МАОУ "СОШ № 22"
2021.07.28 12:46:00+05'00'
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа кружка
«Мастерская
художественного слова и поэзии» разработана на основании приказа Министерства
образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам»,
СанПин
2.4.4.3172-14
«Санитарно
–
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
Концепции
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р,
методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ.
Программа кружка художественной (направленности).
Актуальность программы очевидна. Программа кружка «Мастерская художественного
слова и поэзии» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства
формы и содержания, овладения богатейшими выразительными средствами русского
литературного языка. Важное значение в формировании духовно богатой,
гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями имеет художественное слово. Основным тематическим
стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и красоты русского
языка. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого
– превратить слово, написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает
соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся,
как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Освоение курса вносит вклад
в достижение личностных результатов обучающихся.
Особенность данной программы - индивидуальный подход к каждому ребёнку с
учетом возрастных и психофизических особенностей.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с
обучающимися 4-11 класса. Занятия проводятся из расчета 2 часа в неделю, 70 часов в
год.
Цели:
Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей свободно
передавать свои мысли и чувства. Активное участие в школьных и городских смотрах,
конкурсах и других мероприятиях.
Задачи:
обучающие:
- учить школьников «медленному» - глубокому и вдумчивому - чтению
художественных текстов;
- учить основам бытовой и сценической культуры;
- учить приёмам сосредоточения внимания;
- учить основам владения артикуляцией и внятной речью;
- учить приёмам общения с различной аудиторией в условиях сценического
выступления;
развивающие:
- развивать выразительность речи, творческий потенциал детей для более глубокого
понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем
слове;
- способствовать развитию у школьников гибкости голоса, умения пользоваться силой
и высотой звука, темпом речи, изменением тембра;
- развивать чувство ритма, фонематический и речевой слух ребёнка;
- развивать кругозор ребёнка в области словообразования, литературы, искусства;
- развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка;
-развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, способность к образному
мышлению;
воспитательные:
- прививать любовь к книге;
- воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного;
-способствовать творческой самореализации, раскрепощению личности подростка;
-способствовать социализации и формированию адекватной самооценки, уверенности в
себе;
Приёмы и методы, этапы обучения.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и
методы,
которые
способствуют
наиболее
эффективному
усвоению
материала.Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения
речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и
дыхательную гимнастику, работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).
Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка
логических ударений.
Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.
Важным приёмом является личный пример учителя, речь которого должна быть
ясной, чёткой и выразительной.
Кружок «Мастерская художественного слова и поэзии» – это возможность
прослушать и обсудить аудиозаписи, сравнить свое чтение с актерским исполнением,
посмотреть фрагменты фильмов о композиторах, поэтах, писателях, провести занятие
не за партой, а в музее или в библиотеке, попробовать свои силы в различных
конкурсах.
Занятия кружка «Мастерская художественного слова и поэзии» состоят из нескольких
этапов:
1. Практические упражнения по технике и логике речи.
2. Индивидуальная работа учащихся над созданием собственных рассказов, стихов,
сказок, очерков, авторских песен.
Основу занятия составляет обязательное практическое воспроизведение заданий
педагога каждым обучающимся.
Для реализации программы используются следующие ФОРМЫ РАБОТЫ:
практические и теоретические занятия,игры, дискуссии, репетиции, праздники,
конкурсы, концертные выступления,устный журнал, литературные встречи,
литературные гостиные, посещение библиотеки, экскурсии.
Ожидаемые
(планируемые)
результаты
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы«Мастерская художественного слова и поэзии»:
личностные:
- знать и развивать собственные речевые и голосовые возможности, элементы
актерского мастерства; использовать возможности своего голоса;
- готовность к саморазвитию и личностному самоопределению;
- формировать мотивацию к целенаправленной деятельности в сфере музыкально –
поэтического творчества;
- наличие эстетических и нравственных ценностно – смысловых установок в
межличностном общении;
- проявление стойкого и убеждённого неприятия безобразного во всех проявлениях
поведения и общения, открытость для позитивного конструктивного диалога и
социального взаимодействия;
- элементы осознанного восприятия своей творческой индивидуальности в
поликультурном социуме и осознание перспектив своего личностного развития.
