Программа Профессиональные пробы Журналист (1)

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
МАОУ «СОШ №22»
Протокол №1 от 30.08.2023

УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора
МАОУ «СОШ №22»
от 30.08.2023 №658

ПРОГРАММА
Профессиональные пробы
«Пресс-центр. Профессия- журналист»

ГО Первоуральск, 2023

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа реализуется в рамках социально-гуманитарной
направленности и является средством актуализации профессионального самоопределения
обучающегося. Предполагает реальную деятельность в профессиональном направлении.
Поскольку мир постоянно развивается, информация играет огромную роль в жизни
человека. Одной из важнейших задач современного образования становится формирование
у подрастающего поколения компетенций, позволяющих не просто передавать конкретную
информацию, а самостоятельно искать, собирать, творчески обрабатывать и применять в
соответствии со стоящими задачами.
С помощью пресс-центра ребята могут научиться критически оценивать происходящие
события, влиять на окружающую их социальную среду, изменять ее, проявлять инициативу,
развиваться личностно и профессионально. Работа в пресс-центре предполагает
непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, мероприятиях,
рассмотрение сложных проблем общества и школы с точки зрения личного восприятия. В
школьном пресс-центре отрабатывается авторская позиция ученика, умение четко
формулировать и грамотно излагать свои мысли в письменной или устной форме.
Актуальность программы связана с необходимостью развития у детей
самостоятельности, активной жизненной позиции, нестандартного мышления, умения
находить в обычных ситуациях что-то новое и необычное, результативного общения,
ответственности за свои дела, слова и поступки. Кроме общего развития ребёнка, работа
пресс-центра способствует активизации общественной жизни школы при помощи
регулярного выпуска школьных газет. Также занятия различными направлениями
журналистики помогают школьникам расширить границы понимания профессиональных
функций и приобрести специфический опыт профессиональной деятельности.
Цель - создание условий для самореализации обучающихся путем вхождения в
современную информационную культуру и осуществление самостоятельных
индивидуальных и коллективных проб в сфере журналистики.
Задачи:
 предоставить каждому возможность для самореализации;
 повысить интерес аудитории к делам и проблемам школы;
 вовлечь учащихся в формирование информационного поля школы;
 заложить информационную культуру школьников;
 развить интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности детей;
 познакомить с телевизионной, радийной, печатной и интернет журналистикой;
 развить навыки работы с информацией;
 познакомить со специальностями в журналистике, что поможет в дальнейшей
профориентации подростка.

Программа включает в себя теоретические и практические занятия по журналистике и
связям с общественностью (PR). Она составлена в соответствии с законом «Об
образовании», федеральными и региональными правовыми документами, отражающими
проблемы и задачи формирования личности школьника в современной образовательной
среде, обеспеченной компьютерными технологиями и направлена на развитие
креативности мышления, творческого потенциала в деятельности подростков.
Для успешного достижения поставленных целей и задач особое внимание будет уделяться
практическим занятиям.

Формы практических занятий:
 Посещение школьных мероприятий;
 Посещение мероприятий за пределами школы;
 Опросы, анкетирование;
 Проведение интервью;
 Подготовка аналитических материалов;
 Участие в специализированных конкурсах и проектах.

Планируемые результаты практических работ:
 Написание текстов разных жанров для школьной газеты, сайта, районной газеты; портала
школьной прессы России;
 Обработка и публикация общественного мнения по каким-либо значимым вопросам.
Особенностью профессиональных проб в области журналистики является получение
завершенного продукта – выпуска школьной газеты и выполнение функциональных
обязанностей профессионала – обучающегося, как журналиста.
Планируется не менее 4 выпусков школьной газеты в течение учебного года.
В пресс-центр принимаются все желающие с 8 по 11 класс, но в индивидуальном порядке
(с учетом поддержки образовательного учреждения всех мероприятий, связанных с ранней
профориентацией школьников) могут быть зачислены обучающиеся с 5 по 7 класс.
Программа рассчитана на один год обучения, но с учетом того, что обучающиеся могут
совершенствовать приобретенные компетенции путем повторного прохождения курса при
переходе из класса в класс.

Формы обучения:
Очно и дистанционно.
Занятия проводятся 1 раза в неделю, по 1 академическому часу в каждой возрастной группе.

