МАОУ "СОШ № 22" 2021.07.28 12:42: 01+05'00' Пояснительная записка Национальная культура является концентрированным выражением духовной сущности каждой нации, обусловленной историческим условиями особенностей ее жизни и быта, ее представителей и понятий о мире и человеке, о жизни и смерти, добре и зле, выражением её чаяний и надежд. Представители любой национальности должны знать свои корни, традиции и историю своего народа. С детства ребёнка надо научить с уважением относиться к своим и другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. А для этого человек должен знать свой родной язык и культуру. Национальная культура – это своеобразный исторический образ народа, узнаваемый, уважаемый, ценимый. Более того, любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определенный набор нравственных ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброта, терпимость, сострадание, любовь к ближнему и т. д. Это то, что является фундаментом интеграции национальных культур. Программа предусматривает знакомство школьников в доступной для них форме с жизнью и деятельностью Г.Тукая, К.Насыйри, М.Джалиля, Г.Сагтрова, Р.Шафигулина, Ш.Галиева, Г. Сабитова и др. Расширение представлений о Родине, родной природе, о труде взрослых, о нормах поведения культурного человека, его правах и обязанностях, о долге и ответственности школьников, о дружбе, товариществе – главный мотив программы. Образовательная программа кружка позволит учащимся понять и освоить традиции татарского народа во всей её многогранности, в самых ярких проявлениях. «Отчий дом. Край родимый. Его культура, прошлое и настоящее – вот что делает человека нравственно чище, духовно богаче», - так считал А.Д.Сахаров. Дети, знающие правдивую историю и культуру своего народа, смогут в дальнейшем рассказывать её другим, а это, в свою очередь, вызовет и у них интерес к изучению языка, истории и культуры народа. На основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, с его характером, присущими ему ценностями духовной культуры, у детей формируется базис личной культуры. А это означает, что татарский народ сохранится как этнос. Цель программы Развитие эмоциональной познавательной сферы, формирование ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей школьников, воспитание уважения к культуре и истории родного края. Процесс формирования ценностей национальной культуры сопрягается с рядом критериев, которые определяют развитие личности - носителя ценностей национальной культуры: 1.Целостность знаний о национальной истории и культуре. 2.Отношение к самому себе как представителю своего народа. 3.Творческая активность личности в усвоении национальной культуры и ее практическая направленность. Задачи программы придать результатам образования социально- и личностно-значимого характера; формировать возможность детей самостоятельного движения в изучаемой области; существенно повышать мотивацию и интерес к учению у обучаемых; обеспечивать условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания; воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, бережное отношение к памятникам истории, культуре народов Поволжья; развивать научно - исследовательские умения средствами работы по изучению культуры татарского народа; - воспитание чувства гордости за богатую историю и культуру своего народа; воспитывать интерес к творчеству выдающихся деятелей татарского народа; воспитывать чувство доброжелательного отношения к партнеру в паре; Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонационального государства исходным положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества, определилась следующую система задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них: любви к Отечеству Российской Федерации и ее многонациональному народу; российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине; уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству; любви к родному языку, культуре и истории своего народа; глубокого уважения к общечеловеческим ценностям. Актуальность и новизна программы Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности. Программа имеет краеведческую, социальную, познавательную направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира Игровые технологии опора на аутентичные языковые материалы занятия с детьми и их родителями приобщение детей разных национальностей, не владеющих татарским языком к культуре татарского народа