Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами обществознания»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
городской округ Первоуральск

Является приложением к ООП ООО,
утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом
директора от 30.08.2019 г. № 487)

МАОУ "СОШ № 22"
2021.06.18 11:15:
13+05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"За страницами учебника обществознания"
(социальное направление)
для обучающихся 9 классов

Составитель: Борисова А.Ю.,
учитель обществознания

Пояснительная записка.
Программа курса предназначена для обучающихся 9 класса, мотивированных на
сдачу экзамен в форме ОГЭ после 9 класса. Большинство подростков выбирают данный
курс, так как в дальнейшем предполагают продолжать обучение в 10 профильном классе,
затем получать высшее образование. Для поступления в

вуз именно обществознание

будет одним из вступительных экзаменов и поэтому уже в 9 классе учащиеся хотят
сосредоточиться на главном, систематизировать свои знания, чтобы было легче учиться в
10 классе, а затем меньше времени заняло бы повторение во время подготовки к ЕГЭ.
Именно эти два мотива побуждают подростков к выбору внеурочного курса по
обществознанию.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам
повторить, систематизировать и углублённо изучить курс обществознания основной
школы и подготовиться к ОГЭ. Кроме того, ОГЭ по обществознанию включает умение
написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не
хватает времени. В программе индивидуально-групповых занятий уделяется большое
внимание практическим занятиям: отработке навыков тестовых заданий, работа с разными
видами диаграмм, написанию эссе, составлению развёрнутого плана. Курс призван
помогать предпрофильному самоопределению.
Цель:
 углубление

и

расширение

знаний

обучающихся

в

предметной

области

«Обществознание», необходимых для успешной сдачи ОГЭ.
Задачи:
 повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера;
обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня
теоретического обобщения;
 формировать

умения,

актуализированные

целью

и

содержанием

обществоведческой подготовки в контексте готовности обучающихся для успешной
сдачи ОГЭ;
 развивать методологическую культуру при работе с понятиями, диаграммами и
статистической

информацией,

текстами

различного

вида,

проблемно-

познавательными заданиями, раскрытии смысла афористического высказывания.
Формы контроля: текущий, промежуточный.
Курс рассчитан на 34 ч. в год, по 1 ч. в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатам выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
-умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
расматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перпектив;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
-овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-умении

выполнять

познавательные

и

практические

задания,

в

том

числе

с

использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа:
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда б текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8)

на

определение

собственного

отношения

к

явлениям

современной

жизни,

формулирование своей точки зрения.
Предметными результами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение
объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках,
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями, давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей
в мотивационной структуре личности, их иерархической структуры;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила при
анализе и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания; роли искусства в становлении личности и в жизни
общества;
знание особенностей труда как основного из видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций;

на осознании необходимости

поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за

страну перед

нынешними и грядущими поколениями.
Содержание курса
I. Введение (2 ч.)
Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году.

Организация и

методика подготовки к ОГЭ по обществознанию. Требования к ОГЭ по обществознанию.
Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических
измерений 2019. Кодификатор и спецификатор ОГЭ по обществознанию -2019. Система
оценивания.
 Тема 1. Человек и общество (5 ч.)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и
общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и
социальное в человеке. Личность. Деятельность человека и её основные формы (труд,

игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные конфликты и их
конструктивное разрешение. Человек и общество. Решение типичных заданий А1-А4,
А11-А13.
Человек и общество. Решение типичных заданий В1-В5.

Человек и общество.

Решение типичных заданий С1-С4.
 Тема 2. Сфера духовной культуры (5 ч.)
Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного
общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Религия,
религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.
Мораль. Решение типичных заданий А5-А6.
Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий В1-В5. Сфера духовной
культуры. Решение типичных заданий С1-С4.
IV. Тема 3. Экономика (5 ч.)
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы,
ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство,
производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство.
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические
меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и
функции государства. Экономика. Решение типичных заданий А7-А10. Экономика.
Решение типичных заданий В1-В5. Экономика. Решение типичных заданий С1-С4.
V.Тема 4. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная структура общества. Семья как малая группа.
социальных

ролей

Отклоняющееся

в

подростковом

поведение.

возрасте.

Социальный

Социальные

конфликт

и

нормы
пути

Многообразие
и

ценности.

его

решения.

Межнациональные отношения. Социальная сфера. Решение типичных заданий А11-А13.
Социальная сфера. Решение типичных заданий В1-В5. Социальная сфера. Решение
типичных заданий С1-С4.
VI. Тема 5. Сфера политики и социального управления (5 ч.)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства.
Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное
самоуправление. Решение типичных заданий А14-А16.
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий В1-В5.
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий С1-С5..

VII. Тема 6. Право (5 ч.)
Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный
правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и
виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя
РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской
Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные
правоотношения,

правонарушения и наказания. Основные понятия и институты

уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные
органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России,
их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв
вооружённых конфликтов. Право. Решение типичных заданий А17-А20. Право. Решение
типичных заданий В1-В5. Право. Решение типичных заданий С1-С4.
VIII. Итоговое повторение. 3 ч.
Практическое применение знаний теории в практике решения заданий уровня С1С6
Практическое решение тестовых заданий
Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА.

№
п/п
1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тематическое планирование
(9 класс)
Раздел, тема занятия
Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году.
Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию. Требования к
ОГЭ по обществознанию.
Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института
педагогических измерений 2019. Кодификатор и спецификатор ОГЭ по
обществознанию -2019. Система оценивания.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и
общества.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и
социальное в человеке.
Личность. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба).
Человек и его ближайшее окружение.
Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Человек и
общество.
Человек и общество. Решение типичных заданий В1-В5. Человек и общество.
Решение типичных заданий С1-С4.
Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного
общества.
Образование и его значение в условиях информационного общества.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного
общества. Мораль.
Решение типичных заданий А5-А6.
Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий В1-В5. Сфера духовной
культуры. Решение типичных заданий С1-С4.
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы,
ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность.
Производство, производительность труда.
Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный
механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство.
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и
экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Экономические цели и функции государства. Экономика. Решение типичных
заданий В1-В5. Экономика. Решение типичных заданий С1-С4.
Экономика. Решение типичных заданий В1-В5. Экономика. Решение типичных
заданий С1-С4.
Социальная структура общества. Семья как малая группа.
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и
ценности.
Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения.
Межнациональные отношения. Социальная сфера. Решение типичных заданий
А11-А13.
Социальная сфера. Решение типичных заданий В1-В5. Социальная сфера.

Количест
во часов
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

23
24
25
26
27
28

29

30

31

32

33
34

Решение типичных заданий С1-С4.
Власть. Роль политики в жизни общества.
Понятие и признаки государства. Разделение властей.
Формы государства. Политический режим. Демократия.
Местное самоуправление. Решение типичных заданий А14-А16.
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий В1-В5.
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий С1-С5..
Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный
правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.
Понятие и виды юридической ответственности. Решение типичных заданий А17А20
Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство
России. Органы государственной власти Российской Федерации. Решение
типичных заданий В1-В5.
Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на
труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.
Административные правоотношения, правонарушения и наказания.
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Решение
типичных заданий С1-С4.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в
России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка
и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международноправовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Практическое применение знаний теории в практике решения заданий уровня
С1-С6
Практическое решение тестовых заданий. Итоговое занятие по наиболее
сложным вопросам теории и практики ГИА в форме ОГЭ.

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».