Учебно-тематический план
Раздел
Название темы
программы
Основы
1.Введение
в
журналистики журналистику
2.Правила
поведения
журналиста
3.Информационные
жанры
журналистики
4. Основы печатной
журналистики
Погружение в 5.Мэтры
журналистику журналистики
6.Аналитические
жанры
журналистики
7.Художественные
жанры
журналистики
8.Интернетжурналистика
9.Способы сбора и
обработки
информации
Итого

Количество часов
Всего
Теория
2
1

Практика
1

Форма
аттестации
тест

3

1

2

тест

5

2

3

тест

10

2

8

тест

1

1

0

тест

5

2

3

тест

5

2

3

тест

3

2

5

тест

2

1

1

тест

36

14

22

Содержание программы
Раздел: Основы журналистики
Тема 1. Введение в тележурналистику
История создания телевидения. Современная деятельность журналистов. Значения и
функции СМИ в современном мире.
Тема 2. Правила поведения журналиста
Возможности журналиста, правила поведения на мероприятиях различных масштабов.
Тема 3. Информационные жанры журналистики
Ознакомление с основными информационными жанрами: новость, заметка, интервью,
репортаж. Их цели, особенности и структуры.
Структура текста, композиционные элементы, логические и стилистические ошибки.
Тема 4. Основы печатной журналистики
Типы печатных изданий. Отличие печатных текстов от телевизионных. Подготовка изданий
к печати, верстка, наполнение. Написание текстов разных жанров для школьной газеты и
сайта.

Раздел Погружение в журналистику
Тема 5. Мэтры журналистики
Знакомство с работами В.А.Аграновского, М.Е.Кольцова, А.З.Рубинова, В. Листьев,
В.Познер. Анализ их публикаций.
Тема 6. Аналитические жанры журналистики
Статья, обзор, обозрение, рецензия.
Тема 7. Художественные жанры журналистики
Очерк, зарисовка, памфлет, фельетон.
Тема 9. Интернет-журналистика
Основы PR Работа с социальными сетями, роль общественного мнения, влияние
журналистских материалов на общественное мнение.
Интернет-журналистика, как новый вид журналистики, его особенности, плюсы и минусы.
Тема 11. Способы сбора и обработки информации
Этические и правовые нормы журналиста. Общее знакомство с законом о СМИ.
Организация работы в журналистском коллективе Типы редакций, особенности
телевизионной и печатной редакции, структура, коллектив, редакционные должности и их
обязанности.

По итогам выполнения профессиональных проб обучающийся должен знать:
 содержание и характер труда в сфере деятельности журналиста, требования,
предъявляемые к личности журналиста и профессиональным качествам;
 анализировать статьи разных жанров;
 создавать собственные журналистские статьи разных жанров;
 правила безопасности труда журналиста, этические и правовые нормы журналиста;
 иметь представление о видах журналистской деятельности, функциях журналистики, ее
роли в современном обществе, профессиональных компетенциях журналистов;
 должен уметь соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными
требованиями к журналисту;
 определять цели профориентационной деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 выявлять закономерности в
иностранного и родного языка;

жанровых журналистских продуктах изучаемого

 вносить коррективы в учебную и профориентационную деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

 развивать критическое и креативное мышление при решении профессионально
ориентированных задач;
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области
журналистики с использованием иностранного языка, навыками разрешения проблем;
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания (в т. ч. некоторых профессиональных
методов в работе журналиста);
 владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных профессионально ориентированных
ситуациях;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 владеть навыками получения и верификации информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления, отделять объективную информацию
от субъективной;
 создавать журналистские тексты, в различных форматах с учетом назначения информации
и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
 оценивать достоверность информации, ее соответствие моральноэтическим нормам.

Материально-технические условия реализации программы
Пресс-центр МАОУ «СОШ №22» оснащен помещением с оборудованным рабочим местом
для редактора:





Современный ПК с монитором с разрешением в 4К;
Лазерный принтер с цветной печатью формата А4;
Струйный принтер с цветной печатью формата А0-А4;
Лазерный принтер с черно-белой печатью формата А4.

И рабочими местами для журналистов:


4 современных ПК с доступом к сети Интернет.

В случае особой необходимости обеспечения всех обучающихся-журналистов рабочим
местом, оснащенным ПК, возможен доступ в кабинет информатики.

Оценка качества освоения программы
Итоговая оценка работы участника в рамках программы производится руководителями
пресс-центра и вносится в личную карту обучающегося. В зависимости от года обучения,

может оцениваться приращение представлений и опыта, общее изменение мотивации
школьника, динамика изменения самооценки по отношению к предыдущему периоду.
Для рефлексивного осмысления опыта, полученного в ходе профпробы, участнику
предлагаются следующие вопросы (примерный перечень):
 что входило в содержание пробы?
 удалось ли проявить инициативу в процессе пробы?
 что вы увидели в действиях сверстников, также выполнявших пробу?
 какой продукт удалось получить в процессе прохождения пробы?
 кто может являться потребителями такого продукта?
 сколько стоит произведенная работа в денежном эквиваленте (если уместно)?
 какие новые знания, умения и навыки были приобретены?
 какие проблемы имеются у представителей данной профессии, специальности?
 возможна ли перспектива выполнения таких или схожих действий?
 что изменилось в ваших представлениях о себе и жизненных планах после прохождения
пробы?

Список литературы
1. Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в
общеобразовательных организациях Российской Федерации. Москва 2023.
Подписано Министерством образования молодежной политики СО от 21.03.2023 вх
№5958
2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации».
3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. –М.: Айриспресс, 2006.
4. Назарова Т.В. Комплексная интегрированная образовательная программа «Прессклуб».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».