Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История в лицах»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
городской округ Первоуральск

Является приложением к ООП ООО,
утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом
директора от 30.08.2019 г. № 487)

МАОУ "СОШ № 22"
2021.06.18 11:05:34+05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"История в лицах"
(духовно-нравственное направление)
для обучающихся 9 классов

Составитель: Мамаева Т.А.,
учитель истории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся
9-х классов МАОУ «СОШ №22», изучающих историю России.
Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших
деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая
сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет
разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве
общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть,
влияние на судьбы других людей.
Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания
изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение, дает возможность расширить знания
учащихся, выйти за рамки учебника.
ЦЕЛИ КУРСА
 осмысление роли великих деятелей в судьбе России;


осознание роли личности в истории;



ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности
отдельных личностей в различный период истории нашего государства;



развитие умения самостоятельно работать с исторической,
энциклопедической литературой, решать творческие задачи;



совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную
позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию;



развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;



формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с
тенденциями современного развития России и мира;



воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного,
персонифицированного мышления;



восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в
их связи с настоящим;



знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими
и объясняющими развитие общества;



формирование исторической грамотности на современном международном уровне;



развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной
оценки деяний, поступков людей.




справочной,

Задачи:
повышение интереса к историческим закономерностям;
формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для
более глубокого осмысления исторической действительности

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат
историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических
личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему
проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих
деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «История
России в лицах» в основной школе являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего
народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной
траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и мира;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами
социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ
социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности в
основной школе являются:
1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа
условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций
и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при
выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера,
формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и
координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в

области использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных
учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и лич- ностно
значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений
рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства
информационных технологий.
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «История
России в лицах» являются:
знать/понимать:
• основные этапы и ключевые события истории России.
уметь:
• соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов
исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих
работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические
явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и
явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории.
Прогнозируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия:
В рамках когнитивного компонента формируется:
Образ социально-политического устройства; Основы социально-критического
мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
Гражданский патриотизм. Любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; Уважение к
истории, культурным и историческим памятникам; Эмоционально положительное принятие
своей этнической идентичности; Уважение другим народам России и мира, межэтническая
толерантность, готовность к сотрудничеству.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; Умение
строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного
мотива.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится: Целеполаганию. Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять
им. Осуществлять самостоятельный контроль, адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по

ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве; Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать
его и координировать с позицией партнёров, для выработки общего решения; Устанавливать
и сравнивать различные точки зрения на основе выбора; Задавать вопросы; Работать в
группе; Основам коммуникативной рефлексии;
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится: Основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников;
Осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания; Строить
логические суждения, включая установление причинно-следственных связей; Структурировать тексты.
Формирование ИКТ компетентности
Ученик научится: Осуществлять информационное подключение к локальной сети и
глобальной сети Интернет; Искать информацию, использую различные базы данных, в том
числе электронные каталоги. Выступать с аудио и видео поддержкой; Создавать тест на
основе расшифровки аудиозаписи;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится: Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект; Выбирать и использовать методы релевантные рассматриваемой проблеме; Распознавать
и ставить вопросы, отбирать адекватные методы получения на них ответа; Использовать
методы знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы,
опросы, описание, сравнительно-историческое описание, использование статистических
данных, описание и интерпретации фактов;
Работа с текстом, поиск информации, понимание прочитанного:
Ученик научится: Находить в тексте, требуемую информацию. Решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Содержание курса.
Раздел 1. Методологические основы курса (5 часов)
Тема 1. Работа с персоналиями. (1 ч.)
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение
целей и средств их достижения. Характеристика причин изучения персоналий. Недостатки в
изучении жизни и деятельности исторических личностей: Метафорические и гиперболические прозвища (Владимир Красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый,
Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и т. д.). Выдающиеся и
известные деятели, носившие одинаковые фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты,
Голицыны, Орловы, Панины, Шуваловы, шесть титулованных Екатерин и т. д.).
Тема 2. Исторический документ как источник информации. (1 ч.)
Необходимость работы с историческим документом. Презентация исторических документов.
Отработка алгоритма работы при работе с историческим понятием: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для
анализа, подведение родственного понятия под признаки изучаемого.
Тема 3. Последовательно-текстуальное изучение источников. (1 ч.)
Выделение основополагающих идей и положений (проблем) из текста. Постановка к ним
уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка и запись ответов на поставленные
вопросы. Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и выработка
ответов на них. Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей. Соотнесение
идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, т.

