ДООП Я в мире профессии

МАОУ "СОШ № 22"
2021.07.28 12:51:02+05'00'

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Я в мире
профессии» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2.

Концепция

дополнительного

образования

детей

(утверждено

распоряжением

Правительства Р.Ф. от 4 09.2014 г. № 1726-р;
3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ.
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821- 10 и изменений
№3 от 29.04.2015.
4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Актуальность данной программы обусловлена важным вопросом, который
беспокоит подростка о выборе профессии и является одним из центральных и в этом
смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
Выбор профессионального пути это выстраивание маршрута, планирование, обдумывание
профессионального

жизненного

пути.

«профессиональном

старте».

Процесс

И

речь

идет

о

профессионального

самом

его

начале

–

самоопределения

–

чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном
выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии.
Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора помогает
профориентация. Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии
–

одна

из

важнейших

задач

работы

на

занятиях.

Программа

«Я

в

мире

профессии» помогает наметить ориентиры, сформировать адекватное представление
обучающихся о своем профессиональном потенциале, получить знания о мире профессий,
ознакомиться со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами
получения профессии. Программа не зависит от уровня сформированности знаний о
будущей

профессиональной

деятельности.

Данная

программа

является

модифицированной. Согласно ФГОС основного общего образования учащийся должен
быть готов к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений. Таким образом, необходимо быть готовым к профессиональному

самоопределению. Профессиональное самоопределение, выбор профессии во многом
определяют весь жизненный путь человека, поэтому вопрос о научном понимании
процесса выбора профессии приобретает все большее значение и актуальность. Рабочая
программа составлена на основе программы Резапкиной Г. В., «Я и моя профессия»:
Программы профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое
пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. –
125 с.
Новизна программы. Программа является вариативной, преподаватель может сам
менять соотношение пропорций разделов, как для всего коллектива, так и для каждого из
его участников в зависимости от возраста детей, их развития, навыков, знаний, интереса к
конкретному разделу занятий. Методологические основы программы проблемы выбора
профессии, профессионального самоопределения и становления затрагивались во
множестве теоретических и практических исследований, ведь от правильного выбора
профессии во многом зависит успешность и продуктивность профессиональной
деятельности в дальнейшем, реализация личностных потенциалов и, в результате,
удовлетворенность человека своей жизнью. Программа «Я в мире профессии» позволяет
обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями,
которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля,
подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем
успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и
требованиям рынка труда.
Цель программы: формирование у обучающихся готовности к осознанному
социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их
способностям и возможностям;
- обучить планированию профессиональной карьеры.
Развивающие:
- помочь раскрыть психологические особенности своей личности;
- расширить знания о мире профессий.

Воспитательные:
- воспитать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
- сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически
оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.
Особенности данной формы проведения занятий: - работа в малых группах; групповые дискуссии; - проектная деятельность учащихся; - встречи с представителями
различных профессий; - ролевые игры; - тренинги; - беседы;
Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи,
социальные пробы, поездки, экскурсии. трудовые десанты, социально-значимые акции в
классе, школе. исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме.
Учащиеся должны иметь представления:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
- о предпринимательстве;
- о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам
профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах
хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Сроки реализации:
Программа рассчитана на один год - 35 часов. 1 час в неделю по 40 минут.
Учебный план
№
п/п

Тема

Раздел 1. Мир профессий

Количество часов
Всего

Теория

Практика

4

3

1

1.

Введение. Знакомство

1

1

-

2.

Мои личные профессиональные

1

1

-

Формы
контроля

планы
3.

Ценностные ориентации

1

1

-

4.

Самооценка и уровень
притязаний

1

-

1

Раздел 2. Профессиональные интересы
и склонности

6

5

1

5.

Интересы и склонности в выборе
профессии

1

1

6.

Классификация профессий по
Климову.

1

1

7.

Отвечаем на вопросник Климова.

1

-

8.

Концепция индивидуальности
Голланда.

1

1

9.

Правила выбора профессии.

1

1

10.

Ошибки и затруднения при
выборе профессии.

1

1

Раздел 3. Профессиограмма

4

4

-

11.

Профессии моих родных

1

1

-

12.

Схема анализа профессий,
разработанная Н.С.
Пряжниковым.

1

1

-

13.

Что такое профессиограмма?

1

1

-

14.

В каких учебных заведениях
можно получить профессию?

1

1

-

4

Раздел 4. Выбор профессии

10

7

3

15.

