Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
городской округ Первоуральск
Является приложением к ООП НОО,
утвержденной приказом директора школы от 31.08.2022год №570
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Тропинка в профессию»
( профориентационное направление)
для обучающихся 1-4 классов
Составители:
учителя начальных классов
1
Содержаниерабочейпрограммы
Пояснительная записка.............................................................................................................. 3
Актуальность ............................................................................................................................... 6
Личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения курса «Тропинка в
профессию» .................................................................................................................................. 8
Формы работы, используемые при реализации курса «Тропинка в профессию» ........... 11
Методы и приемы профориентации в начальной школе .................................................... 12
Основные направления рабочей программы курса для начальной школы (1-4 класс)
«Тропинка в профессию» ......................................................................................................... 13
Содержание рабочей программы ............................................................................................ 14
Тематический план ................................................................................................................... 20
1 класс ......................................................................................................................................... 20
2 класс ......................................................................................................................................... 21
3 класс ......................................................................................................................................... 22
4 класс ......................................................................................................................................... 24
2
Пояснительнаязаписка
Данныйкурсявляетсяпервойступенькойвпрофориентационнойработе.
Вжизникаждогочеловекапрофессиональнаядеятельностьзанимаетважноеместо.Спервы
хшаговребёнкародителизадумываютсяоегобудущем,внимательноследятзаинтересамиисклонн
остямисвоегоребёнка,стараясьпредопределитьегопрофессиональнуюсудьбу.Учёбавшколевыя
вляетизбирательноеотношениешкольникакразнымучебнымпредметам.
Передмладшимшкольникомнестоитпроблемавыборапрофессии.Нопосколькупрофесси
ональноесамоопределениевзаимосвязаносразвитиемличностинавсехвозрастныхэтапах,томла
дшийшкольныйвозрастможнорассматриватькакподготовительный,закладывающийосновыдл
япрофессиональногосамоопределениявбудущем.
Представленияребёнка
7-10
лет
опрофессияхограниченыегопоканебогатымжизненнымопытом.Междутем,всовременноммире
существуетогромноеколичествовидовтруда.Ориентациявэтомокеанечеловеческихзанятийявл
яетсяважнейшимзвеномсоциальнойадаптацииребёнка.
Вшколахформированиепредставленийомиретрудаипрофессийподчасосуществляетсян
едостаточноцеленаправленноисистемно.Втовремякакименношколадолжнастатьрешающимзв
еномпроцессапрофессиональногосамоопределенияобучающихся,оказатьдейственноевлияние
нацеленаправленноеформированиепредставленийомиретрудаипрофессий.
Решениеданныхпроблемпозволитоптимизироватьучебныйпроцесс,направленныйнапр
офориентационноеобразование,сделаетучёбувшколеединымпреемственнымобразовательным
процессом.
Чтожетакоепрофориентационнаяработадляначальнойшколы?
Дляученика:развитиеинтересаимотивациикразнообразнымпознаниямопрофессии;разв
итиеопределённыхпрофессиональныхнавыков,развитиерефлексииинавыковопытадеятельнос
ти.
Дляучителя:новыйопыттворческогосамовыражения;ответынавсесомненияивопросыпо
профориентационнойработе
обучающихся,которыевозникаютвпроцессеегопрофессиональнойработы;продуманноесодерж
аниеиметодическаясистемаработы;расширениепрофессиональныхкомпетенцийит.д.
Дляадминистрациишколы:новыйпозиционныйстатусобразовательнойсредыпрофориен
тационнойработы;обеспеченностьвзаимосвязанными(посодержаниюиметодике)вариативным
ипрограммамивсехклассовначальнойисреднейступеней,усилениеметодическойоснащённости
педагогическогопроцессаит.д.
Общаягипотезаданнойработысостоитвтом,чтореализацияпрофориентационнойработы
вшколеможетбытьболееэффективной,если:
изменятсяметодологическиеоснованияпостроенияпедагогическогопроцессавна
чальнойшколе;
предметомбудетизбранопедагогическоесопровождениепроцессовформировани
яосновцелостногообразачеловеческойдеятельностивначальнойшколе;
будетсозданапропедевтическаяпрофориентационнаяпедагогическаясистеманач
альнойшколы;
всодержаниеначальногообразованиябудутвключеныисследовательскиепроектн
ыевидыдеятельности;
3
будутиспользованыпотенциалымикросоциума(семьи)впостроенииединогоинтег
ральногообразовательногопространстваребёнка;
процесспропедевтикибудетсопровождатьсятехнологиямиоцениваниякачествап
роектнойдеятельностивначальнойшколе.
Комплекснаяпрограммапрофессиональнойработыдляначальнойшколы«Тропинкавпро
фессию»созданадлятого,чтобыуженараннихстадияхформированиясоциальнойсферыинтересо
вличностиребёнкапознакомитьмладшихшкольниковспрофессиямивзрослыхлюдейиобеспечит
ьпропедевтикупрофориентационнойподготовки.Такимобразом,предлагаемаяпрограммаможе
тстатьпервойступеньювсистемеработышколыпопереходунапрофориентационноеобучение.
Восновекурсалежитидеяраннегознакомствасразличнымисферамичеловеческойдеятель
ностичерезорганизациюучебноисследовательскойдеятельностиобучающихся.Приопределенииэтихсфериспользоваласьтипо
логия,предложеннаядокторомпсихологическихнаукЕ.А.Климовым.Даннаятипологияпозволя
етвсемногообразиечеловеческихпрофессийсоотнестисосновнымивидамидеятельностивзавис
имостиотобъекта,накоторыйонанаправлена:«человек-человек»,«человек-техника»,«человек–
художественныйобраз»,«человек-природа».
Межпредметнаяинтеграцияспособствует,вопервых,формированиюцелостногопредставленияоразличныхсферахчеловеческойдеятельност
и;во–
вторых,развитиюзнаний,уменийинавыков,необходимыхдлясозданияэтойцелостностивсмысл
овыхновообразованияхумладшихшкольников;втретьих,освоениюэлементарныхзнанийопрофессияхлюдей;вчетвёртых,включениюобучающихсявисследовательскуюдеятельность.
Даннаяпрограммакурсапредполагаетреализациючерез:
внеурочнуюдеятельностьдетей–
программа«Тропинкавпрофессию»(профориентационноенаправлениевнеурочнойдеятельност
и);
внекласснуюработу.
Профориентационноевоспитаниевначальнойшколе–
этосозданиесреды,котораябудетспособствоватьвоспитаниюуребёнкаличностныхкачеств,опре
деляющихспособностьделатьосознанныйвыборвситуацияхсамоопределения.Однакопрофесси
ональноесамоопределение–
этонепростовыборпрофессии,асвоеобразныйтворческийпроцессразвитияличности,начинающ
ийсясраннеговозраста.
