Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа здоровья»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
городской округ Первоуральск

Является приложением к ООП ООО,
утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом
директора от 30.08.2019 г. № 487)

МАОУ "СОШ № 22"
2021.06.18 11:10:
30+05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Школа здоровья"
(спортивно-оздоровительное направление)
для обучающихся 9 классов

Составитель: Ханина М.Г.,
учитель физической культуры











Пояснительная записка
Программа курса "Школа здоровья" составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (приказ Министерства и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897,
с изменениями от 29.12.2014 №1644, 31.12.2015 №1578);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам-программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015) (далее
Порядок1015);
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (от 29.12.2010
№189 в редакции изменений №3, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81);
Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего
образования»;
основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №
22
Данная программа курса внеурочной деятельности направлена на формирование у
обучающихся 9 класса здорового образа жизни и создание необходимых условий,
способствующих укреплению их здоровья и носит образовательно-воспитательный
характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки,
такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом)
питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы
и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака,
алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных
компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального
состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том
числе связанным с особенностями роста и развития;
2. Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения
Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:
 активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;


проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями
в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;



проявлять дисциплинированность,
поставленных целей;

трудолюбие

и

упорство

в

достижении



оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык
и общие интересы.

Метапредметные результаты освоения обучающимися содержания программы:


характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;



находить ошибки
их исправления;



общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;



обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;



организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;



планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе
ее выполнения;



анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;

при

выполнении

учебных

заданий,

отбирать

способы

Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы:


планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической культуры;



представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;



организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;



бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;



взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;



выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих
упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние
здоровья и режим учебной деятельности;



выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;



расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных
на развитие основных физических качеств, повышение функциональных
возможностей основных систем организма.

Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое,
психоэмоциональное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по
сохранению и укреплению собственного здоровья.

Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных
методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать
интерес к изучаемым материалам.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования
умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и
практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах,
образовательные игры и моделирование ситуаций, рассказывание историй, дебаты,
проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Значение хорошего здоровья для общества. Кухни народов мира. Истории и традиции.
Продукты питания в разных культурах Роль традиций национальной кухни в развитии
национальной культуры народов Питание народа, его кухня - важнейшая часть
человеческого быта и национальной культуры. Искусство приготовления пищи - как
древнейшая

область

человеческой

деятельности.

Формирование

гастрономических

привычек, пристрастий и характерных особенностей национальной кухни народов.
Основные факторы, формирующие основу национальной кухни. Самоконтроль во время
занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, его основные методы, показатели,
критерии

и оценки,

дневник самоконтроля. Биологические ритмы – периодически

повторяющиеся изменения биологических процессов
Влияние биологических ритмов на

работоспособность школьников.

в организме.
Объективные

и

субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины, методы
устранения и профилактика. Выбор средств снятия утомления. Режим физического и
умственного труда и отдыха - важное условие крепкого здоровья и бодрого духа.
Сознательное соблюдение режима - серьезный фактор волевого самовоспитания.
Раздел 2. ОБУЧЕНИЕ САМОПОЗНАНИЮ.
Индивидуальные особенности строения и развития человека. Я-концепция и её ключевые
компоненты. Что такое самопознание. Нужно ли человеку учиться познавать себя
Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Каким я хочу быть? Жизненные
трудности и их роль в саморазвитии личности. Саморазвитие личности и достижение
жизненных целей. Взаимосвязь физического и психологического здоровья.

Кризисы

развития в период взросления (кризис идентичности и авторитетов, переживания
отчуждения, и др.). Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы
совладения со стрессом. Биологические основы поведения. Взаимосвязь физического и

