Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22» городской округ Первоуральск Является приложением к ООП НОО, утвержденной приказом директора школы от 31.08.2022год №570 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тропинка в профессию» ( профориентационное направление) для обучающихся 1-4 классов Составители: учителя начальных классов 1 Содержаниерабочейпрограммы Пояснительная записка.............................................................................................................. 3 Актуальность ............................................................................................................................... 6 Личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения курса «Тропинка в профессию» .................................................................................................................................. 8 Формы работы, используемые при реализации курса «Тропинка в профессию» ........... 11 Методы и приемы профориентации в начальной школе .................................................... 12 Основные направления рабочей программы курса для начальной школы (1-4 класс) «Тропинка в профессию» ......................................................................................................... 13 Содержание рабочей программы ............................................................................................ 14 Тематический план ................................................................................................................... 20 1 класс ......................................................................................................................................... 20 2 класс ......................................................................................................................................... 21 3 класс ......................................................................................................................................... 22 4 класс ......................................................................................................................................... 24 2 Пояснительнаязаписка Данныйкурсявляетсяпервойступенькойвпрофориентационнойработе. Вжизникаждогочеловекапрофессиональнаядеятельностьзанимаетважноеместо.Спервы хшаговребёнкародителизадумываютсяоегобудущем,внимательноследятзаинтересамиисклонн остямисвоегоребёнка,стараясьпредопределитьегопрофессиональнуюсудьбу.Учёбавшколевыя вляетизбирательноеотношениешкольникакразнымучебнымпредметам. Передмладшимшкольникомнестоитпроблемавыборапрофессии.Нопосколькупрофесси ональноесамоопределениевзаимосвязаносразвитиемличностинавсехвозрастныхэтапах,томла дшийшкольныйвозрастможнорассматриватькакподготовительный,закладывающийосновыдл япрофессиональногосамоопределениявбудущем. Представленияребёнка 7-10 лет опрофессияхограниченыегопоканебогатымжизненнымопытом.Междутем,всовременноммире существуетогромноеколичествовидовтруда.Ориентациявэтомокеанечеловеческихзанятийявл яетсяважнейшимзвеномсоциальнойадаптацииребёнка. Вшколахформированиепредставленийомиретрудаипрофессийподчасосуществляетсян едостаточноцеленаправленноисистемно.Втовремякакименношколадолжнастатьрешающимзв еномпроцессапрофессиональногосамоопределенияобучающихся,оказатьдейственноевлияние нацеленаправленноеформированиепредставленийомиретрудаипрофессий. Решениеданныхпроблемпозволитоптимизироватьучебныйпроцесс,направленныйнапр офориентационноеобразование,сделаетучёбувшколеединымпреемственнымобразовательным процессом. Чтожетакоепрофориентационнаяработадляначальнойшколы? Дляученика:развитиеинтересаимотивациикразнообразнымпознаниямопрофессии;разв итиеопределённыхпрофессиональныхнавыков,развитиерефлексииинавыковопытадеятельнос ти. Дляучителя:новыйопыттворческогосамовыражения;ответынавсесомненияивопросыпо профориентационнойработе обучающихся,которыевозникаютвпроцессеегопрофессиональнойработы;продуманноесодерж аниеиметодическаясистемаработы;расширениепрофессиональныхкомпетенцийит.д. Дляадминистрациишколы:новыйпозиционныйстатусобразовательнойсредыпрофориен тационнойработы;обеспеченностьвзаимосвязанными(посодержаниюиметодике)вариативным ипрограммамивсехклассовначальнойисреднейступеней,усилениеметодическойоснащённости педагогическогопроцессаит.д. Общаягипотезаданнойработысостоитвтом,чтореализацияпрофориентационнойработы вшколеможетбытьболееэффективной,если: изменятсяметодологическиеоснованияпостроенияпедагогическогопроцессавна чальнойшколе; предметомбудетизбранопедагогическоесопровождениепроцессовформировани яосновцелостногообразачеловеческойдеятельностивначальнойшколе; будетсозданапропедевтическаяпрофориентационнаяпедагогическаясистеманач альнойшколы; всодержаниеначальногообразованиябудутвключеныисследовательскиепроектн ыевидыдеятельности; 3 будутиспользованыпотенциалымикросоциума(семьи)впостроенииединогоинтег ральногообразовательногопространстваребёнка; процесспропедевтикибудетсопровождатьсятехнологиямиоцениваниякачествап роектнойдеятельностивначальнойшколе. Комплекснаяпрограммапрофессиональнойработыдляначальнойшколы«Тропинкавпро фессию»созданадлятого,чтобыуженараннихстадияхформированиясоциальнойсферыинтересо вличностиребёнкапознакомитьмладшихшкольниковспрофессиямивзрослыхлюдейиобеспечит ьпропедевтикупрофориентационнойподготовки.