Рабочаяпрограммакурса«Тропинкавпрофессию»реализуетнаправлениепрофориентаци
онноевовнеурочнойдеятельностиврамкахФГОСначальногообщегообразования.
Новизнакурсасостоитвтом,чтоонсоединяетвсебесведенияизразныхпредметныхобласте
йпсихологии,литературы,истории,экологии,социологии,ОБЖ,художественноготруда.Рабочая
программарассчитанана4года(1-4класс).
Ведущаядеятельность:поисковая,исследовательская,творческая,игровая.
Содержаниеопределяетсявозрастнымиособенностямимладшихшкольников.
4
Каждоезанятиеимееттематическоенаполнение,связанноесрассмотрениемопределённой
профессии.Обучающиесяимеютвозможностьрасширитьсвойкругозор,представлениеомирепр
офессий,атакжеисследоватьсвоиспособностиприменительнокрассматриваемойпрофессии.
Курсзанятийпостроентакимобразом,чтопредоставляетобучающимсявозможностьтрен
ироватьразличныевидысвоихспособностей.
Вданной
программе
игроваямотивацияпревалирует,перерастаявучебную.Ребёнокстановитсязаинтересованнымсуб
ъектомвразвитиисвоихспособностей.
Занятияпроводятсявактивнойформе,этоигры,дискуссии,конкурсы,экскурсии,конферен
ции,элементытренинга,викторинысэлементамитворчестваисамостоятельногопоисказнаний.В
ажнасменаразличныхвидовдеятельностинапротяжениивсегозанятия.Этоспособствуетформир
ованиюучебнопознавательныхмотивов,потребностивтворческойдеятельности,развитиюкругозорауучащихс
я.Развитиетворческихспособностейнемыслимобезтворческойдеятельности.
Эторисунок,аппликация,сообщение,атакжесочинениерассказов,стихов,сценариев,прои
грываниесценок,спектаклей,миниатюр,выпусктематическихгазет,плакатов,выставкаработИЗ
Оитрудовойдеятельности.
Нареализациюрабочейпрограммыкурса«Тропинкавпрофессию»в1мклассеотводится34
часа1классе(1развнеделю),во2-4классах–
по35часавгод(1развнеделю).Общийобъёмсоставляет139часов.
5
Актуальность
21векпоставилипередчеловекомицивилизованнымобществоммножествосложных
иответственныхвопросов.Речьидетопроблемепрофессиональнойориентации
младшихшкольниковвучебно–воспитательномпроцессе.
Внастоящеевремявшколенакоплендостаточнобольшойопытформиметодовработыпопр
офориентациистаршихшкольников.
Однаковнашстремительныйвек,когдабурноизменятсяэкономика,актуальной
становитсяцеленаправленнаяработапопрофессиональнойориентации
ужесвоспитанникамимладшихклассов.
Особенностьработыпопрофессиональнойориентациинезаключаютвподведениидетейкв
ыборупрофессии.Главное-эторазвитиевнутреннихпсихологическихресурсовребенка.
Вначальной
школе,когдаучебно-познавательная
деятельностьстановитсяведущей,важнорасширитьпредставлениеоразличныхпрофессиях.
Впроцессеразвитияребенокнасыщаетсвоесознаниеразнообразнымипредставлениямио
мирепрофессий.Некоторыеэлементыпрофессиональнойдеятельностиемутруднопонять,новка
ждойпрофессииестьобласть,которуюможнопредставитьнаосновенаглядныхобразцов,конкрет
ныхситуацийизжизни.
Наэтойстадиисоздаетсяопределеннаянагляднаяоснова,накоторойбазируетсядальнейше
еразвитиепрофессиональногосамосознания.
Целькурса:созданиеобразовательнойсреды,насыщеннойвозможностямидляреализаци
испособностейобучающихсячерезразвитиеинтересакразнымвидамсферыдеятельности.
ЦельIэтапапрофориентационнойработыэтоактуализацияпредставленийопрофессиисредимладшихшкольников.
ЦелиIIиIIIэтаповпрофориентацииучащихсядиагностикаиопределениепредпочтенийучащихсякпрофессии,соизмерениесвоихвозможносте
йижеланийспотребностьюрынкатрудаи,наконец,профессиональнаяпроба,ипсихологическаяго
товностьксамоопределению.
Задачи:
познакомитьсширокимспектромпрофессий,особенностямиразныхпрофессий;
выявитьнаклонности,необходимыедляреализациисебяввыбраннойвбудущемпро
фессии;
способствоватьформированиюуважительногоотношенияклюдямразныхпрофесс
ийирезультатамихтруда;
способствоватьразвитиюинтеллектуальныхитворческихвозможностейребёнка;
способствоватьформированиюнравственныхкачеств:доброты,взаимовыручки,в
нимательности,справедливостиит.д.;
способствоватьформированиюнавыковздоровогоибезопасногообразажизни.
Ожидаемыерезультатыпрохождениякурса«Тропинкавпрофессию»:
участиевразличныхвидахигровой,изобразительной,творческойдеятельности;
расширениекругозораомирепрофессий;
заинтересованностьвразвитиисвоихспособностей;
участиевобсужденииивыражениесвоегоотношениякизучаемойпрофессии;
возможностьпопробоватьсвоисилывразличныхобластяхколлективнойдеятельно
сти,способностьдобыватьновуюинформациюизразличныхисточников.
6
Внекласснаяработаспособствуетнакоплениюнепосредственных
жизненных
впечатлений,обучающихсяотехилииныхпрофессиях,чтообеспечиваетначалоформированиягр
ажданственногопатриотическогоотношенияксредеобитанияипроживанияиосознанныхпрофес
сиональныхинтересов,атакжепостроенияобраза«Я»вконкретнойпрофессии.Такимобразом,ви
дыдеятельностиобучающихся
носят,преждевсего,поисковоисследовательский,проблемныйитворческийхарактер.
Врезультатеизучениякурса «Тропинкав профессию»младшийшкольникузнает:
основныесферыпрофессиональнойдеятельностичеловека;
основныепонятия,признакипрофессий,ихзначениевобществе;
предприятияиучреждениямикрорайона,города;
основныеприёмывыполненияучебныхпроектов;
будетуметь:
оперироватьосновнымипонятиямиикатегориями;
рассказыватьопрофессиииобосновыватьеёзначениевобществе;
пользоватьсяинформацией,получаемойнаурокахизучебной,художественной,нау
чно-популярнойлитературы,СМИ,ИКТ.