метапредметные:
- самостоятельность и целенаправленность в планировании, организации и реализации
своих личностных успехов и достижений;
- самостоятельно готовить артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию
(правильно дышать);
- способность к доброжелательному и конструктивному взаимодействию в коллективе,
готовность к разумному отстаиванию своих личностных притязаний; общаться со
слушателями в камерной обстановке;
- самостоятельно осуществлять выбор художественного произведения и обосновывать
свой выбор;
- способность к проектированию и конструированию индивидуальной образовательной
и предметно – творческой траектории личностного роста.
предметные:
- знать понятия: словесное действие и подтекст; художественные особенности
литературного произведения; творческое внимание; хорошая дикция, активный
артикуляционный аппарат; исполнительские задачи;
- элементарные способности и навыки вокального мастерства и сценического
искусства;
- осознанно – позитивное эмоциональное восприятие мира музыки, поэзии и
творчества; готовность к напряжённому труду и волевым усилиям ради общения и
сотворчества в прекрасном мире музыки и поэзии.
Результатом общения с литературой, музыкой становится желание некоторых
ребят попробовать себя в роли юного поэта, сказочника, журналиста, барда.
Виды и формы контроля.
В течение срока обучения обучающиеся должны усвоить программу по
дополнительному образованию, в качестве промежуточных результатов учитывается
участие обучающихся в конкурсах, викторинах, дискуссиях, беседах. Проводятся
занятия творчества.
В качестве форм подведения итогов организуются конкурсы, литературномузыкальные вечера, литературные встречи.
Учебный план
№
Раздел, тема
п/п
1.
Кол-во занятий
Всего
Логика речи
Теория Практика
16
12
2
2.
Средства логической выразительности
речи (ударение, паузы, логическая
мелодия).
2
2
3.
Чтение прозаического произведения.
2
1
4.
Членение текста на речевые звенья.
2
2
5.
Логическое ударение.
2
2
6.
Логическая мелодия.
2
2
7.
Чтение басни.
2
1
8.
Пауза, логическая мелодия и знаки
препинания.
2
2
9
Умение передать средствами интонации
особенности различных синтаксических
конструкций.
10
Эмоционально – образная
выразительность речи
14
8
11
Основа эмоционально-образной
выразительности.
2
2
12
Проявление в чтении мыслей и
эмоционально-волевых устремлений
читающего.
2
2
13
Средства выразительности: сила звука,
высота звука, тембр, темп,
психологическая пауза.
2
2
14
Практические упражнения
2
15
Формы общения с аудиторией (прямое и
косвенное)
2
16
Чтение прозаического произведения.
2
2
17
Рассказывание.
2
2
Формы аттестации/
контроля
Инсценирование
басен
1
1
6
2
2
Практические
упражнения
18
Техника речи
28
22
Значение хорошей дикции в устной
речи. Искусство дыхания.
2
2
6
Голос. Дикция
19
Артикуляция гласных и согласных
звуков
2
2
20
Устранение дефектов произношения.
Индивидуальная работа над дикцией
учащихся.
2
1
1
21
Устранение диалектных ошибок речи.
2
1
1
22
Орфоэпические нормы их изменяемость
Практические упражнения по дыханию и
дикции.
2
1
1
23
Знакомство с орфоэпическими
словарями.
2
1
1
Практические
упражнения
Практические упражнения по дыханию и
дикции.
24
Речевое дыхание, логические ударения,
подтекст
2
2
25
Средства выразительности речи.
2
2
Понятие о мимике и жесте как
дополнительных
средствах выразительного чтения
26
Пауза, логическая мелодия и знаки
препинания.
2
2
27
Членение текста на речевые
звенья. Подтекст. Юмор.
2
1
1
28
Логическое ударение.Работа над
партитурой чтения.
2
1
1
29
Белый стих и стихотворение в прозе.
2
2
30
Проверка уровня усвоения учащимися
специальных знаний, умений и навыков,
полученных в системе кружковой
работы
2
2
31
Собственное исполнительское
музыкальное, литературное,
поэтическое, риторическое и
10
Практическая работа
10
ораторское творчество
32
Написание повествовательного рассказа
2
2
33
Декламация стихотворного
произведения на аудиторию
2
2
34
Проба актёрского мастерства:
исполнение басни
2
2
35
Дискуссионный тренинг на заданную
тему
2
2
Тренинг
36
Проба поэтического мастерства:
написание стихотворного произведения
2
2
Написание
стихотворения
Написание рассказа
Содержание. Тематическое планирование.
