Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22» Рассмотрено на заседании педагогического совета (Протокол № 3 от 25.03.2020) Утверждено приказом и.о. директора № 216 от 25.03.2020 Согласовано на заседании родительского комитета (Протокол № 1/1 от 25.03.2020) МАОУ "СОШ № 22" 2021.06.22 10:42:56+05'00' Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в МАОУ «СОШ № 22» 1. Общие положения. 1.1. Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в МАОУ «СОШ № 22» (далее – Положение) устанавливает цели, порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, условия использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности, регулирует отношения участников образовательной деятельности. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;приказом Минобрнауки от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», Уставом МАОУ «СОШ № 22». 1.3. Основные термины, определения и сокращения, используемые в настоящем Положении: 1.3.1. Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников», фактически организация образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента (технологий доставки материала: размещение на сайтах; электронная почта; использование контента, уже размещенного кем-то в сети Интернет и 1 т.п.; организации взаимодействия между участниками учебной деятельности: e-mail, skype, социальные сети, форумы и т.п.). 1.3.2.Дистанционные образовательныетехнологии (ДОТ) – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействииучащихся и педагогических работников. 1.3.3. Дистанционное обучение –взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебной деятельности компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.Дистанционное обучение предполагает, что учитель и обучающийся общаются в реальном времени (например, на видеоконференции). 1.3.4. Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. При электронном обучении учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), а потом проверяет усвоение материала. 1.3.5. Контент или электронный контент – (от англ. content – содержание) – это абсолютно любое информационно значимое содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Контентом называются тексты, мультимедиа, графика. Учебный контент – это контент, ориентированный на решение образовательных задач. 1.3.6. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это учебно-методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения слушателями базовых знаний по образовательной программе и удовлетворяющие требованиям соответствующих учебных планов. 1.3.7. Электронная информационно-образовательная среда (далее – ЭИОС) – совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ. 1.4. Формы ДОТ:АИС «Сетевой город. Образование»; образовательные онлайн платформы; e-mail; дистанционные конкурсы, олимпиады; дистанционное самообучение, обучение в Интернете; видеоконференции; оn-line тестирование; Интернет-уроки; онлайнуроки; вебинары; skype-общение; облачные сервисы и т.д. 1.5. При входе в АИС «Сетевой город. Образование» обучающийся, родитель (законный представитель), педагог вводит свое имя пользователя и личный пароль для идентификации личности. 1.6. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации независимо от места нахождения обучающихся. 1.7. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О 2 персональных данных», Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». 2. Цели и задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности 2.1. Основной целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности ОО является предоставление возможности повышения качества образования современных технических средств независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации образовательной деятельности. 2.2. Назначение использования ДОТ: Использование дистанционных технологий при освоении образовательных программ в первую очередь нацелено на следующие категории обучающихся: обучающихся, длительное время отсутствующих в ОО по болезни либо имеющих соответствующее медицинское заключение; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; обучающихся, временно отсутствующих в школе по причине длительной командировки родителей (законных представителей). обучающихся, совмещающих освоение образовательной программы с участием в крупных спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах; обучающихся, находящихся на карантине. 2.3. Использование технологий дистанционного обучения повышает доступность образования, позволяет более широко и полно удовлетворять образовательные запросы граждан. Для учащихся с ограниченными возможностями использование дистанционных технологий улучшает не только условия обучения, но и качество жизни в целом. Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающихся, не имеющих возможности ежедневного посещения занятий; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны школы, а также регулярный систематический контроль и учет знаний обучающихся. Дистанционная форма обучения при необходимости может реализовываться комплексно с традиционной, семейной и другими, предусмотренными Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» формами его получения. 