На работу устраиваемся по
правилам.

1

1

16.

Секреты выбора профессии.

1

1

17.

Сочинение-рассуждение. Самая
нужная профессия.

1

18.

Как готовить себя к будущей
профессии?

1

1

19.

Исследование «Необычная
творческая профессия».

1

1

3

Тест

1

1

Сочинениерассуждение

20.

Исследование современных
профессий.

1

1

21.

Рабочие профессии и карьера.

1

1

22.

Факторы здоровья при выборе
профессии.

1

1

23.

Профессия, охраняющая
общественный порядок.

1

1

24.

Встреча с интересной личностью.

1

1

Раздел 5. Рабочие профессии

6

25.

Великие личности нашей страны
и путь их становления.

1

1

26.

Коллаж. Мои родители хотят,
чтобы я был похож на...

1

1

27.

Игра. Если бы я был
президентом...

1

1

Игра

28.

Экскурсия на ПНТЗ
г. Первоуральска (музей)

1

1

Экскурсии

29.

Мои впечатления. Отчет.

1

30.

Подготовка к прессконференции. Представим, что я

1

Раздел 6. Где учиться?

4

3

1

31.

Итоговая пресс-конференция.
Мир профессий.

1

1

-

Прессконференция

32.

Творческий проект. Моя
будущая профессия. Разработка
плана.

1

1

-

Творческий
проект

33.

Творческий проект. Моя
будущая профессия. Презентация

1

1

-

Презентация

34.

Итоговое занятие. Выставка
профессий.

2

-

2

Выставка

35

23

12

5

6

Всего:

1

1
1

Содержание учебного плана
Раздел 1. Мир профессий (4ч.)
Тема 1. Введение. Знакомство. Мир профессий – 1 час.

5

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и
построение личного профессионального плана. Основные теоретические сведения.
Тема 2. Мои личные профессиональные планы - 1 час.
Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение
личного профессионального плана.
Тема 3. Ценностные ориентации – 1 час.
Основные теоретические сведения. Изучение понятий «Ценность», «Профессиональная
ориентация». Внутренний мир человека и возможности его самопознания. Что такое
психодиагностика, как она помогает в выборе профессии.
Тема 4. Самооценка и уровень притязаний - 1 час.
Знакомство и просмотр фильма ВВС «Человеческие возможности». Аналитическая беседа
с учащимися по увиденному материалу. Общее представление о самооценке, памяти, ее
видах, процессах. Роль памяти в различных видах профессиональной деятельности.
Знакомство с приемами запоминания и возможностями развития памяти. Выполнение
упражнений на развитие памяти, разучивание стихотворений и их воспроизводство на
уроке (конкурс – «Кто лучше запоминает?»).
Раздел 2. Профессиональные интересы и склонности (6ч.)
Тема 5. Интересы и склонности в выборе профессии – 1 час.
Профессиональное самоопределение. Склонности и интересы в профессиональном выборе
(«хочу»). Основные теоретические сведения Понятия «склонности», «интересы».
Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере.
Тема 6. Классификация профессий по Климову – 1 час.
Мир профессий Классификация профессий. Формула профессии. Понятие
профессиограммы Основные теоретические сведения Классификация профессий. Цели
труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову. Формула профессии.
Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма.
Тема 7. Отвечаем на вопросник Климова – 1 час.
Характеристика профессий типа «Человек – человек». Основные теоретические сведения
Характеристика профессий типа «человек-человек». Подтипы профессий типа «человекчеловек». Понятие «профессионально важные качества».
ПВК профессий типа «человек-человек». Анализ характеристик профессий различных
подтипов типа «человек-человек».
Характеристика профессий типа «Человек – техника» Основные теоретические сведения
Характеристика профессий типа «человек-техника» ПВК профессий типа «человектехника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человектехника».
Характеристика профессий типа «Человек – знаковая система». Основные теоретические
сведения Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» ПВК профессий