1. Логика речи – коммуникативное качество речи, которое подразумевает
последовательное и непротиворечивое, аргументированное изложение материала.
Выразительное, правильное чтение – это воплощение литературно-художественного
произведения или авторского, журналистского материала в звучащей речи.
2. Эмоционально - образная выразительность речи (отработка умения нотировать
текст, составлять партитуру чтения, выделять логическое ударение, выстраивать
ритмический рисунок фразы).
3. Техника речи (упражнения на подготовку голосового аппарата, постановку речевого
дыхания и т.п.).
4.
Собственное
исполнительское
музыкальное,
литературное,поэтическое,
риторическое и ораторское творчество.
Календарный учебный график
Год обучения
Дата начала
по программе
Дата окончания
обучения по
программе
Всего
учебных
недель
Количество
учебных часов
2020-2021
1 сентября
29 мая 2021
35
2
Тематическое планирование
№
п/п
1
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
Разделы (этапы) деятельности
Логика речи
Средства логической выразительности речи (ударение,
паузы, логическая мелодия).
Чтение прозаического произведения.
Членение текста на речевые звенья.
Логическое ударение.
Логическая мелодия.
Количество
часов
16
2
2
2
2
2
11-12 Чтение басни.
13-14 Пауза, логическая мелодия и знаки препинания.
15-16 Умение передать средствами интонации особенности
различных синтаксических конструкций.
2
Эмоционально – образная выразительность речи
17-18 Основа эмоционально-образной выразительности.
19-20 Проявление в чтении мыслей и эмоционально-волевых
устремлений читающего.
21-22 Средства выразительности: сила звука, высота звука, тембр,
темп, психологическая пауза.
23-24 Практические упражнения,
25-26 Формы общения с аудиторией (прямое и косвенное)
27-28 Чтение прозаического произведения.
29-30 Рассказывание.
3
Техника речи
31-32 Значение хорошей дикции в устной речи. Искусство
дыхания.
Голос. Дикция
33-34 Артикуляция гласных и согласных звуков
35-36 Устранение дефектов произношения. Индивидуальная работа
над дикцией учащихся.
37-38 Устранение диалектных ошибок речи.
39-40 Орфоэпические нормы их изменяемость Практические
упражнения по дыханию и дикции.
41-42 Знакомство с орфоэпическими словарями.
Практические упражнения по дыханию и дикции.
43-44 Речевое дыхание, логические ударения, подтекст
45-46 Средства выразительности речи.
Понятие о мимике и жесте как дополнительных
средствах выразительного чтения
47-48 Пауза, логическая мелодия и знаки препинания.
49-50 Членение текста на речевые звенья. Подтекст. Юмор.
51-52 Логическое ударение.Работа над партитурой чтения.
53-54 Белый стих и стихотворение в прозе.
55-56 Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний,
умений и навыков, полученных в системе кружковой работы
57-58 Теоретические основы выразительного чтения
4
Собственное
исполнительское
музыкальное,
литературное, поэтическое, риторическое и ораторское
творчество
59-60 Написание повествовательного рассказа
61-62 Декламация стихотворного произведения на аудиторию
63-64 Проба актёрского мастерства: исполнение басни
65-66 Дискуссионный тренинг на заданную тему
67-68 Проба поэтического мастерства: написание стихотворного
произведения
69-70 Вхождение в бардовское искусство: написание песни на своё
стихотворное произведение
ИТОГО
Список литературы
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
28
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
70
1.
Асафьев, Б.В. Речевая интонация / Б.В. Асафьев. М.-Л.; Музыка, 2015. 135 с.
2.
Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Изд.2-е. Л.: 2014.376 с.
3.
Виноградов К. П. «Работа над дикцией в хоре». М.: Музыка, 2015. 148с.
4.
Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. М.,2013
5.
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.:
Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2012.
6.
Яковлев, А.В. Физиологические закономерности певческой атаки / А.В. Яковлев.
Л., 2013
13. Яковенко, С. М.И. Глинка и отечественная вокально-исполнительская культура / С.
Яковенко // Музыкальная академия. 2014. № 3.
Электронные ресурсы
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/