7
Личностные,метапредметныеипредметныерезультатыосвоениякурса«Тропинкавпрофе
ссию»
Входереализациипрограммыкурсаобучающиесядолжныовладеватьспециальнымизнан
иями,умениямиинавыками.Книмотносятся:
когнитивныезнанияобучающихсяотруде,омирепрофессий;
мотивационно-личностные–
отношениектруду,интерескпрофессиям,желаниеовладетькакойлибопрофессиональнойдеятельностью;
поведенческиенавыкитрудовойдеятельности,ответственность,дисциплинирован
ность,самостоятельностьвтруде.
Первыйуровеньрезультатов(1-йкласс)–
приобретениесоциальныхзнаний.Занятияпоконструированию,знакомствосдомашнимиремёсл
ами,экскурсиинапроизводство,встречислюдьмиразныхпрофессий
Второйуровеньрезультатов(2–3-йклассы)–
формированиеценностногоотношенияксоциальнойреальности.Сюжетноролевые,продуктивныеигры(«Почта»,«Вмагазине»,«Выпусккласснойгазеты»)
Третийуровеньрезультатов(4-йкласс)–
получениеопытасамостоятельногообщественногодействия.Совместноеобразовательноепроиз
водстводетейивзрослых.
Личностныерезультаты:
Уученикабудутсформированы:
положительноеотношениекпроцессуучения,кприобретениюзнанийиумений,стр
емлениепреодолеватьвозникающиезатруднения;
осознаниесебякакиндивидуальностииодновременнокакчленаобществасориента
циейнапроявлениедоброгоотношенияклюдям,уважениякихтруду,научастиевсовместныхдела
х,напомощьлюдям,втомчислесверстникам;
умениевыделятьнравственныйаспектповедения,соотноситьпоступкиисобытияс
принятымивобществеморально-этическимипринципами;
стремлениексаморазвитию,желаниеоткрыватьновоезнание,новыеспособыдейст
вия,готовностьпреодолеватьучебныезатрудненияиадекватнооцениватьсвоиуспехиинеудачи,у
мениесотрудничать;
стремлениексоблюдениюморальноэтическихнормобщенияслюдьмидругойнациональности,снарушениямиздоровья
Метапредметныерезультаты:
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия:
Ученикнаучится:
организовыватьсвоюдеятельность,готовитьрабочееместодлявыполненияразных
видовработ;
принимать(ставить)учебнопознавательнуюзадачуисохранятьеёдоконцаучебныхдействий;
планировать(всотрудничествесучителем,содноклассникамиилисамостоятельно)
своидействиявсоответствиисрешаемымиучебно-познавательными,учебнопрактическими,экспериментальнымизадачами;
действоватьсогласносоставленномуплану,атакжепоинструкциямучителя;
контролироватьвыполнениедействий,вноситьнеобходимыекоррективы(своииуч
ителя);
оцениватьрезультатырешенияпоставленныхзадач,находитьошибкииспособыих
устранения.
8
Ученикполучитвозможностьнаучиться:
оцениватьсвоёзнаниеинезнание,умениеинеумение,продвижениевовладениитем
илиинымзнаниемиумениемпоизучаемойтеме;
ставитьучебно-познавательныезадачипередвыполнениемразныхзаданий;
проявлятьинициативувпостановкеновыхзадач,предлагатьсобственныеспособыр
ешения;
адекватнооцениватьрезультатыучебнойдеятельности,осознаватьпричинынеуспе
хаиобдумыватьпланвосполненияпробеловвзнанияхиумениях.
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия:
Ученикнаучится:
осознаватьучебно-познавательную,учебнопрактическую,экспериментальнуюзадачи;
осуществлятьпоискинформации,необходимойдлярешенияучебныхзадач,собств
енныхнаблюденийобъектовприродыикультуры,личногоопытаобщенияслюдьми;
пониматьинформацию,представленнуюввербальнойформе,изобразительной,схе
матической,модельнойидр.,определятьосновнуюивторостепеннуюинформацию;
применятьдлярешениязадач(подруководствомучителя)логическиедействияанал
иза,сравнения,обобщения,классификации,установленияпричинноследственныхсвязей,построениярассужденийивыводов;
наблюдатьисопоставлять,выявлятьвзаимосвязиизависимости,отражатьполучен
нуюпринаблюденииинформациюввидерисунка,схемы,таблицы;
использоватьготовыемоделидляизучениястроенияприродныхобъектовиобъясне
нияприродныхявлений;
осуществлятькодированиеидекодированиеинформациивзнаковосимволическойформе.
Ученикполучитвозможностьнаучиться:
сопоставлятьинформациюизразныхисточников,осуществлятьвыбордополнител
ьныхисточниковинформациидлярешенияисследовательскихзадач,включаяИнтернет;
обобщатьисистематизироватьинформацию,переводитьеёизоднойформывдругу
ю(принятуювсловеснойформе,переводитьвизобразительную,схематическую,табличную);
дополнятьготовыеинформационныеобъекты(тексты,таблицы,схемы,диаграммы
),создаватьсобственные;
осуществлятьисследовательскуюдеятельность,участвоватьвпроектах,выполняе
мыхврамкахурокаиливнеурочныхзанятиях.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
Ученикнаучится:
осознанноипроизвольностроитьречевоевысказываниевустнойиписьменнойфор
ме;
аргументированоотвечатьнавопросы,обосновыватьсвоюточкузрения,строитьпо
нятныедляпартнёравысказывания,задаватьвопросы,адекватноиспользоватьречевыесредствад
лярешениязадачобщения;
вступатьвучебноесотрудничествосучителемиодноклассниками,осуществлятьсо
вместнуюдеятельностьвмалыхибольшихгруппах,осваиваяразличныеспособывзаимнойпомощ
ипартнёрампообщению;
допускатьвозможностьсуществованияулюдейразличныхточекзрения,проявлять
терпимостьпоотношениюквысказываниямдругих,проявлятьдоброжелательноеотношениекпа
ртнёрам;
Ученикполучитвозможностьнаучиться:
9
оперироватьвречипредметнымязыком–
правильно(адекватно)использоватьпонятия,полноиточноизлагатьсвоимысли,строитьмонолог
ическуюречь,вестидиалог;
планировать,сотрудничаясвзрослыми(учитель,родитель)исверстниками,общиед
ела,распределятьфункцииучастниковиопределятьспособыихвзаимодействия;
проявлятьинициативувпоискеисбореинформациидлявыполненияколлективнойр
аботы,желаяпомочьвзрослымисверстникам;
уважатьпозициюпартнёра,предотвращатьконфликтнуюситуациюприсотруднич
естве,стараясьнайтивариантыеёразрешениярадиобщегодела.