типа «человек - знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов
типа «человек - знаковая система».
Характеристика профессий типа «Человек – природа». Основные теоретические сведения
Характеристика профессий типа «человек-природа» ПВК профессий типа «человекприрода». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человекприрода».
Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ». Основные
теоретические сведения Характеристика профессий типа «человек - художественный
образ» ПВК профессий типа «человек – художественный образ ». Анализ характеристик
профессий различных подтипов типа «человек- художественный образ».
Тема 8. Концепция индивидуальности Голланда – 1 час.
Самооценка, ее роль в жизни. Основные теоретические сведения. Сформировать у
учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека
(общение, здоровье, профессиональный выбор).
Тема 9. Правила выбора профессии – 1 час.
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные
способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Основные
теоретические сведения. Понятия «специальные способности», «профессиональная
пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их
сущность. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Основные
теоретические сведения Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник»,
«социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Компоненты и субъекты
рынка труда. Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных
профессий.
Тема 10. Ошибки и затруднения при выборе профессии – 1 час.
Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после
просмотра. Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!». Выбор
профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо».
Основные теоретические сведения Взаимосвязь содержания «хочу» - «могу» - «надо» и их
роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний
(«хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка
труда («надо»).
Раздел 3. Профессиограмма (4ч.)
Тема 11. Профессии моих родных. Кем работают мои родители?– 1 час.
Пресс-конференция с родителями и учителями школы по теме, составление учащимися в
группах памятки «Профессии в моей семье».
Тема 12. Схема анализа профессий, разработанная Н.С. Пряжниковым – 1 час.
Парная работа учащихся по классификации профессий по предмету труда, по целям труда,
по орудиям труда, по условиям труда. Знакомство с профессиограммами.

Тема 13. Что такое профессиограмма? - 1 час.
Типы профессий. Матрица выбора профессий Основные теоретические сведения Типы
профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессий. Матрица выбора профессии.
Выявление профессиональных предпочтений учащихся.
Тема 14. В каких учебных заведениях можно получить профессию? - 1 час.
Изучение интернет-сайтов с ведущими ссузами и вузами. Составление списка
ранжированных вузов по степени привлекательности в конкретной деятельности.
Раздел 4. Выбор профессии (10 ч.)
Тема 15. На работу устраиваемся по правилам.- 1час.
Деловая игра «Приѐм на работу» Проведение викторины на знание и выбор профессии.
Составление синквейна учащимися на тему «Моя любимая профессия».
Тема 16. «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). - 1 час.
Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.
Рекомендации по выбору профессии. Основные теоретические сведения Мотивационные
факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору
профессии.
Тема 17. Сочинение – рассуждение « Самая нужная профессия» - 1 час
Приглашение и беседа с врачом-педиатром и библиотекарем. Конструктивный диалог
учащихся с приглашенными гостями, возможность более глубокого погружения в данные
профессии учащимися, возможность задать интересующие детей вопросы и получить на
них профессиональные ответы.
Тема 18. Как готовить себя к будущей профессии? – 1 час
Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Основные теоретические
сведения Перспективы изменения мира профессий. Развивающие процедуры. Деловая
игра «Малое предприятие». Практическая работа. Определение изменений состава
профессий на одном из предприятий за последние пять лет.
Тема 19. Исследование « Необычная творческая профессия» - 1 час.
Какие творческие профессии существуют в нашем городе. Где учатся художники, актѐры,
журналисты. От чего зависит выбор профессии? Что такое темперамент? Опросник.
Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл, Дисней Уолт, Шанель
Коко, Федоров Святослав Николаевич. Выбор будущей профессиональной сферы.
Известные люди региона.
Тема 20. Исследование современных профессий « … - это призвание!» - 1 час.
«Я – это…». Выявление самооценки и планирование своего будущего. «Выбираю»: выбор
профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо».
Подготовка учащимися проекта «Я бы смог стать…».
Тема 21. Рабочие профессии и карьера – 1 час.

