Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя малая родина»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
городской округ Первоуральск

Является приложением к ООП ООО,
утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом
директора от 30.08.2019 г. № 487)

МАОУ "СОШ № 22"
2021.06.18 11:06:
44+05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Моя малая родина"
(духовно-нравственное направление)

Составитель: Васильева Н.В.,
учитель русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Краеведение
подробного

–

это

узнавания

радость
жизни,

прирастание сердцем ко всему, что
постоянно

формирует

у

человека

понятие «Отечество»»
В. Песков.
Рабочая программа «Моя малая родина» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
с учетом образовательного процесса школы и реализуется в соответствии с моделью
внеурочной деятельности школы.
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для
учащихся 5, 6 классов как цикл внеклассных и внешкольных занятий. Программа рассчитана
на один год обучения, реализуется 1 раз в неделю, т.е 35 часов в год.
Программа

предусматривает

использование

теоретического

и

практического

материала, который раскрывается на примерах родного края.
Содержание программы имеет краеведческую направленность: изучение

истории

своего края, история его образования и развития, становление производства и сельского
хозяйства и т.д.
Актуальность. Мы живем в информационном обществе, в котором приоритетным
направлением становится приобретение знаний и умение работать с информацией. В связи с
этим ключевой идеей развития современной системы образования во всем мире стала идея
«обучения в течение всей жизни» (непрерывного образования). Ее реализация связана с
формированием умений учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые
знания.

Важной и актуальной проблемой становится формирование информационной

культуры личности. Как важно ученику уметь не просто прочитать информацию, но и понять,
оценить и применить ее в жизненной ситуации. Для этого разработаны способы получения
знаний – универсальные учебные действия, отраженные в ФГОС. Следовательно, точкой
роста качества не только образования, но и воспитания должно стать формирование умений
самостоятельно работать с разнообразными источниками информации в традиционном и в
электронном

виде, направленные на готовность обучающихся использовать усвоенные

знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Воспитательный компонент ФГОС

ориентирован на формирование у школьников

активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Для успешности
общекультурного,
духовного

личностного и познавательного,

развития

личности

формируется

нравственного, патриотического,

мир

чувств,

эмоций,

воображения,

мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности
за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества.
Актуальность краеведения в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения на
сегодняшний день представляется особенно значимой.

На современном этапе в России

значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания,
изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого
региона.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это
памятные места,

исторические и культурные центры, предприятия, работающие на

территории региона и, конечно, это люди - гордость и слава родного города, поселка.
Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются
основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»
Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории
родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием
региона, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать: то, что
происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми,
которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее.
Занятия носят преимущественно практический характер. На занятиях
приобретают

умения

и

навыки

самостоятельно

находить

нужную

учащиеся

информацию

о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить
опросы, работать с научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать,
систематизировать сведения о своей семье, городе, проводить исследовательские и поисковые
работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий,
содействует формированию исторического мышления.
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться
с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное,

казалось бы, о знакомых людях.

Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к
людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим
событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей
семьи, своего народа, в прошлом родного края.

Материал программы актуален и современен, позволяет

объяснить учащимся

важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать
историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно,
стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального
положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантным.
Содержание программы соответствует Федеральному закону № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
«Об образовании в Российской Федерации», основным направлениям инициативы «Наша
новая школа», Программе развития образовательного учреждения, продолжает и углубляет
традиции школы в патриотическом и духовно – нравственном воспитании.
Новизна

программы

определена

требованиями

к

результатам

основной

образовательной программы основного общего образования ФГОС. Одним из главных
аспектов нового стандарта является формирование компетентностей ребенка по освоению
новых знаний, умений, навыков, способностей.
Отличительными особенностями программы краеведение «Моя малая родина»
являются:
 организация работы с детьми, имеющими разные потребности и индивидуальные
возможности;
 определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов;
 в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты;
 достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы
оценки педагогом, родителями и обучающимися.
Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и
памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и
электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить
рисунок, прочитать книжку или составить рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех,
кто выполнил домашнюю работу.
Учитывая актуальность проблем формирования духовно-нравственного развития детей
и обучения способам деятельности в реальной жизни для решения практических задач,
определены следующая цель и задачи.
Цель:
Воспитание

патриотических

чувств,

формирование

патриотического

сознания

обучающихся, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным
ценностям родного края, воспитание любви к природе родной земли.