участвоватьвпроектнойдеятельности,создаватьтворческиеработыназаданнуюте
му(рисунки,аппликации,модели,небольшиесообщения,презентации).
Предметныерезультаты:
Знает:
основныесферыпрофессиональнойдеятельностичеловека;
основныепонятия,признакипрофессий,ихзначениевокружающемобществе;
предприятияиучреждениянаселенногопункта,района;
основныеприемывыполненияучебныхпроектов.
Умеет:
оперироватьосновнымипонятиямиикатегориями;
рассказыватьопрофессиииобосновыватьеезначениевжизниобщества;
переноситьтеоретическиесведенияосферахчеловеческойдеятельностинанекотор
ыеконкретныежизненныеситуации.
10
Формыработы, используемые при реализации курса «Тропинка в профессию»
1.Классныечасыибеседыопрофессиях.
2.Тренинговыеитематическиезанятия.
3.Конкурсырисунков.
4.Экскурсии.
5.Игры-викторины.
6.Встречислюдьмиразныхпрофессий.
7.Описаниепрофессий.
8.Письменныеработы:мини-сочинения,синквейны.
9.Заполнениеанкетирезультатовсамооценки.Диагностика.
10.Работаиндивидуально,впарах,вмалыхгруппах.
11.Рекламапрофессий.
12.Составлениепрофессиональногопортретасемьи.Трудовыединастии.
13.Лекция.
14.Дискуссия.
15.Творческаяработа.
16.Практикум.Мастер-классы.
11
Методыиприемыпрофориентациивначальнойшколе
Основныеметодыиприемыпрофориентациимладшихшкольников:
В1классеуребенкаформируютсяпервыеуменияинавыкиобщеготруда,расширяютсязнан
ияоприменениитехники,отрудовойдеятельностилюдей,означениитрудавжизничеловека.Наэто
мэтапеважнопроводитьразличныеэкскурсиипогороду,наферму,всад.Вгороде,например,встрет
ивпродавцавмагазине,поговоритьсдетьминаэтутему,объяснить,зачемнужнатакаяпрофессия,ч
емонаполезна.Настройкеобратитьвниманиедетейнато,какработаютстроители,какиеинструмен
тыприэтомиспользуютит.д.Педагогтакжеможетсводитьдетейвшкольныйсад,рассказать,какра
ботаютсадоводыипорезультатамбеседыдатьзаданиенадом,например,спомощьюродителейпос
адитьцветоквгоршокиухаживатьзаним.Наклассныхчасахпреподавательможетпроводитьбесед
ынатему:«Уважениектрудящимсялюдям»,«Бережноеотношениекприроде» идр.
Во2классепродолжаетсязнакомствоучениковструдомлюдей,углубляетсяихзнаниеоразн
ыхпрофессиях,устанавливаетсятрудовыеотношениявгруппах.Второклассникиосваиваютразл
ичныетрудовыенавыкииумения.Вэтотпериодпедагогуоченьважнопровестибеседусучениками
натемы«Кемработаетпапа»,«Кемработаетмама».Рассмотретьаспектыработытакихпрофессийк
акповар,портной,врач,водитель,т.е.техпрофессий,скоторымимысталкиваемсякаждыйдень.По
возможности,показыватьдокументальныефильмынаданнуютему.Оченьважнонаданномэтапеп
риобщитьшкольниковктрудовойдеятельностившкольномсаду.
В34классахпродолжаетсязнакомствошкольниковструдомокружающихлюдей.Наэтомпериодеууч
ащихсявырабатываютсяпервыенавыкиорганизациисвоеготрудаичувствоответственностизапр
оделаннуюимиработу.Этоподходящеевремядлязнакомствасболее«сложными»профессиями,с
которымиученикинесталкиваютсякаждодневно–
слесарь,токарь,маляр,плотник.Дляболееподробногопредставленияданныхпрофессийпедагогм
ожетсводитьучениковвшкольнуюмастерскую.Важнотакжеорганизоватьвнеклассныетематиче
скиеуроки,главнымигостямикоторыхбудутлюдитойилиинойпрофессии.Онисмогутболееподр
обнорассказатьосвоейпрофессиииответитьнавопросыучеников.
Кромевышеперечисленного,ученикидолжныпосещатьдополнительныекружкихудожес
твенного,техническогоиспортивноготворчества.Такиетворческиекружкипомогутребенкуопре
делитьсяввыборепрофессии.
Формированиеустановокнаразнообразиепрофессийипониманиеролитрудавжизничело
векахорошопроводитьвформеэкскурсийнапредприятия,ноэтотруднееворганизационномплане
.Младшиешкольникиоченьчувствительны,ихорошозапоминаюттотопыт,когдаудаётсячтотосотворитьсвоимируками.Информационнаяподдержкаввидевикториниконкурсовпопрофесс
иямпопараллелямвполнереальнаяформаработаэтоследующийресурс,которыйнадоразвивать.Важно,чтобыинформациябылакрасочнойизахва
тывающей,реальной,живой,поэтомурольэкскурсийнапредприятия,изнакомствасразличнымип
рофессиями–
этонеоценимыйвкладврасширениепредставленийребёнкаопрофессии.Непосредственновшкол
е,конечно,долженбытьигровойметодическийматериалнаборигрушекпопрофессиям,раздаточныйматериал,виртуальныйкабинетпопрофориентации.
Насегодняшнийденьпроводитсяработапопрофориентациивосновномзасчётинтеграциивразли
чныепредметы,новсоответствиисновымистандартаминеобходиморазвиватьпрактическуюдеят
ельностьдетейпоэтомунаправлению,подключаяинтернет–
ресурсы.Заканчиваяначальнуюшколу,детидолжныиметьначальноепредставлениеопоискесвед
енийопрофессиивсовременноминформационномполе,неограничиваясьпростовиртуальнымии
грами,иполучитьпервоначальныйнезабываемейопытсвоейпоисковойиисследовательскойдеят
ельности.
12
Основныенаправления рабочей программыкурсадляначальнойшколы(14класс)«Тропинкавпрофессию»
МодульI«Играемвпрофессии»-1класс.
Цель:формированиеэлементарныхзнанийопрофессияхчерезигру.
МодульII«Путешествиевмирпрофессий»-2класс.
Цель:расширениепредставленийдетейомирепрофессий.
МодульIII-«Уменярастутгода…»-3класс.
Цель:формированиемотивации,интересктрудовойиучебнойдеятельности,стремлениекк
оллективномуобщественно-полезномутруду.
МодульIV-«Трудвпочетелюбой,мирпрофессийбольшой»-4класс.
Цель:формироватьдобросовестноеотношенииктруду,пониманиеегороливжизничелове
каиобщества,развиватьинтерескбудущейпрофессии.
