Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» городской округ Первоуральск Является приложением к ООП ООО, утвержденной приказом директора школы от 17.07.2018г. № 266 (с изменениями приказом директора от 30.08.2019 г. № 487) МАОУ "СОШ № 22" 2021.06.18 11:09:50+05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Развитие речи" (общекультурное направление) для обучающихся 8-х классов Составитель: Петухова Е.М., дефектолог Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 8 класса «Культура речи» разработана на основе Федеральной целевой программы «Культура России». В программе используются спецкурс Л.А. Введенской «Культура речи», а также учебное пособие «Русский язык и культура речи для педагогических колледжей» под редакцией Измайловой Л.В., Демьяновой Н.Н., Меньшиковой Н.П., спецкурс С.И. Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация». Актуальность программы заключается в том, что она составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Культура речи - это исследование родного языка, умение правильно и грамотно использовать языковые единицы, история языка с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного языка, соотнося его с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные любители родного языка сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой и большой родины. Новизна программы - в подборе тем, создающих условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, практических занятий, речевых ситуаций и так далее. Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний. Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся. Проектный метод используется при организации научно - исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач. Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем. Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы: чтение и анализ материалов, беседы, решение тестов, выполнение творческих проектов и научно-исследовательских работ, практические работы. Формы обучения: групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме. Цель программы: - развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 8-9 классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ. Задачи: - обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся; - способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков; - формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.. Сроки реализации программы 2020-2021 учебный год. Программа рассчитана на 35 недель - 35 часов (1 час в неделю). Методы, формы работы, используемые технологии. Методы: 1) объяснительно-иллюстративный; 2) репродуктивный; 3) проблемное изложение изучаемого материала; 4) частично-поисковый или эвристический; 5) исследовательский. Используемые технологии: 1) развивающее обучение; 2) проблемное; 3) развитие критического мышления через чтение и письмо; 4) здоровьесберегающие. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные Метапредметные Формирование сознания того, что русский Коммуникативные: язык – важнейший показатель культуры пользоваться разными видами чтения, человека. Развивать любовь и уважение к слушать и слышать друг друга, с точностью Отечеству, его языку как выразителю и полнотой выражать свои мысли в национального самосознания народа. соответствии с задачами и условиями Овладение языковыми нормами, коммуникации, управлять поведением лингвистической компетенцией партнеров (контроль, коррекция, оценивания параметров сочинения. оценка действия партнера, умения Формирование устойчивой мотивации к убеждать), формировать навыки учебного изучению и закреплению нового. сотрудничества входе индивидуальной и Формирование устойчивой мотивации к групповой работы,пользоваться разными самостоятельной и коллективной видами чтения, слушатьи слышать друг аналитической деятельности, овладение друга, с точностью и полнотой лингвистической компетенцией находить и выражать свои мысли в соответствии с формулировать главный тезис, подбирать задачами и условиями коммуникации, аргументы. Овладение лингвистической корректировать интонацию в соответствии компетенцией распознавания фактических с коммуникативной целью высказывания. ошибок. Овладение лингвистической компетенцией распознавания речевых и Регулятивные: самостоятельно выделять и грамматических ошибок. Осознавать роль формулировать познавательную цель, языка в формировании расширять объем мышления, искать, выделять и преобразовывать употребления необходимую информацию, проектировать грамматических средств выражения мыслей маршрут преодоления затруднений в и чувств, ценность сохранять чувствовать родного его эстетическую обучении через включение в новые виды языка, красоту потребность деятельности и формы сотрудничества. и богатство. Овладение лингвистической компетенцией Познавательные: объяснять языковые выявления синонимии как языкового явления, процессы, связи и отношения, явления. выявляемые входе исследования структуры, Формирование устойчивой мотивации к содержания изначения слова, предложения, самостоятельной и коллективной текста, объяснять аналитической деятельности. Языковые явления, процессы, связи и Формирование устойчивой мотивации к отношения, выявляемые в ходе самостоятельной и коллективной проектирования индивидуального аналитической деятельности. маршрута восполнения проблемных зон. Содержание программы внеурочной деятельности Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. (8 часов) Язык и речь. Языковая норма как историческая категория. Понятие нормы в современной лингвистике. Формирование норм литературного языка. Признаки нормы. Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения. Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи. Типология норм. (9 часов) Ошибки грамматические и речевые. Качества хорошей речи. Основные качества хорошей речи. Общая характеристика. Правильность как основа хорошей речи. Содержательность хорошей речи. Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи. Точность речи. Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике. Нормы речи. (8 часов) Орфоэпические нормы. Лексика. Лексические нормы. Словообразовательные нормы. Морфологические нормы и их особенности. Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. Синтаксис. (10 часов) Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях. Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Синтаксический (орфографические и пунктуационные) нормы. Тематическое планирование (8 класс) минимум. Правописные № Тема Содержание темы Количество часов 1 Речевая культура – Лекция учителя: часть «Значимость речевой общечеловеческой культуры для духовной культуры. жизни общества». 1 Практическая часть: «Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания». 2 Культура языка. 1 Культура речи. 3 Язык и речь. Лекция учителя: 1 «Соотношение понятий “язык” и “речь” в современном языкознании». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Сжатое изложение как средство переработки информации Приемы сжатия текста. Отработка приема “исключение”. Овладение приемом исключения неглавной информации из текста». 4 Языковая норма как Лекция учителя: «Развитие историческая языковой нормы как категория. системы правил». «Становление и развитие древнерусского языка, этапы 1 его существования». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема “упрощение”. Овладение приемом упрощения текста». 5 Понятие нормы в Лекция учителя: современной «Зарождение нормы в лингвистике. языке». «Изменчивость 1 нормы». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема “обобщение”. Овладение приемом обобщения». 6 Формирование норм Лекция учителя: «Норма - литературного языка. одна из составляющих Признаки нормы. национальной культуры». 1 Практическая часть: «Задание 1. Выбор приемов сжатия. Овладение умением осуществлять выбор приемов сжатия». 7 Понятие вариантов Лекция учителя: норм. Написание «Императивные (обязательные) и сжатого изложения. диспозитивные (вариантные) 1 нормы». Практическая часть: «Задание 1. Написание сжатого изложения по незнакомым текстам». 8 Эволюция языковых Лекция учителя: «Первый норм. Сочинение как закон экономии языковых жанр различных средств». «Второй закон 1 стилей речи языковых средств – закон аналогии или унификации (уподобления)». Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3. Критерии оценки заданий. Структура сочинения». 9 Типология норм. Лекция учителя: «Соблюдение языковой Ошибки нормы – основное условие хорошей речи». грамматические и Практические упражнения речевые. «Поразмышляем вместе». 1 Задание 15.1,15.2,15.3 Учимся формулировать тезис 10 Качества хорошей речи. Лекция учителя: «Понятие 1 речи. Общая характеристика. Особенности». Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3. Учимся аргументировать». 11 Основные качества Семинар на тему: хорошей речи. «Правильность, чистота, Общая характеристика. богатство, содержательность, 1 точность, логичность, выразительность, уместность - основные качества хорошей речи». Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3 Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему (15.2)». 12 Правильность как Лекция учителя: «Виды основа хорошей речи. правильности речи. 1 Окказиональность «как особая правильность» в художественном тексте». Практическая часть: «Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему (15.2)». 13 Содержательность Викторина: «Богатство речи хорошей речи. и способы проявления языкового 1 богатства. Синонимы, метафора, метонимия, синекдоха как лексические средства богатства речи». Практическая часть: «Синонимы. Задание 6». Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы (15.3) 14 15 Выразительность и Практическая работа: гибкость хорошей речи «Поразмышляем вместе». Уместность и Отработка навыка написания доступность хорошей сочинения «комментарий к речи. определению» (15.3) Точность речи. Лабораторная работа: 1 1 «Фактические ошибки Речевые и грамматические ошибки. Поиск и исправление недочетов». Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение) 16- Техника речи. Понятие Практикум: «Дыхание как 17 техники речи в основа звучащей речи. Виды современной дыхания. Этапы тренировки 2 лингвистике. фонационного дыхания. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания». 18 Орфоэпические нормы. Лекция учителя: Тексты разных стилей. «Становление 1 орфоэпической нормы. Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного произношения». Практическая часть: «Понимание текста. Отработка Задания 2». 19 Лексика. Лексические Лекция учителя: «Лексика нормы. как системная организация языка. Лексические нормы 1 как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм». Практическая часть: «Средства выразительности речи. Отработка Задания 3» 20 Акцентологические Лекция учителя: «Понятие нормы. ударения. Особенности его 1 проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности. Акцентологический минимум». Практическая часть: «Поразмышляем вместе». 21 Словообразовательные Лекция учителя: нормы. «Словообразовательная Орфография. система русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании». Практическая часть: «Правописание приставок. Отработка задания 4» 22- Морфологические Практикум: «Правила 23 нормы и их согласования, образования и особенности. употребления форм рода. Числа и падежа. Правописание суффиксов. Отработка Задания 5» 1 Лекция учителя: «Морфологический минимум». 1 Практическая часть: «Правописание Н – НН в различных частях речи». 24 Синтаксис и Проектная работа – пунктуация. презентация Синтаксические нормы «Словосочетание. Виды и их особенности. подчинительной связи 1 (согласование, управление, примыкание)». Практикум: «Нарушения норм согласования и управления. Отработка Задания 7» 25 Речевые ошибки при Семинар: «Грамматическая употреблении основа предложения. синтаксических средств Нарушения порядка языка. следования слов, 1 употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной речи.» Практическая часть: «Отработка Задания 8,11». 26 Употребление Проект – презентация обособленных «Обособленные члены 1 27 определений и предложения. обстоятельств в речи. Отработка Задания 9» Употребление вводных Игра-разминка. слов, обращений и Практикум: «Знаки междометий в речи. препинания в простом 1 осложненном предложении. Задание 10». 28 Употребление знаков Семинар: «Знаки препинания препинания в в сложносочиненном сложносочиненных, предложении, сложноподчиненных сложноподчиненном предложениях. предложении». 1 Практическая часть: «Отработка Задания 12». 29 Многокомпонентные Лекция учителя: «Сложные синтаксические предложения с различными конструкции и знаки видами связи» препинания в них. Практическая часть: 1 «Отработка Задания 13». 30 Употребление знаков Синтаксическая викторина препинания в «Побудь управленцем!» бессоюзных сложных Практикум: «Сложные предложениях. бессоюзные предложения. 1 Отработка Задания 14» 31 Синтаксический Игра «Ты эксперт». минимум. Практикум: «Выполнение 1 тестовых заданий». 32 Функциональные стили. Лекция учителя Стилистические нормы. «Функциональные стили». 1 Практикум: «Выполнение тестовых заданий». 33 Функционально- Проект-презентация по теме смысловые типы «Типы речи в нашей речи. языковой практике». 1 Практикум: «Выполнение заданий «Поразмышляем вместе». 34- Правописные Лекция учителя: 35 (орфографические и «Орфографическая и пунктуационные) пунктуационная грамотность нормы. как неотъемлемая часть речевой культуры. Орфография как раздел лингвистики. Основные принципы русской орфографии. Правила русской орфографии. Пунктуация как система постановки знаков препинания. Интонационномелодические законы русской речи. Правила русской пунктуации». Олимпиада «Блиц - турнир по русскому языку» 1