Содержание программы Основные взгляды ученых на происхождение татарского народа. О названии «татары», этнониме «булгары», о живучести прозвища «татары». Верования и мифы древних булгар Знакомство учащихся с историей татарского народа; изучение истории семьи; развивать интерес учащихся о древних именах, к самому себе воспитание любви и патриотизма к своему народу. Расширять знания учащихся о татарах и обогащать их словарный запас слов. Символы РФ, Казань-столица Татарстана. Легенды о Казани. Многонациональная Свердловская область. Пословицы и поговорки. Народные шутки, юмор. Загадки. Колыбельные песни. Татарские народные сказки. Ппознакомить учащихся с видами устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки. шутки, колыбельные песни, сказки) и с творчеством Габдуллы Тукая; познакомить с многообразием народных игр; развивать интерес к исполнению песен, способствовать развитию артистизма у учащихся; воспитывать интерес к народному фольклору, интерес к чтению. Народные праздники татар: Сабантуй, Навруз, Джиен, Каз омэсе. Познакомить учащихся с народными праздниками; прививать чувство уважения к национальной культуре и народным традициям; исследовать генезис обрядового комплекса праздников Сабантуй (Науруз), Джиен и Нардуган, раскрыть древнетюркскую этнокультурную природу этих и других праздников, отражающих симбиоз кочевой и земледельческой цивилизации. Татарские национальные виды спорта: Куреш, Байге. Знакомить с названиями предметов окружающего мира на татарском языке; учить определять погоду по приметам, наблюдая за погодой на практических занятиях. Орнамент, как структурный элемент татарского костюма. Виды орнаментов. Цветочнорастительный орнамент. Степной, луговой и садовый мотив орнамента. Керамика и кожаная мозаика. Ювелирная техника. Развитие чеканки. Гравировка. Скань. Головные и шейнонагрудные украшения. Украшения для рук. Показать особенности орнамента, знакомить с видами декоративно-прикладного искусства; обучать учащихся подбирать узоры к национальному костюму; развивать художественный вкус и творческую активность учащихся. Национальное и народное в костюме. Женский национальный костюм. Мужской национальный костюм. Значение цвета в одежде. «Бабушкины сундуки» сохранение и передача по наследству праздничных костюмов. Головные уборы: калфак, камчат, бурек, катташ, тюбетейка. Познакомить с элементами татарского национального костюма: чапан, жилян, тасма и. т.д; Кулинарное искусство народов, проживающих в республике. Сходство и различие. Самобытные черты кухни каждого народа. Воздействие на развитие кухни традиций соседних народов. Особенности татарской кухни. Познакомить с особенностями татарской кухни; с рецептами приготовления простых блюд. Познакомить с особенностями убранства старинной татарской избы; со старинной утварью, особенностями её изготовления. Становление и развитие изобразительного искусства Татарстана. Портреты и репродукции. Казанское художественное училище. Музей изобразительного искусства в Казани. Выставки художников. Харис Якупов. Лотфулла Фаттахов. Познакомить учащихся с произведениями известных татарских художников. Муса Джалиль, Шариф Камал, Адель Кутуй, Габдулла Тукай Познакомить учащихся с произведениями известных татарских писателей и поэтов. Архитектура и зодчество. Архитектурные формы. Отличительная черта деревянной архитектуры татар. Каменное строительство. Главные строения городов Татарстана. Познакомить с отличительными элементами деревянной архитектуры и каменного строительства через исторические памятники культуры. Древняя музыка. Наиболее распространенные музыкальные инструменты – быргы, сорнай, курай. Профессиональная музыка. Музыкальный фольклор. Федор Иванович Шаляпин – уроженец Казани. Познакомить учащихся с развитием музыкальной и театральной культуры Татарстана. Рустам Минниханов, Минтимер Шаймиев, Гильм Хайревич Камай, Каюм Насыри, Иван Яковлев. Исторические места Казани. Познакомить с достопримечательностями Татарстана. Разучивание народных игр. Проведение вечеров с применением национального колорита. Обобщать знания учащихся и создать условия для применения их на практике. К окончанию курса ученик получит возможность научиться называть народы, издревле заселявших данную местность, находить сходство в их обычаях; рассказывать о прославленных людях татарского народа; использовать элементы национального фольклора ( потешки, считалки, заклички ) в играх и