Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» городской округ Первоуральск Является приложением к ООП ООО, утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом директора от 30.08.2019 г. № 487) МАОУ "СОШ № 22" 2021.06.18 11:06: 01+05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Математика на каждый день» Функциональная грамотность. Математическая грамотность" (общеинтеллектуальное направление) для обучающихся 7-8 классов Составитель: Жигангирова Э.Ф., учитель математики Пояснительная записка Движение в направлении цифровой экономики и цифрового общества вновь возвращает нас к размышлениям над вопросом: «Нужна ли нам математика?» Математика является движущей силой науки и технического прогресса. Многие математические теории возникли в связи с практическими потребностями людей. Математическое моделирование, теория игр и теория информации, математическая статистика и теория вероятностей – это небольшой перечень математических теорий, помогающих развитию современных технологий. Невозможно представить без математики повседневную жизнь. Как правильно рассчитать проценты по кредиту или воспользоваться скидкой в магазине, какую модель нового гаджета выбрать, сколько магазинов должно быть в каждом районе или сколько автобусов нужно для нового микрорайона, как правильно накопить нужную сумму денег – этим и другим вопросам посвящены задания этого курса. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Предметные результаты изучения предметной области "Математика и информатика" должны отражать: 2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений; 9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах Национальный проект «Образование». Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024 – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей: o обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. o воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В последние десятилетия в России проводятся многочисленные исследования качества образования, в том числе математического. Исследование PISA-2021 проверит математическую грамотность российских школьников. В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее определение: Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке». Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. Задания, для развития математической грамотности, включает три структурных компонента: − контекст, в котором представлена проблема; − содержание математического образования, которое используется в заданиях; − мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни и требуют для своего решения большей или меньшей математизации. Выделены и используются 4 категории контекстов, близкие учащимся: общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, и научная деятельность. Математическое содержание заданий распределено по четырём категориям: пространство и форма, изменение и зависимости, количество, неопределённость и данные, которые охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными явлениями. Название каждой из этих категорий отражает обобщающую идею, которая в общем виде характеризует специфику содержания заданий, относящихся к этой области. В совокупности эти обобщающие идеи охватывают круг математических тем, которые, с одной стороны, изучаются в школьном курсе математики, с другой стороны, необходимы 15летним учащимся в качестве основы для жизни и для дальнейшего расширения их математического кругозора: – изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом; – пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу; – количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики; – неопределённость и данные – задания охватывают вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности. Мыслительная деятельность: используются следующие глаголы: формулировать, применять и интерпретировать, которые указывают на мыслительные задачи, которые будут решаться учащимися: – формулировать ситуацию на языке математики; – применять математические понятия, факты, процедуры; – интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Используя сюжеты заданий, каждый ученик может выполнить исследовательскую работу (индивидуально или в группе). Новизна данного курса состоит в том, что задания курса «Математика на каждый день» o Предназначены для формирования и оценки всех аспектов функциональной грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. o Содержат компетентностно ориентированные задачи, сформированные по принципу отработки общей математической модели. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций. Оригинальность программы состоит в том, что o Решение практико-ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии. o Задания данного курса помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность. На занятиях используются материалы учебного пособия: Функциональная грамотность. Тренажёр. Математика на каждый день. 6 – 8 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Т. Ф. Сергеева. Москва. «Просвещение» 2020. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: Основной целью программы является формирование математической грамотности обучающихся 7 - 8 классов, при решении компетентностно ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Задачи: 1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; 2) формулировать эти проблемы на языке математики; 3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы; 4) анализировать использованные методы решения; 5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Программа рассчитана два года (7 и 8 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности. Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности. Объем учебной нагрузки составляет: - 35 часов по 1 часу в неделю для 7 классов, - 35 часов по 1 часу в неделю для 8 классов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Широкий социально-экономический контекст заданий создаёт базу для формирования универсальных учебных действий: - познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию; - коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки; - личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей. - Метапредметные: Формулирует математическую проблему на основе 7 класс Уровень анализа и синтеза анализа ситуации интерпретирует и оценивает математические 8 класс Уровень оценки (рефлексии) в данные в контексте лично значимой ситуации рамках предметного содержания СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формы проведения занятий: - практические занятия; - самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая). В целях формирования математической грамотности задания могут быть дополнены вопросами, развивающими, уточняющими предложенную ситуацию или являющимися проекцией сюжета на реальную жизнь конкретных учащихся, жизнь класса, проблемы местного социума. Задания лучше выполнять и индивидуально, и в парах, и в группах, тогда у учащихся будет возможность обсудить сюжет, используя «коллективный» опыт, уточнить своё понимание ситуации, возможно, задать вопросы учителю. Это поможет выйти на выявление математической сути задания и адекватно сформулировать на языке математики, найти необходимые способы решения. Обсуждение полезно и на этапе решения задачи, и на этапе интерпретации полученных результатов, чтобы понять, все ли необходимые условия учтены, можно ли решить иначе, проще, рациональнее, соответствует ли математическое решение контексту ситуации и т.п. Обсуждая с классом результаты выполнения задания, учитель должен акцентировать внимание на трёх моментах: как ситуация была преобразована в математическую задачу; какие знания, факты были использованы, какие методы и способы решения были предложены и обсудить их достоинства; как можно оценить полученное решение с точки зрения исходной ситуации. Полезно предложить учащимся провести анализ своей включенности в выполнение задания, отрефлексировать весь процесс и зафиксировать: − какие идеи и соображения возникали, были ли они существенными и плодотворными, учтены ли в решении; − какие возникли трудности и на каком этапе работы над заданием; − удастся ли самостоятельно справиться с аналогичной ситуацией, если она повторится. Календарно-тематическое планирование 7 класс № п/п Раздел, тема занятия Количество часов 1. Вводная беседа. Тренировки, стр. 6 1 2. Домашние задания, стр. 8 1 3. На даче, стр. 14 1 4. Ученическое самоуправление, стр. 16 1 5 Каникулы, стр. 22 1 6 Родственники, стр. 30 1 7 Волонтёрское движение, стр. 32 1 8 Поход, стр. 46 1 9 Маршрут, стр. 48 1 10 Телефон, стр. 52 1 11 Ноутбук, стр. 54 1 12 Комплексный обед, стр. 60 1 13 Видеокамера, стр. 62 1 14 Экскурсия, стр. 64 1 15 Набор конфет, стр. 66 1 16 Поездка за границу, стр. 68 1 17 Вклад, стр. 70 1 18 Упаковка, стр. 72 1 19 Ангар, стр. 74 1 20 Лавина, стр. 76 1 21 Работа над учебным проектом 1 22 Работа над учебным проектом 1 23 Работа над учебным проектом 1 24 Работа над учебным проектом 1 25 Работа над учебным проектом 1 26 Защита проектов 1 27 Работа над учебным проектом 1 28 Работа над учебным проектом 1 29 Работа над учебным проектом 1 30 Работа над учебным проектом 1 31 Работа над учебным проектом 1 32 Защита проектов 1 33 Проведение рубежной аттестации. 2 34 Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе 1 Календарно-тематическое планирование 8 класс № Тема занятия п/п Виды деятельност и 1. Вводная беседа. Деревья стр. 18 1 2. Животные стр. 20 1 3. Население стр. 24 1 4. Конкурс стр. 26 1 5 Потребление воды стр. 38 1 6 Пеня стр. 40 1 7 Новый микрорайон стр. 42 1 8 Фермер стр. 44 1 9 Распродажа стр. 50 1 10 Акция стр. 51 1 11 Цветочная клумба стр. 56 1 12 Панно стр. 58 1 13 Цунами стр. 78 1 14 Поздравления коллег стр. 28 1 15 Исследования и проекты стр. 34 1 16 Магазин оргтехники стр. 36 1 17 Гостиница стр. 10 1 18 Библиотека стр. 12 1 19 Четырёхугольники стр. 80 1 20 Окружности стр. 82 1 21 Работа над учебным проектом 1 22 Работа над учебным проектом 1 23 Работа над учебным проектом 1 24 Работа над учебным проектом 1 25 Работа над учебным проектом 1 26 Защита проектов 1 27 Работа над учебным проектом 1 28 Работа над учебным проектом 1 29 Работа над учебным проектом 1 30 Работа над учебным проектом 1 31 Работа над учебным проектом 1 32 Защита проектов 1 33 Проведение рубежной аттестации. 2 34 Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе 1