МАОУ "СОШ № 22" 2021.07.08 13:40: 49+05'00' Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» городской округ Первоуральск Является приложением к ООП НОО, утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом директора от 30.08.2019 г. № 487) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Умники и умницы» (общеинтеллектуальное направление) для обучающихся 1-4 классов Составители: учителя начальных классов Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на развитие творческих способностей обучающихся, овладение метапредметными универсальными учебными действиями. Основная цель программы: формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. Задачи: - сформировать представление о внутреннем мире человека, гражданских качествах личности и ее нравственной культуре; - способствовать возникновению потребности в нравственном самосовершенствовании; развивать: - мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно - логическое, практическое, теоретическое, реалистическое); - воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), воссоздающие, антиципирующие, творческое); - внимание (произвольное и непроизвольное); - память (произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную, долговременную, оперативную, промежуточную), гибкость мысли, быстроту и критичность ума (которые являются базой для усвоения математики на более высоком, качественном уровне; - мотивацию к познанию окружающего мира. - прививать навыки культурного поведения; - помочь учащимся в овладении элементами самовоспитания. формирование здорового образа жизни. В основу разработки положены, следующие нормативно-правовые документы: Федеральный закон Российской Федерации об образовании Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) (ФГОС НОО) СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993. Программа рассчитана на 4 года и составлена из расчета 1 час в неделю. Планируемы результаты внеурочной деятельности Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты Целостное восприятие окружающего мира. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Предметные результаты Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). Содержание курса внеурочной деятельности. 1 класс (33 занятия) I. Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов) Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов. II. Действия предметов (8 часов) Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части. III. Элементы логики (5 часов) Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и». IV. Сравнение (3 часа) Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию. V. Комбинаторика (2 часа) Хаотичный и систематический перебор вариантов. VI. Развитие творческого воображения (4 часа) Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов. VII. Практический материал (3 часа) Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры. 2класс (35 занятий) I. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа) Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах. II. Сравнение (6 часов) Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения. III. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа) Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «родвид». Упорядочивание по родовидовым отношениям. IV. Элементы логики (7 часов) Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения. V. Развитие речи (8 часов) Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями..Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение. VI. Развитие аналитических способностей(3 часа) Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры. Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. На занятие по РПС во втором классе отводится 40-45 минут. VII. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа) Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах. VIII. Сравнение (6 часов) Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения. IX. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа) Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «родвид». Упорядочивание по родовидовым отношениям. X. Элементы логики (7 часов) Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения. XI. Развитие речи (8 часов) Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями..Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение. XII. Развитие аналитических способностей(3 часа) Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры. Итоговое занятие (1 час) 3класс (35 занятий) I. Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа) Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов. II. Сравнение (4 часа) Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры. III. Комбинаторика (2 часа) Перестановки. Размещения. Сочетания. IV. Действия предметов (4 часа) Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий. V. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа) Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. VI. Элементы логики (10 часов) Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания. VII. Развитие творческого воображения (3 часа) Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов». VIII. Практический материал (4 часа) Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Итоговое занятие (1 час) 4класс (35 занятий) I. Сравнение (3 часа) Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение. II. Комбинаторика (3часа) Решение задач с помощью таблиц и графов. III. Элементы логики (11 часов) Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы. IV. Развитие творческого воображения (12 часов) Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира. V. Практический материал (5 часа) Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи. Итоговое занятие (1 час) Формы занятий: по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра; по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. На занятиях предлагаются задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логическипоисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий. Тематическое планирование 1 класс № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Тема занятия Введение. Инструктаж по ТБ. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления Развитие концентрации внимания Тренировка внимания. Развитие мышления Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций Развитие концентрации внимания. Развитие мышления Развитие слуховой памяти. Развитие мышления Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций Тренировка внимания. Развитие мышления Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций Развитие концентрации внимания. Развитие мышления Тренировка внимания.Развитие мышления Тренировка слуховой памяти.Развитие мышления Тренировка зрительной памяти.Развитие мышления Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций Развитие концентрации внимания. Развитие мышления Тренировка слуховой памяти.Развитие мышления Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32. 33. операций Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года Обобщающее занятие «Наши достижения» 1 1 2 класс № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. № п\п Тема занятия Введение. Инструктаж по ТБ. Входной тест Выделение признаков. Различие. Сходство. Существенные признаки. Характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения. Значение сравнения. Тест «Сравнение». Истинные и ложные высказывания. Отрицание высказывания. Понятие о классах. Правила классификации. Вопросы. Алгоритм. Тест «Алгоритм». Речь.Техника и выразительность речи. Закономерность в буквах и словах. Многозначные слова. Омонимы. Омофоны, омоформы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы. Изобразительные средства языка. Сравнение Упорядочивание по родовидовым отношениям. Олицетворение. Текст. Тема текста. Заглавие. Текст. Опорные слова. Виды планов.. Итоговый тест. Работа над ошибками. Итоговое занятие. 3 класс Тема занятия Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Колво часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Введение. Инструктаж по ТБ. Закономерности в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Сравнение предметов по признакам. Тест «Сравнение». Состав предметов. Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». Найди отличия. Действия предметов. Игра «Кто так делает?» Комбинаторика. Перестановки, размещения. Функциональные признаки предметов. Симметрия. Симметричные фигуры. Логическая операция «и». Координатная сетка. Решение логических задач и задач-шуток. Результат действия предметов. Обратные действия. Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. Тест «Отношения». Порядок действий, последовательность событий. Комбинаторика. Размещение, сочетание. Составление загадок, чайнвордов. Множество. Элементы множества. Классификация по одному свойству. Тест «Классификация». Способы задания множества. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Решение задач с использованием понятий о множествах. Выражения и высказывания. Высказывания со связками «и», «или». Отрицание. Итоговый тест. Работа над ошибками. Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 класс № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Тема занятия Введение. Инструктаж по ТБ. Повторение основных мыслительных операций. Причинно-следственные цепочки. Интегрированный: логика в окружающем мире. Интегрированный: логика в русском языке. Виды отношений между понятиями. Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. Понятие о графах. Рефлексивность отношений. Симметричность отношений. Тест «Отношения между понятиями». Классификация. Язык и логика. Фразеологизмы. Язык и логика. Образность и меткость речи. Язык и логика. Речевые ошибки. Язык и логика. Пословицы. Тест «Язык и логика». Работа над ошибками. Логические связки «или», «и». Логическая связка «если …, то». Логические возможности. Ситуативная связь между понятиями. Оценка ситуации с разных сторон. Образное сравнение. Синонимы. Многозначность. Антонимы. Тест «Языковая логика». Работа над ошибками. Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. Рассуждения. Выводы в рассуждениях. Юмор и логика. Юмор и логика. Конкурс эрудитов. Итоговое занятие Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1