13
Содержаниерабочейпрограммы
МодульI«Играемвпрофессии»
(34часа)
Всеработыхороши(2ч.).Занятиясэлементамиигры.
Введениевтему.Стихиопрофессиях.Работаскарточками(конкурссостоитвсоставленииц
елойизразрезаннойначастикартинки).Конкурсмаляров.Игра«Ктопотерялсвойинструмент»,ко
нкурс«Найдилишнее»,игра«Таинственноеслово»(расшифровкасловбаркы(рыбак),ртомас(мат
рос),явше(швея).Играотгадайпословицы(Безохоты..(нетрыбока),безделажить…(тольконебокоптить).Викторина«Угадайпрофессию»ктопашет,сеет,хлебубирает(хлебороб)
,ктолекарствоотпускает(аптекарь),ктодомастроит(строитель).
Комучтонужно?(2ч.).Дидактическаяигра.
Вводноесловоучителя.Определениеправилаигры.Подбираютсякартинкиипредметысоо
тветствующихпрофессий.Например:строитель-мастерок,врач-градусник,повар-кастрюляит.д.
Оденемкуклунаработу(2ч.).Дидактическаяигра.
Оборудование:изображениерабочейодежды,изображениекукол.Подобратьккаждойкар
тинкеодеждуиназватьсоответствующуюпрофессию(строитель,милиционер,врач,пожарник,пр
одавец).
Идёмнаработудидактическиеигры.Разложеныкруги,всерединекоторыхнарисованылюдиразныхпрофессий,о
тносительносизображениеминструментов.Необходимовыбратькартинку,подходящуюдлярабо
ты.
Мыстроители(2ч.).Занятиесэлементамиигры.
Организационныймомент.Игра.Построениедома,башниизгеометрическихфигур,конст
руктора.Физкультминутка.Просмотрм/ф.Играсосчётнымипалочками.Строиммодельгрузовик
аизспичечныхкоробков.Итог.Чтонужнознать,чтобыстатьстроителем.Какуюпользуприносятна
шизнания.
Магазин(2ч.).Ролеваяигра.
Мыидемвмагазин(2ч.).Беседасигровымиэлементами.
Организационныймомент.Актуализацияопорныхзнаний.Вопросы,какиебываютмагази
ны?Ктоработаетвмагазине?Формированиеновыхзнаний.Анализстихотворений.Игра«Вставьте
буквы,ивыузнаете,ктоработаетвмагазине».Заведующая,продавец,товаровед,охранник,админи
стратор.Оценка:вежливый,грубыйпродавец.Итог:какназываетсяпрофессиялюдейработающих
вмагазине?
Аптека(2ч.).Ролеваяигра.
Организационныймомент.Игра.Построениеизгеометрическихфигурзданияаптеки.Физ
культминутка.Просмотрм/ф.Играсосчётнымипалочками.Строиммодельгрузовикаизспичечны
хкоробков.Итог.Чтонужнознать,чтобыстатьстроителем.Какуюпользуприносятнашизнания.
Больница(2ч.).Ролеваяигра
Организационныймомент.Игра(детскийнабор«Доктор»).Физкультминутка.Просмотрм
/ф.Играсосчётнымипалочками.Строиммодельскоройпомощи.Итог.Чтонужнознать,чтобыстат
ьдоктором.Какуюпользуприносятнашизнания.
Какиебываютпрофессии(2ч.).Игровойчас.
Организационныймомент.Актуализацияопорныхзнаний.Подборрифмовоквстихотворе
нии.Рассказомирепрофессий.Игра:«Закончипословицу…»(например,«Безтруда..(невытянуть
рыбкуизпруда»).Загадкиопрофессиях.Кроссвордопрофессиях.Итог:окакихпрофессияхмысего
дняузнали?
С.Михалков«ДядяСтепа-милиционер»(2ч.).Чтение.
Чтениетекста.Словарнаяработа:милиционер,профессия..Обсуждениепрочитанного.От
ветынавопросы.
С.Михалков«ДядяСтепа-милиционер»(3ч.).Видеоурок.
14
Просмотрм/фпопроизведениюС.Михалков«ДядяСтепамилиционер».Обсуждениепоступковглавныхгероев.Какбытыпоступилтывданнойситуациях.С
ловарнаяработа.
В.Маяковский«Кембыть?»(2ч.)Чтениетекста.
Чтениепоролям.Обсуждениетекста.Словарныеработы:столяр,плотник,рубанок,инжене
р,доктор,конструктор,шофер.
К.Чуковский«ДокторАйболит»(2ч.)
Игра-демонстрация,викторина.
Уходзацветами.(2ч.).Практическоезанятие.
Профессия«Повар»(2ч.).Экскурсия.
Вступительноесловоучителя.Презентацияпрофессий.Знакомствосостоловойшколы.Зна
комствоспрофессиейповар.Встречаслюдьми,работникамившкольнойстоловой.
Поварята.(3ч).Конкурс-игра.
МодульII«Путешествиевмирпрофессий»
(35часа)
Мастерскаяудивительныхпрофессий(2ч.).Дидактическаяигра.
Карточки(желтые,синие,красные;по5вкаждой4срисунком,1безрисункаи4картонныхкруга-техжецветов).
Изображениярабочаяодеждаизвыбранныхкарточек,средстватруда,местоработы.Опред
елитьпрофессии,результаттрудачеловека.
Разныедома(2ч.).Практическоезанятие.
Использованиенастольногоконструктора«Строитель».Разбитьдетейнанесколькогрупп.
Выполнитьследующеезадание:изкубиковпостроитьдома.Играсоревнованиесостроительнымиигровымиматериалами.Конструированиеизнастольногоконстр
уктора.Итог,награждение.
Дачныйдомик(2ч.).Практическоезанятие.
Подобратьцветнуюбумагу(крышу,стены,труба,крыльцо).Выложитьаппликациюизцвет
нойбумагиикартона.Итог,выявитьлучшихучастников,награждение.
Мояпрофессия(2ч.).Игра-викторина.
Дидактическаяигра:«Доскажисловечко»,загадки.Игра:«Волшебныймешок»(определит
ьнаощупьинструменты).Итог.
Профессия«Врач»(3ч.).Дидактическаяигра.
«Назовипрофессии»,«Ктотрудитсявбольнице».Работаскарточками.
Больница(2ч.).Сюжетно-ролеваяигра.
Доктор«Айболит»(2ч.).Игра
«Ктонаслечит»(2ч.).Экскурсиявкабинетврача.
Место,нахождениекабинетаврача.Знакомствососновнымоборудованиемврача.Длячего
нужнылекарства.Итог.
«ДобрыйдокторАйболит»(2ч.).