Такимобразом,предлагаемаяпрограммаможе тстатьпервойступеньювсистемеработышколыпопереходунапрофориентационноеобучение. Восновекурсалежитидеяраннегознакомствасразличнымисферамичеловеческойдеятель ностичерезорганизациюучебноисследовательскойдеятельностиобучающихся.Приопределенииэтихсфериспользоваласьтипо логия,предложеннаядокторомпсихологическихнаукЕ.А.Климовым.Даннаятипологияпозволя етвсемногообразиечеловеческихпрофессийсоотнестисосновнымивидамидеятельностивзавис имостиотобъекта,накоторыйонанаправлена:«человек-человек»,«человек-техника»,«человек– художественныйобраз»,«человек-природа». Межпредметнаяинтеграцияспособствует,вопервых,формированиюцелостногопредставленияоразличныхсферахчеловеческойдеятельност и;во– вторых,развитиюзнаний,уменийинавыков,необходимыхдлясозданияэтойцелостностивсмысл овыхновообразованияхумладшихшкольников;втретьих,освоениюэлементарныхзнанийопрофессияхлюдей;вчетвёртых,включениюобучающихсявисследовательскуюдеятельность. Даннаяпрограммакурсапредполагаетреализациючерез: внеурочнуюдеятельностьдетей– программа«Тропинкавпрофессию»(профориентационноенаправлениевнеурочнойдеятельност и); внекласснуюработу. Профориентационноевоспитаниевначальнойшколе– этосозданиесреды,котораябудетспособствоватьвоспитаниюуребёнкаличностныхкачеств,опре деляющихспособностьделатьосознанныйвыборвситуацияхсамоопределения.Однакопрофесси ональноесамоопределение– этонепростовыборпрофессии,асвоеобразныйтворческийпроцессразвитияличности,начинающ ийсясраннеговозраста. Рабочаяпрограммакурса«Тропинкавпрофессию»реализуетнаправлениепрофориентаци онноевовнеурочнойдеятельностиврамкахФГОСначальногообщегообразования. Новизнакурсасостоитвтом,чтоонсоединяетвсебесведенияизразныхпредметныхобласте йпсихологии,литературы,истории,экологии,социологии,ОБЖ,художественноготруда.Рабочая программарассчитанана4года(1-4класс). Ведущаядеятельность:поисковая,исследовательская,творческая,игровая. Содержаниеопределяетсявозрастнымиособенностямимладшихшкольников. 4 Каждоезанятиеимееттематическоенаполнение,связанноесрассмотрениемопределённой профессии.Обучающиесяимеютвозможностьрасширитьсвойкругозор,представлениеомирепр офессий,атакжеисследоватьсвоиспособностиприменительнокрассматриваемойпрофессии. Курсзанятийпостроентакимобразом,чтопредоставляетобучающимсявозможностьтрен ироватьразличныевидысвоихспособностей. Вданной программе игроваямотивацияпревалирует,перерастаявучебную.Ребёнокстановитсязаинтересованнымсуб ъектомвразвитиисвоихспособностей. Занятияпроводятсявактивнойформе,этоигры,дискуссии,конкурсы,экскурсии,конферен ции,элементытренинга,викторинысэлементамитворчестваисамостоятельногопоисказнаний.В ажнасменаразличныхвидовдеятельностинапротяжениивсегозанятия.Этоспособствуетформир ованиюучебнопознавательныхмотивов,потребностивтворческойдеятельности,развитиюкругозорауучащихс я.Развитиетворческихспособностейнемыслимобезтворческойдеятельности. Эторисунок,аппликация,сообщение,атакжесочинениерассказов,стихов,сценариев,прои грываниесценок,спектаклей,миниатюр,выпусктематическихгазет,плакатов,выставкаработИЗ Оитрудовойдеятельности. Нареализациюрабочейпрограммыкурса«Тропинкавпрофессию»в1мклассеотводится34 часа1классе(1развнеделю),во2-4классах– по35часавгод(1развнеделю).Общийобъёмсоставляет139часов. 5 Актуальность 21векпоставилипередчеловекомицивилизованнымобществоммножествосложных иответственныхвопросов.Речьидетопроблемепрофессиональнойориентации младшихшкольниковвучебно–воспитательномпроцессе. Внастоящеевремявшколенакоплендостаточнобольшойопытформиметодовработыпопр офориентациистаршихшкольников. Однаковнашстремительныйвек,когдабурноизменятсяэкономика,актуальной становитсяцеленаправленнаяработапопрофессиональнойориентации ужесвоспитанникамимладшихклассов. Особенностьработыпопрофессиональнойориентациинезаключаютвподведениидетейкв ыборупрофессии.Главное-эторазвитиевнутреннихпсихологическихресурсовребенка. Вначальной школе,когдаучебно-познавательная деятельностьстановитсяведущей,важнорасширитьпредставлениеоразличныхпрофессиях. Впроцессеразвитияребенокнасыщаетсвоесознаниеразнообразнымипредставлениямио мирепрофессий.Некоторыеэлементыпрофессиональнойдеятельностиемутруднопонять,новка ждойпрофессииестьобласть,которуюможнопредставитьнаосновенаглядныхобразцов,конкрет ныхситуацийизжизни. Наэтойстадиисоздаетсяопределеннаянагляднаяоснова,накоторойбазируетсядальнейше еразвитиепрофессиональногосамосознания. Целькурса:созданиеобразовательнойсреды,насыщеннойвозможностямидляреализаци испособностейобучающихсячерезразвитиеинтересакразнымвидамсферыдеятельности. ЦельIэтапапрофориентационнойработыэтоактуализацияпредставленийопрофессиисредимладшихшкольников. ЦелиIIиIIIэтаповпрофориентацииучащихсядиагностикаиопределениепредпочтенийучащихсякпрофессии,соизмерениесвоихвозможносте йижеланийспотребностьюрынкатрудаи,наконец,профессиональнаяпроба,ипсихологическаяго товностьксамоопределению. Задачи: познакомитьсширокимспектромпрофессий,особенностямиразныхпрофессий; выявитьнаклонности,необходимыедляреализациисебяввыбраннойвбудущемпро фессии; способствоватьформированиюуважительногоотношенияклюдямразныхпрофесс ийирезультатамихтруда; способствоватьразвитиюинтеллектуальныхитворческихвозможностейребёнка; способствоватьформированиюнравственныхкачеств:доброты,взаимовыручки,в нимательности,справедливостиит.