жизни; понимать устную разговорную речь, вступать в диалог. К окончанию курса обучающийся научится: рассуждать и доказывать значимость татарского народа для всей страны; работать с информационными средствами; слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском языке; открыто выражать и отстаивать свою позицию Таким образом, основным показателем является не достижение максимальных знаний, а общего развития личности воспитания молодежи в духе безграничной преданности своей Родине, гордости, за свою «малую родину», в будущем стремление личным трудом содействовать её расцвету. Календарный учебный график Год обучения Дата начала по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных часов 2020-2021 1 сентября № п/п 1. 2. Раздел, тема 29 мая 2021 35 2 Учебный план 1 год Кол-во занятий Всего Теория Практика 70 1.Моя Родина. Родина предков. Язык предков Вводное занятие. Знакомство 1 Татарский народ и его предки 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Формы аттестиции/ контроля Коллаж старинный костюм татарского народа Запомнить алфавит,рассказать, 3. Знакомство с алфавитом. 1 4. 5. 6. 7. Татарский счет. Я и моя семья (словарь) Я и моя семья (словарь) Что означает моё имя? 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 8. 9. 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Составить словарь Составить словарь 12 13 Вежливые слова (словарь) Я и мои друзья. Цвета (словарь) 2.Государственные символы Учеба (словарь) В магазине .Продукты (словарь) 2.Государственные символы Моя страна-моя Россия. Составить словарь Составить словарь Герб своего имени рисунок Составить словарь Составить словарь 1 1 0,5 0,5 14 15 Герб Российского государства Край, в котором я живу 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 16 Герб Свердловской области 1 0,5 0,5 Создание презентации Сообщение Создание презентации Сообщение 17 Флаг и Свердловской области 1 0,5 0,5 18 Родина предков-Татарстан 1 0,5 0,5 19 Историческая символика татар Государственный флаг, герб, гимн Татарстана Казань-столица Татарстана 1 0,5 0,5 Создание презентации Создание презентации Сообщение 1 0,5 0,5 Сообщение 1 0,5 0,5 Создание презентации 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Создание презентации Рисунок 24 25 26 27 Многонациональная Свердловская область. Секреты бабушкиного сундука Татарская мифология Пословицы и поговорки Загадки Народные шутки, юмор 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Рисунок Чтение Чтение Инсценировка 28 29 30 31 Колыбельные песни Татарские народные сказки Татарские народные песни Разучивание татарской 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Исполнение Исполнение Исполнение Исполнение 10 11 20 21 3.Народный фольклор 22 23 32 33 народной песни Татарские народные танцы 4.Народные праздники, обряды и традиции Народные праздники татар 1 0,5 0,5 Исполнение 1 0,5 0,5 Создание презентации Инсценировка Инсценировка 34 35 Праздник Сабантуй Праздник Навруз 5.Спортивные и народные игры 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 36 Татарские национальные виды спорта 1 0,5 0,5 6.Народные приметы, окружающий мир Погода. День. Неделя. Месяц. Год (словарь) Времена года (словарь) На природе (словарь) Животные. Звери.(словарь) Птицы (словарь) Рыбы (словарь) Насекомые и другие (словарь) 1 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 Создание презентации. Спортивная игра. 0,5 1 0,5 0,5 Составить словарь 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Составить словарь Составить словарь Составить словарь Составить словарь Составить словарь Составить словарь Растения. Деревья (словарь) Цветы (словарь) Ягоды (словарь) Овощи и фрукты (словарь) 7.Орнамент, как структурный элемент татарского костюма. Виды орнаментов. Ювелирные украшения татар 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Татарская национальная вышивка Керамика и кожаная мозаика 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 8.Татарский народный костюм Татарский национальный костюм 1 1 0,5 Головные уборы: калфак, камчат, бурек, катташ, тюбетейка Изготовление тюбетейки, 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Составить словарь Составить словарь Составить словарь Составить словарь Создание презентации. Коллекция Вышивка Создание презентации. Коллекция. 0,5 0,5 0,5 Создание презентации. Коллекция.Рисунок Создание презентации. Коллекция.Рисунок Изготовление оформление орнаментом. 