ДООП Клуб авторской песни

МАОУ "СОШ № 22"
2021.07.28 12:46:36+05'00'

Пояснительная записка
Программа кружка художественной направленности.
Актуальность программы очевидна. Сегодня в эпоху высоких информационных
технологий, ускоренных темпов жизни во всех социальных сферах, со всей очевидностью встаёт проблема информационной перезагруженности людей, недостатка эмоционального восприятия мира. Это приводит к ранним стрессам, различным нервнопсихическим расстройствам. Психика ребенка особенно уязвима. Дети, в особенности
«продвинутые» (т.е. прилежные в учебной деятельности) нередко испытывают реальный сенсорный голод. Гиперинформированность, рационализм порой подавляют, угнетают их эмоциональное мышление, перекрывают выходы для их нормальной социализации.
Поэтому в школьной среде очень важны, необходимы условия для свободного
неформального общения детей. Необходимы виды внеурочной деятельности, связанные с общением в мире Прекрасного, Одухотворённого, Творческого. В этом плане
деятельность кружка авторской (туристской, бардовской, самодеятельной) песни (далее
КАП) сможет дать детям необходимый стиль, вкус неформального общения, привить
навыки здорового образа жизни, помочь в разумной, правильной адаптации в среде
сверстников и взрослых, содействовать личностной самореализации ребёнка.
Программа адресована детям 12 – 15 лет (учащиеся 5-8 классов). Именно в этом
возрасте дети особенно восприимчивы к миру музыки, поэзии. Их душинаполнены романтикой, фантазией, творчеством, чего нередко недостаёт в обыденной жизни подростков. Деятельность КАПа рассчитана содержательно наполнить духовную потребность детей, формируя универсальные учебные компетенции и развивая их интеллект.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 70 часов (2 часа в неделю).
Формы обученияи виды занятий предполагаются самые различные:
o
Тренинги, консультации (практические занятия по освоению навыков игры на
гитаре, основ вокала);
o
экспромт – концерты (демонстрация результатов индивидуальной учебной деятельности);
o
музыкально – поэтические вечера (знакомства с творчеством поэтов-бардов как
советских, так и современных российских);
o
творческие праздники(встречи с талантливыми музыкально-литературными деятелями нашего города, края);
o
мастер-классы «Творчество и вдохновенье» (проба пера в стихосложении, создании самодеятельной песни, музицирование на гитаре).
Главные условия всех занятий по программе:

ненавязчивость, непохожесть на традиционный школьный урок;

глубокое погружение в добрый и живой мир музыки, поэзии и духовного творчества;

доброжелательное, свободное, искреннее общение;

наполненность духом высокого творчества, сотрудничества и взаимодействия;

системность, усердие и результативность на каждом этапе деятельности.
Цель программы:

Создание условий для творческой художественно – эстетической активности детей посредством индивидуальных системных усилий и коллективного творческого общения в
мире доброй музыки, живой поэзии и талантливых личностей.
Задачи программы:
- способствовать формированию высоконравственных качеств личности и навыков здорового образа жизни, ориентируя ребят на полезную, творческую досуговую деятельность;
- способствовать закреплению и расширению универсальных учебных компетенций
познавательного, регулятивного и коммуникативного характера, оптимально используя
эмоциональную сферу развития личности;
- способствовать расширению и углублению музыкальных, поэтических и вокальных
творческих способностей детей, реализуя принципы дифференцированного обучения и
развития индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Ожидаемые (планируемые) результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы КАПа:
 личностные:
- готовность к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность мотивации к целенаправленной деятельности в сфере музыкально –
поэтического творчества;
- наличие эстетических и нравственных ценностно – смысловых установок в межличностном общении;
- проявление стойкого и убеждённого неприятия безобразного во всех проявлениях поведения и общения, открытость для позитивного конструктивного диалога и социального взаимодействия;
- элементы осознанного восприятия своей творческой индивидуальности в поликультурном социуме и осознание перспектив своего личностного развития.
 метапредметные:
- самостоятельность и целенаправленность в планировании, организации и реализации
своих личностных успехов и достижений;
- способность к доброжелательному и конструктивному взаимодействию в коллективе,
готовность к разумному отстаиванию своих личностных притязаний;
- способность к проектированию и конструированию индивидуальной образовательной и
предметно – творческой траектории личностного роста.
 предметные:
- наличие основ музыкальной грамотности и владение музыкальным инструментом (гитара);
- элементарные способности и навыки вокального мастерства и сценического искусства;
- осознанно – позитивное эмоциональное восприятие мира музыки, поэзии и творчества;
готовность к напряжённому труду и волевым усилиям ради общения и сотворчества в
прекрасном мире музыки и поэзии.
Учебный план
№ п/п

