МАОУ "СОШ № 22" 2021.07.28 12:45:21+05'00' Пояснительная записка. Дополнительное образование - важный и неотъемлемый компонент системы общего образовательного процесса. Оно способствует углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих за рамки образования. Влияние музыки на ребёнка велико. Освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров, направлений создаёт условия для правильной ценностной ориентации школьников в потоке музыкальной информации. Занятия в «народном хоре» дают знания об истоках народного творчества, развивают художественно- образное мышление, обеспечивают передачу эстетических, нравственных, трудовых идеалов через песни, игры, сказки. Фольклор как школа социального опыта даёт возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа. Создатели русских песен воспевают добро, мужество, человеколюбие, справедливость. В их творчестве отражается нравственное здоровье народа. В отличие от взрослых, младшие школьники не воспринимают русские народные песни как-что- то архаичное, не современное, скучное. Психологические особенности данного возраста помогают воспринимать народные песни, потешки, игры естественно и заинтересованно. Дети живут в этом мире творчества, народного театра, населённого добрыми и сердитыми козликами, котиками, сороками, лошадками, бабушкиными пирогами и прибаутками. Это их мир, мир добра и сказки, где всегда царит справедливость и любовь. Поэтому так интересен этот вид деятельности для младшего школьника. Актуальность программы. В настоящее время дети находятся в агрессивной музыкальной среде. Современная музыка, которую вольно или невольно слушают школьники, разрушает их души. Средства массовой информации не способствуют повышению музыкального уровня и созданию духовного пространства детей. В семьях часто недооценивают огромную роль музыкально – эстетического воспитания в формировании нравственности ребёнка и поэтому не уделяют этому должного внимания. Если в крупных городах есть возможность встречи с высокохудожественными музыкальными произведениями в зале филармонии, музыкальном театре, в концертном зале, то в сельской местности такой возможности практически нет. Базисный учебный план отводит предмету «Музыка» 1 час в неделю. Этого совершенно недостаточно для выполнения задач по формированию культурно - досуговой компетентности школьника. Отсюда вывод о необходимости создания в школах определённой художественно- эстетической среды, где школьник может: - реализовать познавательные интересы; - применить творческие способности в практической деятельности; - развить критическое мышление; - познать силу и глубину музыкального искусства. «…возвратить сердца детей к культуре и традиции», - одна из целей художественно - педагогической деятельности учителя искусств. (Г.В.Стюхина). Для достижения данной цели в школе должна быть создана среда для музыкальноэстетического развития, которая объединяла бы интеллектуальную и практическую деятельность ученика и влияла на духовно- нравственный рост школьника. Обучение русскому традиционному пению является одной из форм освоения отечественной культуры. Песне принадлежит главное место в музыкальном фольклоре. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать детей к истории и культуре своего народа. Закладывая в школе знания народно- художественных традиций, закладывается фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Востребованность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Отличительными особенностями настоящей программы, от аналогичных по профилю, являются: Музыкально- фольклорные знания и умения систематизируют в программе теорию и практику с учетом основ народной педагогики, современной дидактики и возрастной психологии детей. Народное пение рассматривается в программе как эффективный путь вхождения ребенка в традиционную обрядовую культуру. Традиционная культура рассматривается в программе как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития. Новизна программы заложена в непосредственном цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, закличек, колядок и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям в течение 4 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи, а значит и соответствующий им музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Ритмом учебного процесса являются учебные четверти и каникулы в рамках традиционного русского календаря. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования рабочая программа опирается на следующие ценности: - патриотические чувства гражданина России; - гражданская идентификация; - общечеловеческие ценности; - поликультурный мир; - личное нравственное самосовершенствование. В процессе деятельности школы по воспитанию духовно-нравственных основ личности младшего школьника решаются общие цели с данной программой. Программа «Народный хор» эффективно реализует многоцелевую направленность: способствует формированию художественного вкуса. Развитию музыкальных способностей, формирует нравственные качества; обеспечивает приобретение социального опыта в процессе подготовки и участия в календарных праздниках, концертах, экскурсиях; развивает навыки познавательной и научно- исследовательской деятельности. Концептуальные основы программы включают идеи: -привития детям любви к народной культуре через народное пение; -пробуждения генетической памяти ребенка; -развития вокальных, слуховых, интонационных и других навыков для успешной реализации своих творческих возможностей; -формирования фундаментальных основ духовно- нравственного развития личности ребенка в перспективе его жизненного самоосуществления. Цель программы: формирование культурно – досуговой компетентности школьника, выявление и реализация творческих возможностей ребенка во взаимосвязи с духовно- нравственным развитием на основе изучения национальных культурных традиций. Для достижения цели в процессе освоения программы необходимо решать следующие задачи: Задачи: I. Образовательные. - обучение детей навыкам певческой и исполнительской традиции Урала, а также других областей России; -обучение навыкам народного