Для

достижения

поставленных

целей

необходимо

решение

следующих

практических задач:
1. Обучающие:
 сравнивать, сопоставлять события и факты;
 расширять и углублять знания, полученные на уроках литературы, музыки, ИЗО,
географии, истории;
 формировать у обучающихся целостное восприятие истории, культуры родного края
как части истории мира;
 научить

понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно

взаимодействовать с ним;
 осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска краеведческой
информации;
 изучать и практически использовать технологии познавательной работы.
2. Развивающие:
 развивать аналитическое мышление, устную речь;
 формировать умения работы с различными источниками;
 формировать умение излагать свои мысли.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к жизни родного города через самостоятельное нахождение
нужной краеведческой информации;
воспитывать чувство гордости за земляков, чувство восхищения талантами и
способностями знаменитых людей
Преимущественная форма организации занятий: групповая исследовательская работа,
индивидуальные задания, индивидуальные и групповые проекты, проведение экскурсий ,
привлечение родственников учащихся для семейных проектов.
2.Планируемые результаты

освоения учащимися

программы внеурочной

деятельности «Моя малая родина»
Новизна программы заключается в интегрировании краеведения и информационной
культуры для формирования УУД в соответствии с ФГОС.
Требования к знаниям и умениям учащихся к концу первого года обучения
В результате изучения «Моя малая родина» обучающийся должен:
знать /понимать
свою взаимосвязь с окружающим микромиром;

связь с наследием родного края; значимости этого наследия для предыдущих
поколений;
для современных жителей, для России и лично для него: «Я – мой поселок - мой
город – моя область – мое Отечество - мир»;
многогранность наследия;
уметь


развивать
учебные

УУД на занятиях краеведения, способствующие переносу УУД на
курсы

(ИЗО,

литература,

география,

история)

и

внеурочную

деятельность;


видеть и извлекать из объекта информацию, оценивать ее;



формулировать познавательные вопросы, учиться этике общения;



использовать приобретенные навыки для:

- организации самостоятельной деятельности;
- оценки результатов своей деятельности и своих способностей.
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Моя малая
родина» являются:


приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;



основ гражданской идентичности;



ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Метапредметным результатом изучения программы внеурочной деятельности «Моя
малая родина» является сформированность у детей

не только универсальных учебных

действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения
учиться, метапредметных понятий, но и сформированность сознания о необходимости уметь
работать с различной краеведческой информацией.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:


учитывать

выделенные

учителем

ориентиры

действия

в

новом

материале

в

сотрудничестве с учителем;


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;



адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;



вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
 осуществлять

поиск необходимой информации для выполнения

заданий с

использованием литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
интернета;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
 ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих
материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных
навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:


адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой коммуникации;



допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;



учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;



формулировать собственное мнение и позицию;



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;



учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Форма проведения занятий: групповые, малыми группами, индивидуально.
Методы и формы познавательной деятельности обучающихся:

мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты,
викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие

дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, походы; трудовые дела;
групповые тренинги.
Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов
самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной,
мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок,
интернет-ресурсами.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в музее, работа с документами, СМИ, работа
с компьютером, другими информационными носителями).
Тематическое планирование
5 класс
Общее

№
п/п

1

Наименование тем
Вводное занятие. Что такое краеведение?
Правила техники безопасности

В том числе

кол-во
уч.часов

теоретич.

практич.

