Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22» Принято с учетом мотивированного мнения УТВЕРЖДЕНО Совета учащихся протокол № 1 от Приказом директора 30.09.2023.,мотивированного мнения МАОУ СОШ № 22 Совета родителей(законных От 30.08.2023 № 658 представителей) учащихся протокол № 1 от 28.08.2023 Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости ипромежуточной аттестации обучающихся в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 22» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает особенности организации и проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №22» (далее Школа). 1.2.Настоящее Положение разработано в соответствии с: • Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании» (гл 6, ст. 58); • Уставом Школы; • ФГОСом; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 № 1063 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115"; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 № 232/551 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образова тельным программам основного общего образования"; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 № 233/552 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образова тельным программам среднего общего образования"; • Информационным письмом Рособрнадзора от 15.09.2014 г. № 05-318 «О проведениинациональных исследований качества образования»; 1.3. Настоящее положение является локальным нормативным актом и регламентирует порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестацииобучающихся и текущего контроля их успеваемости. 1.4. Настоящее Положение утверждается Педагогическим советом Школы, имеющим право вносить свои изменения и дополнения. 1.5. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. 1.6. Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательной деятельности максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС). 1.7. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Промежуточная аттестация проводится начиная со второго класса. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине по итогам учебного года в формах, определенных учебным планом школы на конкретный учебный год. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную (полугодовую) промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине по итогам четверти (полугодия), а также годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине по итогам учебного года. Четвертная промежуточная аттестация осуществляется: - во 2-9-х классах за каждую учебную четверть при недельной нагрузке по предмету более 1 часа (за исключением предметов, имеющих практическую направленность музыка, изобразительное искусство, технология); - во 2-9-х классах за полугодие по предметам с недельной нагрузкой 1 час; - в 10-11-х классах за каждое полугодие. Годовая промежуточная аттестация представляет собой среднее арифметическое результатов четвертных (полугодовых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (полугодия). Округление результата производится по правилам математического округления. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательными программами. 1.8. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования оценке подлежат как предметные, так и метапредметные и личностные результаты образования, которые оцениваются в соответствии с основной образовательной программой соответствующего уровня образования. 1.9. Академическая задолженность – это неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. 1.10. Условный перевод в следующий класс – это перевод учащихся, не прошедших промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, с обязательной ликвидацией академической задолженности в установленные сроки. 2. Принципы проведения аттестации 2.1. Критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. 2.2. Динамизм: учёт индивидуального прогресса при подведении результатов образования учащегося за определённый период времени. 2.3. Инициативность: возможность учащихся предъявлять результаты своего труда на оценку другому (учителю, сверстникам) по собственной инициативе. 2.4. Открытость: информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения всех участников образовательного процесса. Информация об учебных успехах учащихся должна быть адресной. 2.5. Вариативность: использование различных процедур и форм оценивания. 2.6. Комплексность: возможность суммирования результатов. 2.7. Уровневый характер контроля и оценки: разработка средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов. 3. Текущая аттестация обучающихся 3.1. Текущая аттестация обучающихся включает в себя поурочное, потемное оценивание результатов освоения образовательных программ, а также оценивание результатов тестирования, контрольных и диагностических работ. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится с целью: - контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой; - оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС; - проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательной деятельности. 3.2. Текущей аттестации подлежат обучающиеся всех классов Школы. 3.3. Периодичность текущей аттестации обучающихся определяется учебными программами, учебным планом и графиком контрольных работ. 3.4. Текущая аттестация обучающихся проводится: • в 1 классах по системе безотметочного оценивания; даётся только качественная характеристика уровня усвоения образовательных программ; • во 2-11 классах - по пятибалльной системе оценивания. 3.5. Текущая аттестация обучающихся 1 классов в течение учебного года осуществляется без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок. 3.6. Форму текущей аттестации определяет учитель с учетом содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущей аттестации сообщается учителем администрации Школы одновременно с предоставлением учебно-тематического планирования в начале каждого учебного года, вносится в график контрольных работ на каждую четверть и утверждается директором Школы. 3.7. В ходе текущей аттестации обучающихся 4, 5-11 классов Школы допускаются нетрадиционные формы проведения контрольных и диагностических работ (долгосрочные домашние задания, защита исследовательских проектов по теме) в соответствии с годовым планом работы. 