, эффективныеречевые средства. -понимать и правильно использовать экономические термины;иметь представлениео ролиденегвсемьеи обществе; -уметь характеризовать виды и функции денег; знатьисточникидоходовинаправленийрасходовсемьи; проводитьэлементарныефинансовыерасчеты. В результате реализации программывнеурочной деятельности по формированиюосновфункциональнойграмотностиуобучающихсяразвиваютсягруппыкачеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение кокружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает всестороныличности,обучающиесябудутдемонстрироватьтакиекачествакак:товарищество,ув ажениекстаршим,доброта,честность,трудолюбие,бережливость,дисциплинированность,собл юдениепорядка,любознательность,любовькпрекрасному. Оценка достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; - поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; - результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; - косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. 6 Содержаниекурсавнеурочнойдеятельностисуказаниемформорганизацииивидов деятельности Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,наблюдение,экспрессисследование,коллективныеииндивидуальныеисследования,самостоятельнаяработа,защитаис следовательскихработ,мини-конференция,консультация. Основныетехнологии,методики:технологияразноуровневогообучения;развивающее обучение; проблемное обучение; технологияобучения в сотрудничестве;коммуникативнаятехнология; здоровьесберегающиетехнологии. Выбортехнологийиметодикобусловленнеобходимостьюдифференциацииииндивидуал изацииобучениявцеляхразвитияуниверсальныхучебныхдействийиличностныхкачествшкольн ика. Методыконтроля:консультация,доклад,защитаисследовательскихработ,выступление, выставка,презентация,мини-конференция,научно-исследовательскаяконференция,участиев конкурсахисследовательскихработ. Программапредусматриваетследующие формыорганизациидеятельности: проведениевнеклассныхзанятий, работыобучающихсявгруппах,парах, индивидуальнаяработа, работаспривлечениемродителей. самооценкаисамоконтроль. взаимооценкаивзаимоконтроль. Видыдеятельности. Занятияпроводятся1развнеделювучебномкабинете,библиотеке,напришкольном участке. Программавключает проведение опытов, наблюдений, экскурсий,олимпиад, викторин, реализации проектов, бесед, диспутов, квестов, деловых игр,работывгруппахипарахит.д.,предусматривает поискнеобходимойинформации. 7 Содержание рабочей программы 1 класс Модуль«Основычитательскойграмотности»(9ч) Когоможносчитатьнастоящимчитателем?Представлениеонастоящемчитателе.Любима я книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, А.Л. Барто, Н. Сладковаидр.Экскурсиявбиблиотеку.Карточки,стеллажи,разделителикниг.Алфавитныйпоряд ок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечениекниг».Домашняябиблиотека.Личнаябиблиотека.Членысемьи–собирателикниг. Настоящийчитательмногочитает.Лентавременидляучётадлительностичтения.Писател ииихкниги.Участиеипомощьродителей.Составлениепланаработынадпроектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками.Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта.Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходепраздника «Я– настоящий читатель!». Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч) Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу.Наблюдения в природе, описание живых объектов. Условия, в которых мы живем. Как мыодеваемся.Особенностиживойинеживойприроды.Влияниеводыназдоровьечеловека. Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч) Историявозникновения цифр. Работа с геометрическим конструктором, конструкторомЛЕГО, выявление закономерностей и классификация предметов. Построение простейшихгеометрических фигур спомощьюлинейки.Поискпредметовгеометрическойформы. Решениелогических икомбинаторныхзадач. Модуль «Основы финансовой грамотности» (9ч) Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги.Чтотакое источник дохода. Домашнеехозяйство.Распределениеролейвсемье.Домашниеобязанностивсемье.Чтотак оебюджет семьи. Защита от подделок. 2 класс Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч) Портретыписателей.Быстроечтение.Получениеинформации.Проверкаскоростиикачест ва чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математическихзадач.Чтениетекстовизучебникарусскогоязыкаиокружающегомира.Сходство иразличие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящемчитателе». Выражение своейпозициивсочинении,рисункеилиаппликации. Обсуждение общей темы «Мои лучшие друзья – это книги!». Уточнение, выбор под темпроекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях»и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовкапроекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта.