Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика на каждый день»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
городской округ Первоуральск

Является приложением к ООП ООО,
утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом
директора от 30.08.2019 г. № 487)

МАОУ "СОШ № 22"
2021.06.18 11:06:
01+05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Математика на каждый день»
Функциональная грамотность. Математическая грамотность"
(общеинтеллектуальное направление)
для обучающихся 7-8 классов

Составитель: Жигангирова Э.Ф.,
учитель математики

Пояснительная записка
Движение в направлении цифровой экономики и цифрового общества вновь возвращает
нас к размышлениям над вопросом: «Нужна ли нам математика?»
Математика является движущей силой науки и технического прогресса. Многие
математические теории возникли в связи с практическими потребностями людей.
Математическое моделирование, теория игр и теория информации, математическая
статистика и теория вероятностей – это небольшой перечень математических теорий,
помогающих развитию современных технологий.
Невозможно представить без математики повседневную жизнь. Как правильно рассчитать
проценты по кредиту или воспользоваться скидкой в магазине, какую модель нового гаджета
выбрать, сколько магазинов должно быть в каждом районе или сколько автобусов нужно для
нового микрорайона, как правильно накопить нужную сумму денег – этим и другим вопросам
посвящены задания этого курса.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. Предметные результаты изучения предметной области "Математика и
информатика" должны отражать:
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с
применением математической терминологии и символики, проводить классификации,
логические обоснования, доказательства математических утверждений;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных;
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о
различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и
анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических
характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при
принятии решений;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения
задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при
практических расчетах
Национальный проект «Образование». Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024 –
это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей:
o обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования.
o воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций.
В последние десятилетия в России проводятся многочисленные исследования качества
образования, в том числе математического.
Исследование PISA-2021 проверит математическую грамотность российских
школьников.
В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее определение:
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически,
формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в
разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и
факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она
помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и
размышляющие граждане в 21 веке».

Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в
некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Задания, для развития математической грамотности, включает три структурных
компонента:
− контекст, в котором представлена проблема;
− содержание математического образования, которое используется в заданиях;
− мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в
котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её
решения.
Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки,
представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с
разнообразными аспектами окружающей жизни и требуют для своего решения большей или
меньшей математизации. Выделены и используются 4 категории контекстов, близкие
учащимся: общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная
деятельность, и научная деятельность.
Математическое содержание заданий распределено по четырём категориям:
пространство и форма, изменение и зависимости, количество, неопределённость и данные,
которые охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с
повседневными явлениями. Название каждой из этих категорий отражает обобщающую идею,
которая в общем виде характеризует специфику содержания заданий, относящихся к этой
области.
В совокупности эти обобщающие идеи охватывают круг математических тем, которые, с
одной стороны, изучаются в школьном курсе математики, с другой стороны, необходимы 15летним учащимся в качестве основы для жизни и для дальнейшего расширения их
математического кругозора:
– изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием
зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом;
– пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским
геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;
– количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в
программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики;
– неопределённость и данные – задания охватывают вероятностные и статистические
явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и
вероятности.
Мыслительная деятельность: используются следующие глаголы: формулировать,
применять и интерпретировать, которые указывают на мыслительные задачи, которые
будут решаться учащимися:
– формулировать ситуацию на языке математики;
– применять математические понятия, факты, процедуры;
– интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты
Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в
исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Используя сюжеты заданий, каждый ученик может выполнить исследовательскую
работу (индивидуально или в группе).
Новизна данного курса состоит в том, что задания курса «Математика на каждый день»
o Предназначены для формирования и оценки всех аспектов функциональной
грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA –
способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах.

o Содержат компетентностно ориентированные задачи, сформированные по принципу
отработки общей математической модели. Все задания построены на основе реальных
жизненных ситуаций.
Оригинальность программы состоит в том, что
o Решение практико-ориентированных задач будет способствовать развитию
математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии.
o Задания данного курса помогают формировать умение осознанно использовать
полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и
самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность.
На занятиях используются материалы учебного пособия:
Функциональная грамотность. Тренажёр. Математика на каждый день. 6 – 8 классы.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Т. Ф. Сергеева. Москва.
«Просвещение» 2020.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Основной целью программы является формирование математической грамотности
обучающихся 7 - 8 классов, при решении компетентностно ориентированных задач, как
индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими
предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих
ценностей и лучших традиций национальной культуры.
Задачи:
1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые
могут быть решены средствами математики;
2) формулировать эти проблемы на языке математики;
3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4) анализировать использованные методы решения;
5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа рассчитана два года (7 и 8 классы), реализуется из части учебного плана,
формируемого участниками образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
математической грамотности.
Объем учебной нагрузки составляет:
- 35 часов по 1 часу в неделю для 7 классов,
- 35 часов по 1 часу в неделю для 8 классов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Широкий социально-экономический контекст заданий создаёт базу для формирования
универсальных учебных действий:
- познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами
математики; умение определять и находить требуемую информацию;
- коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и
оценки;
- личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им
деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной

жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей.
- Метапредметные:
Формулирует математическую проблему на основе
7 класс
Уровень анализа и синтеза
анализа ситуации
интерпретирует и оценивает математические
8 класс
Уровень оценки (рефлексии) в
данные в контексте лично значимой ситуации
рамках предметного содержания
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ
ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы проведения занятий: - практические занятия; - самостоятельная работа
(индивидуальная, парная и групповая).
В целях формирования математической грамотности задания могут быть дополнены
вопросами, развивающими, уточняющими предложенную ситуацию или являющимися
проекцией сюжета на реальную жизнь конкретных учащихся, жизнь класса, проблемы местного
социума.
Задания лучше выполнять и индивидуально, и в парах, и в группах, тогда у учащихся будет
возможность обсудить сюжет, используя «коллективный» опыт, уточнить своё понимание
ситуации, возможно, задать вопросы учителю. Это поможет выйти на выявление
математической сути задания и адекватно сформулировать на языке математики, найти
необходимые способы решения.
Обсуждение полезно и на этапе решения задачи, и на этапе интерпретации полученных
результатов, чтобы понять, все ли необходимые условия учтены, можно ли решить иначе,
проще, рациональнее, соответствует ли математическое решение контексту ситуации и т.п.
Обсуждая с классом результаты выполнения задания, учитель должен акцентировать внимание
на трёх моментах: как ситуация была преобразована в математическую задачу; какие знания,
факты были использованы, какие методы и способы решения были предложены и обсудить их
достоинства; как можно оценить полученное решение с точки зрения исходной ситуации.
Полезно предложить учащимся провести анализ своей включенности в выполнение
задания, отрефлексировать весь процесс и зафиксировать:
− какие идеи и соображения возникали, были ли они существенными и плодотворными,
учтены ли в решении;
− какие возникли трудности и на каком этапе работы над заданием;
− удастся ли самостоятельно справиться с аналогичной ситуацией, если она повторится.
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№
п/п

Раздел, тема занятия

Количество
часов

1.

Вводная беседа.
Тренировки, стр. 6

1

2.

Домашние задания, стр. 8

1

3.

На даче, стр. 14

1

4.

Ученическое самоуправление, стр. 16

1

5

Каникулы, стр. 22

1

6

Родственники, стр. 30

1

7

Волонтёрское движение, стр. 32

1

8

Поход, стр. 46

1

9

Маршрут, стр. 48

1

10

Телефон, стр. 52

1

11

Ноутбук, стр. 54

1

12

Комплексный обед, стр. 60

1

13

Видеокамера, стр. 62

1

14

Экскурсия, стр. 64

1

15

Набор конфет, стр. 66

1

16

Поездка за границу, стр. 68

1

17

Вклад, стр. 70

1

18

Упаковка, стр. 72

1

19

Ангар, стр. 74

1

20

Лавина, стр. 76

1

21

Работа над учебным проектом

1

22

Работа над учебным проектом

1

23

Работа над учебным проектом

1

24

Работа над учебным проектом

1

25

Работа над учебным проектом

1

26

Защита проектов

1

27

Работа над учебным проектом

1

28

Работа над учебным проектом

1

29

Работа над учебным проектом

1

30

Работа над учебным проектом

1

31

Работа над учебным проектом

1

32

Защита проектов

1

33

Проведение рубежной аттестации.

2

34

Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе

1

Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ Тема занятия
п/п

Виды
деятельност
и

1.

Вводная беседа.
Деревья стр. 18

1

2.

Животные стр. 20

1

3.

Население стр. 24

1

4.

Конкурс стр. 26

1

5

Потребление воды стр. 38

1

6

Пеня стр. 40

1

7

Новый микрорайон стр. 42

1

8

Фермер стр. 44

1

9

Распродажа стр. 50

1

10

Акция стр. 51

1

11

Цветочная клумба стр. 56

1

12

Панно стр. 58

1

13

Цунами стр. 78

1

14

Поздравления коллег стр. 28

1

15

Исследования и проекты стр. 34

1

16

Магазин оргтехники стр. 36

1

17

Гостиница стр. 10

1

18

Библиотека стр. 12

1

19

Четырёхугольники стр. 80

1

20

Окружности стр. 82

1

21

Работа над учебным проектом

1

22

Работа над учебным проектом

1

23

Работа над учебным проектом

1

24

Работа над учебным проектом

1

25

Работа над учебным проектом

1

26

Защита проектов

1

27

Работа над учебным проектом

1

28

Работа над учебным проектом

1

29

Работа над учебным проектом

1

30

Работа над учебным проектом

1

31

Работа над учебным проектом

1

32

Защита проектов

1

33

Проведение рубежной аттестации.

2

34

Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».