МАОУ "СОШ № 22" 2021.07.28 12:51:02+05'00' Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Я в мире профессии» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Концепция дополнительного образования детей (утверждено распоряжением Правительства Р.Ф. от 4 09.2014 г. № 1726-р; 3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821- 10 и изменений №3 от 29.04.2015. 4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Актуальность данной программы обусловлена важным вопросом, который беспокоит подростка о выборе профессии и является одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Выбор профессионального пути это выстраивание маршрута, планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. «профессиональном старте». Процесс И речь идет о профессионального самом его начале – самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора помогает профориентация. Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших задач работы на занятиях. Программа «Я в мире профессии» помогает наметить ориентиры, сформировать адекватное представление обучающихся о своем профессиональном потенциале, получить знания о мире профессий, ознакомиться со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии. Программа не зависит от уровня сформированности знаний о будущей профессиональной деятельности. Данная программа является модифицированной. Согласно ФГОС основного общего образования учащийся должен быть готов к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. Таким образом, необходимо быть готовым к профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение, выбор профессии во многом определяют весь жизненный путь человека, поэтому вопрос о научном понимании процесса выбора профессии приобретает все большее значение и актуальность. Рабочая программа составлена на основе программы Резапкиной Г. В., «Я и моя профессия»: Программы профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с. Новизна программы. Программа является вариативной, преподаватель может сам менять соотношение пропорций разделов, как для всего коллектива, так и для каждого из его участников в зависимости от возраста детей, их развития, навыков, знаний, интереса к конкретному разделу занятий. Методологические основы программы проблемы выбора профессии, профессионального самоопределения и становления затрагивались во множестве теоретических и практических исследований, ведь от правильного выбора профессии во многом зависит успешность и продуктивность профессиональной деятельности в дальнейшем, реализация личностных потенциалов и, в результате, удовлетворенность человека своей жизнью. Программа «Я в мире профессии» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Цель программы: формирование у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. Задачи программы: Обучающие: - обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям; - обучить планированию профессиональной карьеры. Развивающие: - помочь раскрыть психологические особенности своей личности; - расширить знания о мире профессий. Воспитательные: - воспитать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий; - сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях. Особенности данной формы проведения занятий: - работа в малых группах; групповые дискуссии; - проектная деятельность учащихся; - встречи с представителями различных профессий; - ролевые игры; - тренинги; - беседы; Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии. трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, школе. исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме. Учащиеся должны иметь представления: - о смысле и значении труда в жизни человека и общества; - о современных формах и методах организации труда; - о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; - о предпринимательстве; - о рынке труда. Учащиеся должны уметь: - соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; - составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; - использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; - анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; - пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. Сроки реализации: Программа рассчитана на один год - 35 часов. 1 час в неделю по 40 минут. Учебный план № п/п Тема Раздел 1. Мир профессий Количество часов Всего Теория Практика 4 3 1 1. Введение. Знакомство 1 1 - 2. Мои личные профессиональные 1 1 - Формы контроля планы 3. Ценностные ориентации 1 1 - 4. Самооценка и уровень притязаний 1 - 1 Раздел 2. Профессиональные интересы и склонности 6 5 1 5. Интересы и склонности в выборе профессии 1 1 6. Классификация профессий по Климову. 1 1 7. Отвечаем на вопросник Климова. 1 - 8. Концепция индивидуальности Голланда. 1 1 9. Правила выбора профессии. 1 1 10. Ошибки и затруднения при выборе профессии. 1 1 Раздел 3. Профессиограмма 4 4 - 11. Профессии моих родных 1 1 - 12. Схема анализа профессий, разработанная Н.С. Пряжниковым. 1 1 - 13. Что такое профессиограмма? 1 1 - 14. В каких учебных заведениях можно получить профессию? 