ДООП Вокальный ансамбль

МАОУ "СОШ № 22"
2021.07.28 12:47:48+05'00'

Пояснительная записка
«Запоет школа - запоёт и вся страна»
К. Д. Ушинский
Нормативно - правовой базой для составления программы послужили следующие
документы:
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р);
Направленность программы художественная (развитие вокальных навыков
способствует творческой самореализации обучающихся).
Дополнительное образование - важный и неотъемлемый компонент системы общего
образовательного процесса. Оно способствует углублению знаний, развитию
разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих за рамки образования.
Влияние музыки на ребёнка велико.
Актуальность программы заключается в широкой потребности детей заниматься в
вокальном ансамбле, это направление определяется общественными условиями жизни и
соответствует интересам современных детей. Интерес – прекрасный стимул к учению
вообще и приобщению к музыке, в частности. Под его влиянием развивается музыкальная
наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения,
восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность.
Музыкальное воспитание детей является одним из основных направлений
формирования нравственных, эстетических и духовных качеств ребенка. Активная
музыкальная деятельность способствует развитию внимания, памяти, мышления,
воображения, чувств, творческой активности. Задачей педагога вокального жанра является
воспитание музыкального вкуса, раскрытие индивидуальности ребенка, как в ансамбле, так
и в индивидуальном исполнении. Эти задачи являются главными как в работе хоровых
коллективов, вокальных ансамблей и сольного пения.
Необходимость введения вокального искусства обусловлено тем, что оно является
весьма действенным средством эстетического воспитания. «Действенность эстетического
воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой
деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на
инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, очерков, рецензий знакомит детей с
произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, исправляют дефекты речи,
становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития,
индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Это достигается,
когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, не подражающей
западным образцам, а тесно связанной с активным художественным творчеством на
народной основе» (Лихачев Б.Т., Педагогика). В процессе изучения курса вокального
искусства учащиеся осваивают основы индивидуального и хорового исполнительства,
развивается художественный вкус и расширяется музыкальный кругозор, приобретают
опыт сценического выступления. Музыка оказывает релаксирующее, оздоравливающее
действие на детей.
Новизна моей программы в том, что:
- в программе используются оздоровительные методики в обучении.
Занятия в ансамбле, можно рассматривать как лечебно-оздоровительное воздействие
на ребенка. Нередко дети имеют дефекты речи и различные приобретенные комплексы от
чрезмерного мышечного или эмоционального напряжения. Оздоровительные методики в
обучении позволяют регулировать процессы дыхания, мышечный тонус и состояние
психики обучающегося. Вокально-тренировочные упражнения, предусмотренные в