I.

Разделы (этапы), темы, виды и формы деятельности
Организационно – ознакомительный этап

Количество часов
всего
теория прак
тика
7
3
4

Формы
аттестации\контроля
Тест

1

2
3

II.

Вводно–информационная беседа «О сути и деятельности КАПа и о правовых аспектах членства»
Ознакомительное занятие «Бардовское искусство: истоки и современность»
«Слово. Музыка. Душа. Суть авторской песни»
активное слушание, обсуждение и постижение
«магии» самодеятельной песни (туристской, авторской, самодеятельной)
Подготовительно – информационный этап

Вводно-ознакомительное занятие «Возможности
и особенности владения гитарой»
5
Основы игры на гитаре. (Демонстрационная беседа)
6
Пальцевая техника. Переборы. (Тренинг)
7
Игра медиатором. (Тренинг)
8
Перебор первого типа. (Тренинг)
9
Переборы второго типа. (Тренинг)
10
Переборы третьего типа. (Тренинг)
11
Аккорды и гармония.
12
Буквенное обозначение аккордов.
13
Отработка открытых аккордов. (Тренинг)
14
Гитарный бой. (Тренинг)
15
Исполнение соло на гитаре. (Тренинг)
16
Подбор мотивов на слух. (Тренинг)
17
Проба пера в стихосложении. (Тренинг)
18
Музыкальное оформление текста. (Тренинг)
19
Исполнение песни под аккомпанемент гитары.
(Тренинг)
20
Разучивание любимой песни и обработка её аккомпанирования.
III.
Продуктивно – закрепительный этап

1

31

4

Экспромт - концерт (демонстрация первых достижений)
22
Отработка навыков аккомпанирования.
23
Гитарное соло. (Тренинг)
24
Отработка аккордной игры. (Тренинг)
25
«Два в одном: пение и аккомпанирование».
(Тренинг)
26
Аккомпанирование пению. (Тренинг)
27
Туристские песни: знакомство и разучивание.
28
Любимые туристские песни. (Отработка исполнения)
IV.
Этап обобщения и систематизации
29
Экспромт – концерт «В кругу друзей».
30
Подготовка к вечеру авторской песни.
31
Вечер авторской песни по творчеству любимого
российского барда.

1

1

1

3

4

27

Практическая
работа

1
1

1
2
2
2
2
2

1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
17

1

21

16

Практическая
работа

2
2
2
2
2

1

10

2
2
2
10
2
4
2

концерт

32
V.

«Праздник души» - вечер встречи с талантливым земляком – бардом.
Итогово – рефлексивный этап

«И жизнь, и песни, и любовь» подготовка к
прощальному вечеру КАП-овцев.
34
«Душа песни» - музыкально-поэтический вечер
(исполнение своих песен под свой аккомпанемент).
ИТОГО