55 56 Обувь татар. Женский национальный костюм 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 57 Мужской национальный костюм 1 0,5 0,5 9.Национальная кухня О татарской кухне 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 58 тюбетейки, оформление орнаментом. Рисунок Создание презентации. Коллекция.Рисунок Создание презентации. Коллекция.Рисунок Создание презентации. Создание кулинарной книжки Создание кулинарной книжки 59 Особенности татарской кухни. Национальные блюда 60 Особенности татарской кухни. Национальные блюда 1 0,5 0,5 10.Особенности быта Дом. Квартира(словарь) Интерьер татарской избы 11.Изобразительное искусство Татарские художники 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Составить словарь Рисунок. 1 0,5 Создание презентации. 12.Татарская литература 1 0,5 64 Татарские поэты и писатели 1 1 65 13.Музыкальная и театральная культура Татарская музыка 1 0,5 0,5 Музыкальные инструменты: гармонь, гусли, домбра, кубыз, курай, сурнай, тальянка 14. Обобщение изученного по курсу «Культура, обычаи и традиции татарского народа» Разучивание народных игр. 1 0,5 0,5 2 0,5 0,5 Создание книжки Праздник “Мы ждем гостей”.Подготовка и мероприятие. 2 0,5 0,5 Праздник. 61 62 63 66 6768 6970 0,5 0,5 Создание презентации. 0,5 1 Создание презентации. Создание презентации. 0,5 Планируемый результат Ожидаемые результаты работы по изучению культуры, традиций и обычаев татарского народа в начальной школе. К окончанию курса ученик получит возможность научиться называть народы, издревле заселявших данную местность, находить сходство в их обычаях; рассказывать о прославленных людях татарского народа; использовать элементы национального фольклора ( потешки, считалки, заклички ) в играх и жизни; понимать устную разговорную речь, вступать в диалог. К окончанию курса обучающийся научится: рассуждать и доказывать значимость татарского народа для всей страны; работать с информационными средствами; слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском языке; открыто выражать и отстаивать свою позицию Таким образом, основным показателем является не достижение максимальных знаний, а общего развития личности воспитания молодежи в духе безграничной преданности своей Родине, гордости, за свою «малую родину», в будущем стремление личным трудом содействовать её расцвету. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса Личностными результатами изучения курса является формирования следующих умений: Самоопределение и смыслообразование: формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьников; формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) Обучающийся получит возможность для формирования: морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. В области познавательных УУД (общеучебных) обучающийся научится: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в текущей учебной книге; уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; работать с разными видами информации. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. В области коммуникативных УУД обучающийся научится: в рамках инициативного сотрудничества - освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения. Обучающийся получит возможность научиться: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач В области регулятивных УУД Обучающийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своей деятельности. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ № п.. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Ме ся ц Чис ло Вре мя про веде ния Форма занятия Тема раздела и занятия Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность, просмотр видео мастер-класса Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая Кол-во часов Место проведения Форма контроля 1.Моя Родина. Родина предков. Язык предков. Вводное занятие. Знакомство 10 1 Коллаж старинный костюм татарского народа Татарский народ и его предки 1 Запомнить алфавит, рассказать, Знакомство с алфавитом. Татарский счет (словарь) 2 Составить словарь Я и моя семья (словарь) 1 Составить словарь Что означает моё имя? 1 Составить словарь Вежливые слова (словарь) 1 Герб своего имени рисунок 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность, просмотр фото. Индивидуальная, беседа, практическая деятельность, просмотр фото, презентация Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, Я и мои друзья. Цвета (словарь) 1 Составить словарь Учеба (словарь) 1 Составить словарь В магазине .