д.; способствоватьформированиюнавыковздоровогоибезопасногообразажизни. Ожидаемыерезультатыпрохождениякурса«Тропинкавпрофессию»: участиевразличныхвидахигровой,изобразительной,творческойдеятельности; расширениекругозораомирепрофессий; заинтересованностьвразвитиисвоихспособностей; участиевобсужденииивыражениесвоегоотношениякизучаемойпрофессии; возможностьпопробоватьсвоисилывразличныхобластяхколлективнойдеятельно сти,способностьдобыватьновуюинформациюизразличныхисточников. 6 Внекласснаяработаспособствуетнакоплениюнепосредственных жизненных впечатлений,обучающихсяотехилииныхпрофессиях,чтообеспечиваетначалоформированиягр ажданственногопатриотическогоотношенияксредеобитанияипроживанияиосознанныхпрофес сиональныхинтересов,атакжепостроенияобраза«Я»вконкретнойпрофессии.Такимобразом,ви дыдеятельностиобучающихся носят,преждевсего,поисковоисследовательский,проблемныйитворческийхарактер. Врезультатеизучениякурса «Тропинкав профессию»младшийшкольникузнает: основныесферыпрофессиональнойдеятельностичеловека; основныепонятия,признакипрофессий,ихзначениевобществе; предприятияиучреждениямикрорайона,города; основныеприёмывыполненияучебныхпроектов; будетуметь: оперироватьосновнымипонятиямиикатегориями; рассказыватьопрофессиииобосновыватьеёзначениевобществе; пользоватьсяинформацией,получаемойнаурокахизучебной,художественной,нау чно-популярнойлитературы,СМИ,ИКТ. 7 Личностные,метапредметныеипредметныерезультатыосвоениякурса«Тропинкавпрофе ссию» Входереализациипрограммыкурсаобучающиесядолжныовладеватьспециальнымизнан иями,умениямиинавыками.Книмотносятся: когнитивныезнанияобучающихсяотруде,омирепрофессий; мотивационно-личностные– отношениектруду,интерескпрофессиям,желаниеовладетькакойлибопрофессиональнойдеятельностью; поведенческиенавыкитрудовойдеятельности,ответственность,дисциплинирован ность,самостоятельностьвтруде. Первыйуровеньрезультатов(1-йкласс)– приобретениесоциальныхзнаний.Занятияпоконструированию,знакомствосдомашнимиремёсл ами,экскурсиинапроизводство,встречислюдьмиразныхпрофессий Второйуровеньрезультатов(2–3-йклассы)– формированиеценностногоотношенияксоциальнойреальности.Сюжетноролевые,продуктивныеигры(«Почта»,«Вмагазине»,«Выпусккласснойгазеты») Третийуровеньрезультатов(4-йкласс)– получениеопытасамостоятельногообщественногодействия.Совместноеобразовательноепроиз водстводетейивзрослых. Личностныерезультаты: Уученикабудутсформированы: положительноеотношениекпроцессуучения,кприобретениюзнанийиумений,стр емлениепреодолеватьвозникающиезатруднения; осознаниесебякакиндивидуальностииодновременнокакчленаобществасориента циейнапроявлениедоброгоотношенияклюдям,уважениякихтруду,научастиевсовместныхдела х,напомощьлюдям,втомчислесверстникам; умениевыделятьнравственныйаспектповедения,соотноситьпоступкиисобытияс принятымивобществеморально-этическимипринципами; стремлениексаморазвитию,желаниеоткрыватьновоезнание,новыеспособыдейст вия,готовностьпреодолеватьучебныезатрудненияиадекватнооцениватьсвоиуспехиинеудачи,у мениесотрудничать; стремлениексоблюдениюморальноэтическихнормобщенияслюдьмидругойнациональности,снарушениямиздоровья Метапредметныерезультаты: Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия: Ученикнаучится: организовыватьсвоюдеятельность,готовитьрабочееместодлявыполненияразных видовработ; принимать(ставить)учебнопознавательнуюзадачуисохранятьеёдоконцаучебныхдействий; планировать(всотрудничествесучителем,содноклассникамиилисамостоятельно) своидействиявсоответствиисрешаемымиучебно-познавательными,учебнопрактическими,экспериментальнымизадачами; действоватьсогласносоставленномуплану,атакжепоинструкциямучителя; контролироватьвыполнениедействий,вноситьнеобходимыекоррективы(своииуч ителя); оцениватьрезультатырешенияпоставленныхзадач,находитьошибкииспособыих устранения. 8 Ученикполучитвозможностьнаучиться: оцениватьсвоёзнаниеинезнание,умениеинеумение,продвижениевовладениитем илиинымзнаниемиумениемпоизучаемойтеме; ставитьучебно-познавательныезадачипередвыполнениемразныхзаданий; проявлятьинициативувпостановкеновыхзадач,предлагатьсобственныеспособыр ешения; адекватнооцениватьрезультатыучебнойдеятельности,осознаватьпричинынеуспе хаиобдумыватьпланвосполненияпробеловвзнанияхиумениях. Познавательныеуниверсальныеучебныедействия: Ученикнаучится: осознаватьучебно-познавательную,учебнопрактическую,экспериментальнуюзадачи; осуществлятьпоискинформации,необходимойдлярешенияучебныхзадач,собств енныхнаблюденийобъектовприродыикультуры,личногоопытаобщенияслюдьми; пониматьинформацию,представленнуюввербальнойформе,изобразительной,схе матической,модельнойидр.,определятьосновнуюивторостепеннуюинформацию; применятьдлярешениязадач(подруководствомучителя)логическиедействияанал иза,сравнения,обобщения,классификации,установленияпричинноследственныхсвязей,построениярассужденийивыводов; наблюдатьисопоставлять,выявлятьвзаимосвязиизависимости,отражатьполучен нуюпринаблюденииинформациюввидерисунка,схемы,таблицы; использоватьготовыемоделидляизучениястроенияприродныхобъектовиобъясне нияприродныхявлений; осуществлятькодированиеидекодированиеинформациивзнаковосимволическойформе. Ученикполучитвозможностьнаучиться: сопоставлятьинформациюизразныхисточников,осуществлятьвыбордополнител ьныхисточниковинформациидлярешенияисследовательскихзадач,включаяИнтернет; обобщатьисистематизироватьинформацию,переводитьеёизоднойформывдругу ю(принятуювсловеснойформе,переводитьвизобразительную,схематическую,табличную); дополнятьготовыеинформационныеобъекты(тексты,таблицы,схемы,диаграммы ),создаватьсобственные; осуществлятьисследовательскуюдеятельность,участвоватьвпроектах,выполняе мыхврамкахурокаиливнеурочныхзанятиях. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия: Ученикнаучится: осознанноипроизвольностроитьречевоевысказываниевустнойиписьменнойфор ме; аргументированоотвечатьнавопросы,обосновыватьсвоюточкузрения,строитьпо нятныедляпартнёравысказывания,задаватьвопросы,адекватноиспользоватьречевыесредствад лярешениязадачобщения; вступатьвучебноесотрудничествосучителемиодноклассниками,осуществлятьсо вместнуюдеятельностьвмалыхибольшихгруппах,осваиваяразличныеспособывзаимнойпомощ ипартнёрампообщению; допускатьвозможностьсуществованияулюдейразличныхточекзрения,проявлять терпимостьпоотношениюквысказываниямдругих,проявлятьдоброжелательноеотношениекпа ртнёрам; Ученикполучитвозможностьнаучиться: 9 оперироватьвречипредметнымязыком– правильно(адекватно)использоватьпонятия,полноиточноизлагатьсвоимысли,строитьмонолог ическуюречь,вестидиалог; планировать,сотрудничаясвзрослыми(учитель,родитель)исверстниками,общиед ела,распределятьфункцииучастниковиопределятьспособыихвзаимодействия; проявлятьинициативувпоискеисбореинформациидлявыполненияколлективнойр аботы,желаяпомочьвзрослымисверстникам; уважатьпозициюпартнёра,предотвращатьконфликтнуюситуациюприсотруднич естве,стараясьнайтивариантыеёразрешениярадиобщегодела. участвоватьвпроектнойдеятельности,создаватьтворческиеработыназаданнуюте му(рисунки,аппликации,модели,небольшиесообщения,презентации). Предметныерезультаты: Знает: основныесферыпрофессиональнойдеятельностичеловека; основныепонятия,признакипрофессий,ихзначениевокружающемобществе; предприятияиучреждениянаселенногопункта,района; основныеприемывыполненияучебныхпроектов. Умеет: оперироватьосновнымипонятиямиикатегориями; рассказыватьопрофессиииобосновыватьеезначениевжизниобщества; переноситьтеоретическиесведенияосферахчеловеческойдеятельностинанекотор ыеконкретныежизненныеситуации. 10 Формыработы, используемые при реализации курса «Тропинка в профессию» 1.Классныечасыибеседыопрофессиях. 2.Тренинговыеитематическиезанятия. 3.Конкурсырисунков. 4.Экскурсии. 5.Игры-викторины. 6.Встречислюдьмиразныхпрофессий. 7.Описаниепрофессий. 8.Письменныеработы:мини-сочинения,синквейны. 9.Заполнениеанкетирезультатовсамооценки.Диагностика. 10.Работаиндивидуально,впарах,вмалыхгруппах. 11.Рекламапрофессий. 12.Составлениепрофессиональногопортретасемьи.Трудовыединастии. 13.Лекция. 14.Дискуссия. 15.Творческаяработа. 16.Практикум.Мастер-классы. 11 Методыиприемыпрофориентациивначальнойшколе Основныеметодыиприемыпрофориентациимладшихшкольников: В1классеуребенкаформируютсяпервыеуменияинавыкиобщеготруда,расширяютсязнан ияоприменениитехники,отрудовойдеятельностилюдей,означениитрудавжизничеловека.Наэто мэтапеважнопроводитьразличныеэкскурсиипогороду,наферму,всад.Вгороде,например,встрет ивпродавцавмагазине,поговоритьсдетьминаэтутему,объяснить,зачемнужнатакаяпрофессия,ч емонаполезна.Настройкеобратитьвниманиедетейнато,какработаютстроители,какиеинструмен тыприэтомиспользуютит.д.Педагогтакжеможетсводитьдетейвшкольныйсад,рассказать,какра ботаютсадоводыипорезультатамбеседыдатьзаданиенадом,например,спомощьюродителейпос адитьцветоквгоршокиухаживатьзаним.Наклассныхчасахпреподавательможетпроводитьбесед ынатему:«Уважениектрудящимсялюдям»,«Бережноеотношениекприроде» идр. Во2классепродолжаетсязнакомствоучениковструдомлюдей,углубляетсяихзнаниеоразн ыхпрофессиях,устанавливаетсятрудовыеотношениявгруппах.Второклассникиосваиваютразл ичныетрудовыенавыкииумения.Вэтотпериодпедагогуоченьважнопровестибеседусучениками натемы«Кемработаетпапа»,«Кемработаетмама».Рассмотретьаспектыработытакихпрофессийк акповар,портной,врач,водитель,т.е.техпрофессий,скоторымимысталкиваемсякаждыйдень.По возможности,показыватьдокументальныефильмынаданнуютему.Оченьважнонаданномэтапеп риобщитьшкольниковктрудовойдеятельностившкольномсаду. В34классахпродолжаетсязнакомствошкольниковструдомокружающихлюдей.Наэтомпериодеууч ащихсявырабатываютсяпервыенавыкиорганизациисвоеготрудаичувствоответственностизапр оделаннуюимиработу.Этоподходящеевремядлязнакомствасболее«сложными»профессиями,с которымиученикинесталкиваютсякаждодневно– слесарь,токарь,маляр,плотник.Дляболееподробногопредставленияданныхпрофессийпедагогм ожетсводитьучениковвшкольнуюмастерскую.Важнотакжеорганизоватьвнеклассныетематиче скиеуроки,главнымигостямикоторыхбудутлюдитойилиинойпрофессии.Онисмогутболееподр обнорассказатьосвоейпрофессиииответитьнавопросыучеников. Кромевышеперечисленного,ученикидолжныпосещатьдополнительныекружкихудожес твенного,техническогоиспортивноготворчества.