2
5

5

33

Музыкальнопоэтический
вечер

3
2

70

8

62

Содержание программы
Раздел 1. Организационно – ознакомительный этап - 7ч.
Вводно–информационная беседа «О сути и деятельности КАПа и о правовых аспектах членства» - 1ч. Ознакомительное занятие «Бардовское искусство: истоки и современность» - 2ч. «Слово. Музыка. Душа. Суть авторской песни» активное слушание, обсуждение
и постижение «магии» самодеятельной песни (туристской, авторской, самодеятельной) - 4ч.
Раздел 2. Подготовительно – информационный этап. Вводно-ознакомительное
занятие «Возможности и особенности владения гитарой» -1ч. Основы игры на гитаре.
(Демонстрационная беседа) - 2ч. Пальцевая техника. Переборы. (Тренинг) - 2ч. Игра
медиатором. (Тренинг) - 2ч. Перебор первого типа. (Тренинг) - 2ч. Переборы второго типа.
(Тренинг) - 2ч. Переборы третьего типа. (Тренинг) - 2ч. Аккорды и гармония - 1ч. Буквенное
обозначение аккордов - 1ч. Отработка открытых аккордов. (Тренинг) - 1ч. Отработка
открытых аккордов. (Тренинг) - 2ч. Гитарный бой. (Тренинг) - 2ч. Исполнение соло на
гитаре. (Тренинг) - 2ч. Подбор мотивов на слух. (Тренинг) - 2ч. Проба пера в стихосложении.
(Тренинг) - 2ч. Музыкальное оформление текста. (Тренинг) - 2ч. Исполнение песни под
аккомпанемент гитары. (Тренинг) - 2ч. Разучивание любимой песни и обработка её аккомпанирования - 2ч.
Раздел 3. Продуктивно – закрепительный этап. Экспромт - концерт (демонстрация первых достижений) - 2ч. Отработка навыков аккомпанирования - 2ч. Гитарное соло.
(Тренинг) - 2ч. Отработка аккордной игры. (Тренинг) - 2ч. Два в одном: пение и аккомпанирование». (Тренинг) - 2ч. «Два в одном: пение и аккомпанирование». (Тренинг) -2ч. Аккомпанирование пению. (Тренинг) - 2ч. Туристские песни: знакомство и разучивание -1ч..
Любимые туристские песни. (Отработка исполнения) -2ч.
Раздел 4. Этап обобщения и систематизации - 10ч.. Экспромт – концерт «В кругу
друзей» - 2ч. Подготовка к вечеру авторской песни - 4ч. Вечер авторской песни по творчеству любимого российского барда - 2ч. «Праздник души» - вечер встречи с талантливым
земляком – бардом - 2ч.
Раздел. Итогово-рефлексивный этап - 5ч.. И жизнь, и песни, и любовь» подготовка к прощальному вечеру КАП-овцев -3ч. «Душа песни» - музыкально-поэтический вечер
(исполнение своих песен под свой аккомпанемент) -2ч.

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала
по программе

Дата окончания
обучения по
программе

Всего учебных
недель

1 сентября

29 мая 2021

35

Количество
учебных часов

2020-2021
2

Тематическое планирование
№ п/п
Разделы (этапы), темы, виды и формы деятельности
Организационно – ознакомительный этап
Вводно–информационная беседа «О сути и деятельности КАПа и о правовых аспектах членства»
2
Ознакомительное занятие «Бардовское искусство: истоки и современность»
3
«Слово. Музыка. Душа. Суть авторской песни»
активное слушание, обсуждение и постижение
«магии» самодеятельной песни (туристской, авторской, самодеятельной)
II.
Подготовительно – информационный этап
4
Вводно-ознакомительное занятие «Возможности
и особенности владения гитарой»
5
Основы игры на гитаре. (Демонстрационная беседа)
6
Пальцевая техника. Переборы. (Тренинг)
7
Игра медиатором. (Тренинг)
8
Перебор первого типа. (Тренинг)
9
Переборы второго типа. (Тренинг)
10
Переборы третьего типа. (Тренинг)
11
Аккорды и гармония.
12
Буквенное обозначение аккордов.
13
Отработка открытых аккордов. (Тренинг)
14
Гитарный бой. (Тренинг)
15
Исполнение соло на гитаре. (Тренинг)
16
Подбор мотивов на слух. (Тренинг)
17
Проба пера в стихосложении. (Тренинг)
18
Музыкальное оформление текста. (Тренинг)
19
Исполнение песни под аккомпанемент гитары.
(Тренинг)
20
Разучивание любимой песни и обработка её аккомпанирования.
III.
Продуктивно – закрепительный этап
21
Экспромт - концерт (демонстрация первых достижений)
I.
1