программе, направлены на укрепление легких, трахеи, бронхов, гортани и носоглотки
учащихся. Упражнения на различные слоги, скороговорки, способствуют развитию речи у
детей, улучшению дикции и памяти. Во время пения, при правильном дыхании в организм
поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение и
нормализуется сердцебиение. Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации
деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память,
легче воспринимается любая информация;
-программа предусматривает использование электронных образовательных
ресурсов на занятиях,
-также применяется дистанционное обучение.
Цель реализуемой программы: создание условий для раскрытия творческих
способностей
учащихся и их самореализации в процессе музыкально-вокальной
деятельности.
Задачи:
I.Образовательные.
1. Научить петь без дирижёра, научить ансамблевому пению (умение слушать
себя и соседа в процессе пения);
2. Начать формирование навыков певческой установки, певческого дыхания.
3. Формировать
координацию деятельности голосового
аппарата
с
основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полётностью, вибрато.
4. Формировать навыки певческой эмоциональности и выразительности.
5. Формировать умение петь напевно (главный навык кантилена)
естественным, полетным, негромким звуком с мягкой атакой.
6. Работать над артикуляцией, обеспечение роста выносливости голосового
аппарата.
II .Развивающие.
1. Развивать творческую инициативу обучающихся.
2. Развивать гибкость и подвижность мягкого нёба.
3. Содействовать развитию музыкальных способностей (музыкального
слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, чистоты интонирования и
основы музыкальной импровизации т.д.).
4. Способствовать физическому развитию детей и подростков (органов
дыхания, артикуляционного аппарата, улучшение осанки).
III. Воспитательные.
1. Создавать условия для формирования певческой культуры,
художественного вкуса, устойчивого интереса к искусству.
2. Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.
3. Способствовать выявлению и раскрытию творческих способностей.
Песня является одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа.
Овладение певческим искусством - большой труд, который требует волевых усилий,
внимания, терпения со стороны обучаемого. Работа педагога, направленная на создание
этих установок – один из главных моментов в организации всего учебного процесса.
Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и
нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность,
обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста
всю жизнь.
Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и
воспитательный смысл певческой деятельности. Выразительное пение свидетельствует о
вокальной культуре исполнителя. Ребенок проявляет свое субъективное отношение к
окружающему миру через исполнение – передачу определенного художественного образа.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в
ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов
вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без
сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку
общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе
исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом
человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С
раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу
к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой
фантазии, погружает в мир классической поэзии, музыки и драматического искусства.
Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их
музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. Также позволяет
детей не только приобщать к коллективному исполнительству, но и дает возможность
раскрыть творческие особенности личности, красоту тембра голоса, а одаренным дают
возможность индивидуально показывать свои достижения на сцене.
Отличительные особенности программы:
По способу организации педагогического процесса программа является
интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими.
Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь
ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию,
воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности,
важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы
определяют связь между предметами эстетического цикла.
«К принципам отбора музыкальных произведений для занятий с учащимися относятся: идейность, народность, художественность, разнообразие жанров музыки,
привлекательность и доступность для детей, выраженных в произведении мыслей и чувств.
Музыкальное воспитание способствует формированию у школьников музыкальной
культуры, художественно-оценочного отношения к музыке, звучащей вокруг. Наряду с
положительным влиянием существует реальная опасность музыкального «оглушения»
обучающихся. Не имея достаточного жизненного опыта, ребенок беззащитен перед переменчивой музыкальной модой, особенно образца массовой культуры. Это требует,
особенно в работе с подростками, усиления мировоззренческих, идеологических аспектов в
анализе музыки, интенсивного развития их музыкальных вкусов, использования в ходе
обучения лучших образцов различных музыкальных жанров. На всех этапах работы с
детьми упор следует делать на пении, а также на накапливании знаний, умений и
навыков во всех видах музыкальной деятельности. Одновременно у них развивается
музыкальность, четкое визуальное восприятие, воспитываются навыки культуры
общения и поведения. Главная всеобщая задача - духовное обогащение детей,
формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности»
(Лихачев Б.Т., Педагогика).
Подбор репертуара должен осуществляться с точки зрения его педагогической
полезности для развития певческих способностей детей. Репертуар рассматривается в
разных аспектах: идейность, художественность, качество поэтического текста,
эмоциональная насыщенность, эмоциональный тонус произведения, характер мелодии или
всех партий, фразировка, динамическое оттеки, особенности драматургического развития,
художественного образа в целом. Кроме того, учитывается необходимость оптимального
развития у детей диапазона, чистоты интонации, унисона, певческого дыхания. При
выборе
репертуара
нужно помнить, что необходимо
расширять музыкальнохудожественный кругозор детей, так как хоровое пение - мощное средство
патриотического, эстетического, нравственного воспитания учащихся. Для этого
произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями современных
отечественных композиторов и народными песнями разных жанров. Также надо
учитывать мнение детей, предлагая им произведения. Впоследствии обучающиеся сами
находят и предлагают песенный репертуар, который прослушивается и анализируется.
Характеристика программы:
Тип – дополнительная образовательная программа;
Направленность – художественно - эстетическая;
Вид - модифицированная;
Классификация – специализированная;
По возрастному принципу – разновозрастная;

По масштабу действия – учрежденческая.
Условия набора и режим занятий:
В коллектив ансамбля принимаются учащиеся 3-9 классов (10-16 лет). Групповые
занятия проводятся по школьному расписанию. Количество обучающихся в группе 12 - 15
человек. Практика показала целесообразность такого подхода к формированию певческого
коллектива в условиях общеобразовательной школы. При такой организации ансамбля
решается вопрос стабильности коллектива и расписания занятий.
Также ведется работа индивидуально с солистами, с малыми вокальными ансамблями
(дуэтами, трио). В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы считается форма кружка.
Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского
голоса.
Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов;
трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным
особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. Голос
ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода. Голосовая мышца
гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20 лет.
Срок реализации программы – 3 года.
Занятия проводятся с каждой группой 1 и 2 года обучения 1 раз в неделю, 3 года
обучения 2 часа в неделю.
Год
обучения

1
2
3

класс

кол-во
обучаю
щихся

3
4
5-9

12-15
12-15
12-15

Занятия с ансамблями

Работа с солистами

Общее кол-во часов

кол-во
часов

Кол-во
часов

В неделю

1
1
2

Продолжите
льность
мин.

