МАОУ "СОШ № 22" 2021.07.08 13:39:15+05'00' Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» городской округ Первоуральск Является приложением к ООП НОО, утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом директора от 30.08.2019 г. № 487) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я -гражданин России» (духовно-нравственное направление) для обучающихся 1-4 классов Составители: учителя начальных классов Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я гражданин России» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на развитие творческих способностей обучающихся, овладение метапредметными универсальными учебными действиями. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовнонравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового функционирования системы и организационно-методического патриотического воспитания. обеспечения Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. В основу разработки положены, следующие нормативно-правовые документы: Федеральный закон Российской Федерации об образовании; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) (ФГОС НОО) ; СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993; Цель программы: создание условий для присущими ему формирования личности гражданина и патриота России с ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся конкурентоспособной гражданственности личности, воспитание и любви патриотизма к Отечеству, как качеств духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Задачи: - создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников; - формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; - утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; - развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования; - воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда; - повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России. Планируемые результаты внеурочной деятельности Личностные результаты: - осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, - осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; - уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; - способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Метапредметными результатами являются: - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей. - приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе). - совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других). Предметные результаты: - усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; - владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека,религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; - владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; - овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения. - знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России. - умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края; - умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны. В результате реализации программы ожидается: • развитие творческих способностей; • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. Содержание курса внеурочной деятельности: 1-й класс«Маленькие Россияне» (33 часа) 1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. 2. «Я и семья» (6 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки 3. «Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени. История моего посёлка. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу. Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала. 4. «Я и школа» (8 часов). Формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор Экскурсии по школе, по школьному саду Акции. 5.«Я и мое Отечество» (6 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству. Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6.«Я и планета» (4 часа). Формирование гражданского отношения к планете Земля. Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке. Конкурсы рисунков.Экскурсии, экологические акции. 2-й класс «Моя Малая Родина» (35 часов) 1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. Сбор игр. 2. «Я и семья» (5 часов).Формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я - дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений. 3. «Я и культура» (4 часа). Формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица. Экскурсии в музеи, вернисажи. 4.«Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант. 5.«Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права .Мой любимый город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза - наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6.«Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание кормушек, выставки рисунков. 7. Итоговый тест 3-й класс «Россия - Родина моя» (35 часов) 1.«Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? 2.«Я и семья» (8 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. У моих родителей - золотые руки Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. 3.«Я и культура» (3 часа). Формирование отношения к искусству. Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Богатыри земли Русской. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Экскурсия в библиотеку. 4.«Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к школе. Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. По каким правилам мы живем. Наша школа в будущем. Мастерская по изготовлению сувениров. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. 5. «Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Честь имею. Вам, защитники Отечества! Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков.. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6.«Я и планета» (4 часа). Формирование гражданского отношения к планете Земля. Животные из Красной книги. Животные-рекордсмены. Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба. Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. 7. Итоговый тест 4-й класс «Я - гражданин России» (35 часов) 1. «Яи я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов 2. «Я и семья» (5 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье. Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Конкурсы песен. Мини-проект. Оформление фотовыставки. 3.«Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. О красоте, моде и хорошем вкусе. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов. 4.«Я и школа» (4 часа). Формирование гражданского отношения к школе. Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. 5.«Я и мое Отечество» (10 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Основной закон жизни нашего государства. Я гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города-герои. Мини-проекты, презентации Оформление альбома. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6.«Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля. В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов. 7. Итоговый тест Формы организации внеурочной деятельности. Формаорганизацииработыпопрограммевосновном - коллективная, атакже используетсягрупповаяииндивидуальная формы работы. Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные): • этические беседы; • предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО); • классный час; • встречи с интересными людьми; • литературно-музыкальные композиции; • просмотр и обсуждение видеоматериала; • экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная); • концерт; • дискуссии; • инсценировка. Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная): • творческие конкурсы; • выставки декоративно-прикладного искусства; • коллективные творческие дела; • соревнования; • показательные выступления; • праздники; • викторины; • интеллектуально-познавательные игры; • •трудовые дела; • тренинги; • • наблюдение учащихся за событиями в стране; • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; • заочные путешествия; • акции благотворительности, милосердия; • творческие проекты, презентации; • проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров; • сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная). Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования. Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы. Программа «Я - гражданин России» используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России. Тематическое планирование 1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа) № п\п Тема Кол-во часов 1. Праздник первого звонка 1 2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе 1 3. Моя семья - моя радость 1 4. Правила поведения в школе. Урок-игра 1 5. Экскурсия по школьному саду 1 6. Я, ты, мы. Игра 1 7. Кто что любит делать. Конкурс викторина 1 8. Мисс Осени 1 9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала 1 10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? 1 11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков 1 12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием 1 13. История моего города. Экскурсия в музей 1 14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора 1 15. Законы жизни в классе. Урок-игра 1 16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия 1 17. Фотографии из семейного альбома. Презентация 1 18. Школа вежливости. Беседа 1 19. Маленькая страна. Экологическая акция 1 20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков 1 21. Они защищают Родину. Конкурс стихов 1 22. Загляните в мамины таза. Праздник 1 23. Встречаем Масленицу 1 24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли 1 25. Слушаем сказки моей бабушки 1 26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина 1 27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен 1 28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу 1 29. Мои родные - защитники Родины. Фотовыставка 1 30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества 1 31. Десант чистоты и порядка 1 32. Самый красивый школьный двор. Акция 1 33. С чего начинается Родина? КВН 1 2-й класс «Моя Малая Родина» (35 часов) № п\п Тема Кол-во часов 1 Урок Мира 1 2 Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг) 1 3 Обязанности ученика в школе. Беседа 1 4 Осень в родном городе. Фотоконкурс 1 5 Подумай о других. Беседа с элементами игры 1 6 Я- ученик. Беседа с творческим заданием 1 7 Родной край в древности. Экскурсия в музей 1 8 Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры 1 9 Я люблю свою школу. Конкурс сочинений 1 10 Мой портфель. Игра-экспромт 1 11 Моя любимая мамочка. Презентация 1 12 Школьная символика (гимн, герб, флаг) 1 13 Мой любимый город. Беседа 1 14 Наш город. Конкурс визиток 1 15 О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков 1 16 Самый уютный класс. Конкурс 1 17 Экология нашего города. Беседа 1 18 День добрых волшебников. Вывешивание кормушек 1 19 Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры 1 20 Мы и наши права. Урок-игра 1 21 Игры на развитие произвольных процессов 1 22 Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений 1 23 Мама, папа, я -дружная семья. Конкурс-соревнование 1 24 По каким правилам мы живем в школе? Игра 1 25 Широкая Масленица. Игра 1 26 Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов 1 27 Здесь живет моя семья. Заочное путешествие 1 28 Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие 1 29 День птиц. Выставка рисунков 1 30 След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей 1 31 Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества 1 32 Открытка ветерану. Акция 1 33 Десант чистоты и порядка 1 34 Знай и люби свой край. Викторина 1 35 Итоговый тест 1 3-й класс «Россия - Родина моя» (35 часов) № п\п Тема Кол-во часов 1. 1. Кому нужна моя помощь? Беседа с творческим заданием. 1 2. 2.Кто что любит и умеет делать. Викторина. 1 3. 3.Мы все такие разные. Конкурс рисунков. 1 4. 4.Для чего я рожден? 1 5. 5.Откуда я родом. 1 6. 6.Почему меня так назвали. Презентация. 1 7. 7.Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. 1 8. 8.Моя семья - моя радость. 1 9. 9.У моих родителей - золотые руки. Выставка семейных поделок. 1 10. 10.Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! 1 11. 11.Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. 1 12. 12.Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. 13. 13.Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Викторина. 1 1 14. 14.Богатыри земли Русской. Экскурсия в библиотеку. 1 15. 15.Новогодние зарисовки. Конкурс газет. 1 16. 16.Мой класс - моя семья. Беседа. 1 17. 17.Мои права и обязанности. Беседа о школьном уставе. 1 18. 18.Ты и твои друзья. Игра. 1 19. 19.Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. 1 20. 20.По каким правилам мы живем. Игра. 1 21. 21. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений. 1 22. 22.Знакомства с символами Российского государства. 1 23. 23.Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Путешествие по страницам журналов. 1 24. 24.Флаги России. Беседа с творческим заданием. 1 25. 25.Город, в котором я живу. Конкурс рисунков. 1 26. 26.Дорогая моя столица. Заочное путешествие. 1 27. 27.История страны в названиях улиц. Презентации. Доклады. 1 28. 28.История Отечества. Аукцион знаний. 1 29. 29.Путешествие по стране. Интеллектуальная игра. 1 30. 30.Честь имею. Вам, защитники Отечества! Игровая программа. 1 31. 31.Животные из Красной книги. Доклады. 1 32. 32.Животные-рекордсмены. Просмотр видеофильмов. 1 33. 33.Чем живет планета Земля? КВН. 1 34. 34.Судьба Земли - наша судьба. 1 35. Итоговый тест 1 4-й класс «Я - гражданин России» (35 часов) № п\п Тема по программе. Тема и номер урока Кол-во часов 1. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием 1 2. «Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры 1 3. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение 1 4. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием. 1 5. Панорама добрых дел. 1 6. Забота о родителях - дело совести каждого. 1 7. Я и моя семья. Фотовыставка 1 8. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов 1 9. Игры с младшим братом (сестрой) 1 10. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина 1 11. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут 1 12. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов 1 13. Как встречают Новый год в разных странах.Игра-путешествие 1 14. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов 1 15. Я и мой класс. Конкурс рисунков 1 16. Мой лучший школьный друг. Письмо другу 1 17. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов 1 18. Зачем нужно учиться в школе. Диспут 1 19. Поговорим о толерантности 1 20. Символика России. Символы нашего края. 1 21. Государственный праздник - День Согласия и примирения 1 22. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети» 1 23. Основной закон жизни нашего государства. Беседа 1 24. Я - гражданин России. Игра-викторина 1 25. Герои России. Сообщения учащихся 1 26. Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная познавательная программа 1 27. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества 1 28. Города-герои. Оформление альбома 1 29. В ответе за тех, кого приучили.Беседа с элементами игры 1 30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек 1 31. Знаешь ли ты страны мира? Викторина 1 32. Семь чудес света. Просмотр видеоролика 1 33. Я - житель планеты Земля. Круглый стол 1 34. Берегите природу. Конкурс экологических сказок 1 35. Итоговый тест 1