Понятие карьеры. Виды карьеры. Основные теоретические сведения Построение карьеры
по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного
самообразования и профессионального совершенствования. Построение и обоснование
учащимися вариантов будущей карьеры. Профессиональный рост. Основные
теоретические сведения Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры.
Тема 22. Жизненно важная профессия. Факторы здоровья при выборе профессии. - 1 час.
Медицинские противопоказания при выборе профессии. «Анкета здоровья». Приглашение
и беседа со школьной медицинской сестрой.
Тема 23. Профессия, охраняющая общественный порядок.- 1 час.
Виды профессий правоохранительных органов: полиция. Встреча с представителями
правоохранительных органов, беседа, интервью. Просмотр видео фрагментов из
кинофильмов о работе правоохранительных органов.
Тема 24. Встреча с интересной личностью. - 1 час.
Организация встречи и беседы с выпускниками школы. Беседа и рассказ о том, какие
профессии они освоили, кем они сейчас работают, где учились.
Раздел 5. Рабочие профессии (6 ч.)
Тема 25. Великие личности нашей страны и путь их становления. -1 час.
Психологический портрет великой личности. Ролевая игра ―Встреча через 10 лет.
Тема 26. Коллаж «Мои родители хотят, чтобы я был похож на…» - 1 час.
Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения
целей. Внешние и внутренние условия достижения целей. Запасные варианты, пути их
достижения. Как получить хорошую работу в современной России.
Тема 27. Игра: «Если бы я был президентом…» - 1 час.
Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на
собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).
Тема 28. Экскурсия на ПНТЗ г.Первоуральска (музей). - 1 час.
Какие были профессии и какие сейчас востребованные профессии в нашем городе.
Перечень профессий завода.
Тема 29. Отчет о посещении предприятий. Мои впечатления. - 1 час.
Выводы о понятии «образовательная карта». Информация о средних профессиональных и
среднетехнических училищах, высших учебных заведениях. Основные понятия о рынке
труда и учебных мест. Узнают об основных работодателях на территории Приморского
района.
Тема 30. Подготовка к пресс- конференции. «Представим, что я…» - 1 час.

Научить подростков выделять важные вопросы, необходимые для выбора будущей
профессии (Кто я? Чего хочу? Что могу?). Развивать способность адекватно оценивать
свои сильные и слабые стороны.
Раздел 6. Где учится? (4ч.)
Тема 31. Итоговая пресс-конференция «Мир профессий» - 1 час.
Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия
решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути.
Алгоритм принятия решения
Тема 32. Творческий проект "Моя будущая профессия" - 1 час.
Совместная разработка плана проекта «Моя будущая профессия». Обсуждение в группах
наиболее успешного плана и возможности его реализации.
Тема 33. Творческий проект "Моя будущая профессия" - 1 час.
Презентация проектов учащимися «Моя будущая профессия». Дискуссия между ними по
разработанным проектам.
Тема 34-35. Итоговое занятие. «Выставка профессий» - 1 час.
Организация теоретического
направлению профессии.

материала

в

форме

мини-презентации

по

одному

Методическое обеспечение рабочей программы:
В программе используются авторские презентации, тесты к занятиям, учебные,
документальные фильмы. Теоретические занятия проводятся преимущественно с
использованием словесных методов, подкрепленных наглядными материалами и видео
или организованны в виде семинара, на котором обсуждаются и закрепляются основные
темы.
Раздел 1. Введение Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни
человека.
Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать: определение понятия «личный профессиональный план»; роль
профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь: обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
называть основные элементы структуры личного профессионального плана; называть
основные проблемы, возникающие при выборе профессии; составлять личный
профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление: о смысле и значении труда в жизни человека и
общества.
Раздел 2. Профессиональные интересы и склонности. определение понятий
«воображение». способности. Виды способностей: общие и специальные. условия
развития способностей.

Учащиеся должны знать: определения понятий «память», «внимание»; виды памяти и
внимания; определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление»,
«воображение»; определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера»,
«интеллект»; виды мышления; формы логического мышления: понятие, суждение,
умозаключение;
Учащиеся должны уметь: указывать отличительные особенности различных видов
памяти; определять особенности своей памяти; перечислять основные приемы и методы
запоминания; перечислять основные качества и виды внимания; объяснять, чем различные
виды внимания отличаются друг от друга;
Раздел 3. Профессиограмма Самоопределение. Профессиональное самоопределение.
Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности.
Учащиеся должны знать: определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»,
«характер», «самооценка»; типы нервной системы; типы темперамента; определение
понятия «потребности»; виды потребностей; особенности делового общения; определение
понятия «конфликт»; пути предотвращения и разрешения конфликтов; понятий
«самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация»,
«потребность».
Учащиеся должны уметь: выявлять свой ведущий тип темперамента; определять наиболее
типичные черты своего характера; исследовать формы проявления характера;
Раздел 4. Выбор профессии Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы
профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек –
знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».
Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать: определения понятий «профессия», «специальность»,
«специализация», «квалификация», «классификация профессий», «цели труда», «орудия
труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности»,
«подтипы профессий», «профессионально важные качества»; подтипы профессий в сфере
«человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек –
природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания
деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной
сфере.
Учащиеся должны уметь: называть этапы профессионального самоопределения и
соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии; приводить примеры и
указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий
(«человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек –
природа», «человек – художественный образ»); выявлять тип своей будущей профессии;
определять свои профессиональные предпочтения; выделять подтипы профессий
рассматриваемого типа («человек – человек»,