2.4. Задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности ОО: – расширение доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения; – повышение эффективности организации образовательной деятельности; – стимулирование развития потребности у обучающихся в получении дополнительных знаний и интереса к учебе, способности к личностному самоопределению и самореализации; – формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. 3. Организация процесса использования дистанционных образовательныхтехнологий в школе 3.1. Формы ДОТ, используемые в образовательном процессе, учителяпредметникиотражают в рабочих программах, вносят соответствующие корректировки. 3.2. В обучении с применением ДОТ используютсяследующие организационные формы учебной деятельности: - урок, - консультация, 3 - семинар, - практическое занятие, - лабораторная работа, - контрольная работа, - самостоятельная работа, - научно-исследовательская работа; - практика. 3.3. Самостоятельная работа учащихся может включать следующие организационныеформы (элементы) дистанционного обучения: - работа с электронным учебником; - просмотр видео-лекций; - прослушивание аудиокассет; - компьютерное тестирование; - изучение печатных и других учебных и методических материалов; - иные формы, предусмотренные действующим законодательством. 3.4. Образование с использованием ДОТ должно организовываться через АИС «Сетевой город. Образование»,используя для этого каналы выходав Интернет с обязательным выставлением отметок в журнал (бумажный и электронный). 3.5. При организации дистанционного обучения могут использоваться образовательные онлайн-платформы «Учи.ру» и «Российская электронная школа». 3.6. При организации дистанционного обучения могут использоваться ЭОР (платформа LECTA («Российский учебник»), «Просвещение», другие информационнообразовательные порталы и ресурсы). 3.7. При организации онлайн-урока может быть использована платформа Zoom, Skype, MicrosoftTeams (Приложение № 1). 3.8. Педагогические работники на заседаниях Методических объединений (в том числе онлайн-заседаний) делятся опытом использования элементов ДОТ в МАОУ «СОШ № 22», а также посещают семинары, «круглые столы» на эту тему. 3.9. Заместители директора по УР контролируют процесс использования дистанционныхобразовательных технологий в МАОУ «СОШ № 22», вносят предложения о поощрении из стимулирующей части оплаты труда учителям-предметникам, которые эффективноиспользуют ДОТ в образовательном процессе. 3.10. Администрацией ОО разработаны рекомендации для организации онлайнуроков (Приложение № 2). 4. Функции участников образовательного процесса в подготовке и реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий 4.1. Ответственным за организацию технического обеспечения образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий является инженер по ИВТ и ответственной за ведение сайта «Сетевой город». Контроль за подготовкой и организацией обучения с применением дистанционных образовательных технологий осуществляет директор образовательного учреждения. 4.2. Участниками образовательной деятельности при реализации обучения с использованием дистанционных технологий являются следующие субъекты: • сотрудники МАОУ «СОШ №22» (администрация, педагоги); • учащиеся 1-11 классов; • родители (законные представители) учащихся. 4.3. Функции инженера по ИВТ и ответственного за ведение сайта «Сетевой город»: − деятельность по сопровождению электронной системы по использованию дистанционных образовательных технологий; 4 − программная и аппаратная поддержка компьютерного класса при использовании дистанционных образовательных технологий; − обеспечение безопасности персональных данных в соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152 «О персональных данных» и подзаконными нормативными актами; − обеспечение авторизованного (идентифицируемого) входа и присутствия в системе использования дистанционных образовательных технологий; − консультирование педагогов по вопросам работы в АИС «Сетевой город. Образование»; 4.4. Функции заместителей директора по учебной и методической работе, ответственных за организацию общих вопросов и качество организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности: − общая организация образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий; − мотивация педагогических работников на образовательный процесс с применением дистанционных образовательных технологий; − подготовка приказа по использованию дистанционных образовательных технологий; − определение учебных предметов для освоения части образовательных программ начального, основного, среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий; − контроль за разработкой рабочих программ, учебно-методических материалов, графика образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий, отсутствием перегруза обучающихся; − текущий и итоговый контроль качества образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий; − организация повышения квалификации педагогов по проблемам использования дистанционных образовательных