Фиксацияходаработынадпроектом.Плакатдлязащитыпроекта.Подготовкапрезентаци икзащите проекта. Защита проекта. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч) Условия, в которыхмы живем. Солнце- источник тепла исветана Земле. Климатисезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы.Неблагоприятныеинеобычныеявленияприроды.Какуменьшитьвлияниеопасныхявлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Каксделатьвоздухвгородечище.Вода-этожизнь.Природныеродникииихохрана. Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч) История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы 8 устногосчёта. Виды цифр. Упражнения на развитие внимания. Решение логических задач. Логикаи конструирование. Решение логических и комбинаторых задач. Выявление причинноследственныхсвязей.Работанадтекстомзадачи.Поискинформации.Ребус.Правиларазгадывани еребусов:прибавлениепричтениибуквы«у»,прибавлениепричтениипредлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтениипредлога«с».Что такоематематический ребус. Модуль «Основы финансовой грамотности» (9ч) Потребностичеловека.Значениетрудавудовлетворениипотребностей.Трудиудовлетвор ение потребностей. Когда и где возникла торговля. Как и где производятсятовары.Какиебываюттовары.Почему однитоварыстоятдороже,адругиедешевле.Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов». Историяаренды.Историяденег.Деньгибумажныеиметаллические.ДеньгиРоссииимира.Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег отподделки. 3 класс Модуль «Основы читательской грамотности»(9 ч) Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки какисточник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личнаяситуациявтекстах.Работастекстом:каквыделитьглавнуюмысльтекстаилиегочастей? Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа надразличными типамитекстов. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч) Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатныерастения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почемунадо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство.Грибыядовитыеисъедобные.Гдерастутлишайники,очемонимогутрассказать.Многооб разиеживотныхродногокрая.Какиерыбывстречаютсявводоемахкрая.Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Какдышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры исовременные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующиептицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающиеродного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве?Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдатьправила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные,ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа источниксил,вдохновенияиоздоровления.Отрицательноевоздействиечеловеканаприроду.Чело век-звеновцепивзаимосвязейвприроде.Почемунадособлюдатьправилаповедения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области.Охранятьприроду-значит охранятьздоровье. Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами иокружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.Простейшаяквалификация экологическихсвязей. Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч) «Удивительныймирчисел». История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устногосчёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час,минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем(запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, записьзнаменательных дат). Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1к.,5 к.,10 к.Купюры в10р., 50 р.Размен монет и купюр. Оплата проезда. «Мир занимательных задач». 9 Последовательность«шагов»(алгоритм)решениязадач.Выборнеобходимой информации,содержащейвтекстезадачи,нарисункеили втаблице,дляответана заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных иискомых чисел(величин). Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи наоперированиепонятиями«все»,«некоторые»,«отдельные». Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных,пространственныхи функциональныхотношений. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантовотношений.Выборнаиболееэффективныхспособоврешения. Первыешагивгеометрии.Простейшиегеометрическиефигуры. Модуль «Основы финансовой грамотности» (9ч) Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции.Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике Рольправительствавэкономике; Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия).Историявкладов.Функциисберегательнойкнижки.Чтотакое «налоги».Ктособираетналоги.Кудаидут налоги. Виды налогов. Торговлямеждустранами.Ввозивывозтоваров.Таможня.Экспорт.Импорт. 4класс Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч) Определениеосновнойтемыиглавноймысливпроизведении.Определениеавторскойпози циивхудожественномтексте.Рассказысовременныхписателей:Е.Велтистов «Мальчикизчемодана»,«Миллиониодинденьканикул».Е.В.Медведев«Баранкин,будьче ловеком»идр. Работастекстом:какпониматьинформацию,содержащуюсявтексте,какпреобразовывать текстовуюинформациюсучётомцелидальнейшегоиспользования.Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную втекстеинформацию.Типытекстов:текстповествование,описаниерассуждение.Практическаяработастекстамиразныхжанров.Учебныйт ексткакисточникинформации.Интерпретироватьинформацию,отвечатьнавопросы,используян еявнозаданнуюинформацию. Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста.Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные сужденияна основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста прирешенииучебно-практическихзадач. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч) Раздел1.Движениеивзаимодействиечастиц.Признакихимическихреакций.Воздухиегос войства.Углекислыйгазвприродеиегозначение.Вода.Уникальностьводы.Почвыи ихсвойства. Раздел 2. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой ирудой.Уникальность планетыЗемля.УсловиядлясуществованияжизнинаЗемле. Свойстваживыхорганизмов. Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч) Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетныезадачи,решаемыесконца.Задачинавзвешивание. Логическиезадачи:задачио «мудрецах»,олжецахитех,ктовсегдаговоритправду. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на частиисоставлениемодели. Комбинаторныезадачи.Представлениеданныхввидетаблиц,диаграмм,графиков. Модуль «Основы финансовой грамотности» (9ч) Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки. 10 Ктотакие мошенники. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». Реклама и качество товара.Деловаяэтика.Этикаиэтикет.Почемунадособлюдатьэтику.Правиладеловогоэтикета. Бизнес–этикет.Историяпрофессий. Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт.Экономическиезадачинанахождениеприбыли. 11 Тематическое планирование 1 класс №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Темазанятия Модуль«Основычитательскойграмотности» Вводноезанятие.Какхорошо уметьчитать.Путешествиев школьнуюбиблиотеку.Практическоезанятие.Какобернутькн игу. СтихиА.Л.Барто. Читательскийдневник.В.Драгунский.Заколдованнаябуква. Загадкиобовсемнасвете.Проект.Книжка-малышкадлясамых маленьких. Временагода.Н.Сладков.Почемугодкруглый?В.ДальСтарикгодовик. В.Бианки.Рассказыоживотных.Листопаднички. Приспособился. Стихотворенияодетях.С.Я.Маршак«Вам,дети,провсена свете» Разговорпровежливость. Рисункипопрочитаннымкнигам.Оформлениевыставки. Модуль«Основыестественнонаучнойграмотности» 10. Природа.Мир, вкотороммы живём. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Условия,вкоторых мыживём. Ктои какживётрядомснами. Ктои какживётрядомснами. Мойдом.Моясемья. Мойкласс. Нашаодеждаиобувь. Водаиздоровьечеловека. Модуль«Основыматематическойграмотности» Математика–этоинтересно. Танграм:древняякитайскаяголоволомка. Путешествиеточки. ИгрыскубикамиНикитина. Волшебнаялинейка. ЛЕГО–конструкторы. Задачки–смекалки. Геометрическиефигуры. Геометрическиефигуры. Модуль«Основыфинансовойграмотности» Чтотакоеденьгииоткудаонивзялись. Рассмотримденьгипоближе. КакиеденьгибылираньшевРоссии. КакиеденьгибылираньшевРоссии. Защитаот подделок. Защитаот подделок. Откудаденьгивсемье. Начтотратятсяденьги. Итого 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа 2 класс №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Темазанятия Количество часов Модуль«Основычитательскойграмотности» Вводноезанятие.Знакомствос «Читательскимпортфелем» Рассказыо«зверенках»Е.И.Чарушина.Рассказ«Лесной котенок».Рассказ«Двемышки» Творческаяработа№1.Мини-рассказ«Пропущенныебуквы» ВеселыерассказыошкольнойжизниВ.В.Голявкина Чтениетекстовиз учебникарусскогоязыкаиокружающего мира. Сходствоиразличиетекстовразныхпредметов. Уточнение, выбор под тем проекта «Мои лучшие друзья – этокниги!».Составлениепланаработынадпроектом.