Такиетворческиекружкипомогутребенкуопре делитьсяввыборепрофессии. Формированиеустановокнаразнообразиепрофессийипониманиеролитрудавжизничело векахорошопроводитьвформеэкскурсийнапредприятия,ноэтотруднееворганизационномплане .Младшиешкольникиоченьчувствительны,ихорошозапоминаюттотопыт,когдаудаётсячтотосотворитьсвоимируками.Информационнаяподдержкаввидевикториниконкурсовпопрофесс иямпопараллелямвполнереальнаяформаработаэтоследующийресурс,которыйнадоразвивать.Важно,чтобыинформациябылакрасочнойизахва тывающей,реальной,живой,поэтомурольэкскурсийнапредприятия,изнакомствасразличнымип рофессиями– этонеоценимыйвкладврасширениепредставленийребёнкаопрофессии.Непосредственновшкол е,конечно,долженбытьигровойметодическийматериалнаборигрушекпопрофессиям,раздаточныйматериал,виртуальныйкабинетпопрофориентации. Насегодняшнийденьпроводитсяработапопрофориентациивосновномзасчётинтеграциивразли чныепредметы,новсоответствиисновымистандартаминеобходиморазвиватьпрактическуюдеят ельностьдетейпоэтомунаправлению,подключаяинтернет– ресурсы.Заканчиваяначальнуюшколу,детидолжныиметьначальноепредставлениеопоискесвед енийопрофессиивсовременноминформационномполе,неограничиваясьпростовиртуальнымии грами,иполучитьпервоначальныйнезабываемейопытсвоейпоисковойиисследовательскойдеят ельности. 12 Основныенаправления рабочей программыкурсадляначальнойшколы(14класс)«Тропинкавпрофессию» МодульI«Играемвпрофессии»-1класс. Цель:формированиеэлементарныхзнанийопрофессияхчерезигру. МодульII«Путешествиевмирпрофессий»-2класс. Цель:расширениепредставленийдетейомирепрофессий. МодульIII-«Уменярастутгода…»-3класс. Цель:формированиемотивации,интересктрудовойиучебнойдеятельности,стремлениекк оллективномуобщественно-полезномутруду. МодульIV-«Трудвпочетелюбой,мирпрофессийбольшой»-4класс. Цель:формироватьдобросовестноеотношенииктруду,пониманиеегороливжизничелове каиобщества,развиватьинтерескбудущейпрофессии. 13 Содержаниерабочейпрограммы МодульI«Играемвпрофессии» (34часа) Всеработыхороши(2ч.).Занятиясэлементамиигры. Введениевтему.Стихиопрофессиях.Работаскарточками(конкурссостоитвсоставленииц елойизразрезаннойначастикартинки).Конкурсмаляров.Игра«Ктопотерялсвойинструмент»,ко нкурс«Найдилишнее»,игра«Таинственноеслово»(расшифровкасловбаркы(рыбак),ртомас(мат рос),явше(швея).Играотгадайпословицы(Безохоты..(нетрыбока),безделажить…(тольконебокоптить).Викторина«Угадайпрофессию»ктопашет,сеет,хлебубирает(хлебороб) ,ктолекарствоотпускает(аптекарь),ктодомастроит(строитель). Комучтонужно?(2ч.).Дидактическаяигра. Вводноесловоучителя.Определениеправилаигры.Подбираютсякартинкиипредметысоо тветствующихпрофессий.Например:строитель-мастерок,врач-градусник,повар-кастрюляит.д. Оденемкуклунаработу(2ч.).Дидактическаяигра. Оборудование:изображениерабочейодежды,изображениекукол.Подобратьккаждойкар тинкеодеждуиназватьсоответствующуюпрофессию(строитель,милиционер,врач,пожарник,пр одавец). Идёмнаработудидактическиеигры.Разложеныкруги,всерединекоторыхнарисованылюдиразныхпрофессий,о тносительносизображениеминструментов.Необходимовыбратькартинку,подходящуюдлярабо ты. Мыстроители(2ч.).Занятиесэлементамиигры. Организационныймомент.Игра.Построениедома,башниизгеометрическихфигур,конст руктора.Физкультминутка.Просмотрм/ф.Играсосчётнымипалочками.Строиммодельгрузовик аизспичечныхкоробков.Итог.Чтонужнознать,чтобыстатьстроителем.Какуюпользуприносятна шизнания. Магазин(2ч.).Ролеваяигра. Мыидемвмагазин(2ч.).Беседасигровымиэлементами. Организационныймомент.Актуализацияопорныхзнаний.Вопросы,какиебываютмагази ны?Ктоработаетвмагазине?Формированиеновыхзнаний.Анализстихотворений.Игра«Вставьте буквы,ивыузнаете,ктоработаетвмагазине».Заведующая,продавец,товаровед,охранник,админи стратор.Оценка:вежливый,грубыйпродавец.Итог:какназываетсяпрофессиялюдейработающих вмагазине? Аптека(2ч.).Ролеваяигра. Организационныймомент.Игра.Построениеизгеометрическихфигурзданияаптеки.Физ культминутка.Просмотрм/ф.Играсосчётнымипалочками.Строиммодельгрузовикаизспичечны хкоробков.Итог.Чтонужнознать,чтобыстатьстроителем.Какуюпользуприносятнашизнания. Больница(2ч.).Ролеваяигра Организационныймомент.Игра(детскийнабор«Доктор»).Физкультминутка.Просмотрм /ф.Играсосчётнымипалочками.Строиммодельскоройпомощи.Итог.Чтонужнознать,чтобыстат ьдоктором.Какуюпользуприносятнашизнания. Какиебываютпрофессии(2ч.).Игровойчас. Организационныймомент.Актуализацияопорныхзнаний.Подборрифмовоквстихотворе нии.Рассказомирепрофессий.Игра:«Закончипословицу…»(например,«Безтруда..(невытянуть рыбкуизпруда»).Загадкиопрофессиях.Кроссвордопрофессиях.Итог:окакихпрофессияхмысего дняузнали? С.Михалков«ДядяСтепа-милиционер»(2ч.).Чтение. Чтениетекста.Словарнаяработа:милиционер,профессия..Обсуждениепрочитанного.От ветынавопросы. С.Михалков«ДядяСтепа-милиционер»(3ч.).Видеоурок. 14 Просмотрм/фпопроизведениюС.Михалков«ДядяСтепамилиционер».Обсуждениепоступковглавныхгероев.Какбытыпоступилтывданнойситуациях.С ловарнаяработа. В.Маяковский«Кембыть?»(2ч.)Чтениетекста. Чтениепоролям.Обсуждениетекста.Словарныеработы:столяр,плотник,рубанок,инжене р,доктор,конструктор,шофер. К.Чуковский«ДокторАйболит»(2ч.) Игра-демонстрация,викторина. Уходзацветами.