Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22» Рассмотрено на заседании педагогического совета № 6 от 30.08.2023 года Утверждено приказом директора школы от 30 августа 2023 года № 654 ПОЛОЖЕНИЕ о классном руководстве в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 22» I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение) регламентирует работу классного руководителя в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении п.Билимбай «Средняя общеобразовательная школа № 22» (далее – Школа). 1.2. Положение разработано в соответствии: с Федеральным законом от 29.12.2012 № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях; приказом Минпросвещения от 21.07.2022 № 582 «Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ»; Уставом МАОУ «СОШ №22»; рабочей программой воспитания МАОУ «СОШ №22». 1.3. Классными руководителями являются педагогические работники в Школе, которым предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.4. Классное руководство распределяется администрацией Школы, закрепляется за работником с его согласия, исходя из интересов Школы с учетом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей. 1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. 1.6. Классное руководство в школе не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. 1.7. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется: Конституцией РФ; Семейным кодексом РФ; Федеральным законом от 29.12.2012 № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 “Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования” приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией Школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями), классным родительским комитетом, психологом, педагогом-организатором, советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, педагогами дополнительного образования. II. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя 2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и распоряжении Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года». 2.2. Цель работы классного руководителя: формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями; 2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социальнозначимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся: опора на духовно-нравственные ценности народов РФ, исторические и национально-культурные традиции; организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; нравственный пример педагогического работника; социальная востребованность воспитания; поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания; признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования; кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства и образовательных и научных организаций). 2.4. Задачи деятельности классного руководителя: создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гумманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма, социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости. формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать; формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.; формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны; формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использование возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ. 2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач: выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности; реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства; взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся; повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности Интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей; поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей; обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива Школы, органами социальной защиты, охранами правопорядка и т.д.; участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых - традиционных и актуальных - задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий Школы. 2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки: 2.7.1.1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая: содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости; обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации; содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, творческих и научных сообществ; Осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации, развития ребенка в семье; Выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; Оказание педагогической поддержки обучающихся, нуждающихся в психологической помощи; Профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ; Формирование навыков информационной безопасности; Содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов; Поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей; Обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантии доступности ресурсов системы образования; 2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая: Изучение анализа характеристики класса, как малой социальной группы; Регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде; Формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным и общечеловеческим семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны, признанию ценности, достижений и самореализации в учебной, спортивной, творческой и иной деятельности. Организацию, поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и реализацию социальных и образовательных проектов. Выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся. Профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе. 2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности по взаимодействию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая: Привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в целях формирования единых подходов к воспитанию и созданию наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка. Регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, об основных содержательных и организационных изменениях, внеурочных мероприятиях и событиях класса и школы. Координацию взаимосвязи между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений. Содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказание консультативной помощи по вопросам личностного развития детей. 2.7.1.4. Осуществление воспитательной педагогическим коллективом, включая: деятельности во взаимодействии с Взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению воспитанию. Взаимодействие с администрацией школы, учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и классов в целом. Взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития. Взаимодействие с учителями, преподающими учебные предметы и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественнополезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и другие. Взаимодействие с советником директора по воспитанию, педагогоморганизатором, библиотекарем, педагогами дополнительного образования по вопросам вовлечения обучающихся в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий. Взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся. взаимодействие с администрацией, педагогическими работниками школы (с социальным педагогом, педагогом-психологом и другими) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая: Участие в организации работы по профессиональному самоопределению обучающихся. Участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования, научных и образовательных организаций. Участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образовани, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса. 2.8. Вариативная часть отражает специфику Школы и включает в себя: 2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых РДДМ "Движение Первых" в соответствии с рабочей программой воспитания школы и календарным планом воспитательной работы уровня образования. 2.8.1. Проведение классных мероприятий, в соответствии с индивидуальным планом работы классного руководителя. III. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя 3.1. Классный руководитель имеет право: Самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать их, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС с учетом контекстных условий деятельности. Вносить на рассмотрение администрации Школы, педагогического совета, органов государственного общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Участвовать в разработке проектов локально-нормативных актов Школы в части организации воспитательной деятельности в Школе, осуществление контроля ее качества и эффективности. Самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях. Использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру школы при проведении мероприятий с классом. Получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от администрации для реализации задач по классному руководству. Приглашать в школу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с осуществлением классного руководства. Осуществлять помощь и поддержку учащихся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий. Посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию) с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися класса. Защищать собственную честь и достоинство, профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации школы, родителей, законных представителей несовершеннолетних, обучающихся, других педагогических работников. Повышать свою квалификацию в области педагогики, психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством. IV. Организация деятельности классного руководителя 4.1. Классный руководитель ежедневно: Определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся. Выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий, не посещаемости учебных занятий. Организует и контролирует дежурство учащихся по Школе. Проводит различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении. Проверяет и отмечает в электронном журнале причины пропусков учащимися занятий. 4.2. Классный руководитель еженедельно: Проводит по понедельникам час внеурочной деятельности «Разговоры о важном» в соответствии с планом воспитательной работы и планом внеурочной деятельности. Организует работу с родителями. Проводит работу с учителями, предметниками и педагогами дополнительного образования, работающими в классе. Анализирует состояние успеваемости класса и индивидуально по обучающимся. 4.3. Классный руководитель ежемесячно: Посещает уроки в своем классе (по необходимости). Получает консультацию психологической службы и отдельных учителей. Организует работу классного актива. 4.4. Классный руководитель в течение учебной четверти: Оформляет и заполняет электронный журнал. Участвует в работе методического объединения классных руководителей. Составляет и сдает анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся. Проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть. Проводит классное родительское собрание. Предоставляет заместителю директора информацию об успеваемости учащихся класса за четверть, учебный год. Проводит инструктажи по ТБ с обучающимися с записью в журнале инструктажей. 4.5. Классный руководитель ежегодно: Составляет план воспитательной работы в классе по утвержденной форме. Анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года. 4.6. В целях обеспечения четкой организации деятельности школы, проведение досуговых мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, и др), не предусмотренных календарными планами воспитательной работы Школы и годовым планом классного руководителя не допускается. 4.7. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть. 4.8. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно. 4.9. При проведении внеклассных мероприятий в школе классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей, а вне школы обязан обеспечить сопровождение обучающихся в расчете один взрослый на 10 учащихся. О проведении классных мероприятий в школе и вне школы классный руководитель в письменном виде уведомляет администрацию не менее, чем за три дня до мероприятия. 4.10. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися: Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и другое) Групповые (творческие группы, органы самоуправления и другое). Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и другое). V. Документация классного руководителя. Классный руководитель ведет следующую документацию: Электронный журнал класса. Рабочую программу курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Рабочую программу курса внеурочной деятельности «Россия - мои горизонты». План воспитательной работы в классе (на основе рабочей программы воспитания школы и календарного плана воспитательной работы, уровня образования). Форма плана воспитательной работы определяется администрацией школы. Характеристики на обучающихся (по запросу). Журнал инструктажей обучающихся по ТБ VI. Оценка эффективности деятельности классного руководителя 6.1. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством, относятся: Организация воспитательной деятельности: - количество проведенных внеклассных мероприятий за отчетный период; - количество экскурсий, походов, поездок; - участие класса в общешкольных мероприятиях; - участие класса в городских, региональных, всероссийских мероприятиях; - участие (индивидуальное) учащихся в городских, региональных, всероссийских мероприятиях. Взаимодействие с родителями (проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций). Инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно-значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе интернетресурсов, сетевых сообществ, блогов и так далее. Системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса. Методическая деятельность классного руководителя (участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, связанных с классным руководством) 6.2. Оценка эффективности деятельности классного руководителя происходит один раз в четверть. Экспертизу проводит комиссия, члены которой назначаются директором Школы. 6.3. Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству являются основой для поощрения классных руководителей. VII. Механизмы стимулирования классных руководителей 7.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и является обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого дополнительного вида деятельности. 7.1.2 Материальное стимулирование выражается в премиальной выплате по результатам оценки эффективности (1 раз в четверть). 7.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям: 7.2.1. Опционное стимулирование, направленное на создание благоприятных условий деятельности для осуществления классного руководства, включая: Создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной деятельности между собой и администрацией Школы. Создание системы наставничества и организацию методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство. Организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом дополнительных задач по классному руководству. 7.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию решений, участию в управлении коллективом, делегировании важных полномочий и создании условий для профессионального развития и роста, включая: Наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство. Предоставление возможности участия в конкурсах профессионального мастерства с целью развития личностной и профессиональной самореализации. Появление возможностей повышения квалификации, участия в стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера. 7.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных механизмов создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических работников, осуществляющих классное руководство, включая: Создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений. Организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки и восстановления в школе или вне ее для профилактики профессионального выгорания в связи с осуществлением педагогическими работниками классного руководства. 7.2.4. Стимулирование педагогических работников, обеспечивающее удовлетворение потребностей в уважении со стороны коллектива, администрации Школы, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения деятельности по классному руководству, включая: Публичное признание результатов труда педагогических работников, осуществляющих классное руководство в виде благодарности с занесением в трудовую книжку, награждение почетными грамотами и благодарственными письмами различного уровня. Размещение информации об успехах социально-значимой деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство в СМИ и на официальном сайте школы. Информирование родительской общественности о достижениях, связанных с осуществлением педагогическими работниками классного руководства.