МАОУ "СОШ № 22" 2021.07.28 12:46:36+05'00' Пояснительная записка Программа кружка художественной направленности. Актуальность программы очевидна. Сегодня в эпоху высоких информационных технологий, ускоренных темпов жизни во всех социальных сферах, со всей очевидностью встаёт проблема информационной перезагруженности людей, недостатка эмоционального восприятия мира. Это приводит к ранним стрессам, различным нервнопсихическим расстройствам. Психика ребенка особенно уязвима. Дети, в особенности «продвинутые» (т.е. прилежные в учебной деятельности) нередко испытывают реальный сенсорный голод. Гиперинформированность, рационализм порой подавляют, угнетают их эмоциональное мышление, перекрывают выходы для их нормальной социализации. Поэтому в школьной среде очень важны, необходимы условия для свободного неформального общения детей. Необходимы виды внеурочной деятельности, связанные с общением в мире Прекрасного, Одухотворённого, Творческого. В этом плане деятельность кружка авторской (туристской, бардовской, самодеятельной) песни (далее КАП) сможет дать детям необходимый стиль, вкус неформального общения, привить навыки здорового образа жизни, помочь в разумной, правильной адаптации в среде сверстников и взрослых, содействовать личностной самореализации ребёнка. Программа адресована детям 12 – 15 лет (учащиеся 5-8 классов). Именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы к миру музыки, поэзии. Их душинаполнены романтикой, фантазией, творчеством, чего нередко недостаёт в обыденной жизни подростков. Деятельность КАПа рассчитана содержательно наполнить духовную потребность детей, формируя универсальные учебные компетенции и развивая их интеллект. Программа рассчитана на 1 год обучения – 70 часов (2 часа в неделю). Формы обученияи виды занятий предполагаются самые различные: o Тренинги, консультации (практические занятия по освоению навыков игры на гитаре, основ вокала); o экспромт – концерты (демонстрация результатов индивидуальной учебной деятельности); o музыкально – поэтические вечера (знакомства с творчеством поэтов-бардов как советских, так и современных российских); o творческие праздники(встречи с талантливыми музыкально-литературными деятелями нашего города, края); o мастер-классы «Творчество и вдохновенье» (проба пера в стихосложении, создании самодеятельной песни, музицирование на гитаре). Главные условия всех занятий по программе: ненавязчивость, непохожесть на традиционный школьный урок; глубокое погружение в добрый и живой мир музыки, поэзии и духовного творчества; доброжелательное, свободное, искреннее общение; наполненность духом высокого творчества, сотрудничества и взаимодействия; системность, усердие и результативность на каждом этапе деятельности. Цель программы: Создание условий для творческой художественно – эстетической активности детей посредством индивидуальных системных усилий и коллективного творческого общения в мире доброй музыки, живой поэзии и талантливых личностей. Задачи программы: - способствовать формированию высоконравственных качеств личности и навыков здорового образа жизни, ориентируя ребят на полезную, творческую досуговую деятельность; - способствовать закреплению и расширению универсальных учебных компетенций познавательного, регулятивного и коммуникативного характера, оптимально используя эмоциональную сферу развития личности; - способствовать расширению и углублению музыкальных, поэтических и вокальных творческих способностей детей, реализуя принципы дифференцированного обучения и развития индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Ожидаемые (планируемые) результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы КАПа: личностные: - готовность к саморазвитию и личностному самоопределению; - сформированность мотивации к целенаправленной деятельности в сфере музыкально – поэтического творчества; - наличие эстетических и нравственных ценностно – смысловых установок в межличностном общении; - проявление стойкого и убеждённого неприятия безобразного во всех проявлениях поведения и общения, открытость для позитивного конструктивного диалога и социального взаимодействия; - элементы осознанного восприятия своей творческой индивидуальности в поликультурном социуме и осознание перспектив своего личностного развития. метапредметные: - самостоятельность и целенаправленность в планировании, организации и реализации своих личностных успехов и достижений; - способность к доброжелательному и конструктивному взаимодействию в коллективе, готовность к разумному отстаиванию своих личностных притязаний; - способность к проектированию и конструированию индивидуальной образовательной и предметно – творческой траектории личностного роста. предметные: - наличие основ музыкальной грамотности и владение музыкальным инструментом (гитара); - элементарные способности и навыки вокального мастерства и сценического искусства; - осознанно – позитивное эмоциональное восприятие мира музыки, поэзии и творчества; готовность к напряжённому труду и волевым усилиям ради общения и сотворчества в прекрасном мире музыки и поэзии. Учебный план № п/п I. Разделы (этапы), темы, виды и формы деятельности Организационно – ознакомительный этап Количество часов всего теория прак тика 7 3 4 Формы аттестации\контроля Тест 1 2 3 II. Вводно–информационная беседа «О сути и деятельности КАПа и о правовых аспектах членства» Ознакомительное занятие «Бардовское искусство: истоки и современность» «Слово. Музыка. Душа. Суть авторской песни» активное слушание, обсуждение и постижение «магии» самодеятельной песни (туристской, авторской, самодеятельной) Подготовительно – информационный этап Вводно-ознакомительное занятие «Возможности и особенности владения гитарой» 5 Основы игры на гитаре. (Демонстрационная беседа) 6 Пальцевая техника. Переборы. (Тренинг) 7 Игра медиатором. (Тренинг) 8 Перебор первого типа. (Тренинг) 9 Переборы второго типа. (Тренинг) 10 Переборы третьего типа. (Тренинг) 11 Аккорды и гармония. 12 Буквенное обозначение аккордов. 13 Отработка открытых аккордов. (Тренинг) 14 Гитарный бой. (Тренинг) 15 Исполнение соло на гитаре. (Тренинг) 16 Подбор мотивов на слух. (Тренинг) 17 Проба пера в стихосложении. (Тренинг) 18 Музыкальное оформление текста. (Тренинг) 19 Исполнение песни под аккомпанемент гитары. (Тренинг) 20 Разучивание любимой песни и обработка её аккомпанирования. III. Продуктивно – закрепительный этап 1 31 4 Экспромт - концерт (демонстрация первых достижений) 22 Отработка навыков аккомпанирования. 23 Гитарное соло. (Тренинг) 24 Отработка аккордной игры. (Тренинг) 25 «Два в одном: пение и аккомпанирование». (Тренинг) 26 Аккомпанирование пению. (Тренинг) 27 Туристские песни: знакомство и разучивание. 28 Любимые туристские песни. (Отработка исполнения) IV. Этап обобщения и систематизации 29 Экспромт – концерт «В кругу друзей». 30 Подготовка к вечеру авторской песни. 31 Вечер авторской песни по творчеству любимого российского барда. 1 1 1 3 4 27 Практическая работа 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 17 1 21 16 Практическая работа 2 2 2 2 2 1 10 2 2 2 10 2 4 2 концерт 32 V. «Праздник души» - вечер встречи с талантливым земляком – бардом. Итогово – рефлексивный этап «И жизнь, и песни, и любовь» подготовка к прощальному вечеру КАП-овцев. 