1 1 - 4 Раздел 4. Выбор профессии 10 7 3 15. На работу устраиваемся по правилам. 1 1 16. Секреты выбора профессии. 1 1 17. Сочинение-рассуждение. Самая нужная профессия. 1 18. Как готовить себя к будущей профессии? 1 1 19. Исследование «Необычная творческая профессия». 1 1 3 Тест 1 1 Сочинениерассуждение 20. Исследование современных профессий. 1 1 21. Рабочие профессии и карьера. 1 1 22. Факторы здоровья при выборе профессии. 1 1 23. Профессия, охраняющая общественный порядок. 1 1 24. Встреча с интересной личностью. 1 1 Раздел 5. Рабочие профессии 6 25. Великие личности нашей страны и путь их становления. 1 1 26. Коллаж. Мои родители хотят, чтобы я был похож на... 1 1 27. Игра. Если бы я был президентом... 1 1 Игра 28. Экскурсия на ПНТЗ г. Первоуральска (музей) 1 1 Экскурсии 29. Мои впечатления. Отчет. 1 30. Подготовка к прессконференции. Представим, что я 1 Раздел 6. Где учиться? 4 3 1 31. Итоговая пресс-конференция. Мир профессий. 1 1 - Прессконференция 32. Творческий проект. Моя будущая профессия. Разработка плана. 1 1 - Творческий проект 33. Творческий проект. Моя будущая профессия. Презентация 1 1 - Презентация 34. Итоговое занятие. Выставка профессий. 2 - 2 Выставка 35 23 12 5 6 Всего: 1 1 1 Содержание учебного плана Раздел 1. Мир профессий (4ч.) Тема 1. Введение. Знакомство. Мир профессий – 1 час. 5 Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Основные теоретические сведения. Тема 2. Мои личные профессиональные планы - 1 час. Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Тема 3. Ценностные ориентации – 1 час. Основные теоретические сведения. Изучение понятий «Ценность», «Профессиональная ориентация». Внутренний мир человека и возможности его самопознания. Что такое психодиагностика, как она помогает в выборе профессии. Тема 4. Самооценка и уровень притязаний - 1 час. Знакомство и просмотр фильма ВВС «Человеческие возможности». Аналитическая беседа с учащимися по увиденному материалу. Общее представление о самооценке, памяти, ее видах, процессах. Роль памяти в различных видах профессиональной деятельности. Знакомство с приемами запоминания и возможностями развития памяти. Выполнение упражнений на развитие памяти, разучивание стихотворений и их воспроизводство на уроке (конкурс – «Кто лучше запоминает?»). Раздел 2. Профессиональные интересы и склонности (6ч.) Тема 5. Интересы и склонности в выборе профессии – 1 час. Профессиональное самоопределение. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). Основные теоретические сведения Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере. Тема 6. Классификация профессий по Климову – 1 час. Мир профессий Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы Основные теоретические сведения Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову. Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма. Тема 7. Отвечаем на вопросник Климова – 1 час. Характеристика профессий типа «Человек – человек». Основные теоретические сведения Характеристика профессий типа «человек-человек». Подтипы профессий типа «человекчеловек». Понятие «профессионально важные качества». ПВК профессий типа «человек-человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-человек». Характеристика профессий типа «Человек – техника» Основные теоретические сведения Характеристика профессий типа «человек-техника» ПВК профессий типа «человектехника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человектехника». Характеристика профессий типа «Человек – знаковая система». Основные теоретические сведения Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» ПВК профессий типа «человек - знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - знаковая система». Характеристика профессий типа «Человек – природа». Основные теоретические сведения Характеристика профессий типа «человек-природа» ПВК профессий типа «человекприрода». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человекприрода». Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ». Основные теоретические сведения Характеристика профессий типа «человек - художественный образ» ПВК профессий типа «человек – художественный образ ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек- художественный образ». Тема 8. Концепция индивидуальности Голланда – 1 час. Самооценка, ее роль в жизни. Основные теоретические сведения. Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор). Тема 9. Правила выбора профессии – 1 час. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Основные теоретические сведения. Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Основные теоретические сведения Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда. Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий. Тема 10. Ошибки и затруднения при выборе профессии – 1 час. Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после просмотра. Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!». Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Основные теоретические сведения Взаимосвязь содержания «хочу» - «могу» - «надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»). Раздел 3. Профессиограмма (4ч.) Тема 11. Профессии моих родных. Кем работают мои родители?– 1 час. Пресс-конференция с родителями и учителями школы по теме, составление учащимися в группах памятки «Профессии в моей семье». Тема 12. Схема анализа профессий, разработанная Н.С. Пряжниковым – 1 час. Парная работа учащихся по классификации профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. Знакомство с профессиограммами. Тема 13. Что такое профессиограмма? - 1 час. Типы профессий. Матрица выбора профессий Основные теоретические сведения Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессий. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся. Тема 14. В каких учебных заведениях можно получить профессию? - 1 час. Изучение интернет-сайтов с ведущими ссузами и вузами. Составление списка ранжированных вузов по степени привлекательности в конкретной деятельности. Раздел 4. Выбор профессии (10 ч.) Тема 15. На работу устраиваемся по правилам.- 1час. Деловая игра «Приѐм на работу» Проведение викторины на знание и выбор профессии. Составление синквейна учащимися на тему «Моя любимая профессия». Тема 16. «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). - 1 час. Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. Основные теоретические сведения Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. Тема 17. Сочинение – рассуждение « Самая нужная профессия» - 1 час Приглашение и беседа с врачом-педиатром и библиотекарем. Конструктивный диалог учащихся с приглашенными гостями, возможность более глубокого погружения в данные профессии учащимися, возможность задать интересующие детей вопросы и получить на них профессиональные ответы. Тема 18. Как готовить себя к будущей профессии? – 1 час Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Основные теоретические сведения Перспективы изменения мира профессий. Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие». Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет. Тема 19. Исследование « Необычная творческая профессия» - 1 час. Какие творческие профессии существуют в нашем городе. Где учатся художники, актѐры, журналисты. От чего зависит выбор профессии? Что такое темперамент? Опросник. Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл, Дисней Уолт, Шанель Коко, Федоров Святослав Николаевич. Выбор будущей профессиональной сферы. Известные люди региона. Тема 20. Исследование современных профессий « … - это призвание!» - 1 час. «Я – это…». Выявление самооценки и планирование своего будущего. «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Подготовка учащимися проекта «Я бы смог стать…». Тема 21. Рабочие профессии и карьера – 1 час. Понятие карьеры. Виды карьеры. Основные теоретические сведения Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры. Профессиональный рост. Основные теоретические сведения Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Тема 22. Жизненно важная профессия. Факторы здоровья при выборе профессии. - 1 час. Медицинские противопоказания при выборе профессии. «Анкета здоровья». Приглашение и беседа со школьной медицинской сестрой. Тема 23. Профессия, охраняющая общественный порядок.- 1 час. Виды профессий правоохранительных органов: полиция. Встреча с представителями правоохранительных органов, беседа, интервью. Просмотр видео фрагментов из кинофильмов о работе правоохранительных органов. Тема 24. Встреча с интересной личностью. - 1 час. Организация встречи и беседы с выпускниками школы. Беседа и рассказ о том, какие профессии они освоили, кем они сейчас работают, где учились. Раздел 5. Рабочие профессии (6 ч.) Тема 25. Великие личности нашей страны и путь их становления. -1 час. Психологический портрет великой личности. Ролевая игра ―Встреча через 10 лет. Тема 26. Коллаж «Мои родители хотят, чтобы я был похож на…» - 1 час. Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей. Запасные варианты, пути их достижения. Как получить хорошую работу в современной России. Тема 27. Игра: «Если бы я был президентом…» - 1 час. Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра). Тема 28. Экскурсия на ПНТЗ г.Первоуральска (музей). - 1 час. Какие были профессии и какие сейчас востребованные профессии в нашем городе. Перечень профессий завода. Тема 29. Отчет о посещении предприятий. Мои впечатления. - 1 час. Выводы о понятии «образовательная карта». Информация о средних профессиональных и среднетехнических училищах, высших учебных заведениях. Основные понятия о рынке труда и учебных мест. Узнают об основных работодателях на территории Приморского района. Тема 30. Подготовка к пресс- конференции. «Представим, что я…» - 1 час. Научить подростков выделять важные вопросы, необходимые для выбора будущей профессии (Кто я? Чего хочу? Что могу?). Развивать способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны. Раздел 6. Где учится? (4ч.) Тема 31. Итоговая пресс-конференция «Мир профессий» - 1 час. Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути. Алгоритм принятия решения Тема 32. Творческий проект "Моя будущая профессия" - 1 час. Совместная разработка плана проекта «Моя будущая профессия». Обсуждение в группах наиболее успешного плана и возможности его реализации. Тема 33. Творческий проект "Моя будущая профессия" - 1 час. Презентация проектов учащимися «Моя будущая профессия». Дискуссия между ними по разработанным проектам. Тема 34-35. Итоговое занятие. «Выставка профессий» - 1 час. Организация теоретического направлению профессии. материала в форме мини-презентации по одному Методическое обеспечение рабочей программы: В программе используются авторские презентации, тесты к занятиям, учебные, документальные фильмы. Теоретические занятия проводятся преимущественно с использованием словесных методов, подкрепленных наглядными материалами и видео или организованны в виде семинара, на котором обсуждаются и закрепляются основные темы. Раздел 1. Введение Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Учащиеся должны знать: определение понятия «личный профессиональный план»; роль профессионального самоопределения в жизни человека. Учащиеся должны уметь: обосновывать важность выбора профессии в жизни человека; называть основные элементы структуры личного профессионального плана; называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии; составлять личный профессиональный план. Учащиеся должны иметь представление: о смысле и значении труда в жизни человека и общества. Раздел 2. Профессиональные интересы и склонности. определение понятий «воображение». способности. Виды способностей: общие и специальные. условия развития способностей. Учащиеся должны знать: определения понятий «память», «внимание»; виды памяти и внимания; определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»; определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»; виды мышления; формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение; Учащиеся должны уметь: указывать отличительные особенности различных видов памяти; определять особенности своей памяти; перечислять основные приемы и методы запоминания; перечислять основные качества и виды внимания; объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга; Раздел 3. Профессиограмма Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Учащиеся должны знать: определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»; типы нервной системы; типы темперамента; определение понятия «потребности»; виды потребностей; особенности делового общения; определение понятия «конфликт»; пути предотвращения и разрешения конфликтов; понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность». Учащиеся должны уметь: выявлять свой ведущий тип темперамента; определять наиболее типичные черты своего характера; исследовать формы проявления характера; Раздел 4. Выбор профессии Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК). Учащиеся должны знать: определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»; подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере. Учащиеся должны уметь: называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии; приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»); выявлять тип своей будущей профессии; определять свои профессиональные предпочтения; выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», Раздел 5. Рабочие профессии Учащиеся должны знать: Определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «рынок труда», «работодатель», «работник». виды профпригодности; компоненты и субъекты рынка труда. Учащиеся должны уметь: выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности; делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»); называть мотивационные факторы выбора профессии; называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии; перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии. Учащиеся должны иметь представление: о важности решения проблемы выбора профессии. Раздел 6. Где учиться? Подготовка к будущей карьере Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Учащиеся должны знать: определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры». Учащиеся должны уметь: указывать отличительные признаки различных видов карьеры; высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека; определять цели собственной будущей карьеры. Учащиеся должны иметь представление: о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Календарный учебный график Год обучения 2020-2021 Дата начала обучения по программе 10 сентября 2020 Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных часов 31 мая 2021 34 1 час Учебно-тематический план № п/п Тема Раздел 1. Мир профессий 1. Введение. Знакомство Количество часов 4 1 Дата Фактически 2. Мои личные профессиональные планы 1 3. Ценностные ориентации 1 4. Самооценка и уровень притязаний 1 Раздел 2. Профессиональные интересы и склонности 6 5. Интересы и склонности в выборе профессии 1 6. Классификация профессий по Климову. 1 7. Отвечаем на вопросник Климова. 1 8. Концепция индивидуальности Голланда. 1 9. Правила выбора профессии. 