звукоподражания, приемам исполнения (скольжение, спады, огласовки), освоение говора, диалекта коренных жителей Урала; -обучение навыкам пения без сопровождения (пения «без заданного тона»); -формирование умения перенимать песню от носителей традиций; -развитие навыков интонирования в ладах народной музыки; -обучение вокально-хоровой технике: певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, художественной выразительности; -формирование навыков научно- поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих, этнических материалов; - формирование представлений о разнообразных жанрах народных песен, об основных музыкально- фольклорных понятиях; II. Развивающие. -развитие голоса и его регистров, диапазон, тембра; -развитие навыков цепного дыхания; -развитие слуха, музыкальной памяти и мышления; -формирование эстетического вкуса, познавательного интереса; творческой инициативы обучающихся. III. Воспитательные. -формирование умения организовывать свой труд; -формирование умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей; -воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре; -формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения; -воспитание толерантности; -способствовать профессиональному самоопределению. Культурно- досуговая деятельность включает в себя выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность цели: - формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, особенностях труда, народных традиций, фольклора, искусства); -осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России; - воспитание психологических феноменов идентификации и децентрации (умения встать на место другого человека, объективно оценить чужое и свое поведение, признать право другого на мнение, поведение, оценки); -развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом); - развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.); - воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения. В основу дополнительной общеобразовательной программы «Народный хор» легла программа «Народный хор» (составитель Л.В.Шамина, изд., «Просвещение» 1999г), «Музыкальный фольклор» (составители Л.Л.Куприянова, Л.В.Шамина, изд., «Просвещение» 1992г), методология В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр, Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Методы данных авторов направлены на личностное развитие учащихся, формируют коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные, освоенные обучающими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Отличительные особенности программы: Содержание программы строится на основе «народного календаря», полного жизненного цикла человека. Такой подход дает возможность детям в течение четырех лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Праздники, включённые в программу: Осенняя ярмарка. Масленица. Христианские праздники в школе не отмечаем, но в программе отводится время на обязательное ознакомление с традициями данных праздников. К четвёртому году обучения хор звучит довольно слаженно, с хорошим репертуаром, способен выступать перед зрителями эмоционально и артистично. Родители помогают со сценическими костюмами и организацией детей перед концертом. Репертуар подбирается с учётом возраста детей. Концертные номера, как правило, объединяются одной темой. Темы программы ложатся на календарный земледельческий круг с постепенным усложнением песенного репертуара. Календарный земледельческий круг. Весна. Масленица.- За семь недель до первого весеннего полнолуния. Пасха- первое весеннее полнолуние. 22 марта- день весеннего равноденствия. Закликание весны: заклички, весенние хороводы. Троица- семь недель после весеннего полнолуния. Праздник расцвета природы, завивание берёзки. Лето. 24 июня- последний день летнего солнцестояния. Летний солнцеворот. Осень. Зажинки, дожинки, помочи. Начало- конец жатвы. Жатвенные песни. «Завивание» бороды. Свадьбы. Зима. 25декабря- праздник зимнего солнцеворота. Новолетие. Начало нового солнечного года. День прибавляется. Январь. Рождество Христово. Святки. Святочные игры. Подблюдные песни. Работа дополнительного образования строится с учётом следующих принципов: 1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций. 2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы содержания образования; признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества. 3. Нравственная ценность отбора содержания является также важнейшим принципом кружковой работы образовательного учреждения. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. 4. Принцип разнообразия деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: участие в праздниках, школьных концертах, организация игр с первоклассниками, подбор материала и составление слайдовых презентаций, участие в иной творческой деятельности. 5. Принцип учета потребности, обучающихся данной социальной группы, их социальные роли. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы дети осваивали социальные роли, с которыми впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности». При планировании внеурочной деятельности учитываются познавательные и творческие интересы школьника. Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера. Такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения– находят свое полное подтверждение в работе по освоению фольклора согласно данной программе. Для удовлетворения образовательных потребностей, учащихся с повышенным интересом к занятию музыкальной деятельностью в целях развития творческих способностей, в школе функционирует ансамбль «Русичи». Высокая мотивация посещения данного кружка обеспечивается возможностью самореализации ученика через концертную деятельность на школьных, поселковых и городских праздниках. Успехи в творчестве радуют детей, развивают коммуникабельность, повышают самооценку. Родители, как правило, с удовольствием ходят на концерты с участием их ребёнка, оказывают помощь в подготовке сценических костюмов и в организации участников праздника. Это способствует социализации школьников и совершенствованию семейного воспитания. Характеристика программы: Тип - дополнительная образовательная программа; Направленность - художественная Вид образовательной программы - модифицированная. Классификация программы - специализированная. По возрастному принципу - разновозрастная; По масштабу действия - учрежденческая. Уровень освоения - общекультурный. Формы организации образовательного процесса: Программа обучения предполагает: - коллективные занятия - хоровое пение, народная хореография, игра; - групповые занятия - ансамблевое пение, народная хореография; - участия в концертах. Режим занятий: Год обучения Общее Кол-во часов Кол-во занятий в неделю кол-во часов в неделю 1 год 35 1 1 2 год 35 1 1 3 год 35 1 1 4 год 35 1 1 Учебный план № 1. Разделы "Основы народной культуры". 