Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» городской округ Первоуральск Является приложением к ООП ООО, утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом директора от 30.08.2019 г. № 487) МАОУ "СОШ № 22" 2021.06.18 11:08: 32+05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Практическая география" (общеинтеллектуальное направление) для обучающихся 9 классов Составитель: Дрожжева Е.С., учитель географии Пояснительная записка В связи с внедрением новых стандартов в образовательный процесс школы, особое место отводится практической, исследовательской деятельности учащихся. Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Как выявить талантливых, одарённых детей? Этот вопрос волнует многих учителей. Одним из путей решения этой проблемы – программа дополнительного образования, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками, а также знание географической номенклатуры по всем регионам мира. Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу географии», «Географии материков и океанов», «География России» через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Материал программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе. Основная часть данной программы – комплексная географическая характеристика России, в которой рассматриваются во взаимосвязи природа, население, хозяйство. Для решения поставленных задач программа нацелена на обобщение, систематизацию ранее полученных знаний, углубление знаний о географических приёмах работы, необходимых для самостоятельного их применения в учебном процессе и во внеурочное время. Изучение природных условий обширного пространства нашей Родины, возможно, прежде всего путём формирования в сознании учащихся ярких представлений, образов природы конкретной территории. Яркий образ нередко сохраняется в памяти в течение всей жизни человека. Эти представления должны сопровождаться накоплением точных и прочных знаний об особенностях и закономерностях природы. Курс данной программы призван раскрыть экологическую значимость географических знаний и в целом их практическую направленность. Экологические проблемы приобретают в мире всё большую остроту. Помимо глобальных, в разных странах возникает масса локальных и региональных экологических проблем. При изучении данного курса школьники должны проникнуться пониманием экологической значимости географических знаний. Содержание программы «Практическая география» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их коммуникативные возможности; благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета. Направленность - естественнонаучная Актуальность программы определяется высокой значимостью рассматриваемых в ней разделов для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся. Комплексный подход к наукам о Земле соответствует современным требованиям модернизации системы образования. При выполнении практических заданий учащиеся учатся применять теорию на практике, самостоятельно добиваться поставленной цели, развиваются их аналитические способности. Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Интерактивные игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности. Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии. Курс направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даёт возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии и сдаче ГИА по географии в 9 классе. Задачи изучения данного курса: Обучающие: получение базовых знаний в области фундаментальных наук о Земле и представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях геосфер (оболочек Земли); знакомство с методами исследования, применяемыми в разных областях наук о Земле; развитие умения анализировать информацию из различных источников, преобразовывать ее в различные формы; активизация интереса к изучению географии, обобщение, обогащение и углубление знаний по предмету Развивающие: личностное развитие ученика, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, формирование универсальных учебных действий. формирование системного экологического мышления Воспитательные: воспитание научно обоснованного бережного отношения к окружающему миру; формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение путей социализации. совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой, политической, экономической, экологической, художественной. Программа предназначена для учеников 9 классов, у которых уже имеются определенные познания в области географии и навыки работы с картой. 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение взаимодействовать с людьми, представлять себя, вести дискуссию и т.п.; Предметные: овладение основами картографической грамотности и использования карты как одного из языков» международного общения; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. Учащиеся должны уметь: - свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; - анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; - следить за изменениями, происходящими на политической карте мира в последние годы; - решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; - предлагать способы решения задач повышенной сложности и выбирать из них рациональный; - решать комбинированные контрольные работы; - представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм. - подготовить устные сообщения с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ. 2. Содержание курса внеурочной деятельности Введение. Природа Земли и человек: Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Географическая оболочка Земли. Источники географической информации: Географические модели: географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения горизонтали, профиль рельефа, градусная сеть). Особенности ГП России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Административнотерриториальное устройство России. Россия на карте часовых поясов. Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особенности природно-хозяйственных зон и районов России. Природная зональность и высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Традиционные занятия людей в разных ПХЗ. Население России. Естественное движение. Миграции. Плотность. Расселение. Основные географические объекты России. Центры разных видов промышленного производства. Математические задачи в географии Географические явления и процессы в геосферах. Циклоны. Антициклоны. Атмосферные фронты. Анализ синоптических карт. Залегание горных пород. Природные и техногенные явления. Засухи, суховеи, пыльные бури. Многолетняя мерзлота. Землетрясения и вулканы, цунами, сейсмоопасные районы. Сели. Обвалы. Оползни. Лавины. Тропические циклоны. Ветровая эрозия почв Влияние деятельности человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Выявление эмпирических зависимостей. Анализ данных. Зависимость особенностей климата от географического положения пункта. Географические следствия движений Земли. Анализ информации о разных территориях Земли. Анализ климатограмм. Типы климата. Факторы климатообразования. Базовые географические понятия. Анализ текста о природных особенностях Земли. Смысловое чтение текста, анализ, выявление зависимостей, привязка к картографическим объектам. Выявление географических объектов и явлений на основе ряда признаков. Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности. Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, тренировочное тестирование, видеолекторий, лекции, практические работы, проверочные работы. 3.Тематическое планирование (9 класс) № п/п 1 2 3 4-5 6 7 8 9-10 11 12 13 14 15-16 17 18 19 20-21 22-23 24 25 26-31 32-34 35 Раздел, тема Количество часов Введение 1 Природа Земли и человек 1 Источники географической информации. 2 Географическая карта и градусная сеть 1 План местности (условные знаки, направления и расстояния, 1 профили рельефа) Особенности ГП России 1 Россия на карте часовых поясов 1 Природа России 1 Особенности природно-хозяйственных зон и районов России 2 Население России 2 Естественное движение. Миграции. 1 Плотность. 1 Расселение. Основные географические объекты России 1 Географические явления и процессы в геосферах 2 Математические задачи в географии 1 Природные и техногенные явления 1 Влияние деятельности человека на природу 1 Выявление эмпирических зависимостей. 2 Географические следствия движений Земли. 2 Анализ информации о разных территориях Земли. 1 Базовые географические понятия. 1 Анализ текста о природных особенностях Земли 6 Рефлексивная часть курса 3 Резерв 2