е. использование исторического опыта России.
Тема 4. Логические задания (1 ч.)
Логическое задание - ориентирующее средство в самостоятельной работе учащихся. Поиск
ответа на вопросы логического задания в тексте документа. Написание конспекта изучаемого
источника.
Тема 5. Метод поэтапного изучения источника. (1 ч.)
Подготовительный этап (уяснение терминологии; выяснение причин, приемов и исторических условий создания документа; разбор фактов и событий, включенных автором в текст;
выявление качественных характеристик личностей, упоминаемых автором). Уяснение
содержания источника (выделение основных, узловых вопросов источника; вычленение
исторического аспекта изучаемой темы курса; уяснение идей и положений, получивших
развитие в последующие периоды истории; оформление конспекта, т.е. запись содержания
источника). Выполнение обобщающих и практических заданий.
Раздел 2. Киевская Русь. (4 часа)
Тема 1. Первые князья (1 ч.)
Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в
русской истории. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси.
Русь в конце IX - середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в
греки”. Лев VI Философ Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при
Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения
при Ольге. Крещение Ольги. Князь - воин. Святослав - “Александр Македонский Восточной
Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
Тема 2. Владимир Святой (1 ч.)
Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая
междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой
реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Василий II Константин VIII
Багрянородные. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти
Владимира Святославича.
Тема 3. Ярослав Мудрый (1 ч.)
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” - княжий закон. Что охранялось законом. Политическое
наследие. Причины усобиц.
Тема 4. Владимир Мономах (1 ч.)
Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его
образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных
рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.
Раздел 3. Феодальная раздробленность. (3 часа)
Тема 1. Князья периода феодальной раздробленности (2 ч.)
Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. ВладимироСуздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо.
Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни.
Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя - особенность Новгородской государственности.
Тема 2. Александр Невский (1 ч.)
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против
шведских и немецких рыцарей.
Раздел 4. Московская Русь (5 часов)
Тема 1. Иван Калита (1 ч.)
Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии.
Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в
Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)
Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.
Тема 4. Иван III (1 ч.)
Возникновение государства Российского. Иван III - первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя.
“Москва - Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Тема 5. Иван IVГрозный (2 ч.)
Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий,
Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани.
Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть.
Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии.
Культура и быт.
Раздел 3. Россия в XVII веке (2 часа)
Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)
Борис Годунов - опричник - правитель - царь. Учреждение патриаршества. Развитие
барщины и закрепощение крестьян.
Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший ” (1 ч.)
Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование
абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.
Раздел 4. Россия в XVIII веке (6 часов)
Тема 1. Петр Первый (2 ч.)
Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического
развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.
Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)
Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль
иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.
Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.)
Елизавета - дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.
Тема 5. Екатерина Великая (2 ч.)
Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества.
Золотой век российского дворянства.
Раздел 4.Россия в первой половине XIX в. (4 часа)
Тема 1. Александр I (2 ч.)
Император Александр I и его окружение (М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, М.М. Кутузов и
др.). Основные направления внутренней и внешней политики.
Тема 2. Николай I (2 ч.)
Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия.
Раздел 5. Россия во второй половине XIX в. (4 часа)
Тема 1. Александр II (2 ч.)
Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены
крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы:
планы и проекты переустройства России. Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные
реформы 1860—1870-х гг. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.
Тема 2. Александр III (2 ч.)
Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с
«крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства.
Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра
III.

Итоговое занятие (1 час)
Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление конспекта, тезисов,
ответы на вопросы контрольного тестирования, написание исторического эссе.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15
16-17
18
19
20-21
22
23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34

Раздел 1. Методологические основы курса (5 часов)
Личность в истории. Алгоритмы изучения.
Исторический документ как источник информации
Последовательно-текстуальное изучение источников.
Логические задания
Метод поэтапного изучения источника
Раздел 2. Киевская Русь. (4 часа)
Первые князья
Владимир Святой
Ярослав Мудрый
Владимир Мономах
Раздел 3. Феодальная раздробленность. (3 часа)
Князья периода феодальной раздробленности
Александр Невский
Раздел 4. Московская Русь (5 часов)
Иван Калита
Дмитрий Донской
Иван III
Иван IV
Раздел 3. Россия в XVII веке (2 часа)
Цари смутного времени.
Алексей Михайлович “Тишайший
Раздел 4. Россия в XVIII веке (6 часов)
Петр Первый
Женщины на престоле
Елизавета Петровна
Екатерина Великая
Раздел 4.Россия в первой половине XIX в. (4 часа)
Александр I
Николай I
Раздел 5. Россия во второй половине XIX в. (4 часа)
Александр II
Александр III
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».