3.8. Текущий контроль успеваемости может также осуществляться по инициативе администрации Школы. Административные контрольные работы по отдельным предметам учебного плана проводятся во 2-11 классах согласно плану-графику внутришкольного контроля. Проведение текущего контроля успеваемости со стороны администрации не отменяет текущего контроля успеваемости, осуществляемого учителем в рамках реализации календарно-тематического планирования. Административный контроль в рамках текущего контроля успеваемости проводится в форме тестирования, административных контрольных работ, комплексных контрольных работ. 3.9. В 10-11 классах допускается изучение материала по блочно-модульной системе, включающей тематические зачеты. Данная система контроля должна быть представлена педагогом в календарно-тематическом планировании с обязательным указанием количества зачетов и контрольных работ, которые должны сдать учащиеся в течение года. 3.10. Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ учащихся оцениваются по 5-бальной системе. Отметки за выполненную письменную работу заносятся в классный журнал к следующему уроку, за исключением: • отметки за творческие работы по русскому языку и литературе в 5-9 классах - не позже, чем через неделю после их проведения; • отметки за сочинение в 10-11 классах по русскому языку и литературе - не более, чем через 14 дней; • отметки по математике в 10-11 классах - не более, чем через 3 дня. 3.11. График контрольных работ составляется на начало каждой учебного полугодия и утверждается директором Школы с учетом выполнения следующих норм: - не допускается проведение более 1 контрольной работы в день; - не допускается проведение более 3 контрольных или творческих работ в неделю. 3.12. По курсам «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах ведется безотметочное оценивание учебных достижений. Формами предъявления результатов по данному курсу могут быть: проект, участие в празднике, конкурсе, выставке. 3.13. Оценивание предметов (курсов) части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности, может осуществляться в соответствии с уровнем усвоения материала учащимися («зачет», «незачет»). В 5-11 классах ведётся безотметочное обучение по всем предметам (кроме КБЖ, Информационные технологии) компонента образовательного учреждения. 3.14. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося. 3.15. Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классных электронных журналах). 3.16. Учащиеся Школы принимают участие в национальных исследованиях качества образования (НИКО). Класс и предмет определяется централизованно Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Положительные оценки, полученные учащимися, выставляются в классные журналы. 3.17. Региональные диагностические работы и репетиционные тестирования проводятся в полном соответствии с распорядительными документами Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и методическими рекомендациями ГАОУ ДПО «Институт развития образования». Результаты ДКР и РТ не учитываются при выставлении четвертных, годовых и итоговых отметок, не влияют на текущую успеваемость учащихся, а используются для организации работы по устранению учебных дефицитов учащихся. 3.18. Итоговое сочинение (изложение) Итоговое сочинение (изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, проводится для учащихся, завершающих освоение образовательных программ среднего общего образования, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения). Итоговое изложение вправе писать учащиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом изложении предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. Для лиц, имеющих медицинские основания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение (изложение) организуется на дому. Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья итоговое сочинение (изложение) может проводиться в устной форме. Продолжительность итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая. Итоговое сочинение (изложение) оценивается экспертной комиссией в соответствии с критериями, разработка которых организуется Рособрнадзором. В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) учащиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение) в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения). 3.19. Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 3.20. Учащиеся с подготовительной медицинской группой занимаются по программе физической культуры для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных). 3.21. Учащиеся, имеющие специальную медицинскую группу по физической культуре, занимаются по программе специальной медицинской группы по учебному предмету «Физическая культура». При оценивании достижений учащихся специальной медицинской группы не используются критерии оценки для выставления отметки основной медицинской группы. 3.22. Учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья по предмету «Физическая культура» на длительный период (четверть или более) на основании справки из медицинского учреждения, заявления родителей (законных представителей), не выполняют практическую часть образовательной программы по физической культуре, изучение теоретической части программы является обязательным. В электронный классный журнал отметка об отсутствии «н» не заносится, выставляется отметка за теоретические знания по предмету. Учащиеся присутствуют на уроках физической культуры с целью изучения теоретической части программного материала. Контроль освоения теоретической части программы проводится 1 раз в четверть. Учитель выдает обучающемуся теоретические вопросы по изучаемой теме. Вопросы должны соответствовать программе, требованиям к результатам обучения и возрасту учащихся. На предпоследней неделе четверти обучающиеся отвечают письменно на 3 вопроса из выданных вопросов и получают 3 оценки (оценка за каждый вопрос). Обучающиеся, освобожденные на текущий учебный год на основании справки медицинской комиссии, по желанию могут быть аттестованы на основании выполнения письменного задания в форме реферата. В начале учебного года учитель предлагает обучающемуся тему реферата, знакомит с правилами оформления реферата, составляет с обучающимся план реферата. Реферат должен быть сдан на ознакомление членам комиссии за месяц до окончания учебного года. Защита реферата происходит в присутствии комиссии, назначаемой директором школы, за две недели до окончания учебного года. Реферат может быть оформлен как в рукописном, так и в печатном варианте. 