40
40
40

Продолжите
льность
мин.

1
1
1

20
20
20

1
1
1

В год

35
35
70

Формы организации образовательного процесса:
Программа обучения предполагает:
- групповые ансамблевые занятия;
- занятия с солистами и малыми ансамблями;
- участие в городских и областных конкурсах и фестивалях;
- участие в концертах и выступлениях разных уровней.
Режим занятий:
Год обучения
Общее кол-во часов Кол-во часов в неделю Кол-во занятий в неделю
1.
35
1
1
2.
35
1
1
3.
70
2
2
Учебный план
№
1
2.
3.
4.

Наименование раздела
Работа над вокально-хоровыми навыками
при работе с произведениями (с ансамблем)
Эмоционально-образное содержание и
музыкальная форма произведения
Музыкально-пластическое интонирование
Работа с солистами
Всего:

Кол-во часов

1 год
20

2 год
20

2
12
1
35

3 год
Повышенный

Всего

40

80

2

4

8

12
1
35

24
2
70

48
4
140

Учебно-тематический план I год обучения (базовый)

2.1
3.1
3.2
3.3
4.1
4.2

№

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

2.1
3.1
3.2
3.3
4.1
4.2

I. Работа над вокально-хоровыми навыками
при работе с произведениями (с ансамблем)
Разучивание мелодии
Работа над певческой установкой, дыханием
Работа над чистотой интонирования, ритмом
Работа над артикуляцией, дикцией
Работа над звукообразованием, звуковедением
Работа над хоровым строем. Ансамблем
звучания.
II.
Эмоционально-образное содержание и
музыкальная форма произведения
Ознакомление с особенностями музыкального
языка
произведения
III. Музыкально-пластическое
интонирование
Работа над пульсацией
Работа над ритмом и ритмическим рисунком
Работа над ансамблем в движениях
IV. Работа с солистами
Работа над смысловой интонацией, разучивание
текста, над
напева.
Работа
сценической культурой, умением
правильно владеть микрофоном.
Итого:

Общее колво часов

Теория

Прак
тика

20

3

17

2
2
6
2
2
6
2

1
1
1
-

2
12
4
4
4
1
0,5
0,5
35

-

2
1
6
1
1
6
2

2
12
4
4
4
1
0,5
0,5
3
32
35
Учебно-тематический план II год обучения (базовый)
Кол-во часов

Разделы и темы

I. Работа над вокально-хоровыми навыками
при работе с произведениями (с ансамблем)
Разучивание мелодии
Работа над певческой установкой, дыханием
Работа над чистотой интонирования, ритмом
Работа над артикуляцией, дикцией
Работа над звукообразованием, звуковедением
Работа над хоровым строем. Ансамблем
звучания.
II.
Эмоционально-образное содержание и
музыкальная форма произведения
Ознакомление с особенностями музыкального
языка
произведения
III.
Музыкально-пластическое
интонирование
Работа над пульсацией
Работа над ритмом и ритмическим рисунком
Работа над ансамблем в движениях
IV. Работа с солистами
Работа над смысловой интонацией, разучивание
текста, над
напева.
Работа
сценической культурой, умением
правильно владеть микрофоном.
Итого:

Общее колво часов

Теория

Прак
тика

20

3

17

2
2
6
2
2
6
2

1
1
1
-

2
1
6
1
1
6
2

2
12
4
4
4
1
0,5
0,5
35

-

2
12
4
4
4
1
0,5
0,5
32
35

3

Формы
аттестации
контроля

и

Входящий, промежуточный, итоговый контроль

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

Кол-во часов

Разделы и темы

Формы
аттестации
контроля

Входящий, промежуточный, итоговый контроль

№

и

Учебно-тематический план III год обучения (повышенный)