34 «Душа песни» - музыкально-поэтический вечер (исполнение своих песен под свой аккомпанемент). ИТОГО 2 5 5 33 Музыкальнопоэтический вечер 3 2 70 8 62 Содержание программы Раздел 1. Организационно – ознакомительный этап - 7ч. Вводно–информационная беседа «О сути и деятельности КАПа и о правовых аспектах членства» - 1ч. Ознакомительное занятие «Бардовское искусство: истоки и современность» - 2ч. «Слово. Музыка. Душа. Суть авторской песни» активное слушание, обсуждение и постижение «магии» самодеятельной песни (туристской, авторской, самодеятельной) - 4ч. Раздел 2. Подготовительно – информационный этап. Вводно-ознакомительное занятие «Возможности и особенности владения гитарой» -1ч. Основы игры на гитаре. (Демонстрационная беседа) - 2ч. Пальцевая техника. Переборы. (Тренинг) - 2ч. Игра медиатором. (Тренинг) - 2ч. Перебор первого типа. (Тренинг) - 2ч. Переборы второго типа. (Тренинг) - 2ч. Переборы третьего типа. (Тренинг) - 2ч. Аккорды и гармония - 1ч. Буквенное обозначение аккордов - 1ч. Отработка открытых аккордов. (Тренинг) - 1ч. Отработка открытых аккордов. (Тренинг) - 2ч. Гитарный бой. (Тренинг) - 2ч. Исполнение соло на гитаре. (Тренинг) - 2ч. Подбор мотивов на слух. (Тренинг) - 2ч. Проба пера в стихосложении. (Тренинг) - 2ч. Музыкальное оформление текста. (Тренинг) - 2ч. Исполнение песни под аккомпанемент гитары. (Тренинг) - 2ч. Разучивание любимой песни и обработка её аккомпанирования - 2ч. Раздел 3. Продуктивно – закрепительный этап. Экспромт - концерт (демонстрация первых достижений) - 2ч. Отработка навыков аккомпанирования - 2ч. Гитарное соло. (Тренинг) - 2ч. Отработка аккордной игры. (Тренинг) - 2ч. Два в одном: пение и аккомпанирование». (Тренинг) - 2ч. «Два в одном: пение и аккомпанирование». (Тренинг) -2ч. Аккомпанирование пению. (Тренинг) - 2ч. Туристские песни: знакомство и разучивание -1ч.. Любимые туристские песни. (Отработка исполнения) -2ч. Раздел 4. Этап обобщения и систематизации - 10ч.. Экспромт – концерт «В кругу друзей» - 2ч. Подготовка к вечеру авторской песни - 4ч. Вечер авторской песни по творчеству любимого российского барда - 2ч. «Праздник души» - вечер встречи с талантливым земляком – бардом - 2ч. Раздел. Итогово-рефлексивный этап - 5ч.. И жизнь, и песни, и любовь» подготовка к прощальному вечеру КАП-овцев -3ч. «Душа песни» - музыкально-поэтический вечер (исполнение своих песен под свой аккомпанемент) -2ч. Календарный учебный график Год обучения Дата начала по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель 1 сентября 29 мая 2021 35 Количество учебных часов 2020-2021 2 Тематическое планирование № п/п Разделы (этапы), темы, виды и формы деятельности Организационно – ознакомительный этап Вводно–информационная беседа «О сути и деятельности КАПа и о правовых аспектах членства» 2 Ознакомительное занятие «Бардовское искусство: истоки и современность» 3 «Слово. Музыка. Душа. Суть авторской песни» активное слушание, обсуждение и постижение «магии» самодеятельной песни (туристской, авторской, самодеятельной) II. Подготовительно – информационный этап 4 Вводно-ознакомительное занятие «Возможности и особенности владения гитарой» 5 Основы игры на гитаре. (Демонстрационная беседа) 6 Пальцевая техника. Переборы. (Тренинг) 7 Игра медиатором. (Тренинг) 8 Перебор первого типа. (Тренинг) 9 Переборы второго типа. (Тренинг) 10 Переборы третьего типа. (Тренинг) 11 Аккорды и гармония. 12 Буквенное обозначение аккордов. 