Продукты (словарь) 1 Составить словарь 2.Государственные символы Моя страна-моя Россия. 12 1 Составить словарь Герб Российского государства 1 Рисунок Российский флаг 1 Создание презентации Государственный гимн России 1 Сообщение Край, в котором я живу 1 Создание презентации 15 16 17 18 19 20 21 22 практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность, просмотр фото Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая Герб Свердловской области. 1 Сообщение Герб Первоуральска. 1 Создание презентации Родина предков-Татарстан 1 Создание презентации Историческая символика татар 1 Сообщение Государственный флаг, герб, гимн Татарстана 1 Сообщение Казань-столица Татарстана 1 Создание презентации Многонациональный Татарстан. 1 3.Народный фольклор Секреты бабушкиного сундука 10 1 Рисунок 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 деятельность, мини –выставка. Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, чтение Мини-выставка, презентация работ, чтение. Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность, чтение сказки Разучивание песни Разучивание песни Разучивание песни Индивидуальная, беседа, практическая деятельность, чтение сказки Индивидуальная, Татарская мифология 1 Рисунок. Создание презентации. Пословицы и поговорки 1 Чтение Загадки 1 Чтение Народные шутки, юмор 1 Инсценировка Колыбельные песни 1 Исполнение Татарские народные сказки 1 Исполнение Татарские народные песни Разучивание татарской народной песни Татарские народные танцы 4.Народные праздники, обряды и традиции Народные праздники татар 1 1 1 3 Исполнение Исполнение Исполнение 1 Создание презентации Праздник Сабантуй 1 Инсценировка 35 36 37 38 39 40 беседа, практическая деятельность, просмотр фото Индивидуальная, беседа, практическая деятельность, просмотр фото Индивидуальная, беседа, практическая деятельность, просмотр фото Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая Праздник Навруз 1 Инсценировка 5.Спортивные и народные игры 1 Татарские национальные виды спорта 1 6.Народные приметы, окружающий мир Погода. День. Неделя. Месяц. Год (словарь) 11 1 Составить словарь Времена года (словарь) 1 Составить словарь На природе (словарь) 1 Составить словарь Животные. Звери.(словарь) 1 Составить словарь Создание презентации. Спортивная игра. 41 42 43 44 45 46 47 48 деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, Птицы (словарь) 1 Составить словарь Рыбы (словарь) 1 Составить словарь Насекомые и другие (словарь) 1 Составить словарь Растения. Деревья (словарь) 1 Составить словарь Цветы (словарь) 1 Составить словарь Ягоды (словарь) 1 Составить словарь Овощи и фрукты (словарь) 1 Составить словарь 7.Декоративно-прикладное искусство Татарский национальный орнамент 5 1 Создание презентации. Коллекция 49 50 51 52 53 54 беседа, практическая деятельность Мини-выставка. Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Мини-выставка. Индивидуальная, беседа, практическая деятельность. Мини-выставка. Индивидуальная, беседа, практическая деятельность. Мини-выставка. Индивидуальная, беседа, практическая деятельность. Мини-выставка. Индивидуальная, беседа, практическая деятельность. Мини-выставка. Индивидуальная, беседа, практическая деятельность. Мини-выставка. Орнамент, как структурный элемент татарского костюма. Виды орнаментов. 1 Создание татарского костюма. Ювелирные украшения татар 1 Создание презентации. Коллекция. Татарская национальная вышивка 1 Вышивка Керамика и кожаная мозаика 1 Создание презентации. Коллекция. Рисунок 8.Татарский народный костюм Татарский национальный костюм 6 1 Головные уборы: калфак, камчат, бурек, катташ, тюбетейка 1 Изготовление тюбетейки, оформление орнаментом. Рисунок 55 56 57 58 59 60 61 Индивидуальная, беседа, практическая деятельность. Мини-выставка. Индивидуальная, беседа, практическая деятельность. Мини-выставка. Индивидуальная, беседа, практическая деятельность. Мини-выставка. Индивидуальная, беседа, практическая деятельность. Мини-выставка. Индивидуальная, беседа, практическая деятельность. Мини-выставка. Индивидуальная, беседа, практическая деятельность. Мини-выставка. Индивидуальная, беседа, практическая Изготовление тюбетейки, оформление орнаментом. 1 Создание презентации. Коллекция. Рисунок Обувь татар. 1 Создание презентации. Коллекция. Рисунок Женский национальный костюм 1 Создание презентации. Коллекция. Рисунок Мужской национальный костюм 1 Создание презентации. 