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

2.1
3.1
3.2
3.3
4.1
4.2

Кол-во часов

Разделы и темы

I. Работа над вокально-хоровыми навыками
при работе с произведениями (с ансамблем)
Разучивание мелодии
Работа над певческой установкой, дыханием
Работа над чистотой интонирования, ритмом
Работа над артикуляцией, дикцией
Работа над звукообразованием, звуковедением
Работа над хоровым строем. Ансамблем
звучания.
II. Эмоционально-образное содержание и
музыкальная форма произведения
Ознакомление с особенностями музыкального
языка
произведения
III.
Музыкально-пластическое
интонирование
Работа над пульсацией
Работа над ритмом и ритмическим рисунком
Работа над ансамблем в движениях
IV. Работа с солистами
Работа над смысловой интонацией, разучивание
текста, над
напева.
Работа
сценической культурой, умением
правильно владеть микрофоном.
Итого:

Общее колво часов

Теория

Прак
тика

40

6

34

2
22
2
2
-

4
2
12
2
2
12
4

4
4
12
4
4
12
4
4
24
8
8
8
2
1
1
70

-

6

4
24
8
8
8
2
0,5
0,5
64
35

Формы
аттестации
контроля

Входящий, промежуточный, итоговый контроль

№

Содержание учебного плана.
Раздел I. Работа над вокально-хоровыми навыками при работе с произведениями (с
ансамблем).
Тема 1.1. Разучивание мелодии.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение
различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения,
выработка единой манеры пения.
Тема 1.2. Работа над певческой установкой, дыханием.
Теория: типы дыхания.
Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь
звука и дыхания.
Тема 1.3. Работа над чистотой интонирования, ритмом.
Практика: слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по
музыкальным фразам; исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
Тема 1.4. Работа над артикуляцией, дикцией.
Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и
одновременного произношения слов в хоровом произведении.
Тема 1.5. Работа над звукообразованием, звуковедением.
Теория: голосовые регистры. Певческая позиция.
Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды,
скачки, арпеджио).
Тема 1.6. Работа над хоровым строем. Ансамблем звучания.
Практика: унисон - основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена.
Раздел II. Эмоционально-образное содержание и музыкальная форма произведения.
Тема 2.1. Ознакомление с особенностями музыкального языка произведения
Практика: Определение средств музыкальной выразительности (мелодия, темп, тембр,
ритм, лад, динамика и т.д.)
Раздел III Музыкально-пластическое интонирование.
Тема 3.1.Работа над пульсацией

и

Практика: Метр, доля, двухдольный и трехдольный метр. Упражнения на развитие чувства
ритма и метра. Выявление пульсации в произведениях.
Тема 3.2. Работа над ритмом и ритмическим рисунком
Практика: Работа над ритмом и ритмическим рисунком в песнях. Прохлопывание,
проговаривание.
Тема 3.3. Работа над ансамблем в движениях
Практика: выработка умения точно, дружно выполнять выученные движения в
произведениях.
Раздел IV.Работа с солистами.
Тема 4.1. Работа над смысловой интонацией. Разучивание текста, напева.
Практика: Пропевание фраз мелодии с правильной интонацией, в зависимости от
содержания произведения. Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни
нараспев.
Тема 4.2. Работа над сценической культурой. Работа над умением правильно владеть
микрофоном.
Практика: Умение ориентироваться на сценической площадке. Техника и особенности
исполнения художественного образа. Сценическое воплощение характера
песни и художественного образа. Включение и выключение микрофона. Правильное
положение микрофона. Умение правильно обращаться с микрофоном.
Календарный учебный график
Год обучения

Дата начала
по программе

Дата окончания
обучения по
программе

Всего учебных
недель

Количество
учебных часов

2020-2021
1 сентября

29 мая 2021

35

1

Планируемые результаты:
Цели:
 Самоопределение детей в музыкальной культуре через хоровое и
индивидуальное исполнительство.
Основные задачи, которые решает программа:
 формирование практических умений и навыков в области хорового искусства,
исполнительского мастерства и художественного вкуса;
 развитие мотивации личности к познанию и творчеству, музыкального слуха,
чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к
сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого
воображения, певческого голоса; выявление и развитие творческой
индивидуальности каждого обучающегося.
 воспитание культуры исполнения, нравственных качеств личности,
заинтересованного отношения и уважения к традициям через музыкальные
произведения русской, зарубежной культуры.
Задачи
Музыка – как
элемент
музыкальной
культуры

Развитие

1 год обучения
Формирование:
-первоначальных
вокально – хоровых
навыков в области
хорового искусства;
-ощущения
уверенности в себе

2 год обучения
Формирование
вокально – хоровых
навыков в области
хорового искусства;

3 год обучения
Формирование практических умений и
навыков в области хорового искусства,
исполнительского мастерства.
Формирование
художественного
вкуса.

