Рабочая программа курса внеурочной деятельности Математическая грамотность

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»

Является приложением к ООП ООО,
утвержденной приказом директора школы от 31.08.2022 год № 570

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Математическая грамотность»
для учащихся 6 классов
(общеинтеллектуальное направление)

Задания, для развития математической грамотности, включает три структурных
компонента:




контекст, в котором представлена проблема;
содержание математического образования, которое используется в заданиях;
мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в
котором представлена проблема, с математическим содержанием,
необходимым для её решения.
Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в
исследованиях, направленных на оценку математической грамотности Дети будут учиться
использовать знания, полученные на уроках в школе, в ситуациях, которые могут
встретиться им в жизни. Это ситуации взаимодействия с друзьями, ситуации, связанные
со здоровьем, финансами, проверкой достоверности информации и многие другие. Чтобы
понять, как применять математические знания, детям надо будет внимательно читать
текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и анализировать
её. Для этого необходимо рассуждать, стоить гипотезы, делать выводы и умозаключения,
распознавать неверные утверждения, находить ошибку в решении, подвергать сомнению
высказанное суждение, достоверность информации.
Этот курс будет состоять из трёх модулей, включающих разные виды заданий.
Формы проведения занятий:
- практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов;
- самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая).
В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит
небольшой текст, описывающий эту ситуацию, и нескольку вопросов. Чтобы успешно
ответить на эти вопросы, надо, прежде всего, внимательно прочитать текст, рассмотреть
таблицы, диаграммы, графики и фотоиллюстрации. Не следует пренебрегать
информацией справочного характера – это могут быть пояснения к незнакомому термину
из текста, новому понятию или формулы, которые ребята изучали, но могли забыть. Всё
это пригодится, чтобы погрузиться в ситуацию. Обращайте внимание на то, в какой форме
требуется дать ответ, могут встретиться задания:
- с выбором одного верного ответа из нескольких предложенных или с выбором
нескольких ответов:
- с кратким ответом, здесь требуется вписать лишь результат выполнения задания;
- с развёрнутым ответом, здесь необходимо не просто дать ответ, но и записать
решение, иногда объяснение своего ответа, используя при этом математические
аргументы. Выполняя стартовые задания, детям нужно объяснить, что они должны
стараться фиксировать время, которое потребуется на их выполнение (уложиться в 20
минут).
«Обучающие задания» связаны с рассмотренными ранее ситуациями и разделены на
рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания,
обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему
это произошло. Возможно, дети были недостаточно внимательны при чтении текста,
упустили важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина
ошибки в том, что они не освоили необходимое математическое действие, допустили
вычислительную ошибку.

В «Итоговых заданиях» ученики снова встретитесь с уже хорошо им знакомыми
ситуациями и смогут проверить, насколько успешно они с ними справляются после
выполнения обучающего блока. Результаты каждого раздела ребятам можно будет
проверять самостоятельно (каждое задание по приведённым критериям) и выставлять себе
соответствующие баллы. Это даст им возможность самим осознавать и контролировать
прогресс в решении предложенных задач. Это важно, для само- и взаимоконтроля.
В разделе «Составьте свою задачу» обучающиеся попробуют составить задания
самостоятельно. Можно решить задачи самому, но будет интереснее, если они
обменяются ими со своими одноклассниками. Содержание программы учитывает
межпредметные связи: тестовые задания для оценки математической грамотности
учащихся 6-7классов могут быть представлены по разделам: арифметика, алгебра,
геометрия, комбинаторика, словесная логика (работа с математическими текстами).
Объем учебной нагрузки составляет: Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в
неделю для 6 класса.
Форма подведения итогов: тестирование.
Техническое и методическое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- математические сборники задач;
- наглядный и раздаточный материал по математике.
Цель курса:
Развитие математической грамотности обучающихся 6 класса как индикатора
качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи курса:
1.
Развитие способности обучающегося формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
2. Использовать математические факты и инструменты, чтобы описать и объяснить
различные явления;
3. Развитие умение находить и извлекать математическую информацию различного
предметного содержания из текстов, таблиц, схем, рисунков, диаграмм, представленных
на различных носителях,
4. Развитие понимания значимости денег с современной жизни, умении ими
распоряжаться, формировать финансовую культуру.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности:
Широкий социально-экономический контекст заданий создаёт базу для
формирования универсальных учебных действий:
- познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение
средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию;
- коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и
оценки;
- личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им
деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной

жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей;
- метапредметных: применяет математические знания для решения разного рода
проблем (Уровень понимания и применения).
Личностными результатами является формирование следующих умений: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила
поведения;
- в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и
смысле собственных поступков и поступков окружающих людей (стыдно, честно,
виноват, поступил правильно и др.); регулировать свое поведение на основе усвоенных
норм и правил;
- признавать свои плохие поступки; объяснять, что связывает с семьей, друзьями,
одноклассниками; оказывать им эмоциональную поддержку и помощь в случаях
затруднения; положительно относиться к школе, проявлять внимание, интерес, желание
больше узнать; освоить роль «хорошего ученика»; проявлять интерес к способам решения
новой частной задачи; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять
самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что - нет.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных
действий (УУД). В области регулятивных УУД учащиеся смогут научиться: - определять
и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и
одноклассниками;
- выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного
способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками;
- высказывать свое предположение, предлагать свой способ проверки той или иной
задачи;
- работать по инструкции, по предложенному учителем плану;
- определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться
отличать верно выполненное задание от неверного;
- оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные
шкалы;
- проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий,
состоящих из нескольких операций;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке. В области познавательных УУД учащиеся учащиеся
научатся:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в
способе действия с помощью учителя и одноклассников;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике;
- понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с
неопределенными условиями (задачи - «ловушки») в один «шаг»;
- добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы (числа, числовые
выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры), решать задачи;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей,
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
В области коммуникативных УУД учащиеся получат возможность научиться:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- выделять в тексте ключевые слова для решения задачи;
- договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе дискуссии
или групповой работы;
- работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять
различные роли в группе.
Уровень понимания и применения: применяет математические знания для решения
разного рода проблем.
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Тема
Входной контроль – тестирование.
Вводная беседа. Стартовые задания: Капли, Выставка
фотографий
Обучающие задания. Знаете ли вы? № 1 - 4
Обучающие задания. Знаете ли вы? № 5, 5.1 – 5.4
Обучающие задания. Найдите ошибку. № 6 – 7.2
Обучающие задания. Найдите ошибку. № 8 - 10
Обучающие задания. Разные задачи. № 11 - 12
Обучающие задания. Разные задачи. № 13 – 13.2
Обучающие задания. Разные задачи. № 14 – 14.2
Обучающие задания. Разные задачи. № 15 – 15.3
Обучающие задания. Разные задачи. № 16 – 17
Итоговые задания. Рецепт торта (1 - 3)
Итоговые задания. Выставка рисунков (4 - 6)
Составьте своё задание. Отвар «Чихалочка»
Стартовые задания: Ремонт квартиры (1-3)
Стартовые задания: Часы (4 - 6)
Обучающие задания. Знаете ли вы? № 1 – 1.4
Обучающие задания. Знаете ли вы? № 2 – 4
Обучающие задания. Знаете ли вы? № 5 – 6
Обучающие задания. Найдите ошибку. № 7 – 9
Обучающие задания. Найдите ошибку. № 10 – 12
Обучающие задания. Разные задачи. № 13 - 15
Обучающие задания. Разные задачи. № 16 – 16.2
Обучающие задания. Разные задачи. № 17 – 17.3
Итоговые задания. Ремонт в ванной (1 - 3)
Итоговые задания. Часовая мастерская (4 -6)
Составьте своё задание. Посещение выставки

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28
29
30
31
32
33
34
35

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
Графы и их применение в решении задач
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и
применение формул в повседневной жизни
Итоговое тестирование
Работа надо ошибками
Резерв

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».