1 год 16 2 год 16 3 год 16 4 год 16 2. "Вокально-хоровая работа". 16 16 16 16 3. "Концертно-репетиционная деятельность" 3 3 3 3 Итого: 35 № I 35 35 Учебно-тематический план I год обучения Разделы и темы Всего Теория Практика Форма я аттестации контроля Основы народной культуры 16 4 12 устный Обряды, народный календарь 14 4 Народные музыкальные 2 инструменты II Вокально–хоровая работа 16 4 2.1 Особенности народного пения 8 2 2.2 Пение в ансамбле 6 1 2.3 Слушание музыки 2 1 III Концертно-репетиционная 3 деятельность Всего: 35 8 Учебно-тематический план II года обучения № Разделы и темы Всего Теория я 1.1 1.2 10 2 12 6 5 1 3 35 и тестирование творческий показ устный творческий прослушивание тестирование творческий просмотр 27 I Основы народной культуры 16 4 Практика Форма аттестации контроля 12 устный 1.1 Обряды, народный календарь 14 4 10 тестирование и 1.2 II 2.1 2.2 2.3 III № Народные музыкальные 2 инструменты Вокально–хоровая работа 16 Особенности народного пения 8 Пение в ансамбле 6 Слушание музыки 2 Концертно-репетиционная 3 деятельность Всего: 35 - 2 4 2 1 1 - 12 6 5 1 3 8 27 Учебно-тематический план III года обучения Разделы и темы Всего Теория я творческий показ устный творческий прослушивание тестирование творческий просмотр I Основы народной культуры 16 4 Практика Форма аттестации контроля 12 устный 1.1 1.2 Обряды, народный календарь 14 Народные музыкальные 2 инструменты Вокально–хоровая работа 16 Особенности народного пения 8 Пение в ансамбле 6 Слушание музыки 2 Концертно-репетиционная 3 деятельность Всего: 35 4 - 10 2 4 2 1 1 - 12 6 5 1 3 8 27 II 2.1 2.2 2.3 III Учебно-тематический план IV года обучения № Разделы и темы Всего Теория я тестирование творческий показ устный творческий прослушивание тестирование творческий просмотр I Основы народной культуры 16 4 Практика Форма аттестации контроля 12 устный 1.1 1.2 Обряды, народный календарь 14 Народные музыкальные 2 инструменты Вокально–хоровая работа 16 Особенности народного пения 8 Пение в ансамбле 6 Слушание музыки 2 Концертно-репетиционная 3 деятельность Всего: 35 4 - 10 2 4 2 1 1 - 12 6 5 1 3 8 27 II 2.1 2.2 2.3 III и и тестирование творческий показ устный творческий прослушивание тестирование творческий просмотр Содержание учебного плана 1 года обучения Раздел I. Основы народной культуры. Тема 1.1 Обряды, народный календарь Теория. Вводное занятие. Основные направления русского народного творчества. Фольклор. Малые формы фольклора. Детский бытовой фольклор. Обрядовый фольклор. Песни осеннего и летнего календарного цикла. Зимний цикл обрядов. Рождество. Весенний цикл обрядов. Знакомство и разучивание веснянок. Народная пляска. Хоровод. Подвижные игры. Весенние приговорки. Троица. Летние приговорки и песни. Практика. Разучивание и пение колыбельных, прибауток, потешек. Проговаривание скороговорок, считалок. Знакомство с осенними играми с припевами, осенних песен. Выполнение упражнений для достижения естественного звучания голоса, разговорности в музыкальной речи. Чтение сказок различных жанров, обсуждение действий различных персонажей. Исполнение песен зимнего периода, веснянок, весенних приговорок, летних приговорок и песен. Уличное пение. Пение календарных, хороводных, плясовых и игровых песен. Разыгрывание подвижных народных игр. Тема 1.2 Народные музыкальные инструменты Теория. Знакомство с музыкальными народными инструментами (свистулька, ложки, трещотки, шаркунок). Практика Обучение игре на свистульках, шумовых инструментах. Игра на шумовых инструментах (ложки, трещотки, шаркунок). Раздел II. Вокально-хоровая работа. Тема 2.1 Особенности народного пения Теория. Строение голосового аппарата и его функции. Образование звука. Знакомство с артикуляционным аппаратом, техникой правильного певческого дыхания. Певческая установка и высокая певческая позиция. Охрана голоса. Практика. Упражнения на формирование детского певческого голоса, соединение слогов, развитие координационных, скоростных способностей. Комплекс упражнений на развитие навыков чистого интонирования. Работа над певческим звуком. Проговаривание несложных скороговорок на четкое произношение согласных (б, п, т, к). Выполнение упражнений на произнесение гласных звуков в различной позиции, несложных артикуляционных и дикционных упражнений. Исполнение упражнений по методикам В. Емельянова. Считалки. Исполнение песен-игр, скороговорок. Осенние приговорки. Тема 2.2 Пение в ансамбле Теория. Особенности народной манеры пения. Звукоизвлечение. Масленичные песни с припевами. Практика. Работа над народной манерой пения, звукоизвлечением. Выполнение упражнений на выравнивание унисона. Пение народных календарных песен. Сольное пение. Малый ансамбль. Весенний цикл обрядов. Исполнение масленичных песен с припевами, попевок. Пение календарных, хороводных, плясовых и игровых песен. Тема 3. Слушание музыки Теория. Слушание аудиозаписей и видеозаписей детских фольклорных, самодеятельных коллективов разных регионов России. Раздел III. Концертно-репетиционная деятельность. Организация праздника «Осенины». Выступление на тематических праздниках «Уж как шла коляда», «Масленица», «Встреча Весны». Выступление на концертах. Содержание учебного плана 2 года обучения Раздел I. Основы народной культуры. Тема 1. Обряды, народный календарь Теория. Вводное занятие. Трудовые и артельные песни. Народные игры с припевами. Песни трудового лета и осени. Зимний