1 10. Ошибки и затруднения при выборе профессии. 1 Раздел 3. Профессиограмма 4 11. Профессии моих родных 1 12. Схема анализа профессий, разработанная Н.С. Пряжниковым. 1 13. Что такое профессиограмма? 1 14. В каких учебных заведениях можно получить профессию? 1 4 Раздел 4. Выбор профессии 10 15. На работу устраиваемся по правилам. 1 16. Секреты выбора профессии. 1 17. Сочинение-рассуждение. Самая нужная профессия. 1 18. Как готовить себя к будущей профессии? 1 3 Тест Сочинениерассуждение 19. Исследование «Необычная творческая профессия». 1 20. Исследование современных профессий. 1 21. Рабочие профессии и карьера. 1 22. Факторы здоровья при выборе профессии. 1 23. Профессия, охраняющая общественный порядок. 1 24. Встреча с интересной личностью. 1 Раздел 5. Рабочие профессии 6 25. Великие личности нашей страны и путь их становления. 1 26. Коллаж. Мои родители хотят, чтобы я был похож на... 1 27. Игра. Если бы я был президентом... 1 Игра 28. Экскурсия на ПНТЗ г. Первоуральска (музей) 1 Экскурсии 29. Мои впечатления. Отчет. 1 30. Подготовка к прессконференции. Представим, что я... 1 Раздел 6. Где учиться? 4 31. Итоговая прессконференция. Мир профессий. 1 Пресс-конференция 32. Творческий проект. Моя будущая профессия. Разработка плана. 1 Творческий проект 33. Творческий проект. Моя 1 5 6 1 Презентация будущая профессия. 34. Итоговое занятие. Выставка профессий. Всего: 2 35 Результаты освоения программы Результаты Формируемые умения Средства формирования Личностные - формировании у детей организация на занятии мотивации к обучению, о парно-групповой работы помощи им в самоорганизации и саморазвитии. - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый анализ деятельности по результату; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других.; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Контроль уровня обученности Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности умений целеполагания, планирования путей достижения цели, умений принимать решения в проблемной ситуации, анализируя и сравнивая разные точки зрения, сформированности готовности к самообразованию и самовоспитанию, потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании. Тестирование, защита проекта «Моя будущая профессия». Список литературы Литература основная: 1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007. 2. Голуб, Г. Б., Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фдоров», 2006. – 160 с. 3. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с. Литература дополнительная: «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004. 1. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6 4. 2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005. 4. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, М., 2006. 5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005. 6. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007. 17 7. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО Этрол, ООО ИКТЦ ЛАДА, 2005. 8. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А.Обуховой.- М.: «Вако», 2005. 9. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001. 10. Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). М.: «Вако», 2005. 11. Столяренко Л.Д. Психодиагностика учреждениях. Ростов/нД: «Феникс», 2005. и профориентация в образовательных 12. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: «Просвещение», 1991. 13. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Витапресс, 2007. 14. Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005 Для обучающихся: 1. Голуб, Г. Б., Дневник предпрофильной подготовки. 9 класс / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фдоров», 2006. – 64 с. 2. Зуева, Ф. А., Предпрофильная подготовка: Основы профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. / Ф. А. Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 47 с. 3. Павлова Т. Л., Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. 4. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с. 18 5. Резапкина, Г. В., Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005. – 124 с. 6. Резапкина Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис - 80с. 7. Твоя профессиональная карьера: учеб.для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.; под ред. С. Н. Чистяковой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 159 с. Электронные ресурсы: www.moeobrazovanie.ru Профориентация школьников. Уроки по профориетации. 1.Урок по профориентации; Автор: Алла Якимова; «Экскурс в профессию» 2.Классный час; Автор: Алла Якимова ; «Экскурс в профессию» 3.Профориентационный урок "Экскурс в мир профессий" Фестиваль профессий, 8 класс; Автор: Лариса Шустрова; Форма проведения: фестиваль профессий. Презентации по профориентации: 1. PPt4WEB.ru Вернисаж профессий»; 2. http://www.myshareПрофориентация. Как правильно выбрать профессию?»; 3. Prezentacii.com Такие разные профессии»; 4. Электронные варианты тестов и тестовых методик по темам курса. 5. Презентации по профориетации: nsportai.ru