Раздел 5. Рабочие профессии
Учащиеся должны знать: Определения понятий «интересы», «склонности»,
«способности», «специальные способности», «профпригодность», «рынок труда»,
«работодатель», «работник». виды профпригодности; компоненты и субъекты рынка
труда.
Учащиеся должны уметь: выявлять собственные интересы и склонности в
профессиональной сфере деятельности; делать вывод о необходимости соотносить свои
желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями
рынка труда («надо»); называть мотивационные факторы выбора профессии; называть
ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии; перечислять основания,
по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление: о важности решения проблемы выбора
профессии.
Раздел 6. Где учиться? Подготовка к будущей карьере Понятие карьеры. Виды карьеры.
Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Необходимость постоянного
самообразования и профессионального совершенствования.
Учащиеся должны знать: определения понятий «карьера», «вертикальная карьера»,
«горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка
карьеры».
Учащиеся должны уметь: указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на
самооценку человека; определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление: о необходимости постоянного самообразования
и профессионального совершенствования.
Календарный учебный график
Год обучения

2020-2021

Дата начала
обучения по
программе
10 сентября
2020

Дата
окончания
обучения по
программе

Всего учебных
недель

Количество
учебных часов

31 мая 2021

34

1 час

Учебно-тематический план
№
п/п

Тема

Раздел 1. Мир профессий
1.

Введение. Знакомство

Количество
часов
4
1

Дата

Фактически

2.

Мои личные
профессиональные планы

1

3.

Ценностные ориентации

1

4.

Самооценка и уровень
притязаний

1

Раздел 2. Профессиональные
интересы и склонности

6

5.

Интересы и склонности в
выборе профессии

1

6.

Классификация профессий
по Климову.

1

7.

Отвечаем на вопросник
Климова.

1

8.

Концепция
индивидуальности Голланда.

1

9.

Правила выбора профессии.

1

10.

Ошибки и затруднения при
выборе профессии.

1

Раздел 3. Профессиограмма

4

11.

Профессии моих родных

1

12.

Схема анализа профессий,
разработанная Н.С.
Пряжниковым.

1

13.

Что такое профессиограмма?

1

14.

В каких учебных заведениях
можно получить профессию?

1

4

Раздел 4. Выбор профессии

10

15.

На работу устраиваемся по
правилам.

1

16.

Секреты выбора профессии.

1

17.

Сочинение-рассуждение.
Самая нужная профессия.

1

18.

Как готовить себя к будущей
профессии?

1

3

Тест

Сочинениерассуждение

19.

Исследование «Необычная
творческая профессия».

1

20.

Исследование современных
профессий.

1

21.

Рабочие профессии и
карьера.

1

22.

Факторы здоровья при
выборе профессии.

1

23.

Профессия, охраняющая
общественный порядок.

1

24.

Встреча с интересной
личностью.

1

Раздел 5. Рабочие
профессии

6

25.

Великие личности нашей
страны и путь их
становления.

1

26.

Коллаж. Мои родители
хотят, чтобы я был похож
на...

1

27.

Игра. Если бы я был
президентом...

1

Игра

28.

Экскурсия на ПНТЗ
г. Первоуральска (музей)

1

Экскурсии

29.

Мои впечатления. Отчет.

1

30.

Подготовка к прессконференции. Представим,
что я...

1

Раздел 6. Где учиться?

4

31.

Итоговая прессконференция. Мир
профессий.

1

Пресс-конференция

32.

Творческий проект. Моя
будущая профессия.
Разработка плана.

1

Творческий проект

33.

Творческий проект. Моя

1

5

6

1

Презентация

будущая профессия.
34.

Итоговое занятие. Выставка
профессий.
Всего:

2
35

Результаты освоения программы
Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

- формировании у детей организация на занятии
мотивации к обучению, о парно-групповой работы
помощи
им
в
самоорганизации
и
саморазвитии. - развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического и творческого
мышления.