1

1

0

2

Растительный мир нашей местности

1

1

0

3

Животный мир нашей местности

1

0

1

4

Красная книга нашего региона

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

0

5
6
7

Итоговое занятие. Проект «Красная книга
нашей местности»
История возникновения поселка.
Билимбаевский чугуно-плавильный завод.
История.

8

Именитые люди – Строгановы.

1

1

0

9

Проект. Именитые люди – Строгановы.

1

0

1

10-11

Экскурсия. « С чего начинался поселок?»

2

0

2

12

Старые и новые названия улиц.

1

1

0

13

Проект «О чем нам расскажет моя улица?»

1

0

1

14

Лесное хозяйство графа Строганова

1

1

0

1

1

0

15

Памятник всесоюзного значения – Роща
Могилица.

16

Экскурсия в рощу Могилица.

1

0

1

17

Легенды и предания рощи Могилицы.

1

1

0

2

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

2

0

2

1

1

0

1

1

0

2

0

2

1

1

0

18-19
20
21
22
23

24-25
26
27
28-29
30

Работа с материалами книг и интернета.
Проект «Роща Могилица»
Исторические лица в Билимбае
Река Чусовая.
События Гражданской войны в поселке.
История Свято-Троицкого храма в
Билимбае.
Экскурсия « Свято-Троицкий храм в
Билимбае»
Театральное искусство в Билимбае
Билимбай в годы Великой Отечественной
войны.
Проект « Моя семья в годы ВОв»
Эвакуированные заводы на территории
поселка.

31

Г.Я.Бахчиванджи и Билимбай.

1

1

0

32

Проект «История одного подвига»

1

0

1

1

1

0

2

0

2

20

15

33

34-35

М.Миль в Билимбае. Создание вертолетов
в поселке.
Экскурсия «Мой поселок Билимбай-самый
лучший в мире край»
ИТОГО

35

Тематическое планирование
6 класс
Общее

№
п/п

1

Наименование тем
Вводное занятие. Что такое краеведение?
Правила техники безопасности

В том числе

кол-во
уч.часов

теоретич.

практич.

1

1

0

2

Растительный мир нашей местности

1

1

0

3

Животный мир нашей местности

1

0

1

4

Красная книга нашего региона

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

0

5
6
7

Итоговое занятие. Проект «Красная книга
нашей местности»
История возникновения поселка.
Билимбаевский чугуно-плавильный завод.
История.

8

Именитые люди – Строгановы.

1

1

0

9

Проект. Именитые люди – Строгановы.

1

0

1

10-11

Экскурсия. « С чего начинался поселок?»

2

0

2

12

Старые и новые названия улиц.

1

1

0

13

Проект «История улиц поселка»

1

0

1

14

Лесная дача графа Строганова

1

1

0

1

1

0

15

Памятник всесоюзного значения – Роща
Могилица.

16

Экскурсия в рощу Могилица.

1

0

1

17

Легенды и предания рощи Могилицы.

1

1

0

2

1

1

1

1

0

2

1

1

1

1

0

1

1

0

2

0

2

1

1

0

1

1

0

Проект « Моя семья в годы ВОв»

2

0

2

Эвакуированные заводы на территории

1

1

0

18-19

20

21-22
23
24

25-26
27
28
29-30
31

Работа с материалами книг и интернета.
Проект « История рощи Могилицы»
Билимбаевское лесничество. История.
Современность.
Проект « Заслуженный лесовод
А.М.Никитин»
Школьное лесничество «Сосна»
История Свято-Троицкого храма в
Билимбае.
Экскурсия « Свято-Троицкий храм в
Билимбае»
Театральное искусство в Билимбае
Билимбай в годы Великой Отечественной
войны.

поселка.
32

Г.Я.Бахчиванджи и Билимбай.

1

1

0

33

Проект «История одного подвига»

1

0

1

1

1

0

1

0

1

20

15

34

35

М.Миль в Билимбае. Создание вертолетов
в поселке.
Экскурсия «Мой поселок Билимбай-самый
лучший в мире край»
ИТОГО

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».