цикл обрядов. Рождество. Обрядовый фольклор. Святки. Знакомство с народными играми с припевами Новосибирской области. Встреча Масленицы. Закликание Весны. Подвижные игры. Пасха. Хоровод, пляска. Троицкие песни и хороводы. Практика. Разучивание и исполнение хороводных, плясовых, артельных песен, песен трудового лета и осени, песен зимнего периода, масленичных песен, весенних закличек с музыкальным сопровождением и без сопровождения. Пение календарных, хороводных, плясовых и игровых песен. Разыгрывание осенних и народных игр с припевами. Проведение святочных гаданий, подвижных игр. Исполнение песен с элементами движения, театрализацией. Пасхальные обряды. Работа по сценарию «Уж как шла коляда». Тема 2. Народные музыкальные инструменты Теория. Знакомство с музыкальными народными инструментами (свистулька). Практика. Игра на шумовых инструментах (ложки, трещотки, шаркунок). Обучение игре на свистульках. Раздел II. Вокально-хоровая работа. Тема 1. Особенности народного пения Теория. Динамика музыкального произведения. Артикуляционная гимнастика. Техника правильного певческого дыхания. Правила дыхания при пении. Певческая установка и высокая певческая позиция. Охрана голоса и сохранение здоровья. Практика. Выполнение комплекса упражнений на развитие координационных, скоростных способностей, навыков чистого интонирования, дыхательной и артикуляционной гимнастики по В. Емельянову, формирование детского певческого голоса, достижение естественного звучания голоса. Скороговорки, попевки (от узкообъемных до более широких), песни-прибаутки. Тема 2. Пение в ансамбле Теория. Особенности народной манеры пения. Звуковедение. Знакомство с рождественскими колядками. Зимний цикл обрядов. Рождество. Практика. Пение календарных, хороводных, плясовых и игровых песен. Исполнение песен трудового лета и осени, рождественских колядок, масленичных песен с припевками с музыкальным сопровождением и без сопровождения. Весенний цикл обрядов. Тема 3. Слушание музыки Теория. Слушание аудиозаписей детских и самодеятельных коллективов фольклорных коллективов, аудио и видео записей, коллективов разных регионов России. Раздел III. Концертно-репетиционная деятельность. Участие в проведении праздников «Покров день», «Уж как шла коляда», «Масленица», «Встреча Весны». Участие в концертах. Содержание учебного плана 3 года обучения Раздел I. Основы народной культуры. Тема 1. Обряды, народный календарь Теория. Вводное занятие. Русский эпос: былины, исторические песни, скоморошины, небылицы. Обрядовый фольклор: Покровская ярмарка, заклички весны, жаворонки, колядки. Народные праздники годового календарного круга: Покров день, Рождество, Крещение, Масленица, Пасха. Зеленые святки. Весенние игровые хороводы. Песни Великой Отечественной войны. Подвижные, ролевые, словесные игры. Практика. Прослушивание и исполнение глав из былины «Садко», чтение духовных стихов. Разучивание песенного русского эпоса (исторических песен, скоморошин, небылиц), песен Великой Отечественной войны. Исполнение календарных песен весеннего периода (заклички, масленичные), зимнего периода (колядки); весенних, изобразительных и игровых хороводов с небольшими или объемными припевами, духовных пасхальных песен. Разучивание песен о березе (Зеленые святки), разучивание подвижных, ролевых словесных игр к календарным праздникам. Тема 2. Народные музыкальные инструменты Теория. Знакомство с музыкальными народными инструментами (рубель, бубен, дудочка). Практика. Игра на шумовых инструментах (ложки, трещотки, шаркунок), свистульках. Обучение игре на рубеле, бубне, дудочке. Раздел II. Вокально-хоровая работа Тема 1. Особенности народного пения Теория. Артикуляционная гимнастика. Техника правильного певческого дыхания. Разговорная манера пения. Форсирование звука. Практика. Выполнение комплекса артикуляционных и дикционных упражнений, развивающих навыки чистого интонирования на произнесение гласных звуков в различной позиции, формирование правильного певческого и цепкого дыхания, достижения естественного звучания голоса и разговорного произношения слов. Упражнения на формирование тембра голоса, выравнивание узких и широких гласных звуков, звучания голоса. Высокая форманта. Избегание форсирования звука. Тема 2. Пение в ансамбле Теория. Работа над образом. Разучивание песен к календарным праздникам (жатва, рождественские колядки, масленичные песни). Практика. Исполнение осенних (жнивных), рождественских и масленичных песен с припевами. Пение ансамблевых песен. Сольное исполнение народных песен под баян, гармонь. Весенний цикл обрядов. Пение хороводных, плясовых и игровых песен. Тема3. Слушание музыки. Теория. Слушание аудио и видео записей детских фольклорных, самодеятельных коллективов и коллективов разных регионов России. Раздел III. Концертно-репетиционная деятельность. Участие в проведении праздников «Покров день», «Уж как шла коляда», «Масленица», «Встреча Весны». Участие в концертах. Содержание учебного плана 4 года обучения Раздел I. Основы народной культуры. Темa1. Обряды, народный календарь Теория. Вводное занятие. Традиционные народные промыслы. Обрядовый фольклор. Городской и современный фольклор. Зимний цикл обрядов. Святки. Семейные обряды и песни. Частушка. Крестинные, колыбельные лирические крестьянские песни. Пестушки. Страшилки. Масленичная неделя. Закликание весны. Весенние игровые хороводы. Праздник Пасхи. Песни Великой Отечественной войны. Подвижные, ролевые, словесные игры. Практика. Разучивание и исполнение крестинных, колыбельных, масленичных песен, весенних закличек, игровых хороводов. Чтение пестушек нараспев, страшилок. Разучивание и исполнение песен зимнего периода. Святочные обряды. Пение лирических крестьянских песен, духовных песен к празднику Пасхи. Разучивание песен Великой Отечественной войны, сочинение и исполнение частушек. Разучивание подвижных, ролевых, словесных игр к календарным праздникам, посиделкам, вечоркам. Тема 2. Народные музыкальные инструменты Практика. Игра на шумовых инструментах (ложки, трещотки, рубель, бубны), свистульках. Обучение игре на коробочке, треугольнике. Раздел II. Вокально-хоровая