Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» городской округ Первоуральск Является приложением к ООП ООО, утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом директора от 30.08.2019 г. № 487) МАОУ "СОШ № 22" 2021.06.18 11:10: 30+05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Школа здоровья" (спортивно-оздоровительное направление) для обучающихся 9 классов Составитель: Ханина М.Г., учитель физической культуры Пояснительная записка Программа курса "Школа здоровья" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (приказ Министерства и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 29.12.2014 №1644, 31.12.2015 №1578); Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015) (далее Порядок1015); СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (от 29.12.2010 №189 в редакции изменений №3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81); Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования»; основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 22 Данная программа курса внеурочной деятельности направлена на формирование у обучающихся 9 класса здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению их здоровья и носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: - формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; - развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; - обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Цели конкретизированы следующими задачами: 1. Формирование: - представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; - навыков конструктивного общения; - потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; 2. Обучение: - осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; - правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; - элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); - упражнениям сохранения зрения Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, поставленных целей; трудолюбие и упорство в достижении оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные результаты освоения обучающимися содержания программы: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха; организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; при выполнении учебных заданий, отбирать способы Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы: планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях; расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье. Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья. Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам. К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала. Содержание курса внеурочной деятельности Раздел 1. ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Значение хорошего здоровья для общества. Кухни народов мира. Истории и традиции. Продукты питания в разных культурах Роль традиций национальной кухни в развитии национальной культуры народов Питание народа, его кухня - важнейшая часть человеческого быта и национальной культуры. Искусство приготовления пищи - как древнейшая область человеческой деятельности. Формирование гастрономических привычек, пристрастий и характерных особенностей национальной кухни народов. Основные факторы, формирующие основу национальной кухни. Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля. Биологические ритмы – периодически повторяющиеся изменения биологических процессов Влияние биологических ритмов на работоспособность школьников. в организме. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины, методы устранения и профилактика. Выбор средств снятия утомления. Режим физического и умственного труда и отдыха - важное условие крепкого здоровья и бодрого духа. Сознательное соблюдение режима - серьезный фактор волевого самовоспитания. Раздел 2. ОБУЧЕНИЕ САМОПОЗНАНИЮ. Индивидуальные особенности строения и развития человека. Я-концепция и её ключевые компоненты. Что такое самопознание. Нужно ли человеку учиться познавать себя Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Каким я хочу быть? Жизненные трудности и их роль в саморазвитии личности. Саморазвитие личности и достижение жизненных целей. Взаимосвязь физического и психологического здоровья. Кризисы развития в период взросления (кризис идентичности и авторитетов, переживания отчуждения, и др.). Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы совладения со стрессом. Биологические основы поведения. Взаимосвязь физического и психологического здоровья. Половые различия в поведении людей. Мои ценности. Я принимаю решения. Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе. Ролевые позиции в группе. Базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание. Виды и формы общения: вербальное, невербальное. Критика и ее виды. Способы реагирования на критику. Конфликты с родителя ми, друзья ми, учителями, способы их разрешения. Отношения между мальчиками и девочками. Раздел 3. ПРАВИЛА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ. Представление о биосоциальной сущности человека, факторах, влияющих на развитие личности, формирование устойчивой мотивации к саморазвитию, самореализации, толерантности. Понятия: "личность", "социальная среда", "индивид", "индивидуальность", "самовыражение"; взаимосвязь между личностью и социальной средой. Что такое общение. Виды общение. Формы общения. Компоненты общения. Роль общения. Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми. Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек Культура взаимоотношений между учащимися противоположного пола. Раздел 4. ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ. Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. Основные ситуации, в которые обычно попадают дети на дорогах. Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы приводящие к травматизму в быту и на улице. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде. Правила безопасного проезда в транспорте. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации. Основные правила безопасности в криминогенной ситуации. Как избежать нападения преступника на улице и в других общественных местах. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях — это основная составляющая здорового образа жизни, обеспечивающая социальное благополучие человека. Экология и экологическая безопасность. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России. Раздел 5. ПРОФИЛАКТИКА ПАВ-ЗАВИСИМОСТЕЙ История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. Почему люди начинают курить. Почему люди продолжают курить. Просмотр видеофильмов. Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете. Вред табачного дыма. Алкоголь и закон. Умение отказываться от алкоголя. Привычка сохранять здоровье. Раздел 6. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в организме в процессе развития человека. Базовая информация о репродукции человека. Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей. Планирование семьи. Защита проектно-исследовательской работы. Тематическое планирование (9 класс) № п\п Тема Количество часов Раздел 1. ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. 1 Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». 1 2 Продукты питания в разных культурах. 1 3 Традиции национальной кухни. 1 4 Двигательный режим. 1 5 Биологические ритмы организма. 1 6 Утомление и переутомление. 1 7 Условия труда и отдыха. 1 Раздел 2. ОБУЧЕНИЕ САМОПОЗНАНИЮ. 8 Знание своего тела. 1 9 Осознание и признание себя 1 10 Самопознание через ощущение, чувство, образ 1 11 Самоуважение и самооценка. 1 Раздел 3. ПРАВИЛА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ. 12 Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей. 1 13 Базовые компоненты общения. 1 14 Виды и формы общения. 1 15 Виды и формы общения. 1 16 Отношения между мальчиками и девочками. 1 17 Отношения между мальчиками и девочками. 1 Раздел 4. ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ. 18 Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев. 1 19 Безопасное поведение на дорогах. 1 20 Факторы, приводящие к травматизму. 1 21 Способы оказания доврачебной помощи. 1 22 Безопасное поведение в транспорте. 1 23 Экстремальные ситуации криминального характера. 1 24 Экстремальные ситуации аварийного характера. 1 25 Поведение в природной среде. 1 Раздел 5. ПРОФИЛАКТИКА ПАВ-ЗАВИСИМОСТЕЙ. 26 Почему люди употребляют ПАВ. 1 27 Аспекты курения 1 28 Последствия курения. 1 29 Влияние курения на потомство. 1 30 Злоупотребление алкоголем 1 Раздел 6. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. 31 О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в организме в процессе развития человека. Базовая информация о репродукции человека. 1 32 Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей. Планирование семьи. 1 33 Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей 1 34 Защита проектно-исследовательской работы. 1 ИТОГО 34