13 Отработка открытых аккордов. (Тренинг) 14 Гитарный бой. (Тренинг) 15 Исполнение соло на гитаре. (Тренинг) 16 Подбор мотивов на слух. (Тренинг) 17 Проба пера в стихосложении. (Тренинг) 18 Музыкальное оформление текста. (Тренинг) 19 Исполнение песни под аккомпанемент гитары. (Тренинг) 20 Разучивание любимой песни и обработка её аккомпанирования. III. Продуктивно – закрепительный этап 21 Экспромт - концерт (демонстрация первых достижений) I. 1 Количество часов всего 7 1 2 4 31 1 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 17 2 Дата по плану фактически Отработка навыков аккомпанирования. Гитарное соло. (Тренинг) Отработка аккордной игры. (Тренинг) «Два в одном: пение и аккомпанирование». (Тренинг) 26 Аккомпанирование пению. (Тренинг) 27 Туристские песни: знакомство и разучивание. 28 Любимые туристские песни. (Отработка исполнения) IV. Этап обобщения и систематизации 29 Экспромт – концерт «В кругу друзей». 30 Подготовка к вечеру авторской песни. 31 Вечер авторской песни по творчеству любимого российского барда. 32 «Праздник души» - вечер встречи с талантливым земляком – бардом. V. Итогово – рефлексивный этап 33 «И жизнь, и песни, и любовь» подготовка к прощальному вечеру КАП-овцев. 34 «Душа песни» - музыкально-поэтический вечер (исполнение своих песен под свой аккомпанемент). ИТОГО 22 23 24 25 2 2 2 2 2 1 2 10 2 4 2 2 5 3 2 70 Список литературы 1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М: Музыка, 2007. 2. Буреев Г.В. Азбука игры на шестиструнной гитаре: пособие для учителя и ученика. СПб. : Лань, Планета музыки, 2001. [Электронный ресурс] : http://e.lanbook.com/view/book/1991/ 3. Буторин А. Определитель аппликатуры для шестиструнной гитары. – Музыка, 2010. 4. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М.: Лира, 2010. 5. Виницкий А.И. Учитель и ученик – игра в дуэте. М.: Престо, 2013 6. Виницкий А.И. Аккорды и аккордовые последовательности. М:Престо, 2015. 7. Владимир Высоцкий. Екатеринбург: «КРОК» - центр, 2015. 8. Манилов В.А. Учись аккомпанировать на гитаре. Киев: МузичнаУкраiна, 2012. 9. Панайотов Л.В. «Самоучитель игры на плектргитаре» - М., «Музыка», 2012. 10. Петров П.В. Гитара. Самоучитель. Минск: Современная школа 2013. Электронный ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=139766, 11. Романова.Л.В. «Школа эстрадного вокала». – М., «Музыка», 2014. 12. Темников А.Г. 8 занятий на шестиструнной гитаре: краткий курс самостоятельного ускоренного обучения без нот. М.: Композитор, 2009. Электронный ресурс : http://e.lanbook.com/view/book/2897/ Литература для обучающихся 1. Буреев Г.В. Азбука игры на шестиструнной гитаре: пособие для учителя и ученика. СПб.:Лань, Планета музыки, 2001. [Электронный ресурс] : http://e.lanbook.com/view/book/1991 2. Буторин А. Определитель аппликатуры для шестиструнной гитары. М: Музыка, 2010. 3. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М: Лира, 2010. 4. Виницкий А.И. Учитель и ученик – игра в дуэте. М: «Престо, 2013. 5. Виницкий А.И. Аккорды и аккордовые последовательности. М: Престо, 2015. 6. Владимир Высоцкий. Екатеринбург: «КРОК» - центр, 2015. 7. Манилов В.А. Учись аккомпанировать на гитаре. Киев: МузичнаУкраiна, 2012. 8. Панайотов Л.В. Самоучитель игры на плектргитаре. М.: Музыка, 2012. 9. Петров П.В. Гитара. Самоучитель. Минск: Современная школа, 2013. [Электронныйресурс] : http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=139766 10.Романова.Л.В. Школа эстрадного вокала. М. Музыка, 2014. 11. Темников А.Г. 8 занятий на шестиструнной гитаре: краткий курс самостоятельного ускоренного обучения без нот. М. : Композитор, 2009. [Электронный ресурс] : http://e.lanbook.com/view/book/2897/ Литература рекомендованная для родителей 1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М. : 1996. 2. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. , 1973. 3. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М. , 1986.