Рабочая программа курса внеурочной деятельности Естественннаучная грамотность (1)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»

Является приложением к ООП ООО,
утвержденной приказом директора школы от 31.08.2022 год № 570

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
для учащихся 8 классов
(общеинтеллектуальное направление)

Составитель: Е.С. Дрожжева
Учитель географии
Категория 1

п. Билимбай
2022-2023 уч.г.

Пояснительная записка
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в
число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным
ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие
обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для
полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого
диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений?», - является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment). И
функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для
полноценного функционирования человека в современном обществе. PISAв своих
мониторингах оценивает и естественнонаучную грамотность.
Актуальность данного курса определяется необходимостью поддержки обучения
учащихся основам функциональной грамотности, направленного на подготовку учащихся
к выбору будущей профессии и жизни в современном обществе. Содержание курса
является конвергентно ориентированным и обеспечивает формирование компетенций,
необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху высокоразвитой науки и
современных технологий.
Курс предназначен учащимся основной школы и является курсом в рамках
внеурочной деятельности.
Данный курс позволяет планомерно вести подготовку к
научно-исследовательской деятельности; рассмотрение более сложных заданий,
способствует развитию логического мышления учащихся. В процессе обучения учащиеся
приобретают важные умения: описывать различные природные явления и свойства;
планировать исследования, выдвигать гипотезы; делать выводы, обсуждать результаты. И
как результат успешная самореализация учащихся в учебной деятельности; умения
ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять полученные
результаты; участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности,
расширение кругозора, логического мышления.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметные:
 анализ и синтезирование в единую картину личностные, местные, национальные и
 глобальные естественнонаучные проблемы и аспекты;
 овладение универсальными способами анализа информации, и ее интеграции в
единое целое;
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты
своих действий;
 развитие умения организовать свою учебную деятельность: определять цель
работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и
прогнозировать результаты работы;
















развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем;
освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана,
формулировка выводов и т. п.);
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями
и т. д.).
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты
своих действий;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию
в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять
основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Личностные:
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
 мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и
научно-практической деятельности;
 формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам
открытий и изобретений, к результатам обучения;
 приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе
и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и
явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
 компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных
задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями
(поиск, переработка, выдача информации);
 приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать
гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера,
доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;

Предметными результатами обучения являются:








анализ и обобщение (интегрирование) информации различного предметного
содержания в разном контексте.
усвоение терминов, понятий по предметам биология, география, физика, химия
умение применять понятия: природа, явления природы, физические величины,
наблюдение, опыт, измерительный прибор.
умение объяснять явления природы и результаты экспериментов
умение применять формулы, законы, интерпретировать данные, использовать
приборы и инструменты, использовать различные способы подачи информации,
читать таблицы, графики и выражать результаты измерений и расчетов в единицах
международной системы
умение объяснять принципы действия машин, механизмов, приборов.
2. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса направлено на оценку компетентностей, аналогичных
компетентностям, используемым в международном сравнительном исследовании PISA
для оценки естественнонаучной грамотности: научное объяснение явлений; понимание
особенностей естественнонаучного исследования; интерпретация данных и использование
научных доказательств для получения выводов.
Для каждой компетенции имеется перечень познавательных действий, которые в
совокупности характеризуют данную компетенцию.
Ниже представлен перечень
компетенций и познавательных действий, использующихся для описания заданий банка
по оценки естественнонаучной грамотности.
1. Научное объяснение явлений.
1.1. Применить естественнонаучные знания для анализа ситуации/проблемы.
1.2. Выбрать модель, лежащую в основе объяснения.
1.3. Выбрать объяснение, наиболее полно отражающее описанные процессы.
1.4. Создать объяснение, указав несколько причинно-следственных связей.
1.5. Выбрать возможный прогноз и аргументировать выбор.
1.6. Сделать прогноз на основании предложенного объяснения процесса.
1.7. Привести примеры возможного применения естественнонаучного знания для
общества.
2. Понимание особенностей естественнонаучного исследования.
2.1. Различать вопросы, которые возможно исследовать методами естественных наук.
2.2. Распознавать гипотезу (предположение), на проверку которой направлено данное
исследование.
2.3. Оценить предложенный способ проведения исследования/план исследования.
2.4. Интерпретировать результаты исследований/находить информацию в данных,
подтверждающую выводы.
2.5. Сделать выводы по предложенным результатам исследования.
2.6. Оценить способ, которые используются для обеспечения надёжности данных и
достоверности объяснений.
2.7. Предложить способ увеличения точности получаемых в исследовании данных.
3. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения
выводов.
3.1. Определять недостающую информацию для решения проблемы.