(2ч.).Практическоезанятие. Профессия«Повар»(2ч.).Экскурсия. Вступительноесловоучителя.Презентацияпрофессий.Знакомствосостоловойшколы.Зна комствоспрофессиейповар.Встречаслюдьми,работникамившкольнойстоловой. Поварята.(3ч).Конкурс-игра. МодульII«Путешествиевмирпрофессий» (35часа) Мастерскаяудивительныхпрофессий(2ч.).Дидактическаяигра. Карточки(желтые,синие,красные;по5вкаждой4срисунком,1безрисункаи4картонныхкруга-техжецветов). Изображениярабочаяодеждаизвыбранныхкарточек,средстватруда,местоработы.Опред елитьпрофессии,результаттрудачеловека. Разныедома(2ч.).Практическоезанятие. Использованиенастольногоконструктора«Строитель».Разбитьдетейнанесколькогрупп. Выполнитьследующеезадание:изкубиковпостроитьдома.Играсоревнованиесостроительнымиигровымиматериалами.Конструированиеизнастольногоконстр уктора.Итог,награждение. Дачныйдомик(2ч.).Практическоезанятие. Подобратьцветнуюбумагу(крышу,стены,труба,крыльцо).Выложитьаппликациюизцвет нойбумагиикартона.Итог,выявитьлучшихучастников,награждение. Мояпрофессия(2ч.).Игра-викторина. Дидактическаяигра:«Доскажисловечко»,загадки.Игра:«Волшебныймешок»(определит ьнаощупьинструменты).Итог. Профессия«Врач»(3ч.).Дидактическаяигра. «Назовипрофессии»,«Ктотрудитсявбольнице».Работаскарточками. Больница(2ч.).Сюжетно-ролеваяигра. Доктор«Айболит»(2ч.).Игра «Ктонаслечит»(2ч.).Экскурсиявкабинетврача. Место,нахождениекабинетаврача.Знакомствососновнымоборудованиемврача.Длячего нужнылекарства.Итог. «ДобрыйдокторАйболит»(2ч.). «Парикмахерская»(3ч.).Сюжетно-ролеваяигра. Разгадываниезагадокопредметахтрудапарикмахера.Играсдетскимигровымнабором«Па рикмахер».Какиебываютпарикмахеры. «Всеработыхороши–выбирайнавкус!»(2ч.).Игры. Постановкаиобсуждениепроблемныхвопросов.Понятие«работа»,«трудолюбие».Игра:« Быстроназови».Например:лекарство(врач),машина(шофер).Конкурс«мастерицы».Итог:мульт имедиа-людиразныхпрофессий. Д.Дж.Родари«Чемпахнутремесла»(2ч.).Инсценировка. Профессия«Строитель»(2ч.).Дидактическаяигра. Дидактическаяигра:«Чтокомунужнодляработынастройке?».Карточкисизображениемп редметов,орудийтруда.Определитьназванияпрофессий.Например,:штукатурмастерок,машина-шофер. 15 Строительныйпоединок(2ч.).Игра-соревнование. Разбитьдетейнанесколькокоманд.Однагруппастроитдомаизспичек,другаяизспичныхко робков.Ктобыстрее.Подведениеитогов.Награждениекоманд. Путешествиевкондитерскийцех«Кузбасс»г.Прокопьевска(3ч.).Экскурсия. Знакомствоспрофессиейкондитера,соборудованиемкондитерскойфабрики.Ктоработае твкондитерской?Мастер-классы. «Гдеработатьмнетогда?Чеммнезаниматься?»(2ч.)Классныйчас. Введениевтему.Основнаячасть.ИнсценировкастихотворенияАлександраКравченко«Че стныйответ».Понятиеоработах,профессиях.Словарнаяработа(профессия,специальность,класс ификация).Мультимедиа(изображениепрофессий:мастер,штукатур,сантехник,каменщик,кран овщик).Чтениестихов:Г.Машин«Крановщик»,С.Баруздин«Плотник»,«Архитектор».Итог. МодульIII«Уменярастутгода…» (35часа) Чтотакоепрофессия(2ч.).Игроваяпрограмма. Вводноесловоопрофессиях.Речьтрудавжизничеловека.Работаспословицами(например, «Трудкормитчеловека,аленьпортит..»).Закончитьпословицу:«Ктонеработает,……(тотнеест). Стихотворенияопрофессиях.Загадкапропредметы,которыеиспользуютлюдиразныхпрофессий .Угадатьпрофессиипопервойбукве.Попословицеугадатьпрофессию(например:«Куйжелезо,по кагорячо»(кузнец). Укогомастерок,укогомолоток(2ч.).Беседасэлементамиигры. Вводноеслово.Историяпроисхожденияорудиятруда.Знакомствоспонятием«инструмент а».Дидактическаяигра:«Назовиинструмент»(накухненапример,чайник,кастрюля,сковорода).Инструментыдляремонта(молоток,напильник,плоског убцы).Игра:«Черныйящик».Дидактическаяигра:подберинужныйинструменткпрофессии.Итог .Разгадываниекроссвордобинструментах. Истокитрудолюбия(2ч.).Игровойчас. Вводноеслово.Очембудемговорить.Загадки.Играконкурс:«Ктобольшеназоветпрофессий».Дидактическаяигра:«Расскажиопрофессии».Играсос ловами:«Чтобудет,если….».Например,чтобудет,еслиповараперестанутготовить?Чтобудет,есл иврачиперестанутлечить?Физкультминутка.Игра:«Правильнодорисуй». Домашнийпомощник(2ч.).Игра-конкурс. Введениевигру.Конкурс«Ктокакимделомзанят».Дидактическаяигра:«Кточемзанимает ся».Работаскартинками.Конкурс«Стихотворение».Сказкиотом,какопасналень(В.Пахнов).Инс ценировки.Конкурссмекалистых.Конкурс:«Очумелыеручки».Конкурсэстафета:«Ктобыстреезабьётгвоздь». Мирпрофессий(2ч.).Викторина. Разминка.Конкурс«Профсловарь».Конкурсболельщиков.Вопросыопрофессиях. Загадкиопрофессиях. Конкурсплатков.Конкурсписьмодругу(другпроситдатьсоветповыборупрофессии).Кон курс«Отгадайкроссворд»,конкурспословицопрофессиях. Игра«Эрудит»(угадатьпрофессиюпопервойбукве).Например:п(пилот),в(врач).Итогнаг раждениелучшихигроков. Угадайпрофессию(2ч.).Занятиесэлементамиигры. Вводноесловоопрофессиях.Дидактическаяиграназовипрофессию,например:хлебхлебороб,одеждапортной.Чёрныйящик(определитьнаощупьинструменты).Конкурсхудожников.Подведениеит огов. Какиебываютпрофессии(2ч.).Занятиесэлементамиигры. Вступительноесловоопрофессиях.Стихиопрофессиях.Пословицыопрофессиях.Конкур сугадайпрофессию.Просмотрмультфильмовостроительныхпрофессиях(столяр,плотник,сварщ 16 ик).Рассказпокругу.Придуматьпо1предложениюопрофессии.