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству

способностей

развитие
музыкального слуха,
чувства ритма,
музыкальной памяти.

Формирование
отношений

воспитание культуры
исполнения
через
исполняемый музыкальный репертуар;
воспитание навыков
общения и работы в
коллективе.

развитие
музыкального слуха,
чувства
ритма,
музыкальной памяти
и восприимчивости,
способности
к
сопереживанию
воспитание культуры
исполнения, нравственных качеств
личности через
образы и содержание
музыкального
репертуара.

Развитие образного и ассоциативного
мышления, творческого воображения,
Развитие певческого голоса
Выявление и развитие творческой
индивидуальности каждого
обучающегося.
воспитание культуры исполнения,
нравственных качеств личности,
заинтересованного отношения и
уважения к традициям через
музыкальные произведения русской,
зарубежной и коми культуры.

1-2 год обучения: (первый уровень – базовый)
Метапредметные:
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным
произведениям, вокально-творческое самовыражение (участие в импровизациях,
активность в концертной деятельности);
- умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;
- умение выбирать произведения разных жанров по вкусу;
Предметные:
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение многоголосных
произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические
рисунки);
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим
голосом и дыханием.
Личностные:
- повышать сценическое мастерство, активно участвовать в концертной и
пропагандистской деятельности;
- умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения
исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
3 год обучения: (второй уровень – повышенный)
Метапредметные:
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным
произведениям, вокально-творческое самовыражение (участие в импровизациях,
активность в концертной деятельности);
- умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;
- умение выбирать произведения разных жанров по вкусу;
Предметные:
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение многоголосных
произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим
голосом и дыханием.
Личностные:
- повышать сценическое мастерство, активно участвовать в концертной и
пропагандистской деятельности;
- умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения
исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
Для определения фактического образовательного уровня обучающихся используются
следующие формы:
- открытые занятия;
- сольные концерты;
- участие в фестивалях, конкурсах.

Концертная деятельность является неотъемлемой частью жизнедеятельности вокального
коллектива. Он имеет в своем репертуаре несколько концертных программ. Ежегодно
репертуар пополняется новыми номерами, которые проходят апробацию на слушателя.
Для пропаганды вокального искусства, дальнейшего развития коллектива, поддержания
его творческого потенциала, подтверждения статуса вокального ансамбля важно его
участие в фестивалях и конкурсах.
Формы педагогического контроля 1-2 год обучения (первый уровень-базовый)
Вид контроля

Цели, задачи

Проверка
музыкального
слуха и памяти
учашегося,
чистого
интонирования.
Применять
Промежуточный полученные
умения на
контроль
практике, во
время
выступлений.
Знать
произведения
концертной
программы.
Применять
Итоговый
выработанные
контроль
вокальнохоровые
навыки во
время
исполнения
произведений.
Входящий
контроль

Содержание

Форма
контроля

Проверка музыкального
слуха, памяти. Чистота
интонирования. Петь чистый
унисон, пение в единой
манере.

Прослушивание

Петь чистый унисон, пение в
единой манере, пение
многоголосия, выразительное
исполнение хоровых
произведений, знание
произведений концертной
программы.

Открытое
занятие или
концертные
выступления

Знание всей хоровой
программы. Освоение
многоголосия. Высокий
исполнительский уровень.

Сроки
Сентябрь

Творческий
отчет

Декабрь

Апрель

Содержание критериев обученности по уровням
Уровни
Высокий
(7-10 баллов)

Теория
Обучающийся хорошо знает типы
дыхания, певческую установку.

Средний
(4- 6 баллов)

Обучающийся знает типы дыхания,
певческую установку.

Практика
Выработана академическая манера пения,
освоено многоголосие, унисон,
правильное дыхание. Знание всей хоровой
программы и своей хоровой партии.
Высокий исполнительский уровень.
Участие в конкурсах и фестивалях
различных уровней.
Не выработана единая манера пения, нет
унисона, многоголосие освоено частично.
Знание всей хоровой программы, хороший
исполнительский уровень. Участие в конкурсах и фестивалях различных уровней.