Регулятивные

учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом учебном
материале в сотрудничестве
с учителем; планировать
свое
действие
в
соответствии
с
поставленной задачей и
условиями ее реализации, в
том числе во внутреннем
плане
осуществлять
итоговый и пошаговый
анализ деятельности по
результату;

- в сотрудничестве с
учителем ставить новые
учебные
задачи;
преобразовывать
практическую
задачу
в
познавательную; - проявлять
познавательную инициативу
в учебном сотрудничестве

Познавательные

умения учиться: навыках
решения творческих задач и
навыках поиска, анализа и
интерпретации информации.
добывать
необходимые
знания и с их помощью

осуществлять расширенный
поиск
информации
с
использованием
ресурсов
библиотек и Интернета

проделывать
конкретную
работу. осуществлять поиск
необходимой информации
для выполнения учебных
заданий с использованием
учебной
литературы;
осуществлять
анализ
объектов с выделением
существенных
и
несущественных признаков.
Коммуникативные

-учиться

выполнять
различные роли в группе
(лидера,
исполнителя,
критика);
умение
координировать свои усилия
с усилиями других.; формулировать собственное
мнение и позицию; договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности, в
том числе в ситуации
столкновения интересов; задавать
вопросы;
допускать
возможность
существования у людей
различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с
его
собственной,
и
ориентироваться
на
позицию
партнера
в
общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения
и стремиться к координации
различных
позиций
в
сотрудничестве

- учитывать разные мнения
и интересы и обосновывать
собственную позицию; понимать относительность
мнений и подходов к
решению
проблемы;
аргументировать
свою
позицию и координировать
ее с позициями партнеров в
сотрудничестве
при
выработке общего решения
в совместной деятельности.

Контроль уровня обученности Специфика задач курса исключает обращение к
традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения
следует оценивать по показателям сформированности умений целеполагания,
планирования путей достижения цели, умений принимать решения в проблемной
ситуации, анализируя и сравнивая разные точки зрения, сформированности готовности к
самообразованию и самовоспитанию, потребности в самовыражении и самореализации,
социальном признании. Тестирование, защита проекта «Моя будущая профессия».

Список литературы
Литература основная:
1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/
под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
2. Голуб, Г. Б., Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и
проведению / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература»,
Издательский дом «Фдоров», 2006. – 160 с.
3. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения
для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. –
2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
Литература дополнительная:
«Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
1. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6 4.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс,
1996.
3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11
классы). — М.: ВАКО, 2005.
4. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, М.,
2006.
5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005.
6. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред.
В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007. 17
7. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО Этрол, ООО ИКТЦ ЛАДА, 2005.
8. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к
экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и
школьных психологов / Под науч. ред. Л.А.Обуховой.- М.: «Вако», 2005.
9. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.
М.: ВЛАДОС пресс, 2001.
10. Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11
классов). М.: «Вако», 2005.
11. Столяренко Л.Д. Психодиагностика
учреждениях. Ростов/нД: «Феникс», 2005.

и

профориентация

в

образовательных

12. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: «Просвещение», 1991.
13. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Витапресс, 2007.

14. Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и
профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое
руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005
Для обучающихся:
1. Голуб, Г. Б., Дневник предпрофильной подготовки. 9 класс / Под ред. проф. Е. Я.
Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фдоров»,
2006. – 64 с.
2. Зуева, Ф. А., Предпрофильная подготовка: Основы профессионального
самоопределения: Учеб. Пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. / Ф. А. Зуева.
– Челябинск: Взгляд, 2006. – 47 с.
3. Павлова Т. Л., Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие
профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
4. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.:
Генезис, 2005. – 140 с. 18
5. Резапкина, Г. В., Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005. – 124 с.
6. Резапкина Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения
для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис - 80с.
7. Твоя профессиональная карьера: учеб.для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / П. С.
Лернер, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.; под ред. С. Н. Чистяковой. – 4-е изд. –
М.: Просвещение, 2007. – 159 с.
Электронные ресурсы:
www.moeobrazovanie.ru Профориентация школьников. Уроки по профориетации.
1.Урок по профориентации; Автор: Алла Якимова; «Экскурс в профессию»
2.Классный час; Автор: Алла Якимова ; «Экскурс в профессию»
3.Профориентационный урок "Экскурс в мир профессий" Фестиваль профессий, 8 класс;
Автор: Лариса Шустрова; Форма проведения: фестиваль профессий.
Презентации по профориентации:
1. PPt4WEB.ru Вернисаж профессий»;
2. http://www.myshareПрофориентация. Как правильно выбрать профессию?»;
3. Prezentacii.com Такие разные профессии»;
4. Электронные варианты тестов и тестовых методик по темам курса.
5. Презентации по профориетации: nsportai.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».