работа. Тема 1. Особенности народного пения Теория. Артикуляционный аппарат. Техника правильного певческого дыхания. Разговорная манера пения. Пульсация. Звукоизвлечение. Чистое интонирование, развитие музыкального слуха. Охрана голоса, сохранение здоровье. Практика. Выполнение комплекса артикуляционных, дикционных, дыхательных упражнений, упражнений на развитие грудного резонирования, достижение естественного звучания голоса и разговорного произношения слов, формирование тембра голоса, выравнивание узких и широких гласных звуков, развивающих навыки чистого интонирования, произнесение гласных звуков в различной позиции. Исполнение близких согласных звуков. Избегание форсирования звука. Выработка единой манеры пения в ансамбле. Выполнение упражнений на выравнивание унисона. Тема 2. Пение в ансамбле Теория. Мелодические и гармонические строи. Гармонический ансамбль. Исполнение партии на 2 голоса, дуэтом. Практика. Разучивание и исполнение жнивных, масленичных календарных песен с музыкальным сопровождением и без сопровождения. Выработка единой манеры пения. Работа над песнями зимнего цикла. Пение на 2 голоса в дуэте, в ансамбле. Пение календарных, хороводных, протяжных, лирических, свадебных, плясовых и игровых песен. Тема 3. Слушание музыки Теория. Слушание аудио и видеозаписей детских фольклорных, самодеятельных коллективов и коллективов разных регионов России. Раздел III. Концертная деятельность. Участие в проведении праздников «Покров день», «Уж как шла коляда», «Масленица», «Встреча Весны». Участие в концертах. Календарный учебный график Год обучения Дата начала по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных часов 2020-2021 1 сентября 29 мая 2021 35 1 Планируемые результаты освоения программы: Предметные: - знает жанры фольклора (прибаутки, колыбельные, хороводные песни, народные игры, содержание основных народных календарных праздников и семейно-бытовых обрядов, начальные основы песенного фольклорного искусства, характерные особенности народного пения; - знает музыкальную терминологию; - умеет грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составе народного хора, играть на народных музыкальных инструментах (шумовые / ударные – ложки, трещотки, коробочка, шаркунок, рубель, треугольник и др.; духовые – свистульки, дудочки); - владеет приемами народного пения («огласовка» согласных, сбросы, словообрывы, глиссандо, гукание, ики и др.); - имеет практические навыки исполнения народно-песенного репертуара с различной манерой исполнения, навыки народной импровизации сольно и в хоре; - владеет умениями сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других форм бытования народных традиций, в том числе исполнения театрализованных народных композиций. Метапредметные: - умеет самостоятельно исполнять вокальные партии; - умеет слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; - умеет планировать собственные действия в процессе восприятия народной музыки; - создавать музыкально-танцевальные импровизации, оценивать свою музыкально-творческую деятельность; - имеет навыки публичных выступлений. Личностные: - проявляет интерес к истории традиционной русской народной культуры, осознает свою принадлежность к России на основе изучения лучших образцов русской народной музыки; - ценит и принимает базовые ценности: «Родина», «народ», «добро», «национальность» и т.д.; - оценивает эмоционально-эстетические впечатления от восприятия старинных предметов русского быта и произведений музыкального фольклора. Социально-значимым результатом реализации программы является участие обучающихся «Народного хора» в концертной деятельности, выходящей за рамки образовательной программы: в тематических праздниках, посвященных значимым датам страны; участие в концертах, благотворительных акциях. 1 год обучения: (первый уровень - ознакомительный) В результате обучения обучающиеся должны уметь: - правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием; - правильно формировать гласные в сочетании с согласными; - петь простые мелодии легато в небольшом диапазоне; - использовать активную артикуляцию; - следить за чистотой интонации, не форсировать звук. знать: 2-3 потешки, 1-2 заклички, 6 народных песен в обработке (пение в унисон) игрового характера; Песни должны быть несложными как по степени технической трудности, так и по художественной сущности. В текстах песен не должно быть незнакомых диалектических особенностей. 2 год обучения: (первый уровень - базовый) Продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокальнотехнических навыков, включаются в работу элементы исполнительства. Несколько усложняется текстовый материал песен: возможен подбор репертуара с несложными огласовками в тексте. В результате второго года обучения должны уметь: - использовать правильную певческую установку; - выравнивать звучность гласных, чётко произносить согласные; - работать над чистотой интонации и выразительностью звука; - в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки; - стремиться выполнить простейшие исполнительские задачи. знать: 6-8 народных песен (пение в унисон, реже – при должном развитии учащихся – с элементами двухголосия); 3 год обучения: (первый уровень - базовый) Продолжается работа по закреплению полученных вокально-технических и исполнительских навыков: - развитие и укрепление певческого дыхания, чистота интонации; - выравнивание звучания по всему диапазону; выявления звонкости для всех голосов; - развитие чёткой дикции, выразительности слов. знать: - вокальные упражнения в пределах квинты; - 3-4 песни с сольными запевами; - 3-4 хоровые песни. 