Количество часов
всего
7
1

2
4

31
1
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
17
2

Дата
по плану

фактически

Отработка навыков аккомпанирования.
Гитарное соло. (Тренинг)
Отработка аккордной игры. (Тренинг)
«Два в одном: пение и аккомпанирование».
(Тренинг)
26
Аккомпанирование пению. (Тренинг)
27
Туристские песни: знакомство и разучивание.
28
Любимые туристские песни. (Отработка исполнения)
IV.
Этап обобщения и систематизации
29
Экспромт – концерт «В кругу друзей».
30
Подготовка к вечеру авторской песни.
31
Вечер авторской песни по творчеству любимого
российского барда.
32
«Праздник души» - вечер встречи с талантливым земляком – бардом.
V.
Итогово – рефлексивный этап
33
«И жизнь, и песни, и любовь» подготовка к
прощальному вечеру КАП-овцев.
34
«Душа песни» - музыкально-поэтический вечер
(исполнение своих песен под свой аккомпанемент).
ИТОГО
22
23
24
25

2
2
2
2
2
1
2
10
2
4
2
2
5
3
2

70

Список литературы
1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М: Музыка, 2007.
2. Буреев Г.В. Азбука игры на шестиструнной гитаре: пособие для учителя и
ученика. СПб. : Лань, Планета музыки, 2001. [Электронный ресурс] :
http://e.lanbook.com/view/book/1991/
3. Буторин А. Определитель аппликатуры для шестиструнной гитары. – Музыка,
2010.
4. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М.: Лира, 2010.
5. Виницкий А.И. Учитель и ученик – игра в дуэте. М.: Престо, 2013
6. Виницкий А.И. Аккорды и аккордовые последовательности. М:Престо, 2015.
7. Владимир Высоцкий. Екатеринбург: «КРОК» - центр, 2015.
8. Манилов В.А. Учись аккомпанировать на гитаре. Киев: МузичнаУкраiна, 2012.
9. Панайотов Л.В. «Самоучитель игры на плектргитаре» - М., «Музыка», 2012.
10. Петров П.В. Гитара. Самоучитель. Минск: Современная школа 2013.
Электронный
ресурс:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=139766,
11. Романова.Л.В. «Школа эстрадного вокала». – М., «Музыка», 2014.
12. Темников А.Г. 8 занятий на шестиструнной гитаре: краткий курс
самостоятельного ускоренного обучения без нот. М.: Композитор, 2009.
Электронный ресурс : http://e.lanbook.com/view/book/2897/
Литература для обучающихся

1. Буреев Г.В. Азбука игры на шестиструнной гитаре: пособие для учителя и ученика.
СПб.:Лань,
Планета
музыки,
2001.
[Электронный
ресурс] :
http://e.lanbook.com/view/book/1991
2. Буторин А. Определитель аппликатуры для шестиструнной гитары. М: Музыка,
2010.
3. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М: Лира, 2010.
4. Виницкий А.И. Учитель и ученик – игра в дуэте. М: «Престо, 2013.
5. Виницкий А.И. Аккорды и аккордовые последовательности. М: Престо, 2015.
6. Владимир Высоцкий. Екатеринбург: «КРОК» - центр, 2015.
7. Манилов В.А. Учись аккомпанировать на гитаре. Киев: МузичнаУкраiна, 2012.
8. Панайотов Л.В. Самоучитель игры на плектргитаре. М.: Музыка, 2012.
9. Петров П.В. Гитара. Самоучитель. Минск: Современная школа, 2013.
[Электронныйресурс] :
http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=139766
10.Романова.Л.В. Школа эстрадного вокала. М. Музыка, 2014.
11. Темников А.Г. 8 занятий на шестиструнной гитаре: краткий курс
самостоятельного ускоренного обучения без нот. М. : Композитор,
2009.
[Электронный ресурс] : http://e.lanbook.com/view/book/2897/
Литература рекомендованная для родителей
1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М. : 1996.
2. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. , 1973.
3. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М. , 1986.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».