3.23. При проведении уроков физической культуры на открытом воздухе учащиеся, освобожденные от уроков физической культуры, могут находиться дома (по заявлению родителей (законных представителей)) с целью изучения теоретической части программного материала. 3.24. В случае длительного отсутствия учащихся (временно находившихся в санаторных, медицинских организациях (иных организациях, не имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности)) на основании заявления родителей (законных представителей), копии санаторной путевки, справки медицинского учреждения или иного документа, подтверждающего причину отсутствия учащегося, директором Школы издается приказ. Учащиеся, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, в иных организациях, аттестуются на основе итогов их аттестации в этих организациях, по представленному ими документу, заверенному печатью организации. В случае отсутствия текущих отметок вопрос об их аттестации решается в индивидуальном порядке. 3.25. Текущий контроль успеваемости учащихся, пропустивших занятия по неуважительной причине, по инициативе родителей (совместное пребывание в отпуске во время учебного года и другое) осуществляется в индивидуальном порядке в соответствии со сроками, установленными приказом директора Школы. 3.26. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 4. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. 4.1. Целями промежуточной аттестации являются: объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы; соотнесение уровня освоения образовательной программы требованиям ФГОС; оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности, оценка динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. 4.2. Промежуточная аттестация проводится по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) обязательной части учебного плана Школы. 4.3. Промежуточная аттестация учащихся включает: - выставление годовых отметок по учебному предмету, курсу, дисциплине. - годовой итоговый контроль во 2-11 классах, предметы и форма проведения которого ежегодно определяются в учебном плане Школы. Годовой итоговый контроль проводится в 4 четверти учебного года в следующих формах: - письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, практические, контрольные, творческие работы; тесты, письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое; - устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и др.; - комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверки; - сдача норм ГТО; - защита индивидуального или группового проекта; - защита портфолио; - иных формах, определяемых образовательными программами и учебным планом Школы. Отметка за работу выставляется в электронный классный журнал в отдельную колонку (с указанием даты и формы итогового годового контроля) и учитывается при выставлении отметки за 4 четверть по предмету. Выставление отметок по результатам проведения промежуточной аттестации осуществляется в форме всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) в качестве итоговых контрольных работ. Содержание и структура ВПР определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования с учётом Федеральной основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, и содержания учебников, включённых в Федеральный перечень на соответствующий учебный год. Образовательной организации при проведении промежуточной аттестации обучающихся необходимо избегать дублирования оценочных процедур (контрольных работ) по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР. При получении обучающимся неудовлетворительной отметки за ВПР, учителюпредметнику необхоимо запланировать проведение повторной письменной проверки (вформе итоговой контрольной работы) данного учащегося на следующих уроках с выставлением отметки. Всероссийские проверочные работы проводятся для обучающихся общеобразовательных организаций по следующим предметам: - в 4 классе по учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир; - в 5 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, биология; - в 6 классе по учебным предметам: русский язык, математика (обязательно), история, география, биология, обществознание (2 предмета на основе случайного выбора); - в 7 классе по учебным предметам: русский язык, математика, иностранный язык (английский, немецкий, французский) (обязательно), история, география, биология, обществознание, физика (2 предмета на основе случайного выбора); - в 8 классе по учебным предметам: русский язык, математика (обязательно), история, география, биология, обществознание, физика, химия (2 предмета на основе случайного выбора); - в 10 классе по учебным предметам, на усмотрение образовательной организации; Отметка за год по предмету, курсу, дисциплине выставляется как среднее арифметическое четвертных отметок, пользуясь правилами математического округления. 4.4. К промежуточной аттестации по учебным предметам, курсам, дисциплинам допускаются все учащиеся, независимо от результатов, выраженных в отметках. 4.5. В отношении учащихся, осваивающих основную образовательную программу индивидуально на дому, промежуточная аттестация по предметам учебного плана начального, основного, среднего образования может основываться на результатах текущего контроля успеваемости, при условии, что по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам учебного плана они имеют положительные результаты текущего контроля. 4.6. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком. 4.7. Для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету, курсу, дисциплине используются контрольно-измерительные материалы стандартизированной формы, а также задания, разработанные педагогическими работниками Школы (работа должна содержать 70% заданий базового уровня сложности). Содержание промежуточной аттестации по учебному предмету, курсу, дисциплине должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и планируемым результатам освоения учебных дисциплин. Промежуточную аттестацию педагоги проводят самостоятельно. 