4 год обучения: (второй уровень - повышенный) Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания, интонации, чёткой артикуляции, осмысленном выполнении исполнительских задач, поставленных педагогом. Начинается также работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выработкой динамических оттенков в удобной тесситуре. Кроме того, следует продолжить работу по выравниванию звучания по всему диапазону, развитию подвижности голоса, над исполнительскими задачами, включая музыкальное и смысловое интонирование, эмоциональность исполнения произведений, а также над развитием навыков публичных выступлений. знать: - вокальные упражнения в пределах октавы; - 4 разнохарактерные сольные песни (2 из них a capella); - 6-8 хоровых песен (2-х голосные); Планируемые результаты воспитания и развития младших школьников: 1. Изменения в модели поведения школьника: – проявление коммуникативной активности при получении знаний; – соблюдение культуры поведения и общения; –проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств; – создание условий для реальной социально ценной деятельности. 2. Изменения объема знаний, расширение кругозора. Оценочные материалы: Формы педагогического контроля: Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Для отслеживания динамики освоения обучающимися программы и анализа результатов учебной деятельности адаптирован педагогический мониторинг на основе методики «Гнесинской школы народного пения», сформулированной профессором Н.К. Мешко. Мониторинг предполагает отслеживание качества освоения образовательной программы, уровня сформированности навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия на всех этапах обучения. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и проводится в форме текущего контроля, начальной, промежуточной и итоговой диагностики. Основными принципами проведения и организации мониторинга являются: систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучающегося. При поступлении в народный хор на каждого ребенка заводится карта индивидуального развития, в которой фиксируются результаты роста музыкально-творческих способностей обучающегося в течение всего процесса обучения. Условным отражением успеваемости детей является словесная оценка педагога, кроме того, постепенно с развитием у детей навыков самоконтроля, важным моментом становится самооценка обучающегося, отражающая уровень его результатов в освоении программного материала. Сроки проведения мониторинга: текущий контроль осуществляется педагогом регулярно; начальная (первичная) диагностика – сентябрь, промежуточная – декабрь, итоговая – апрель-май. Отслеживание динамики развития теоретических знаний и практических умений и навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия обучающихся в народном хоре осуществляется по трехуровневой системе. Каждому уровню соответствует определенное количество баллов. Баллы суммируются, и выводится средний балл. Высокий уровень – 4-5 баллов. Средний балл – 2-3 балла. Низкий уровень – 0-1 балл. Критерии оценки Музыкальное развитие: 5-4 балла – обучающийся показывает высокий уровень развития музыкальных способностей: музыкального слуха, музыкального ритма и музыкальной памяти. Выполняет все требования вокальной подготовки на определенном этапе обучения (произношение гласных, согласных звуков; сохранение единой манеры звукоизвлечения; владение грудным, головным регистрами, пение в ансамбле и т.д.). В целом легко справляется с поставленными задачами. 3-2 балла – обучающийся показывает хороший уровень развития музыкальных способностей: музыкального слуха, музыкального ритма и музыкальной памяти. Выполняет почти все требования вокальной подготовки на определенном этапе обучения (произношение гласных, согласных звуков; сохранение единой манеры звукоизвлечения; владение грудным, головным регистрами, пение в ансамбле и т.д.). Справляется с поставленными задачами самостоятельно или при помощи педагога. 1-0 балл – обучающийся показывает низкий уровень развития музыкальных способностей: музыкального слуха, музыкального ритма и музыкальной памяти. Выполняет меньшую часть требований вокальной подготовки на определенном этапе обучения (произношение гласных, согласных звуков; сохранение единой манеры звукоизвлечения; владение грудным, головным регистрами, пение в ансамбле и т.д.). При выполнении заданий ошибается, не может выполнить какие-либо задания, пассивен при выполнении заданий. Теоретические знания: 5-4 балла – обучающийся проявляет высокий интерес к музыкальному творчеству. Охотно сам отвечает на вопросы педагога, может без затруднений сформулировать свою мысль. Очень хорошо осведомлен в области народного творчества на определенном этапе обучения: дает развернутые ответы, может привести примеры. 3-2 балла – обучающийся проявляет интерес к музыкальному творчеству, может ответить на все вопросы самостоятельно или при помощи педагога. Осведомлен в области народного творчества на определенном этапе обучения: дает правильные ответы, может привести примеры, но иногда затрудняется с ответами на вопросы. 1-0 балл – обучающийся показывает низкий интерес к музыкальному творчеству, затрудняется или совсем не может ответить на вопросы, сформулировать свою мысль, не- охотно вступает в диалог. Не достаточно осведомлен в области народного творчества на данном этапе обучения: дает ошибочные ответы, не может привести примеры. Личностные качества 5-4 балла – обучающийся активен, выражает интерес к получению новой информации. Применяет знания, полученные в народном хоре, на занятиях и внеучебной деятельности. Вовлекает друзей и родителей в процесс изучения народного творчества. Проявляет высокий интерес к участию в концертных выступлениях. Умеет вести себя в коллективе, оказывает поддержку и помощь воспитанникам ансамбля, не конфликтен. 3-2 балла – обучающийся активен. Применяет некоторые знания, полученные в народном хоре, не только на занятиях, делится с друзьями и родителями. Проявляет интерес к участию в концертных выступлениях. Знает, как вести себя в коллективе, может оказать помощь товарищам. 