«Парикмахерская»(3ч.).Сюжетно-ролеваяигра.
Разгадываниезагадокопредметахтрудапарикмахера.Играсдетскимигровымнабором«Па
рикмахер».Какиебываютпарикмахеры.
«Всеработыхороши–выбирайнавкус!»(2ч.).Игры.
Постановкаиобсуждениепроблемныхвопросов.Понятие«работа»,«трудолюбие».Игра:«
Быстроназови».Например:лекарство(врач),машина(шофер).Конкурс«мастерицы».Итог:мульт
имедиа-людиразныхпрофессий.
Д.Дж.Родари«Чемпахнутремесла»(2ч.).Инсценировка.
Профессия«Строитель»(2ч.).Дидактическаяигра.
Дидактическаяигра:«Чтокомунужнодляработынастройке?».Карточкисизображениемп
редметов,орудийтруда.Определитьназванияпрофессий.Например,:штукатурмастерок,машина-шофер.
15
Строительныйпоединок(2ч.).Игра-соревнование.
Разбитьдетейнанесколькокоманд.Однагруппастроитдомаизспичек,другаяизспичныхко
робков.Ктобыстрее.Подведениеитогов.Награждениекоманд.
Путешествиевкондитерскийцех«Кузбасс»г.Прокопьевска(3ч.).Экскурсия.
Знакомствоспрофессиейкондитера,соборудованиемкондитерскойфабрики.Ктоработае
твкондитерской?Мастер-классы.
«Гдеработатьмнетогда?Чеммнезаниматься?»(2ч.)Классныйчас.
Введениевтему.Основнаячасть.ИнсценировкастихотворенияАлександраКравченко«Че
стныйответ».Понятиеоработах,профессиях.Словарнаяработа(профессия,специальность,класс
ификация).Мультимедиа(изображениепрофессий:мастер,штукатур,сантехник,каменщик,кран
овщик).Чтениестихов:Г.Машин«Крановщик»,С.Баруздин«Плотник»,«Архитектор».Итог.
МодульIII«Уменярастутгода…»
(35часа)
Чтотакоепрофессия(2ч.).Игроваяпрограмма.
Вводноесловоопрофессиях.Речьтрудавжизничеловека.Работаспословицами(например,
«Трудкормитчеловека,аленьпортит..»).Закончитьпословицу:«Ктонеработает,……(тотнеест).
Стихотворенияопрофессиях.Загадкапропредметы,которыеиспользуютлюдиразныхпрофессий
.Угадатьпрофессиипопервойбукве.Попословицеугадатьпрофессию(например:«Куйжелезо,по
кагорячо»(кузнец).
Укогомастерок,укогомолоток(2ч.).Беседасэлементамиигры.
Вводноеслово.Историяпроисхожденияорудиятруда.Знакомствоспонятием«инструмент
а».Дидактическаяигра:«Назовиинструмент»(накухненапример,чайник,кастрюля,сковорода).Инструментыдляремонта(молоток,напильник,плоског
убцы).Игра:«Черныйящик».Дидактическаяигра:подберинужныйинструменткпрофессии.Итог
.Разгадываниекроссвордобинструментах.
Истокитрудолюбия(2ч.).Игровойчас.
Вводноеслово.Очембудемговорить.Загадки.Играконкурс:«Ктобольшеназоветпрофессий».Дидактическаяигра:«Расскажиопрофессии».Играсос
ловами:«Чтобудет,если….».Например,чтобудет,еслиповараперестанутготовить?Чтобудет,есл
иврачиперестанутлечить?Физкультминутка.Игра:«Правильнодорисуй».
Домашнийпомощник(2ч.).Игра-конкурс.
Введениевигру.Конкурс«Ктокакимделомзанят».Дидактическаяигра:«Кточемзанимает
ся».Работаскартинками.Конкурс«Стихотворение».Сказкиотом,какопасналень(В.Пахнов).Инс
ценировки.Конкурссмекалистых.Конкурс:«Очумелыеручки».Конкурсэстафета:«Ктобыстреезабьётгвоздь».
Мирпрофессий(2ч.).Викторина.
Разминка.Конкурс«Профсловарь».Конкурсболельщиков.Вопросыопрофессиях.
Загадкиопрофессиях.
Конкурсплатков.Конкурсписьмодругу(другпроситдатьсоветповыборупрофессии).Кон
курс«Отгадайкроссворд»,конкурспословицопрофессиях.
Игра«Эрудит»(угадатьпрофессиюпопервойбукве).Например:п(пилот),в(врач).Итогнаг
раждениелучшихигроков.
Угадайпрофессию(2ч.).Занятиесэлементамиигры.
Вводноесловоопрофессиях.Дидактическаяиграназовипрофессию,например:хлебхлебороб,одеждапортной.Чёрныйящик(определитьнаощупьинструменты).Конкурсхудожников.Подведениеит
огов.
Какиебываютпрофессии(2ч.).Занятиесэлементамиигры.
Вступительноесловоопрофессиях.Стихиопрофессиях.Пословицыопрофессиях.Конкур
сугадайпрофессию.Просмотрмультфильмовостроительныхпрофессиях(столяр,плотник,сварщ
16
ик).Рассказпокругу.Придуматьпо1предложениюопрофессии.Конкурсархитекторов.Изодинак
овогочислагеометрическихфигурсоставить:дом,машинкуит.д.Итог.
Кудауходятпоезда(2ч.).Занятиесэлементамиигры.
Вступительноеслово.Просмотрмультимедиаожелезнодорожномтранспорте.Викторина
обисториивозникновенияпаровозов.Игра:«Чтоизменилось».Загадкиовидахтранспорта.Ролева
яигра:«Проводник»,«Машинист».Итог.Чтоновогомысегодняузнали.
Мояпрофессия(2ч).КВН.
Представлениекоманд.Визитнаякарточка(портные,модельеры).Разминка(назватьинстр
ументыпортных,видыодежды,пословицы).Конкурскапитанов.Разрисовщикитканей.Демонстр
ациямоделей.Конкурсподарков.Итог.Награждениекоманд.
Нашидрузья-книги(2ч.).Беседасэлементамиигры.Экскурсиявсельскуюбиблиотеку.
Вступительноеслово.Загадкиокнигах.Историяпроисхождениякниги.Папирус,береста,б
умага.Изготовлениесовременныхкниг.Знакомствоспрофессиямилюдей,которыесоздаюткниги
(наборщик,печатник,переплетчик).
Откудасахарпришел(2ч.).Беседа.
Вводноеслово.Просмотрфильма.Обсуждениерастений,изкоторыхполучаютсахар.Обра
боткасвеклы.Загадкиосахаре.Игра:«Назовипрофессию»(агроном,тракторист,шофер,химик,са
харныйзавод).ИграотАдоЯ(назватьпрофессиинавсебуквыалфавита).