Конкурсархитекторов.Изодинак овогочислагеометрическихфигурсоставить:дом,машинкуит.д.Итог. Кудауходятпоезда(2ч.).Занятиесэлементамиигры. Вступительноеслово.Просмотрмультимедиаожелезнодорожномтранспорте.Викторина обисториивозникновенияпаровозов.Игра:«Чтоизменилось».Загадкиовидахтранспорта.Ролева яигра:«Проводник»,«Машинист».Итог.Чтоновогомысегодняузнали. Мояпрофессия(2ч).КВН. Представлениекоманд.Визитнаякарточка(портные,модельеры).Разминка(назватьинстр ументыпортных,видыодежды,пословицы).Конкурскапитанов.Разрисовщикитканей.Демонстр ациямоделей.Конкурсподарков.Итог.Награждениекоманд. Нашидрузья-книги(2ч.).Беседасэлементамиигры.Экскурсиявсельскуюбиблиотеку. Вступительноеслово.Загадкиокнигах.Историяпроисхождениякниги.Папирус,береста,б умага.Изготовлениесовременныхкниг.Знакомствоспрофессиямилюдей,которыесоздаюткниги (наборщик,печатник,переплетчик). Откудасахарпришел(2ч.).Беседа. Вводноеслово.Просмотрфильма.Обсуждениерастений,изкоторыхполучаютсахар.Обра боткасвеклы.Загадкиосахаре.Игра:«Назовипрофессию»(агроном,тракторист,шофер,химик,са харныйзавод).ИграотАдоЯ(назватьпрофессиинавсебуквыалфавита). «Турнирпрофессионалов»(2ч.).Конкурс-игра. Представлениекоманд.Приветствие.Азбукапрофессий(побуквеопределитьпрофессию, напримерА-агроном,Ббизнесмен).Конкурс«Кинокомедия»(вставитьназваниефильмов).Игра«Третийлишний»(прогр аммист,закройщик,компьютерщик).Конкурспантомимы(изобразитьпрофессию).Подведениеи тогов. Всепрофессиинужны,всепрофессииважны(3ч.).Устныйжурнал. Вводноеслово:страницаинформационная(данныеопрофессиях).Поэтическая(чтениести ховД.Родари«Чемпахнутремесла»,Маяковский«Кембыть?»)Художественная(просмотрмульт имедиаолюдяхразныхпрофессий).Игра.Дискуссия«Объяснитепословицу:«Всякаявещьтрудом создана». Стройка(2ч.).Экскурсия. Вводноеслово.ИнструктажпоТБ.ВыборЗнакомствосостроительнымиобъектом.Видыст роительныхпрофессий.Итог.Рисунки,сочиненияопрофессии.Знакомствосословами:бульдозер ,экскаватор,подъемныйкранит.д. Операция«Трудовойдесант»(1ч.).Практикум. Вводноеслово.Созданиедвухбригад.Распределениеучастковмеждубригадами.Назначен иеответственных.Техникабезопасности.Выполнениеработыпоуборкетерритории.Подведение итогов.Поощрение. Уходзацветами(3ч.).Практика. Кулинарныйпоединок(3ч.).Шоу-программа. Открытие.Представлениекоманд.Команды:«Веселыеповарята»,«Чудоповара».Конкурсэстафета«Варимборщ»(собратьнаборпродуктов,ктобыстрее).Конкурс:«Азнаетеливы?»,«Слад коежки»,«Украсимторт»,«Чтовмешке».Конкурсэстафета(надетьфартук,ктобыстреенарежетовощиитд.).Итогиконкурса,награждениякоманд. МодульIV«Трудвпочетелюбой,мирпрофессийбольшой» (35часа) Любимоеделомое-счастьевбудущем(2ч.).Классныйчас,презентация. Организационныймомент.Психологическаяигравкруге.ИнсценировкастихотворенияС. Михалкова«Делобыловечером».Презентации.Швейное,строительное,газетноедело.Задание:у становитьпорядокпостройкидома,установитьпорядоксозданиегазеты.Подведениеитогов. Подорогамидутмашины(2ч.).Беседа-тренинг. 17 Историявозникновенияпрофессиишофёра.Загадкиопрофессиишофёр.Игра«Ктосамыйв нимательный».Игра«Неуловимыйшторм».Игра«Какойэтознак».Ролеваяиградраматизация«Улица». Всеработыхороши(2ч.).Игра-конкурс. Введениевтему.Стихиопрофессиях.Дидактическаяигра,расшифровкаслова.Конкурсстр оителей.Составитьизразрезанныхкартинокрисунокдома.Игра«Ктопотерялсвойинструмент».В икторина:«Угадайпрофессию»,конкурс«Найдилишнее».Итогигры.Награждениеучастников. Опрофессиипродавца(2ч.).Занятиесэлементамиигры. Вступительноеслово.Знакомствоспрофессиейпродавец.Игра:«Умейпромолчать».Разыг рываниеситуации:«Грубыйпродавец»,«вежливыйпокупатель».Игра«магазин». Опрофессиибиблиотекаря(2ч.).Беседасэлементамиигры. Вступительноеслово.Рассказопрофессиибиблиотекаря.Игра:«Угадай,какаякнижка».Иг роваяситуация:«Читатель-библиотекарь».Оценкаработыбиблиотекаря. ПраздниквГородеМастеров(2ч.).КВН. Представлены2команды:«Девицымастерицы»,«Веселыеумельцы».Приветствиекоманд.Вопросыизшкатулки(разминка).Конкур с:«Самыйтрудолюбивый»,конкурс:«Видеоклип»,конкурс:«Проворныемотальщики»,конкурс: «Частушечный»,конкурс:«Капитанов».Домашнеезаданиесценкиопрофессиях.Подведениеитогов,награждение. Работникииздательстватипографии(2ч.).Сюжетно-ролеваяигра. Организационныймомент.Актуализацияопорныхзнаний(разгадываниеребуса).Сюжетн о-ролеваяигра«Редакциягазеты».Задание1штатредакции(корреспондент,фотограф,художник,наборщик).Задание2–«Вы– редакторы»(отредактироватьтекст).Задание3–«Вы–журналисты»(написатьтекст).Задание4– «Вы– художники»(выполнениеиллюстрации).Итог:людикакихспециальностейработаютнадсоздани емгазеты. Какпроходятвести(2ч.).Экскурсиянапочту. Вступление.Знакомствоспрофессиейпочтальона.Изистории(какпередавалисьновостив древности).Изобретениявобластисвязи.Современныепрофессиисвязи(почтальон,сортировщи кпочты).Загадкиипочтовыйтранспорт(самолет),телефон(впер.сгреч«далекопишу»).Видысвязи,сотоваясвязь.Ролеваяигра«Телефон».Итог. Веселыемастерские(2ч.).Игра-состязание. Вводноеслово.Представление2команд.Столярнаямастерская.Знакомствосинструмента ми(пила,топор,молоток,рубанок,стамеска).Загадкиобинструментах.Практическоезадание– сделатькроваткудлякукол.Швейнаямастерская.Загадкиобинструментах.Конкурс:«Пришейпуг овицу».