4.8. Приказом директора Школы могут быть освобождены от участия в промежуточной аттестации при наличии положительных отметок за учебный год по всем учебным предметам,курсам, дисциплинам (модулям) следующие категории учащихся: - призеры муниципальных, областных, региональных предметных олимпиад и конкурсов по данному предмету; - отличники учебы за учебный год; - учащиеся, выезжающие на учебно-тренировочные сборы, олимпиады, конкурсы, смотры и иные подобные мероприятия; - больные учащиеся при условии подтверждения болезни медицинской справкой медицинской организации; - учащиеся, находящиеся на стационарном лечении в период проведения промежуточной аттестации; - иные учащиеся, имеющие уважительную причину (трагические обстоятельства семейного характера, обстоятельства непреодолимой силы, определяемые в соответствии с Гражданским кодексом РФ) отсутствия в Школе в период проведения промежуточной аттестации. Итоговая отметка за учебный год по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине для вышеназванных категорий учащихся определяется как отметка за учебный год (без учета отметки за промежуточную аттестацию). 4.9. Отметки по предметам, дисциплинам за учебный период выставляются за 3 дня до его окончания, в 9 и 11 классах годовые отметки выставляются за неделю до начала государственной итоговой аттестации. 4.10. Успешное прохождение учащимися итоговой промежуточной аттестации является основанием для перевода в следующий класс и допуска учащихся 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации. Решения по данным вопросам принимаются педагогическим советом школы и утверждаются приказом директора Школы. 4.11. В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной итоговой отметкой по предмету, она может быть пересмотрена. Для пересмотра, на основании письменного заявления родителей (законных представителей), приказом по школе создаётся комиссия из трёх человек, которая в форме контрольной работы, либо собеседования в присутствии родителей определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню знаний учащегося. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле учащегося. 4.12. Итоги промежуточной аттестации выставляются в электронный журнал, дневники учащихся, доводятся до сведения родителей (законных представителей). Итоговые отметки по предметам, запись о переводе или повторном обучении заносятся классными руководителями в электронный классный журнал и личные дела обучающихся по окончанию учебного года. 4.13. Классные руководители обязаны довести до сведения учащихся и их родителей (законных представителей) итоги аттестации за год и решение о переводе учащегося, в случае неудовлетворительных результатов ознакомить родителей (законных представителей) под роспись с указанием даты ознакомления. Сообщение хранится в личном деле учащегося. 4.14. Основанием аттестации за четверть (полугодие) является наличие не менее: • 3-х отметок при нагрузке 1 час в неделю; • 5-и отметок при нагрузке 2 часа в неделю; • 7-и отметок и более при нагрузке 3 и более часов в неделю. При выведении отметок за четверть ученику, пропустившему более 50% уроков по предмету делается запись «не аттестован (н/а)». 4.15. При выведении четвертных или полугодовых отметок по химии, физике, информатике учитываются отметки за практические и лабораторные работы. 4.16. С целью информирования учащихся и предоставления им возможности для улучшения отметки за 1-ую, 2-ую и 3-ю четверть во 2 – 11-х классах предусматривается предварительное выставление четвертной оценки по каждому предмету учебного плана за две недели до окончания четверти, полугодия, что фиксируется в дневниках учащихся классным руководителем. 4.17. В один день может быть проведена промежуточная аттестация не более чем по двум предметам. При проведении промежуточной аттестации возможно присутствие представителей администрации школы, членов экспертной комиссии по распоряжению руководителя образовательного учреждения, членов родительской общественности по согласованию с руководителем или его заместителями. 4.18. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 4.19. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Школа создаёт условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью её ликвидации. 4.20. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 4.21. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине не более двух раз в сроки, определяемые Школой, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включается время каникул, болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. 4.22. Для прохождения промежуточной аттестации во второй раз Школой создаётся комиссия. 4.23. Учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 4.24. Школа информирует родителей (законных представителей) обучающегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения обучающегося в письменной форме. 4.25. Согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Таким образом, обучение по программе основного общего образования обучающихся, не освоивших программу начального общего образования, не допускается. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет. 4.26. На основании пункта 6 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ Школа может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин, практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (физическая культура, изобразительное искусство, музыка). 5. Система оценивания учащихся ступени начального общего образования и основного общего образования по ФГО. В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов начального и осноного общего образования второго поколения 5.1. Результатом начального общего образования считать: • Предметные результаты, • Метапредметные результаты (универсальные учебные действия), • Личностные результаты. 5.2. На персонифицированную итоговую оценку выносятся только предметные и метапредметные результаты, планируемых результатов начального и основного образования ФГОС НОО и ООО. Оценка успешности освоения учебных предметов осуществляется на основе выполнения учебно-практических и учебно-познавательных задач. Объектом оценки являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием. 5.3. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением) ставится отдельная отметка. 5.4. Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио). Итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) принимается не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе и за пять лет обучения в основной школе. 5.5. Система оценки результатов ФГОС. - Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенной системе). - Результаты на уроке оценивает сам ученик по алгоритму самооценки. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. За письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет, что она завышена или занижена. - В соответствии с требованиями ФГОС вводятся «Таблицы образовательных результатов». Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы образовательных результатов размещаются в «Рабочем журнале учителя» в бумажном или в электронном варианте. «Рабочий журнал учителя» это блокнот для рабочих записей. Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале. В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки выставляются по 5-ти бальной системе. 5.6. Необходимые группы таблиц: - таблицы ПРЕДМЕТНЫХ; - таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия; - таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов. 5.7. Типы оценок: - текущие, за задачи, решенные при изучении новой темы (выставляются по желанию ученика); - за тематические проверочные (контрольные) работы (отметка выставляется обязательно всем ученикам с правом пересдачи 1 раз). 5.8. Критерии оценивания по признакам трёх уровней успешности. Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами). Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы); либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами). Максимальный уровень (НЕобязательный). Решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно». 5.9. Определение итоговых оценок: - предметные отметки за контрольные работы, за четверть определяются по таблицам предметных результатов как среднее арифметическое баллов, пользуясь правилами округления; - итоговая отметка по предмету определяется с учётом четвертных отметок, отметок за итоговую диагностику предметных и метапредметных результатов, положительных результатов в «Портфеле достижений»; - итоговая словесная оценка за ступень начальной школы, на основании которой педагогический совет Школы принимает решение о переводе учащегося на следующую ступень обучения, складывается из: • результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний); • результатов итоговой комплексной метапредметной работы; • комплексной накопленной оценки в «Портфеле достижений». Итоговая словесная отметка за ступень начальной школы может быть выражена двумя способами: «освоил основную образовательную программу начального общего образования» или «не освоил основную образовательную программу начального общего образования». 5.10. Согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Таким образом, обучение по программе основного общего образования обучающихся, не освоивших программу начального общего образования, не допускается. 6. Права и обязанности участников образовательного процесса 6.1. Руководитель общеобразовательного учреждения (его заместитель по учебновоспитательной работе) обязан: - на педагогическом совете обсудить вопрос о формах проведения промежуточной аттестации обучающихся; - решить вопрос об освобождении обучающихся от итогового контроля и провести их аттестацию на основе текущей аттестации; - представить анализ итогов аттестации обучающихся на методические объединения и педсовет. 6.2. Учащиеся имеют право: на плановую промежуточную аттестацию качества образованности по предметам и качества знаний в виде оценки (отметки) успеваемости по всем предметам учебной программы; на досрочную промежуточную аттестацию в исключительных случаях и по согласованию с ведущим педагогом и администрацией; на освобождение от сдачи зачета по пройденной теме и получение зачета автоматически при условии активной работы на всех уроках и выполнении в срок всех домашних заданий по данной теме; на выбор предмета и тематики проведения реферативной и научноисследовательской работы в 8 – 11 классах с согласия педагога; на коррекцию знаний с помощью педагога в случае неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации по уважительной причине (болезни) и последующую повторную аттестацию. 6.3. В случае получения неудовлетворительной оценки по итогам промежуточной аттестации из-за пропуска учебных занятий по неуважительной причине, учащийся также имеет право на повторную аттестацию, однако коррекция знаний по предмету при подготовке к повторной промежуточной аттестации осуществляется учащимся самостоятельно. 6.4. Ответственность за ликвидацию неудовлетворительных оценок по итогам аттестации возлагается на учащегося и его родителей. 6.5. Учитель имеет право: самостоятельно, руководствуясь образовательной программой и Положением о системе школьной оценки качества образования, определять форму и содержание промежуточной аттестации согласно календарно-тематическому планированию по предмету, отражённому в рабочей программе педагога; освобождать от промежуточной годовой аттестации учащихся, активно работавших на всех уроках и полностью выполнявших в срок все домашние задания по пройденной теме, с выставлением зачета автоматически; проводить в исключительных случаях и по согласованию с администрацией досрочную промежуточную аттестацию учащихся; допускать к сдаче четвертных (полугодовых) контрольных работ учащихся, полностью ликвидировавших пробелы в знаниях, допущенные вследствие пропусков уроков по уважительным и неуважительным причинам, путем предварительной сдачи отстающими учащимися зачетов по пропущенным или неудовлетворительно усвоенным темам. Организация изучения невыполненных (неосвоенных) разделов образовательных программ является обязанностью образовательного учреждения и может проводиться только в рамках времени, предоставляемого учебным расписанием, а также за счет резервных часов для повторения, без увеличения норм недельной учебной нагрузки обучающихся. Ответственность за прохождение программы в полном объёме возлагается на учителей-предметников. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения. 7.2. Изменения и дополнения, не противоречащие государственным законодательным актам, в настоящее Положение вносятся педагогическим советом, Советом учащихся и Советом родителей (законных представителей) в соответствии с Уставом образовательного учреждения. Приложение 1 Критерии оценивания знаний обучающихся Оценка «5» (отлично) ставится в случае: Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «4» (хорошо) ставится в случае: Знания всего изученного программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. Незначительных (негрубых) ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «3» (удовлетворительно) (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае: Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи преподавателя. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. Наличия грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится в случае: Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельных представлений об изученном материале. Отсутствия умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «1» (плохо) ставится: за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков. Устный ответ. Оценка «5» (отлично) ставится в случае, если ученик: Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка «4» (хорошо) ставится в случае, если ученик: Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. Оценка «3» (удовлетворительно) ставится в случае, если ученик: усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится в случае, если ученик: не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Оценка «1» (плохо) ставится в случае, если ученик: не может ответить ни на один из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал. Примечание. По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка «5» (отлично) ставится в случае, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета. Оценка «4» (хорошо) ставится в случае, если ученик: выполнил работу полностью, но допустил не более одной негрубой ошибки и одного недочета; выполнил работу полностью, но допустил не более или не более двух недочетов. Оценка «3» (удовлетворительно) ставится в случае, если ученик: правильно выполнил не менее половины работы или допустил не более двух грубых ошибок; правильно выполнил не менее половины работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; правильно выполнил не менее половины работы или допустил не более двухтрех негрубых ошибок; правильно выполнил не менее половины работы при одной негрубой ошибки и трех недочетов; правильно выполнил не менее половины работы при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится в случае, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; если правильно выполнил менее половины работы. Оценка «1» (плохо) ставится в случае, если ученик: не приступал к выполнению работы; правильно выполнил не более 10 % всех заданий. Примечание. 1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам. Оценка «5» (отлично) ставится в случае, если ученик: правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы); проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы); эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Оценка «4» (хорошо) ставится в случае, если ученик выполнил требования к оценке «5», но: опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; или было допущено два-три недочета; или не более одной негрубой ошибки и одн одного недочета; или эксперимент проведен не полностью; или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Оценка «3» (удовлетворительно) ставится в случае, если ученик: правильно определил цель опыта, работу выполняет правильно, не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс); допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится в случае, если ученик: не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”; допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. Оценка «1» (плохо) ставится в случае, если ученик: полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда. Примечание. 1. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. 2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке. Общая классификация ошибок. При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты. Грубыми считаются следующие ошибки: 1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; 2) незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, технология, ОБЖ); 3) неумение выделить в ответе главное; 4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений; 5) неумение делать выводы и обобщения; 6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы; 7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов; 8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; нарушение техники безопасности; 10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам. К негрубым ошибкам следует отнести: 1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными; 2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.); 3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования; 4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.; 5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); 6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; 7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. Недочетами являются: 1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий; 2) ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики); 3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков; 4) орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка). Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры: По основам знаний. При оценивании знаний учащихся по предмету «физическая культура» учитываются их глубина, полнота, аргументированность, умение использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями. Отметка «5» выставляется за ответ, в котором ученик демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта. Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Отметка «3» получают ученики за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте. Отметка «2» выставляется за плохое понимание и знание теоретического материала. При оценке техники владения двигательными действиями (умения, навыки) ставятся: отметка «5»: двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко; отметка «4»: двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений; отметка «3»: двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению; отметка «2»: двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко. При оценке способов (умений) осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности ставятся: отметка «5»: учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплёкс упражнений, направленный на развитие конкретной физической (двигательной) способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики; может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применять в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его; отметка «4»: имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-озоровительной деятельности; отметка «3»: учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической (двигательной) способности, утренней, атлетической и ритмической гимнастики, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе и инвентаре, удовлетворительно контролирует ход и итоги задания; отметка «2»: учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности. Оценка письменных работ учащихся по русскому языку Оценка диктантов Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов используются связные тексты, которые отвечают нормам современного литературного языка, доступны по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта Количество в контрольном диктанте Кол-во 2 Класс в с слов слов орфограмм пунктограмм слов (самостоятельных непроверяемыми словарном и служебных)1 диктанте орфограммами3 5 90-100 12 2-3 5 15-20 6 100-110 16 3-4 7 20-25 7 8 9 10-11 110-120 120-150 150-170 170-200 20 24 24 26 4-5 10 15 17 10 10 10 12 25-30 30-35 35-40 40-50 До конца первой четверти (в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса. 2 Для контрольных диктантов подбираются такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице. 3 В тексты контрольных диктантов включаются только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках). 1 Нормы оценивания диктанта оценка/количество ошибок Вид диктанта «5» «4» «3» Контрольный 1 негрубая 2 орф. - 2 пункт. 4 орф. - 4 пункт. орфографическая или или или 1 негрубая 1 орф.- 3 пункт. 3 орф. - 5 пункт. пунктуационная или или ошибка. 0 орф. – 4 пункт. 0 орф. - 7 пункт. *при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные. *в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт. «2» 7 орф.- 7 пункт. или 6 орф. - 8 пункт. или 5 орф.- 9 пункт. или 8 орф.- 6 пункт. *при 6 орф. и 6 пункт, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Словарный 0 ошибок 1-2 ошибки 3-4 ошибки до 7 ошибок При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1» Примечание. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) на еще не изученные правила; 4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.); 5) в собственных именах нерусского происхождения; 6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (проверочное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий - резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы). При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий. Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий. Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания. Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант. Оценка сочинений и изложений Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Примерный объем текста изложений и сочинений Объем текста для класс 1 подробного изложения классного сочинения 5 100-150 слов 0,5 – 1,0 страницы 6 150-200 слов 1,0 – 1,5 страницы 7 200-250 слов 1,5 – 2,0 страницы 8 250-350 слов 2,0 – 3,0 страницы 9 350-450 слов 3,0 – 4,0 страницы 10-11 350-450 слов 3,0 – 4,0 страницы Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-11 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия темы; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: - разнообразие словаря и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических. Основные критерии оценки оценка содержание и речь грамотность «5» 1. Содержание работы полностью соответствует Допускается: 1 орфографическая, или 1 теме. пунктуационная, или 1 2. Фактические ошибки отсутствуют. грамматическая ошибка 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета «4» 1. Содержание работы в основном соответствует Допускаются: 2 орфографические и 2 теме (имеются незначительные отклонения от пунктуационные ошибки, темы). или 2. Содержание в основном достоверно, но 1 орфографическая и 3 имеются единичные фактические неточности. пунктуационные ошибки, 3. Имеются незначительные нарушения или последовательности в изложении мыслей. 4 пунктуационные ошибки 4. Лексический и грамматический строй речи при отсутствии орфодостаточно разнообразен графических ошибок, 5. Стиль работы отличается единством и а также 2 грамматические достаточной выразительностью. ошибки В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. «3» 1. В работе допущены существенные отклонения Допускаются: от темы. 4 орфографические и 4 1 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. «2» 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок. Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. Примечания. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. 2. Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. 3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов». Оценка устного ответа учащихся по литературе Отметка «5» Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью. Отметка «4» Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретиколитературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – три неточности в ответе, либо 1 грубая ошибка. Отметка «3» Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста. Отметка «2» Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка. Отметкой «1» Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения. Оценка устных ответов учащихся по математике Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»); имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «1» ставится, если: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике. Ответ оценивается отметкой «5», если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала). Отметка «4» ставится в следующих случаях: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки). Отметка «3» ставится, если: допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере. Отметка «1» ставится, если: работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Учитель может повысить отметку на 1 балл за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им заданий контрольной работы. Класс 2 3 4 Нормы оценок в начальной школе Русский язык Контрольный диктант Количество Количество слов орфограмм 30-50 50-70 70-90 4-5 5-7 9-10 Пунктуация в предложениях с однородными членами Не более 3 1. Объем соответствует количеству слов по чтению. 