технологий; − индивидуальное и групповое консультирование педагогов по вопросам обучения с использованием дистанционных образовательных технологий; − анализ внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности; − организация и контроль за работой по размещению на сайте ОО системы использования дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов. 4.5. Функции педагогических работников: − корректировка в случае необходимости рабочих программ, календарнотематического планирования, диагностических материалов по предметам, по которым реализуется образовательная деятельность с использованием дистанционных образовательных технологий; − организация образовательной деятельности, в том числе возможность проведения онлайн мероприятий, и взаимодействие с обучающимися и их родителями (законными представителями); − своевременный анализ работы учащихся в образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий; − обеспечение отсутствия перегруза работы учащихся при использовании дистанционных образовательных технологий; − контроль и оценка результата образования; − своевременная синхронизация выставления отметок в системе дистанционных образовательных технологий и классном журнале; 5 − оказание при необходимости учебно-методической помощи обучающимся, в т.ч. в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно (Приложение № 3); − соблюдение регламента (Приложение №4); − при условии отсутствия у ученика (родителей/ законных представителей) необходимых технических средств для обеспечения использования ДОТ, задания доводятся классным руководителем до сведения родителей/ законных представителей, либо совершеннолетнего обучающегося путем передачи необходимого материала через смс, звонки, мессенджеры или социальные сети. 4.6. Функции родителей (законных представителей): - обеспечение места для выполнения ребенком учебных заданий в рамках обучения с использованием дистанционных образовательных технологий; - контроль над выполнением ребенком заданий в рамках обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в соответствии с регламентом; - контроль над выполнением гигиенических требований при работе учащихся с компьютером. 4.7.Функции ученика: - выполнение учебных заданий в рамках обучения с использованием дистанционных образовательных технологий; - соблюдение гигиенических требований при работе с техническим средством; - соблюдение регламента (Положение №5). 5. Техническое обеспечение использования дистанционных образовательныхтехнологий в МАОУ «СОШ № 22». 5.1 Учебный процесс с использованием ДОТ в ОО обеспечивается следующимитехническими средствами: - персональный компьютер/ноутбук с возможностью воспроизведения звука и видео; - выход в Интернет, с пропускной способностью, достаточной дляорганизации учебного процесса. 5.2. Техническое обеспечение обучающегося с использованием ДОТ: Обучающиеся дома должны иметь: - персональный компьютер/ ноутбук/ планшет/ другое техническое средство с возможностью воспроизведения звука и видео; - выход в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса. 6. Права участников образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий. 6.1. МАОУ «СОШ № 22» имеет правоиспользовать дистанционные образовательные технологии при всех, предусмотренных законодательством РФ, формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся и др.; 6.2. Права и обязанности учеников, участвующих в образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий приравниваются к правам и обязанностям учащихся по очной форме. 6.3. Права и обязанности работников МАОУ «СОШ № 22» определяются Законодательством Российской Федерации. 7. Срок действия данного Положения не ограничен. 6 При необходимости в Положение вносится изменения, дополнения, подлежащие аналогичной процедуре принятия и утверждения. Приложение № 1 Сравнение платформ для организации онлайн-занятий Характеристика Количество обучающихся (бесплатная версия) Возможна ли организация групповой работы? Возможна ли организация обратной связи? Время работы Обязательна ли регистрация обучающихся на платформе? Демонстрация экрана Передача файлов Запись занятия Skype Zoom Microsoft Teams 50 100 до 250 - + + + + + До 4 часов непрерывно; 10 часов в день; 100 часов в месяц + До 40 минут («один на один» без ограничений Без ограничений - - + + Есть (30 дней) + + Есть, 40 минут (в облако или локальную систему) + + Есть 7 Приложение № 2 Рекомендации для организации онлайн-уроков 1. В ОО определяется какое количество уроков в неделю будет проводиться в электронном формате асинхронно (без непосредственного взаимодействия учителя с учениками в режиме реального времени), какое – в дистанционном режиме. Уроки в дистанционном формате педагоги могут проводить в формате коротких онлайн-конференций. 2. Устанавливается продолжительность дистанционных уроков в соответствии с СанПиН1, учитывая продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения. При этом продолжительность урока составляет 40 минут, но время нахождения учеников перед экраном монитора не должно превышать нормы СанПиН для конкретного класса. Для остальной части урока учитель может предложить самостоятельную работу с учебником, выполнение заданий в тетради и т.