1-0 балл – обучающийся не активен. Применение знаний, полученных на занятиях, не выходят за рамки народного хора. Проявляет низкий интерес к участию в концертных выступлениях. Не знает, как поступать в некоторых конфликтных ситуациях, не оказывает помощь товарищам, конфликтен. Методическое обеспечение программы: Для реализации программы в работе с обучающимися применяются следующие методы: активного слушания народной музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизации, двигательных упражнениях–образах; использования слова, с помощью которого раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с особенностями народной музыки, терминологией, исторической справкой и др.; наглядного восприятия, способствующего быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышению интереса к занятиям; практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с обработкой и расшифровкой фольклорного материала, постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения; стимулирования (похвала, поощрение, подчеркивание достижений, занимательность информации). При освоении программы соблюдаются требования преемственности усвоения материала внутри разделов, прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями: историей, эстетикой, художественным творчеством, окружающим миром, хореографией, сценическим искусством. Метод содержательного анализа как основной развивающий метод преподавания искусства. Рассматривает логику музыкальной драматургии. Данный метод отличается от традиционного подхода тем, что ученик анализирует не внешнюю форму, а внутренний замысел как постоянное возникновение и разрешение противоречий. Данный метод применяется: -при слушании музыкальных произведений; -при знакомстве с новой песней: слушаем песню без слов. Вопрос: что хотел рассказать нам композитор? Чем поделиться? Что ты услышал? Как бы ты об этом рассказал? Педагог выступает не как носитель готовых знаний, а как организатор познавательной деятельности. Диалог учителя и ученика. Метод «сочинения сочинённого» раскрывает «творческую лабораторию» композитора. Погружая в процесс рождения музыки, раскрывает алгоритмы художественного творчества в целом. Ребенок сам сочиняет уже готовое произведение. Заранее не знает результат творческого поиска. Данный метод требует от учителя хорошей домашней проработки поисковых вопросов, чтобы вывести ученика на желаемый результат. У школьников резко повышается мотивация учебно - познавательного процесса т.к. этот вид деятельности очень интересен. Метод «пластического интонирования» наиболее доступен из всех перечисленных и очень эффективен. Младший школьник очень хорошо чувствует музыку, её настроение. Пластическое интонирование- это воплощение музыкального образа через жест, пластику тела. Учитывая возраст младших школьников, активно применяется игровая и развивающая технологии. Информационно – коммуникационная технология и проектное обучение в силу возрастных особенностей младшего школьника на начальном этапе формирования хора применяются ограниченно, но являются очень эффективными. Для успешного освоения обучающимися образовательной программы используются педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированные, учебноисследовательские. Применение личностно-ориентированных технологий (игровые, проблемное обучение, деятельностный подход), ИКТ способствует достижению эффективности освоения программы. Программа разработана с опорой на методические рекомендации Виноградова. В основе подхода лежит координационно-тренировочный метод, основанный на технологическом, отстраненном от музыкально-исполнительских задач, подходе. Большое значение в формировании и развитии у обучающихся мотива к познанию русских народных традиций имеет работа с родителями. Для выявления интересов и затруднений ребенка, возможной корректировки образовательной работы, а также проведения совместных мероприятий воспитательного характера организуется взаимодействие педагога с семьей. Содержание программы включает в себя конкретные формы практики, которые позволяют в полном объеме на протяжении нескольких лет изучить традиционную русскую музыкальную культуру, способствуют художественно-эстетическому и духовнонравственному воспитанию обучающихся посредством фольклора, осознанию себя наследником национальных традиций. Примерная структура занятий: -обыгрывание народных песен; -сценки- картинки из народного быта; -народные игры; -игра на шумовых инструментах; -слушание и анализ народной инструментальной музыки; -знакомство с русскими музыкальными инструментами; -сочинение и импровизация. Программа построена на принципах разноуровневости, вариативности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет корректировать ее, согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребёнка в творческом развитии. Принципы дидактики: - принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; - принцип систематичности и последовательности в практическом овладении; - основами народной культуры; - принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение теоретического и практического материала; - принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; - принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Ожидаемые результаты: В ходе реализации программы по музыкально – эстетическому развитию в школе создаются условия для формирования художественно- эстетической среды, где дети через собственный опыт постигают глубину и силу музыкального воздействия на духовный и нравственный рост. Через личностно- ориентированное взаимодействие учителя с обучающимися, создание ситуации выбора, решаются познавательные и творческие задачи педагога и детей. Создаются условия для формирования активной и творческой личности. Способы и формы проверки ожидаемых результатов реализации. Чтобы определить желаемый результат, нужно знать с какими знаниями и качественными характеристиками поступили дети в объединение (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). Контроль позволяет определить эффективность обучения и воспитания по программе, обсудить результаты, внести коррективы в образовательный процесс. Формы диагностики эффективности образовательного процесса по данной программе можно рассмотреть в двух направлениях: - личностный: наблюдения педагога, прослушивание; - внешний: творческие отчёты, открытые занятия, участие в конкурсах, выступления на концертах. Способы подведения итогов работы и выявления результатов по образовательной программе: -прослушивания на репетициях; -открытые и итоговые занятия; -зачетные занятия; -праздничные мероприятия; -конкурсы; -отчетные концерты. Материально - техническое обеспечение: Для эффективной реализации программы «Народный хор» необходима материальнотехническая база, соответствующая санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Минимально необходимый перечень материально-технического обеспечения: - кабинет для групповых занятий, учебные парты /столы, стулья, доска; - стационарная аппаратура (ноутбук, проектор, магнитофон, колонки, и др.); - простейшие народные инструменты (ложки, трещотки, бубны, погремушки и др.); - предметы обихода русского быта; - народные костюмы. Дидактическое обеспечение программы: - фонотека, видеотека с записями выступлений народных хоров; - наглядные пособия; - дидактический и раздаточный материал; - методическая литература; - художественная литература (фольклор). Списки методической и нотной литературы, аудио и видеоматериалов 1. Воловник Н.