3.2. Распознавать предположения (допущения), аргументы и описания в научнопопулярных текстах.
3.3. Находить необходимые данные в источниках информации, представленной
в различной форме (таблицы, графики, схемы, диаграммы, карты).
3.4. Преобразовать информацию из одной формы представления данных в другую.
3.5. Интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
3.6. Оценивать достоверность научных аргументов и доказательства из различных
источников.
Важнейшей характеристикой содержания курса является использование контекста
реальных жизненных ситуаций, доступных для понимания обучающимися 8 классов и
учитывает тематику вопросов, изучаемых по биологии, географии, физике и химии в
данном классе их можно объединить в следующие блоки контекстов:
1. «Процессы и явления в неживой природе»,
2. «Процессы и явления в живой природе»,
3. «Современные технологии»,
4. «Техника и технологии в быту»
5. «Сохранение здоровья человека»,
6. «Опасности и риски»,
7. «Экологические проблемы»,
8. «Использование природных ресурсов».
Кроме контекстов выделяют и ситуации. Каждый блок контекстов рассматривается в
одной или нескольких ситуациях: личностная, национальная и глобальная.
Блок Процессы и явления в неживой природе: Промерзание грунта. Малахитовая
шкатулка. Ближайшая к Земле экзопланета. Изучение атмосферного давления. Теория
флогистона и открытие кислорода. «Соленые» зимние дорожки. Сухой лед. Вес воздуха.
Вездесущий йод. Измерение влажности воздуха.
Блок Процессы и явления в живой природе: Цветовое зрение у животных и
спектральная чувствительность. Глютен. Терморегуляция и теплообмен у животных.
Огненная саламандра. Хлебный пилильщик, вредитель злаков и яблонная плодожорка.
Питание растений. Миграции птиц. Эхолокация дельфинов. Эксперимент по
самозарождению. Причины вымирания сапсанов. Эволюция слонов. Природные
индикаторы. Взаимодействие частей в живых системах.
Блок Современные технологии: Ближайшая к Земле экзопланета. Электрический
конвектор. Теплоэлектростанции. Химический ток и его источники. Эхолокация
дельфинов.
Блок Техника и технологии в быту: Прудовое хозяйство. Пресноводная рыбалка.
Микроклимат музея. Утепление домов. Электрический конвектор. Батарейки, польза и
вред. Снаряжение рыболова. Рыбалка на сома. Скороварка и плащ невидимка.
Блок Сохранение здоровья человека: Глютен. Утепление домов. Гельминтоза и
трипанососмоз. Зубная паста. Вездесущий йод. Влияние влажности воздуха на жизнь
человека. Вода в жизни человека
Блок Опасности и риски: Инсектициды. Ядохимикаты. Удобрения.
Блок Экологические проблемы: Инсектициды. Парниковый эффект. Глобальное
потепление. «Соленые» зимние дорожки. Кислотные дожди. Накопление токсинов в
водной фауне. Причины вымирания сапсанов.
Блок Использование природных ресурсов: Хлорирование воды. Когда вода жесткая.

При тематическом планировании контексты и ситуации даны в разнобой, а не по
блокам тем, с целью разнообразить деятельность учащихся и не создавать шаблон
действий.
Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы,
тренировочные работы, работы с текстовой информацией, решение ситуаций, проведение
экспериментов, практические работы.
3.Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Раздел, тема

Количество
часов
Промерзание грунта
1
Прудовое хозяйство
1
Цветовое зрение у животных и спектральная чувствительность
1
Пресноводная рыбалка
1
Хлорирование воды. Когда вода жесткая
1
Глютен
1
Малахитовая шкатулка
1
Микроклимат музея
1
Терморегуляция и теплообмен у животных
1
Ближайшая к Земле экзопланета
1
Инсектициды
1
Утепление домов. Электрический конвектор
1
Изучение атмосферного давления
1
Огненная саламандра
1
Теория флогистона и открытие кислорода
1
Гельминтоза и трипанососмоз
1
Теплоэлектростанции. Парниковый эффект. Глобальное потепление
1
«Соленые» зимние дорожки
1
Кислотные дожди
1
Сухой лед
1
Хлебный пилильщик, вредитель злаков и яблонная плодожорка.
1
Ядохимикаты.
Батарейки. Польза и вред. Химический ток и его источники
1
Снаряжение рыболова. Рыбалка на сома
1
Питание растений. Удобрения. Накопление токсинов в водной фауне
1
Миграции птиц. Эхолокация дельфинов
1
Вес воздуха
1
Зубная паста. Вездесущий йод
1
Эксперимент по самозарождению
1
Измерение влажности воздуха. Влияние влажности воздуха на жизнь
1
человека
Вода в жизни человека
1
Причины вымирания сапсанов. Эволюция слонов.
1
Природные индикаторы
1
Взаимодействие частей в живых системах
1
Скороварка и плащ невидимка.
1
Подведение итогов курса
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».