«Турнирпрофессионалов»(2ч.).Конкурс-игра.
Представлениекоманд.Приветствие.Азбукапрофессий(побуквеопределитьпрофессию,
напримерА-агроном,Ббизнесмен).Конкурс«Кинокомедия»(вставитьназваниефильмов).Игра«Третийлишний»(прогр
аммист,закройщик,компьютерщик).Конкурспантомимы(изобразитьпрофессию).Подведениеи
тогов.
Всепрофессиинужны,всепрофессииважны(3ч.).Устныйжурнал.
Вводноеслово:страницаинформационная(данныеопрофессиях).Поэтическая(чтениести
ховД.Родари«Чемпахнутремесла»,Маяковский«Кембыть?»)Художественная(просмотрмульт
имедиаолюдяхразныхпрофессий).Игра.Дискуссия«Объяснитепословицу:«Всякаявещьтрудом
создана».
Стройка(2ч.).Экскурсия.
Вводноеслово.ИнструктажпоТБ.ВыборЗнакомствосостроительнымиобъектом.Видыст
роительныхпрофессий.Итог.Рисунки,сочиненияопрофессии.Знакомствосословами:бульдозер
,экскаватор,подъемныйкранит.д.
Операция«Трудовойдесант»(1ч.).Практикум.
Вводноеслово.Созданиедвухбригад.Распределениеучастковмеждубригадами.Назначен
иеответственных.Техникабезопасности.Выполнениеработыпоуборкетерритории.Подведение
итогов.Поощрение.
Уходзацветами(3ч.).Практика.
Кулинарныйпоединок(3ч.).Шоу-программа.
Открытие.Представлениекоманд.Команды:«Веселыеповарята»,«Чудоповара».Конкурсэстафета«Варимборщ»(собратьнаборпродуктов,ктобыстрее).Конкурс:«Азнаетеливы?»,«Слад
коежки»,«Украсимторт»,«Чтовмешке».Конкурсэстафета(надетьфартук,ктобыстреенарежетовощиитд.).Итогиконкурса,награждениякоманд.
МодульIV«Трудвпочетелюбой,мирпрофессийбольшой»
(35часа)
Любимоеделомое-счастьевбудущем(2ч.).Классныйчас,презентация.
Организационныймомент.Психологическаяигравкруге.ИнсценировкастихотворенияС.
Михалкова«Делобыловечером».Презентации.Швейное,строительное,газетноедело.Задание:у
становитьпорядокпостройкидома,установитьпорядоксозданиегазеты.Подведениеитогов.
Подорогамидутмашины(2ч.).Беседа-тренинг.
17
Историявозникновенияпрофессиишофёра.Загадкиопрофессиишофёр.Игра«Ктосамыйв
нимательный».Игра«Неуловимыйшторм».Игра«Какойэтознак».Ролеваяиградраматизация«Улица».
Всеработыхороши(2ч.).Игра-конкурс.
Введениевтему.Стихиопрофессиях.Дидактическаяигра,расшифровкаслова.Конкурсстр
оителей.Составитьизразрезанныхкартинокрисунокдома.Игра«Ктопотерялсвойинструмент».В
икторина:«Угадайпрофессию»,конкурс«Найдилишнее».Итогигры.Награждениеучастников.
Опрофессиипродавца(2ч.).Занятиесэлементамиигры.
Вступительноеслово.Знакомствоспрофессиейпродавец.Игра:«Умейпромолчать».Разыг
рываниеситуации:«Грубыйпродавец»,«вежливыйпокупатель».Игра«магазин».
Опрофессиибиблиотекаря(2ч.).Беседасэлементамиигры.
Вступительноеслово.Рассказопрофессиибиблиотекаря.Игра:«Угадай,какаякнижка».Иг
роваяситуация:«Читатель-библиотекарь».Оценкаработыбиблиотекаря.
ПраздниквГородеМастеров(2ч.).КВН.
Представлены2команды:«Девицымастерицы»,«Веселыеумельцы».Приветствиекоманд.Вопросыизшкатулки(разминка).Конкур
с:«Самыйтрудолюбивый»,конкурс:«Видеоклип»,конкурс:«Проворныемотальщики»,конкурс:
«Частушечный»,конкурс:«Капитанов».Домашнеезаданиесценкиопрофессиях.Подведениеитогов,награждение.
Работникииздательстватипографии(2ч.).Сюжетно-ролеваяигра.
Организационныймомент.Актуализацияопорныхзнаний(разгадываниеребуса).Сюжетн
о-ролеваяигра«Редакциягазеты».Задание1штатредакции(корреспондент,фотограф,художник,наборщик).Задание2–«Вы–
редакторы»(отредактироватьтекст).Задание3–«Вы–журналисты»(написатьтекст).Задание4–
«Вы–
художники»(выполнениеиллюстрации).Итог:людикакихспециальностейработаютнадсоздани
емгазеты.
Какпроходятвести(2ч.).Экскурсиянапочту.
Вступление.Знакомствоспрофессиейпочтальона.Изистории(какпередавалисьновостив
древности).Изобретениявобластисвязи.Современныепрофессиисвязи(почтальон,сортировщи
кпочты).Загадкиипочтовыйтранспорт(самолет),телефон(впер.сгреч«далекопишу»).Видысвязи,сотоваясвязь.Ролеваяигра«Телефон».Итог.
Веселыемастерские(2ч.).Игра-состязание.
Вводноеслово.Представление2команд.Столярнаямастерская.Знакомствосинструмента
ми(пила,топор,молоток,рубанок,стамеска).Загадкиобинструментах.Практическоезадание–
сделатькроваткудлякукол.Швейнаямастерская.Загадкиобинструментах.Конкурс:«Пришейпуг
овицу».Подведениеитогов.Награждение.
ПутешествиевГородМастеров(2ч.).Профориентационнаяигра.
Путешествиепо5районам.Каждыйсоответствуетоднойизпрофессиональныхсфер(челов
ек-человек,человек-техника,человек-природа,человек-художественныйобраз,человекзнаковаясистема).Даетсязаданиесоставитьпланрайона,придуматьназваниеулиц,заселитьдома
сказочнымигероями.Например,район«Умелыеруки»,сказочныежителиСамоделкин,ЖелезныйДровосек.
Строительныеспециальности(2ч.).Практикум.
Организационныймомент.Актуализацияопорныхзнанийразгадатькроссворд.Счегоначинаетработухорошийспециалист(спланаилипроекта).Игра:«Пом
ожемначальникустройкуорганизовать»,игра:«Проект».Итог:вопросы:чтослучиться,еслистрои
тьзданиебезсоответствующегоплана,почемутакважноруководствоватьсяпроектамипристроит
ельствездания?