психологического здоровья. Половые различия в поведении людей. Мои ценности. Я
принимаю решения.
Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе. Ролевые позиции в группе.
Базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание. Виды и формы
общения: вербальное, невербальное. Критика и ее виды. Способы реагирования на критику.
Конфликты с родителя ми, друзья ми, учителями, способы их разрешения. Отношения
между мальчиками и девочками.
Раздел 3. ПРАВИЛА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ.
Представление о биосоциальной сущности человека, факторах, влияющих на развитие
личности, формирование устойчивой мотивации к саморазвитию, самореализации,
толерантности. Понятия: "личность", "социальная среда", "индивид", "индивидуальность",
"самовыражение"; взаимосвязь между личностью и социальной средой. Что такое общение.
Виды общение. Формы общения. Компоненты общения. Роль общения. Конфликтные
ситуации и способы выхода из них.
Правовые аспекты взаимоотношений между людьми. Правовые аспекты взаимоотношений
между людьми. Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек
Культура взаимоотношений между учащимися противоположного пола.
Раздел 4. ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ.
Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Ответственность за нарушения
правил дорожного движения. Основные ситуации, в которые обычно попадают дети на
дорогах. Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы приводящие к
травматизму в быту и на улице. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Правила поведения в природной среде. Правила безопасного проезда в транспорте.
Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации.
Основные правила безопасности в криминогенной ситуации. Как избежать нападения
преступника на улице и в других общественных местах. Обеспечение личной безопасности
в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях — это основная
составляющая здорового образа жизни, обеспечивающая социальное благополучие
человека. Экология и экологическая безопасность. Предельно допустимые концентрации
загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России.
Раздел 5. ПРОФИЛАКТИКА ПАВ-ЗАВИСИМОСТЕЙ

История

распространения

ПАВ.

Ответственность

за

употребление,

хранение

и

распространения ПАВ. Почему люди начинают курить.
Почему люди продолжают курить. Просмотр видеофильмов. Канцерогенные вещества,
находящиеся в сигарете. Вред табачного дыма. Алкоголь и закон.
Умение отказываться от алкоголя.
Привычка сохранять здоровье.
Раздел 6. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.
О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О
равноправии между мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в организме в
процессе развития человека. Базовая информация о репродукции человека. Семья, ее
структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей.
Планирование семьи. Защита проектно-исследовательской работы.
Тематическое планирование
(9 класс)
№ п\п

Тема

Количество часов

Раздел 1. ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
1

Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни».

1

2

Продукты питания в разных культурах.

1

3

Традиции национальной кухни.

1

4

Двигательный режим.

1

5

Биологические ритмы организма.

1

6

Утомление и переутомление.

1

7

Условия труда и отдыха.

1

Раздел 2. ОБУЧЕНИЕ САМОПОЗНАНИЮ.
8

Знание своего тела.

1

9

Осознание и признание себя

1

10

Самопознание через ощущение, чувство, образ

1

11

Самоуважение и самооценка.

1

Раздел 3. ПРАВИЛА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ.

12

Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей.

1

13

Базовые компоненты общения.

1

14

Виды и формы общения.

1

15

Виды и формы общения.

1

16

Отношения между мальчиками и девочками.

1

17

Отношения между мальчиками и девочками.

1

Раздел 4. ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ.
18

Обучение безопасности и профилактике несчастных
случаев.

1

19

Безопасное поведение на дорогах.

1

20

Факторы, приводящие к травматизму.

1

21

Способы оказания доврачебной помощи.

1

22

Безопасное поведение в транспорте.

1

23

Экстремальные ситуации криминального характера.

1

24

Экстремальные ситуации аварийного характера.

1

25

Поведение в природной среде.

1

Раздел 5. ПРОФИЛАКТИКА ПАВ-ЗАВИСИМОСТЕЙ.
26

Почему люди употребляют ПАВ.

1

27

Аспекты курения

1

28

Последствия курения.

1

29

Влияние курения на потомство.

1

30

Злоупотребление алкоголем

1

Раздел 6. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. ПОЛОВОЕ
ВОСПИТАНИЕ.
31

О поло – ролевых различиях между мужчинами и
женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между
мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в
организме в процессе развития человека. Базовая
информация о репродукции человека.

1

32

Семья, ее структура, обязанности членов семьи.
Ответственность родителей за воспитание детей.
Планирование семьи.

1

33

Семья, ее структура, обязанности членов семьи.
Ответственность родителей за воспитание детей

1

34

Защита проектно-исследовательской работы.

1

ИТОГО

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».