Подведениеитогов.Награждение. ПутешествиевГородМастеров(2ч.).Профориентационнаяигра. Путешествиепо5районам.Каждыйсоответствуетоднойизпрофессиональныхсфер(челов ек-человек,человек-техника,человек-природа,человек-художественныйобраз,человекзнаковаясистема).Даетсязаданиесоставитьпланрайона,придуматьназваниеулиц,заселитьдома сказочнымигероями.Например,район«Умелыеруки»,сказочныежителиСамоделкин,ЖелезныйДровосек. Строительныеспециальности(2ч.).Практикум. Организационныймомент.Актуализацияопорныхзнанийразгадатькроссворд.Счегоначинаетработухорошийспециалист(спланаилипроекта).Игра:«Пом ожемначальникустройкуорганизовать»,игра:«Проект».Итог:вопросы:чтослучиться,еслистрои тьзданиебезсоответствующегоплана,почемутакважноруководствоватьсяпроектамипристроит ельствездания? «Времянараздумьенетеряй,снамивместетрудисьииграй»(2ч.).Игровойвечер. 18 Вступление.Чтениестихов:«Уменярастутгода…».Выступлениеучениковссообщениями опрофессиях.Заданиенавнимание:«Найдисинийнарисунке».Мастерскаяслова(чтениеиинсцен ировки).Конкурс-игра:«Нитки-иголка»,конкурсы:«Бойсподушками».Итог. Знакомствоспрофессиямипрошлого(2ч.).Конкурс-праздник. Введение.Стихиотруде.Рассказорабочихпрофессиях.Конкурс:«Заводутребуются».Инф ормациядлялюбознательных.Знакомствоспрофессиейплотника. «Человектрудомпрекрасен»(2ч.).Игра-соревнование. «Умеешьсам-научидругого»(3ч.).Практикум. «Чейучастоклучше?»(2ч.).Практикум. «Кулинарныйпоединок»(2ч.).Практикум. 19 Тематическийплан 1класс МодульI«Играемвпрофессии» (34часа) Тема КолФормапроведения вочасов «Всеработыхороши» 2 занятиесэлементамиигрывидеознакомства «Кому,чтонужно» 2 дидактическаяигра беседа «Оденемкуклунаработу,едемнаработу» 2 занятиесэлементамиигры беседа «Мыстроители» 2 занятиесэлементамиигр видеознакомства «Магазин» 2 Знакомствосатрибутами,ролеваяигра «Мыидемвмагазин» 2 «Аптека» 2 Экскурсия. Ролеваяигра Знакомствосатрибутами,ролеваяигра «Больница» 2 Знакомствосатрибутами,ролеваяигра «Какиебываютпрофессии» 2 Видеознакомство,игровойчас С.Михалков«ДядяСтепа» 2 Чтение,беседы,викторины «ДядяСтепа-милиционер» 3 Экскурсия,видеоурок,встречасработникомполиции В.Маяковский«Кембыть?» 2 Чтение,беседа,обсуждение«Кемяхотелбыбыть?» К.Чуковский«ДокторАйболит» 2 Игра-демонстрация,викторина Уходзацветами 2 практика Профессияповар 2 Экскурсия,видеоурок,викторина «Поварята» 3 практикум 20 Тематическийплан 2класс МодульII«Путешествиевмирпрофессий» (34часа) № Колвочасов 1-2 Мастерскаяудивительныхпрофессий«Всеработыхороши» 2 Занятиесэлементамиигры 3-4 5-6 7-8 91011 1213 1415 1617 1819 202122 2324 2526 2728 2930 313233 3435 Тема «Разныедома» «Дачныйдомик» «Мояпрофессия» «Профессия«Врач» 2 2 2 3 Конструирование Аппликация Игра-викторина Занятиесэлементамиигры,пр «Больница» 2 Сюжетно-ролеваяигра Доктор«Айболит» 2 Сюжетно-ролевыеигры,прос «Ктонаслечит» 2 Экскурсиявмедицинскийпун «ДобрыйдокторАйболит» 2 Сюжетно-ролеваяигра,просм «Парикмахерская» 3 Сюжетно-ролеваяигра «Всеработыхороши–выбирайнавкус!» 2 Сюжетно-ролеваяигра Дж.Родари«Чемпахнутремесла» 2 Работастекстами,инсцениров Профессия«Строитель» 2 Дидактическаяигра Строительныйпоединок 2 Игра-соревнование Путешествиевкондитерскийцех«Кузбасс»г.Прокопьевска 3 Экскурсия.Мастер-классы. «Гдеработатьмнетогда?Чеммнезаниматься?» 2 Инсценировкастихотворения 21 Тематическийплан 3класс МодульIII«Уменярастутгода…» (35часа) № тема формапроведения «Чтотакоепрофессия» Колвочасо в 2 12 34 56 78 910 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 «Укогомастерок,укогомолоток» 2 «Истокитрудолюбия» 2 беседасэлементамиигры,конкур с игровойчас «Домашнийпомощник» 2 игра-конкурс,сочинение «Мирпрофессии» 2 Викторина,ролеваяигра «Угадайпрофессии» 2 занятиесэлементамиигры «Какиебываютпрофессии» 2 занятиесэлементамиигры «Кудауходятпоезда» 2 занятиесэлементамиигры «Мояпрофессия» 2 КВН,проект «Нашидрузья-книги» 1 Экскурсиявсельскуюбиблиотек у «Откудасахарпришел» 2 Презентация,беседа «Турнирпрофессионалов» 2 конкурс-игра «Всепрофессиинужны,всепрофессииважны » 3 Устныйжурна7 «Строимдом» 2 Экскурсия,конструирование Операция«Трудовойдесант» «Уходзацветами» 1 3 практикум практикум 22 игровыепрограммы,проект 32 33 34 35 «Кулинарныйпоединок» 3 23 шоу-программ,проект Тематическийплан 4класс МодульIV«Трудвпочетелюбой,мирпрофессийбольшой» (35часа) № тема Колформапроведения вочасов 2 классныйчас,презентация,работ 1-2 «Любоедело-моёсчастьевбудущем» 3-4 5-6 7-8 910 1112 1314 1516 1718 1920 2122 2324 2526 2728 293031 3233 3435 «Подорогамидутмашины» «Всеработыхороши» «Опрофессиипродавца» «Опрофессиибиблиотекаря» 2 2 2 2 беседы-тренинг игра-конкурс беседа-тренинг беседасэлементамиигры «ПраздниквгородеМастеров» 2 КВН «Работникииздательстваитипографии» 2 Экскурсиявтипографию,ролевая «Какприходятвести» 2 Экскурсиянапочту «Веселыемастерские» 2 Игра-состязание «ПутешествиевГородМастеров» 2 профориентации-игра «Строительныеспециальности» 2 Практикум,защитапроекта «Времянараздумьенетеряй,снамивместетрудисьииграй» 2 Игровойвечер «Знакомствоспромышленнымипрофессиями» 2 Конкурс-праздник «Человектрудомкрасен» 2 Игра-соревнование «Успеешьсам-научидругого» 3 Практикум «Чейучастоклучше» 2 Практикум «Кулинарныйпоединок» 2 Практикум 24