Подготовка проекта. Творческаяработа«Твоёпредставлениеонастоящемчитателе» Защитатворческихпроектов«Моилучшиедрузья–этокниги!» Модуль«Основыестественнонаучнойграмотности» Чтотакоеэкология? Воздухиздоровьечеловека. Зачемнужноберечьнашилеса? Какмыбережёмприроду. Солнце,Луна,звёзды–источниксвета. Солнце,Луна,звёзды–источниксвета. Бытовыеприборывквартире.Правилапользования. Проект«Природавопасности!» Модуль«Основыматематическойграмотности» Удивительныймирчисел. Удивительныймирчисел. Решениелогическихзадач. Решениелогическихзадач. Решениекомбинаторныхзадач. Решениекомбинаторныхзадач. Магическиеквадраты. Числовыеголоволомки. Математическийкалейдоскоп. Модуль«Основыфинансовойграмотности» Потребностичеловека. Значениетрудавудовлетворениипотребностей. Когдаигдевозниклаторговля.Какиебываюттовары. Какигдепроизводятсятовары. Какиебываюттовары. Почемуоднитовары стоятдороже,а другиедешевле. Из чего состоит цена товара. Деньгибумажныеиметаллические.ДеньгиРоссииимира. Почемукаждыйнарод имеетсвоиденьги.Чтоизображенона деньгах. Защитаденеготподделки.Банки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого: 13 1 1 1 35часа 3 класс №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Темазанятия Модуль«Основычитательскойграмотности» Определениеосновнойтемывфольклорномпроизведении. Пословицы,поговоркикакисточникинформации. Сопоставлениесодержаниятекстовразговорногостиля. Работастекстом:каквыделить главнуюмысльтекстаилиего частей? Работастекстом:каквыделить главнуюмысльтекстаилиего частей? Типытекстов:текстописание. Типытекстов:текстповествование. Типытекстов:текстрассуждение. Работасо сплошнымтекстом. Работасо сплошнымтекстом. Модуль«Основыестественнонаучнойграмотности» Мирвокруг. Экологияи мы. Осеньвлесу. Живаяприрода. Неживаяприрода. Пищевые,лекарственные,ядовитыерастения. Погода.Климат. Растениярядом.Культурныерастения. Модуль«Основыматематическойграмотности» Математическаякарусель. Игравмагазин. Секретызадач. Числовыеголоволомки. Удивительнаяснежинка. Геометриявокругнас. Плоскиеикривыеповерхности. Тайныокружности. Путешествиежукапогеометрическимфигурам. Модуль«Основыфинансовойграмотности» Чтотакоеэкономическоеразвитие. Понятие«кризиса».Почемупроисходиткризисвэкономике. Рольправительствавэкономике. Банки.Ценныебумаги.Видывкладов. Историявкладов.Функциисберегательнойкнижки. Чтотакое«налоги».Видыналогов. Видыналогов. Торговлямеждустранами. Ввозивывозтоваров. Итого: 14 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35часа 4 класс №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Темазанятия Модуль«Основычитательскойграмотности» Определениеосновнойтемыиглавноймысливпроизведении. Определениеавторскойпозициивхудожественномтексте. Работастекстом.Какпониматьинформацию,содержащуюсявтек сте,какпреобразовыватьтекстовуюинформациюсучётом целидальнейшегоиспользования. Работастекстом.Какпониматьинформацию,содержащуюсявтек сте,какпреобразовыватьтекстовуюинформациюсучётом целидальнейшегоиспользования. Работастекстом.Типытекстов:текст-повествование,описание рассуждение Учебныйтексткакисточникинформации. Составлениеплананаосновеисходноготекста. Создаватьсобственныетексты,применятьинформациюизтекстапр ирешенииучебно-практическихзадач. Проведениерубежнойаттестации. Модуль«Основыестественнонаучнойграмотности» Движениеивзаимодействиечастиц.Признакихимических реакций. Воздухиегосвойства. Углекислыйгазвприродеиегозначение Вода.Уникальностьводы. Почвыиих свойства. Земля,внутреннеестроениеЗемли.Знакомствосминералами, горнойпородойирудой. УникальностьпланетыЗемля.Условиядлясуществованияжизни наЗемле.Свойстваживыхорганизмов. Проведениерубежнойаттестации. Модуль«Основыматематической грамотности» Применениечисели действийнадними.Счети десятичная системасчисления. Применениечисели действийнадними.Счети десятичная системасчисления. Сюжетныезадачи,решаемыесконца. Задачинавзвешивание. Логическиезадачи:задачио«мудрецах»,олжецахитех,кто всегдаговоритправду. Нагляднаягеометрия.Задачинаразрезаниеиперекраивание. Разбиениеобъектаначасти исоставлениемодели. Нагляднаягеометрия.Задачинаразрезаниеиперекраивание. Разбиениеобъектаначасти исоставлениемодели. Комбинаторныезадачи.Представлениеданныхввидетаблиц, диаграмм,графиков. Комбинаторныезадачи.Представлениеданныхввидетаблиц, диаграмм,графиков. Проведениерубежнойаттестации. 15 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Модуль«Основыфинансовойграмотности» Чтомогутденьги.Деньгинастоящиеиненастоящие. Какразумноделатьпокупки. Ктотакиемошенники. Личныеденьги.Сколькостоит«своёдело». Рекламаикачествотовара. Деловаяэтика.Этикаиэтикет.Почемунадособлюдатьэтику. Правиладеловогоэтикета.Бизнес–этикет. Торговлямеждустранами.Ввозивывозтоваров.Таможня. Итого: 16 1 1 1 1 1 1 1 1 35часа