На второй уровень образования «Вокальный ансамбль» программа предусматривает
выбор учащихся, которые закончили основную программу с высокими баллами, не менее 9
баллов.
Формы педагогического контроля 3 год обучения (второй уровень-повышенный)
Вид контроля

Цели, задачи

Входящий
контроль

Проверка
музыкального слуха
и памяти
учашегося, чистого

Содержание
Проверка музыкального
слуха, памяти. Чистота
интонирования. Петь
чистый унисон, пение в

Форма
контроля

Сроки

Прослушивание
Сентябрь

Промежуточный
контроль

Итоговый
контроль

интонирования.

единой манере.

Применять
полученные
умения на
практике, во время
выступлений. Знать
произведения
концертной
программы.
Применять
выработанные
вокально-хоровые
навыки во время
исполнения
произведений.

Петь чистый унисон, пение
в единой манере, пение
многоголосия,
выразительное исполнение
хоровых произведений,
знание произведений
концертной программы.
Знание всей хоровой
программы. Освоение
многоголосия. Высокий
исполнительский уровень.

Открытое
занятие или
концертные
выступления

Творческий
отчет

Декабрь

Май

Содержание критериев обученности по уровням
Уровни
Высокий
(9-10 баллов)

Теория
Обучающийся хорошо знает типы
дыхания, певческую установку.

Практика
Выработана академическая манера пения,
освоено многоголосие, унисон,
правильное дыхание. Знание всей хоровой
программы и своей хоровой партии.
Высокий исполни-тельский уровень.
Участие в конкурсах и фестивалях
различных уровней.

Методическое обеспечение программы.
Программа предполагает следующие методы:
Концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более
простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать
напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и
возрастными возможностями ребенка.
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы:
объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает
возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное
обучение естественным путем.
Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в
воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При
пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не
допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная
восприимчивость к музыке. Вежливость, простота, общительность, внимание к
окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в
процессе занятий.
В конце каждого учебного года проводится отчетный концерт, на котором дети
показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год.
Материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как
специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом.
Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу
достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественнопедагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.
Воспитательная работа и досуговая деятельность:
- работа с родителями – родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и
т.д.;
- досуговые мероприятия (вечера отдыха, выезды на природу и т.д.) прививают навыки
общения друг с другом, сплачивают коллектив, раскрывают творческие способности ребят;

- участие в концертной деятельности воспитывает ответственность перед коллективом,
самостоятельность и веру в свои силы;
- посещение концертов, выставок, музеев воспитывает художественно-эстетический вкус.
Учебно-методическое обеспечение:
- нормативно-правовые документы;
- образовательная программа;
- методические материалы (разработки, рекомендации по работе с хором);
- специальная литература (книги, пособия, журналы, нотные сборники, видеокассеты,
аудиокассеты, СD- диски).
Материально- техническое обеспечение:
- хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;
- стационарная аппаратура ( ноутбук, проектор, магнитофон, усилитель звука, колонки,
записи фонограмм, микрофон, видеокамера для записи концертов);
- музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор);
- концертные костюмы, реквизит.
Организационное обеспечение:
- необходимый контингент обучающихся;
- утвержденное расписание занятий;
- родительская помощь;
- связь с общественностью ( школы, СМИ ).
Список литературы:
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение,
1983.
2. Алиев Б.Ю. Пение на уроках музыки, М.: Просвещение, 1978.
3. Вендрова Т.Е., Пигарева И.В., Воспитание музыкой: из опыта работы, М.:
Просвещение, 1991
4. Библиотечка общественного руководителя худ. самодеятельности, Хоровой
коллектив, М.,ПРОФИЗДАТ, 1976.
5. Л.Г.Арчажникова, Профессия – учитель музыки, М.: Просвещение,1984.
6. Журналы «Музыка в школе», Москва №3 – 2001, №2 – 2004.
7. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=563231#1
8. http://www.nne.ru/education/materials/program.php
9. http://music577.ru/left_p_1_p_6.html
10. http://lib.omgpu.ru/cgibin/irbis64r/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21
REF=&S21FMT=&C21COM=S&S21CNR=&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21
STR=%D0%A1%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9
3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%
D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».