Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22» Является приложением к ООП ООО, утвержденной приказом директора школы от 31.08.2022 год № 570 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Математическая грамотность» для учащихся 6 классов (общеинтеллектуальное направление) Задания, для развития математической грамотности, включает три структурных компонента: контекст, в котором представлена проблема; содержание математического образования, которое используется в заданиях; мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения. Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности Дети будут учиться использовать знания, полученные на уроках в школе, в ситуациях, которые могут встретиться им в жизни. Это ситуации взаимодействия с друзьями, ситуации, связанные со здоровьем, финансами, проверкой достоверности информации и многие другие. Чтобы понять, как применять математические знания, детям надо будет внимательно читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и анализировать её. Для этого необходимо рассуждать, стоить гипотезы, делать выводы и умозаключения, распознавать неверные утверждения, находить ошибку в решении, подвергать сомнению высказанное суждение, достоверность информации. Этот курс будет состоять из трёх модулей, включающих разные виды заданий. Формы проведения занятий: - практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов; - самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая). В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит небольшой текст, описывающий эту ситуацию, и нескольку вопросов. Чтобы успешно ответить на эти вопросы, надо, прежде всего, внимательно прочитать текст, рассмотреть таблицы, диаграммы, графики и фотоиллюстрации. Не следует пренебрегать информацией справочного характера – это могут быть пояснения к незнакомому термину из текста, новому понятию или формулы, которые ребята изучали, но могли забыть. Всё это пригодится, чтобы погрузиться в ситуацию. Обращайте внимание на то, в какой форме требуется дать ответ, могут встретиться задания: - с выбором одного верного ответа из нескольких предложенных или с выбором нескольких ответов: - с кратким ответом, здесь требуется вписать лишь результат выполнения задания; - с развёрнутым ответом, здесь необходимо не просто дать ответ, но и записать решение, иногда объяснение своего ответа, используя при этом математические аргументы. Выполняя стартовые задания, детям нужно объяснить, что они должны стараться фиксировать время, которое потребуется на их выполнение (уложиться в 20 минут). «Обучающие задания» связаны с рассмотренными ранее ситуациями и разделены на рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания, обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему это произошло. Возможно, дети были недостаточно внимательны при чтении текста, упустили важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина ошибки в том, что они не освоили необходимое математическое действие, допустили вычислительную ошибку. В «Итоговых заданиях» ученики снова встретитесь с уже хорошо им знакомыми ситуациями и смогут проверить, насколько успешно они с ними справляются после выполнения обучающего блока. Результаты каждого раздела ребятам можно будет проверять самостоятельно (каждое задание по приведённым критериям) и выставлять себе соответствующие баллы. Это даст им возможность самим осознавать и контролировать прогресс в решении предложенных задач. Это важно, для само- и взаимоконтроля. В разделе «Составьте свою задачу» обучающиеся попробуют составить задания самостоятельно. Можно решить задачи самому, но будет интереснее, если они обменяются ими со своими одноклассниками. Содержание программы учитывает межпредметные связи: тестовые задания для оценки математической грамотности учащихся 6-7классов могут быть представлены по разделам: арифметика, алгебра, геометрия, комбинаторика, словесная логика (работа с математическими текстами). Объем учебной нагрузки составляет: Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю для 6 класса. Форма подведения итогов: тестирование. Техническое и методическое оснащение: - компьютер с экраном и проектором; - математические сборники задач; - наглядный и раздаточный материал по математике. Цель курса: Развитие математической грамотности обучающихся 6 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Задачи курса: 1. Развитие способности обучающегося формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. 2. Использовать математические факты и инструменты, чтобы описать и объяснить различные явления; 3. Развитие умение находить и извлекать математическую информацию различного предметного содержания из текстов, таблиц, схем, рисунков, диаграмм, представленных на различных носителях, 4. Развитие понимания значимости денег с современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности: Широкий социально-экономический контекст заданий создаёт базу для формирования универсальных учебных действий: - познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию; - коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки; - личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - метапредметных: применяет математические знания для решения разного рода проблем (Уровень понимания и применения). Личностными результатами является формирование следующих умений: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения; - в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; - признавать свои плохие поступки; объяснять, что связывает с семьей, друзьями, одноклассниками; оказывать им эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения; положительно относиться к школе, проявлять внимание, интерес, желание больше узнать; освоить роль «хорошего ученика»; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что - нет. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). В области регулятивных УУД учащиеся смогут научиться: - определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; - обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками; - выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; - высказывать свое предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; - работать по инструкции, по предложенному учителем плану; - определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы; - проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. В области познавательных УУД учащиеся учащиеся научатся: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике; - понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями (задачи - «ловушки») в один «шаг»; - добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы (числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры), решать задачи; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей. В области коммуникативных УУД учащиеся получат возможность научиться: - оформлять свою мысль в устной и письменной речи; - слушать и понимать речь других; - выделять в тексте ключевые слова для решения задачи; - договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе дискуссии или групповой работы; - работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять различные роли в группе. Уровень понимания и применения: применяет математические знания для решения разного рода проблем. Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Тема Входной контроль – тестирование. Вводная беседа. Стартовые задания: Капли, Выставка фотографий Обучающие задания. Знаете ли вы? № 1 - 4 Обучающие задания. Знаете ли вы? № 5, 5.1 – 5.4 Обучающие задания. Найдите ошибку. № 6 – 7.2 Обучающие задания. Найдите ошибку. № 8 - 10 Обучающие задания. Разные задачи. № 11 - 12 Обучающие задания. Разные задачи. № 13 – 13.2 Обучающие задания. Разные задачи. № 14 – 14.2 Обучающие задания. Разные задачи. № 15 – 15.3 Обучающие задания. Разные задачи. № 16 – 17 Итоговые задания. Рецепт торта (1 - 3) Итоговые задания. Выставка рисунков (4 - 6) Составьте своё задание. Отвар «Чихалочка» Стартовые задания: Ремонт квартиры (1-3) Стартовые задания: Часы (4 - 6) Обучающие задания. Знаете ли вы? № 1 – 1.4 Обучающие задания. Знаете ли вы? № 2 – 4 Обучающие задания. Знаете ли вы? № 5 – 6 Обучающие задания. Найдите ошибку. № 7 – 9 Обучающие задания. Найдите ошибку. № 10 – 12 Обучающие задания. Разные задачи. № 13 - 15 Обучающие задания. Разные задачи. № 16 – 16.2 Обучающие задания. Разные задачи. № 17 – 17.3 Итоговые задания. Ремонт в ванной (1 - 3) Итоговые задания. Часовая мастерская (4 -6) Составьте своё задание. Посещение выставки Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 35 Логические задачи, решаемые с помощью таблиц Логические задачи, решаемые с помощью таблиц Графы и их применение в решении задач Решение задач на вероятность событий в реальной жизни Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни Итоговое тестирование Работа надо ошибками Резерв 1 1 1 1 1 1 1 1