2. Негрубые ошибки: Исключения из правил Повторение одной и той же буквы Перенос слов Единичный пропуск буквы на конце слова 2 негрубые ошибки=1ошибке 3. Однотипные ошибки: Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку. 1. При 3 поправках оценка снижается на 1 балл. Оценки за контрольный диктант: «5» - нет ошибок или 1 негрубая ошибка; «4» - 1/0, 1/1, ½, 2/1, 2/2, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные); «3» - 3/0, 3/1, 3/2, 4/1, 4/2, 5/0, 5/1, 5/2; «2» - более 5 орфографических ошибок/более 3 пунктуационных Оценки за грамматические задания «5» - все верно «4» - не менее ¾ верно «3» - не менее ½ верно «2» - не выполнено больше половины задания Оценки за словарный диктант (при количестве слов 15-20) «5» - нет ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5-7 ошибок Количество слов для словарного диктанта 1 класс – 7-8 слов 2 класс – 10-12 слов 3 класс – 12-15 слов 4 класс – до 20 слов Текущие словарные диктанты оформляются в рабочих тетрадях, а проверочные – в контрольных. Списки слов даны в программе, а также в конце учебника. Оценки за контрольное списывание «5» - нет ошибок или 1 исправление «4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1 класс) 1 ошибка или 1 исправление (2-4 класс) «3» - 3 ошибки и 1 исправление (1 класс) 2 ошибки и 1 исправление (2-4 класс) «2» - 4 ошибки (1 класс) 3 ошибки (2-4 класс) Ошибкой считается: Нарушение правил орфографии при написании слов Пропуск и искажение букв в словах Замена слов Отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса Правописание словарных слов За ошибку не считается: Ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые в данном классе и в предшествующих классах не изучались (проводится работа над данными словами или выписывается данное слово на доску) Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы. Единичный случай замены одного слова без искажения смысла. За 1 ошибку считаются: Два исправления Две пунктуационные ошибки Повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. Негрубыми ошибками считаются: Недописанное слово Перенос слова Дважды записанное с ошибкой одно и то же слово в предложении Отсутствие точки (если следующее слово записано с большой буквы) 2 негрубые ошибки = 1 ошибка Математика При оценивании любой работы исходим из критерия - более 50% неправильно – «2» Контрольная работа. Примеры. «5» - нет ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 2-3 ошибки «2» - 4 и более ошибок Контрольная работа. Задачи. «5» - нет ошибок «4» - 1-2 негрубые ошибки «3» - 2-3 ошибки «2» - 3 и более ошибок Комбинированная контрольная работа. «5» - нет ошибок «4» - 1-2 ошибки, но не в задаче «3» - 2-3 ошибки, 3-4 негрубые, но ход решения задачи верен «2» - не решена задача или более 4 грубых ошибок Грубые ошибки: 1. вычислительные ошибки в примерах и задачах 2. порядок действий, неправильные решения задачи 3. не до конца решённая задача, пример, невыполненное задание Негрубые ошибки: 1. нерациональные приемы вычисления 2. неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи 3. неверно оформленный ответ в задаче 4. неправильное списывание данных 5. недоведение до конца преобразований 2 негрубые ошибки = 1 ошибка Примечание: o За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается o За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка снижается на 1 балл. 3 класс 2 класс 1 класс Русский язык Оценки за диктант Оценки за списывание Оценки за грамматические задания Оценки за словарный диктант 7-8 слов «5» без ошибок «4» 1 ошибка+1 исправление «3» 2 ошибки+1 исправление «2» 4-5 ошибок и более «5» без ошибок, каллиграфически правильно «4» 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление «3» 3-5 орфографических и 1 пунктуационная ошибки или 2 орфографические и 3-4 исправления «2» более 5 ошибок «5» без ошибок, каллиграфически правильно «4» 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление «3» 3-5 орфографических и 1 пунктуационная ошибки или 2 орфографические и 3-4 исправления «2» более 5 ошибок «5» без ошибок, каллиграфически правильно «4» 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление «3» 3-5 орфографических и 1 пунктуационная ошибки или 2 орфографические и 3-4 исправления «2» более 5 ошибок «5» без ошибок «4» 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление «3» 3 ошибки + 1 исправление «2» 4 ошибки «5» без ошибок «4» 1 орфографическая ошибка + 1 исправление «3» 2 ошибки + 1 исправление «2» 3 ошибки «5» без ошибок «4» выполнено ¾ задания «3» выполнено не менее ½ задания «2» не выполнено больше половины задания 10-12 слов 1 раз в 2 недели «5» без ошибок «4» 1 ошибка+1 исправление «3» 2 ошибки+1 исправление «2» 4-5 ошибок и более «5» без ошибок «4» 1 орфографическая ошибка + 1 исправление «3» 2 ошибки + 1 исправление «2» 3 ошибки «5» без ошибок «4» выполнено ¾ задания «3» выполнено не менее ½ задания «2» не выполнено больше половины задания 12-15 слов 1 раз в 2 недели «5» без ошибок «4» 1 ошибка+1 исправление «3» 2 ошибки+1 исправление «2» 4-5 ошибок и более 4 класс «5» без ошибок, каллиграфически правильно «4» 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление «3» 3-5 орфографических и 1 пунктуационная ошибки или 2 орфографические и 3-4 исправления «2» более 5 ошибок «5» без ошибок «4» 1 орфографическая ошибка + 1 исправление «3» 2 ошибки + 12 исправления 1 ошибка + 3-4 исправления «2» 3 ошибки «5» без ошибок «4» выполнено ¾ задания «3» выполнено не менее ½ задания «2» не выполнено больше половины задания До 20 слов 1 раз в 2 недели «5» без ошибок «4» 1 ошибка+1 исправление «3» 2 ошибки+1 исправление «2» 4-5 ошибок Техника чтения Класс I полугодие II полугодие 1 класс Не проверяется 20 – 25 слов/минуту 2 класс 25 – 30 слов/минуту 40 – 45 слов/минуту 3 класс 50 –60 слов/минуту 65 – 75 слов/минуту 4 класс 70 - 80 слов/минуту 85 – 95 слов/минуту