9.Национальная кухня О татарской кухне 2 1 Особенности татарской кухни. Национальные блюда 1 Создание кулинарной книжки 10.Особенности быта Дом. Квартира(словарь) 2 1 Составить словарь Рисунок. Создание кулинарной книжки 62 63 64 65 66 67 68 70 деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность Индивидуальная, беседа, практическая деятельность. Разучивание игр Организация Интерьер татарской избы 1 Конструирование 11.Изобразительное искусство Татарские художники 1 1 . Презентация. Сообщение. 12.Татарская литература 1 Татарские поэты и писатели 1 Создание презентации. Презентация. Сообщение 13.Музыкальная и театральная культура Татарская музыка 2 . 1 Создание презентации. Музыкальные инструменты: гармонь, гусли, домбра, кубыз, курай, сурнай, тальянка 1 Презентация. Сообщение 14. Обобщение изученного по курсу «Культура, обычаи и традиции татарского народа» Разучивание народных игр. 2 2 Подготовка праздника Праздник “Мы ждем 2 Праздник праздника гостей”.Подготовка и мероприятие. Условия реализации программы Наглядность в обучении – осуществляется на основе восприятия наглядного материала. Цикличность построения занятий – занятия составляются на основе предыдущих занятий. Доступность – комплекс занятий составлен с учетом возрастных особенностей учеников.. Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие познавательных процессов, на расширение кругозора. В основу данной программы заложена концепция развития у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету, формирование научного мировоззрения, интереса к народной культуре и традициям татарского народа, сознание себя как достойного представителя нации, имеющей главное прошлое и будущее. Содержание программы включает основы изучения особенностей традиционной культуры воспитания: устное народное творчество (загадки, сказки, скороговорки, приговорки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, колыбельные песни), игры, обрядовые календарные праздники, составление диалогов на основе игровых моментов. Изучение курса культуры татарского народа призвано обеспечить: формирование уважительного отношения к татарской национальной культуре наряду с культурой братских народов, позитивного отношения к ценностям собственной культуры; развитие умений наблюдать и объяснять поведение разнообразных обрядовых праздников, понимать общественную потребность в развитии национальных культур, интеллектуальных возможностей и гуманистических качеств личности у учащихся. Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности. Программа имеет краеведческую, социальную, познавательную направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира Методический материал объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, демонстрационный, поисковый, ассоциативный, сравнения, работа со словарями Технология обучения игровые технологии; технологии коммуникативного обучения; технологии интенсификации; технологии уровневой дифференциации; технологии индивидуализации; технологии групповой деятельности Форма аттестации тестовые работы конкурсы викторины выставки Методический материал Наглядность: детали национальных костюмов, обуви. ТСО: компьютер, диски с песнями, сказками. объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, демонстрационный, поисковый, ассоциативный, сравнения, работа со словарями Список литературы 1.А.Г.Галлямова, А.А. Иванов, В.И. Пискарева, Б.Ф. Султанбеков «История Татарстана и татарского народа. XX- начало XXIв.», Казань,2009 2. Җамалетдинов Л. Тылсымлы әкиятләр // Татар халык иҗаты.- Казан, 1981. 3. Журналы на татарском языке «Мәгәриф», «Ялкын», «Соембикә». 4. Народная культура Поволжья: методическое пособие/ под ред. С.Н.Митина. –Ульяновск: ИПКПРО, 1999 5.Татарский язык – язык души моей. Учебный комплект/ К.С.Фатхуллова, А.Ш. Юсупова, Э.Н. Денмухаметова. – Казань, Мир без границ, 2013. 6.Татар халык иҗаты. Йола һәм уен җырлары. – Казан, 1980. 7. Татар халык җырлары. Лирик җырлар. Йола җырлары. – Казан, 1965. 8. Уроки народоведения в начальной школе: методические материалы/ под общ. ред. Н.В. Калининой. – Ульяновск: ИПКПРО, 1999. 9. Фаттахова Р.Ф. Практический татарский язык: методическое пособие для изучающих татарский язык. – Казань, Татар.кн.изд-во, 2012 10. Ярми Х., Җамалетдинов Л. Татар халык әкиятләре. // Татар халык иҗаты. - Казан, 1981. 11. Яхин А.Г. Система татарского фольклора. –Казань: Татарское книжное издательство, 1984