п. 3. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1‒2 классов ‒ не более 20 минут, для учащихся 3‒4 классов ‒ не более 25 минут, для учащихся 5‒6 классов ‒ не более 30 минут, для учащихся 7‒11 классов ‒35 минут. 4. Педагоги в АИС «Сетевой город. Образование» отправляют ссылку на видеоконференцию с указанием даты, времени урока не менее, чем за 1 день. 5. Обучающиеся, при входе на онлайн-конференцию указывают свое имя и фамилию для идентификации. 6. Для того, чтобы избежать совпадения онлайн-уроков, педагоги придерживаются утверждённого расписания. 7. Педагоги отчитываются перед заместителями директора по учебной работе о том, в какой форме они проводят урок, заполняя гугл-таблицу, делая скриншоты в ежедневном режиме. В случае проведения онлайн-урока, педагог дублирует ссылку в данную таблицу. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993) 1 8 Приложение № 3 Порядок оказания педагогами МАОУ «СОШ № 22» учебно-методической помощи обучающимся, в т.ч. в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно 1. Обучающиеся имеют право при необходимости обратиться к педагогу за учебно-методической помощью по вопросам выполнения домашнего задания, освоении темы или организации образовательного процесса, в том числе в форме в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно. 2. В течение всего времени обучения с использованием ДОТ обучающийся может в любое, удобное для него время, отправить через АИС «Сетевой город. Образование» вопросы педагогу. 3. Педагог своевременно отвечает на сообщения, разъясняя все возникшие вопросы в течение одного учебного дня в рамках своего рабочего времени. 4. В случае, если обучающемуся не была оказана учебно-методическая помощь педагогом, обучающийся (либо родитель/ законный представитель) должен написать сообщение с помощью АИС «Сетевой город. Образование» представителю администрации школы и описать проблему. 5. Администрация школы должна связаться с педагогом, выяснить причину отсутствия учебно-методической помощи и довести эту информацию до сведения обучающегося, а при необходимости – до сведения родителей (законных представителей). 6. В случае отсутствия у обучающегося ( родителей /законных представителей) необходимых технических средств для обеспечения использования ДОТ учебнометодическая помощь организуется через классного руководителя с помощью звонков, смс, через мессенджеры или социальные сети. 7. В течение всего времени обучения с использованием ДОТ обучающийся (либо родитель/ законный представитель) имеет возможность напрямую позвонить на «Горячую линию» школы по вопросам осуществления образовательного процесса с применением ДОТ. 9 Приложение №4 Регламент использования дистанционных образовательных технологий педагогическими работниками 1. Техническое оснащение рабочего места учителя. Для использования дистанционных образовательных технологий учителю необходимо рабочее место, оснащенное компьютерной техникой: - персональный компьютер/ ноутбук с возможностью воспроизведения звука и видео; - выход в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса. 2. Темы уроков при обучении использованием дистанционных образовательных технологий должны соответствовать темам рабочей программы. 3. Педагоги отправляют необходимые учебные материалы для организации обучения с использованием ДОТ до 12.00 в день, когда по основному утвержденному расписанию должен быть урок с помощью АИС «Сетевой город. Образование», образовательных онлайн-платформ «Учи.ру» и «Российская электронная школа». 4. Электронные материалы для организации обучения с использованием ДОТ должны иметь название в соответствии с образцом: «География, 5а, урок 26.03.2020» и т.д. (дата совпадает с датой урока по основному утвержденному расписанию). 5. Электронные материалы для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий из сети Интернет могут транспортироваться только с сайтов, которые не содержат информацию, попадающую под действие Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 6. Педагоги своевременно оценивают работы учеников, выставлять отметки в журнал (в том числе электронный журнал в АИС «Сетевой город»); 10 Приложение № 5 Регламент использования дистанционных образовательных технологий учащимися МАОУ «СОШ № 22» 1. Техническое оснащение рабочего места ученика. Для использования дистанционных образовательных технологий ученику необходимо рабочее место, оснащенное компьютерной техникой: - персональный компьютер/ ноутбук/ планшет/ другое техническое средство с возможностью воспроизведения звука и видео; - выход в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса. 2. Обучающиеся должны своевременно выполнять задания, при возникновении вопросов- задавать их преподавателю. 3. Обучающиеся должны высылать задание на проверку учителю (выполнять онлайн задание) до 09.00в день, когда по утвержденному расписанию должен быть урок. 4. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов2. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189, п.10.18 2 11 12