«Времянараздумьенетеряй,снамивместетрудисьииграй»(2ч.).Игровойвечер.
18
Вступление.Чтениестихов:«Уменярастутгода…».Выступлениеучениковссообщениями
опрофессиях.Заданиенавнимание:«Найдисинийнарисунке».Мастерскаяслова(чтениеиинсцен
ировки).Конкурс-игра:«Нитки-иголка»,конкурсы:«Бойсподушками».Итог.
Знакомствоспрофессиямипрошлого(2ч.).Конкурс-праздник.
Введение.Стихиотруде.Рассказорабочихпрофессиях.Конкурс:«Заводутребуются».Инф
ормациядлялюбознательных.Знакомствоспрофессиейплотника.
«Человектрудомпрекрасен»(2ч.).Игра-соревнование.
«Умеешьсам-научидругого»(3ч.).Практикум.
«Чейучастоклучше?»(2ч.).Практикум.
«Кулинарныйпоединок»(2ч.).Практикум.
19
Тематическийплан
1класс
МодульI«Играемвпрофессии»
(34часа)
Тема
КолФормапроведения
вочасов
«Всеработыхороши»
2
занятиесэлементамиигрывидеознакомства
«Кому,чтонужно»
2
дидактическаяигра
беседа
«Оденемкуклунаработу,едемнаработу»
2
занятиесэлементамиигры
беседа
«Мыстроители»
2
занятиесэлементамиигр
видеознакомства
«Магазин»
2
Знакомствосатрибутами,ролеваяигра
«Мыидемвмагазин»
2
«Аптека»
2
Экскурсия.
Ролеваяигра
Знакомствосатрибутами,ролеваяигра
«Больница»
2
Знакомствосатрибутами,ролеваяигра
«Какиебываютпрофессии»
2
Видеознакомство,игровойчас
С.Михалков«ДядяСтепа»
2
Чтение,беседы,викторины
«ДядяСтепа-милиционер»
3
Экскурсия,видеоурок,встречасработникомполиции
В.Маяковский«Кембыть?»
2
Чтение,беседа,обсуждение«Кемяхотелбыбыть?»
К.Чуковский«ДокторАйболит»
2
Игра-демонстрация,викторина
Уходзацветами
2
практика
Профессияповар
2
Экскурсия,видеоурок,викторина
«Поварята»
3
практикум
20
Тематическийплан
2класс
МодульII«Путешествиевмирпрофессий»
(34часа)
№
Колвочасов
1-2 Мастерскаяудивительныхпрофессий«Всеработыхороши»
2
Занятиесэлементамиигры
3-4
5-6
7-8
91011
1213
1415
1617
1819
202122
2324
2526
2728
2930
313233
3435
Тема
«Разныедома»
«Дачныйдомик»
«Мояпрофессия»
«Профессия«Врач»
2
2
2
3
Конструирование
Аппликация
Игра-викторина
Занятиесэлементамиигры,пр
«Больница»
2
Сюжетно-ролеваяигра
Доктор«Айболит»
2
Сюжетно-ролевыеигры,прос
«Ктонаслечит»
2
Экскурсиявмедицинскийпун
«ДобрыйдокторАйболит»
2
Сюжетно-ролеваяигра,просм
«Парикмахерская»
3
Сюжетно-ролеваяигра
«Всеработыхороши–выбирайнавкус!»
2
Сюжетно-ролеваяигра
Дж.Родари«Чемпахнутремесла»
2
Работастекстами,инсцениров
Профессия«Строитель»
2
Дидактическаяигра
Строительныйпоединок
2
Игра-соревнование
Путешествиевкондитерскийцех«Кузбасс»г.Прокопьевска
3
Экскурсия.Мастер-классы.
«Гдеработатьмнетогда?Чеммнезаниматься?»
2
Инсценировкастихотворения
21
Тематическийплан
3класс
МодульIII«Уменярастутгода…»
(35часа)
№
тема
формапроведения
«Чтотакоепрофессия»
Колвочасо
в
2
12
34
56
78
910
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
«Укогомастерок,укогомолоток»
2
«Истокитрудолюбия»
2
беседасэлементамиигры,конкур
с
игровойчас
«Домашнийпомощник»
2
игра-конкурс,сочинение
«Мирпрофессии»
2
Викторина,ролеваяигра
«Угадайпрофессии»
2
занятиесэлементамиигры
«Какиебываютпрофессии»
2
занятиесэлементамиигры
«Кудауходятпоезда»
2
занятиесэлементамиигры
«Мояпрофессия»
2
КВН,проект
«Нашидрузья-книги»
1
Экскурсиявсельскуюбиблиотек
у
«Откудасахарпришел»
2
Презентация,беседа
«Турнирпрофессионалов»
2
конкурс-игра
«Всепрофессиинужны,всепрофессииважны
»
3
Устныйжурна7
«Строимдом»
2
Экскурсия,конструирование
Операция«Трудовойдесант»
«Уходзацветами»
1
3
практикум
практикум
22
игровыепрограммы,проект
32
33
34
35
«Кулинарныйпоединок»
3
23
шоу-программ,проект
Тематическийплан
4класс
МодульIV«Трудвпочетелюбой,мирпрофессийбольшой»
(35часа)
№
тема
Колформапроведения
вочасов
2
классныйчас,презентация,работ
1-2 «Любоедело-моёсчастьевбудущем»
3-4
5-6
7-8
910
1112
1314
1516
1718
1920
2122
2324
2526
2728
293031
3233
3435
«Подорогамидутмашины»
«Всеработыхороши»
«Опрофессиипродавца»
«Опрофессиибиблиотекаря»
2
2
2
2
беседы-тренинг
игра-конкурс
беседа-тренинг
беседасэлементамиигры
«ПраздниквгородеМастеров»
2
КВН
«Работникииздательстваитипографии»
2
Экскурсиявтипографию,ролевая
«Какприходятвести»
2
Экскурсиянапочту
«Веселыемастерские»
2
Игра-состязание
«ПутешествиевГородМастеров»
2
профориентации-игра
«Строительныеспециальности»
2
Практикум,защитапроекта
«Времянараздумьенетеряй,снамивместетрудисьииграй» 2
Игровойвечер
«Знакомствоспромышленнымипрофессиями»
2
Конкурс-праздник
«Человектрудомкрасен»
2
Игра-соревнование
«Успеешьсам-научидругого»
3
Практикум
«Чейучастоклучше»
2
Практикум
«Кулинарныйпоединок»
2
Практикум
24