С. У истоков русского фольклора: Учебно-методическое пособие. – М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1994. 2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. 3. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001. 4. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Уроки в 1 классе: Пособие для учителя музыки общеобразоват. шк. – М.: Мнемозина, 1996. 5. На дворе трава… Скороговорки. Сост. Ю. Дорофеев. – М.: Изд-во «МозаикаСинтез», 2006. 6. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов / Запись, составление и нотация Г.М. Науменко. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. 7. Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников. – М.: РИГ, 1997. 8. Рогов А.П. Кладовые радости: Юному читателю о русском народном искусстве его творцах. – М.: Просвещение, 1982. 9. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева. – М.: 1994. 10. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. 11. Школа русского фольклора: Под общей редакции профессора М.Т. Картавцевой. – М., 1994. 12. Перерва О.Ю. Подбор репертуара для уроков вокала. – Челябинск, 2004. 13. Детский фольклорный ансамбль: Метод, пособие и хрестоматия // Сост. Л.А. Терентьева. – Самара, 1991. 14. Иглицкая И.М. Метод, рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ, - М., 1990. 15. Предмет «Русское народное музыкальное творчество» в ДМШ и ДШИ: Программа и метод, рекомендации, перспектива и поурочные планы / Сост. Л.В. Костяшева и З.К. Яковлева. – М., 1998. 16. Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. тр. – М., 1990. Вып. 1, Сост. А.А. Банин. Список аудио и видеоматериалов 1. Антология. «Музыкальный фольклор СССР», «Фирма Мелодия», 1989. Сборник «Народная музыка южной России», сборник «Песни русского казачества». 2. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный фольклор средней полосы России и Поволжья, «Фирма Мелодия», 1990. 3. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Русская народная музыка Урала, Севера и Сибири, ВТПО «Фирма Мелодия», 1990. 4. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный фольклор западной России, «Фирма Мелодия», 1990. 5. «Антология народной музыки. Душа народа». «Фирма Мелодия», 2009. 6. Цикл видео фильмов «Мировая деревня» и «За околицей». 7. Телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта» ТМК «РоссияКультура». 8. Экспедиционные записи отечественных фольклористов: Гиляровой Н.Н, Кабанова А.С., Красовского А.В., Медведевой В.Н., Мехнецова А.М., Пушкиной С.И., Щурова В.М. и др. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Список литературы Антипова Л.А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора. М.: 1993 Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка, 1977. Мешко Н. Вокальная работа с исполнителями русских народных песен. \\ Клубные вечера.- М.: 1976, выпуск 2. Методические рекомендации по работе с детскими фольклорными коллективами. – Пермь., 1984 Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы.- М.: Издательский центр «Академия»., 1996 Попов В.С. Русская народная песня в хоре.- М.: 1985 Работа в хоре. Методика. Опыт. – М.: Профиздат, 1977 8. Соколов В. Работа с хором: учебное пособие 2-е издание., перераб.док.М.: музыка, 1983 9. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М.: музыка, 1988 10. Шамина Л.В. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах.- М.: 1984 11. Великий пост. Пасха. Весенние заклички. – Пермь, 1998. 12. Из опыта работы руководителей детских фольклорных коллективов. Методическое пособие. – Псков, 2000. 13. От Рождества до Крещения: Зимние календарные обряды и песни. – Новосибирск, 1997. 14. Камаева, Т.И. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. – М.,1994. 15. Картавцева, М.Т. Школа русского фольклора. – М.,1998. 16. Кинсбрунер, Н.Ф. Фонопедический подход – новый взгляд на работу с детьми – «гудошниками» и плохо интонирующими детьми на уроках музыки и музыкальных занятиях / Н.Ф. Кинсбрунер. - Челябинск, 1994 17. Куприянова, Л.Л. Русский фольклор. – М.,2001. 18. Масленица, Детские праздники. – СПб. – 1996. 19. Морозов, И. Забавы вокруг печки: русские народные традиции в играх / И. Морозов, И. Слепцова. – М., 1994. 20. Науменко, Г. Этнография детства. – М., 1998. 21. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.В. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. С 3-35, 71-73. 22. Пугачева, Н.В. Календарные обрядовые праздники. Учебное пособие / Н.В. Пугачева, Н.А. Есаулова, Н.Н. Потапова. / М.: Педагогическое общество России. – 2005. – 144 с. 23. Русские народные песни для детей. – Киев, 1987. 24. Ситько, Т.А. Программа фольклорного ансамбля «Колокольцы» / Т.А. Ситько, Н.Г. Родионова. – М., 2003 г. 25. Шамина, Л.В. Школа русского народного пения. / Л.В. Шамина. – М.: ЦНИИ «Электроника», 1997. – 86 с. 26. Шамина, Л.В. Музыкальный фольклор и дети. Репертуарно-методический сборник /Л.В. Шамина.– М., 1992. 27. Этнопедагогика. Теория и практика: материалы XII чтений, посвященные памяти Г.С. Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору. // Сост. С.Г. Айвазян. – М.: Институт Наследия, 2003. – 224 с. 28. Энциклопедия детского фольклора. – М., Белый город, 2008 29. Гилярова, Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-4 гг. обучения). – М., 1999.